Практическая психология сегодня 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическая психология сегодня



Три обстоятельства свидетельствуют о том, что престиж практической

психологии в последние годы вырос и укрепился.

1.Заинтересованное и уважительное отношение к этой области «власть и

деньги имущих». Социальные институты и организации различных уровней

все чаще и настойчивее обращаются к поиску социально-психологических ре-

зервов совершенствования своей деятельности. Сейчас мало кого удивит

встреча с психологом в рекламном агенстве, банке, государственном комите-

те. Психологические проблемы не являются главными проблемами общества,

но “психологическая чувствительность” общества значительно возросла.

2.Сами профессиональные психологи в новых условиях пересмотрели

свое отношение к практике. Психологи-теоретики признают, что развитие и

существование той или иной фундаментальной отрасли психологии во

многом предопределено значительным увеличением доли практических

разработок. В настоящее время в нашей стране заметен большой разрыв

между объемом разработок фундаментальной науки и их практическим

применением. Хотя психология, как наука, должна в первую очередь решать

задачи и цели, которые ставит перед ней сама жизнь.

3.Сегодня несомненно позитивное отношение в целом интеллигенции к


практической


психологии.


Значительно


расширился


круг


лиц,


профессиональноя подготовка которых включает знакомство с основами


психологии.


В


средствах


массовой


информации


появились


“психологизированные ” рубрики.

Из этого можно сделать вывод, что в обществе назрела необходимость в

психологическом знании, причем, доступном широким массам, т.е. появилась

потребность в практической психологии.

В чем суть и особенности практической психологии? 

Практическаяпсихология в наиболее распространенном понимании

представляет собой психологическое обеспечение различных социальных

сфер – здравохранения,                 образования, производства, спорта, права       и                     др.            Так

понимаемая практическая психология представлена совокупностью   отраслей

психологии, получивших свое название в соответствии с той сферой, в кото-

рую они включены. Таким образом, одно из определений практической пси-

хологии – это понимание ее как прикладной дисциплины.

Особенностью прикладных отраслей психологии является их ориента-

ция на академическую  исследовательскую  психологию  естественно-

научногого типа. Прикладные отрасли психологии заимствуют у академиче-

ской психологии объективно-научные методы.



19

 

Другое понимание практическойпсихологии связано с трактовкой ее

как особой психологической практики. Психология здесь не включается в

существующие сферы практической деятельности, а создает особую сферу

психологических услуг. Иначе говоря, психология формирует свою собствен-

ную психологическую практику.

Практическая психология как психологическая практика ориентирована

не на исследование психики, сознания, а на работу с психикой, сознанием; на

способы воздействия психолога на сознание другого человека, на систему его

представлений о мире других, самом себе, на его ценностные ориентации, на

формы общения, характер взаимоотношений.

И тогда в практической психологии непригодны методы академической

науки. Здесь нужны методы не исследования психической реальности, а

практической работы с этой реальностью.

Так как основой психологической практики является то, что человек в

ней предстает целостно, в единстве своих специфических процессов, качеств,

способностей, психолог-практик вынужден использовать совокупность раз-

личных методов, сложившихся в разных школах и направлениях психотера-

певтической практики.

Во вступительной статье к книге К.Рудестама “Групповая психотерапия”

Л.А.Петровская  пишет: ”Если      же обратиться к ситуации  оказания

психологической помощи, то здесь человек предстает перед психологом

целостно, в единстве своего поведения, когниций, мотивации и т.д. Это

предъявляет особые требования к психологической компетенции практика.

Он не может ограничиваться строгими рамками одного подхода. И дело здесь

не в методологической беспринципности.  Психолог здесь объективно

нуждается в задействовании комплекса подходов и средств. Возможный

выход – в обращении ко всему накопленному, но достаточно разрозненному

потенциалу.”

Ю.М.Забродин и В.В.Новиков отмечают, что различие теоретической

(научно-исследовательской) и научно-практической психологии состоит

прежде всего в предмете и объекте обучения.

Практическая психология всегда имеет дело с реальным объектом, в ко-

тором есть все: и личностная структура, и система психических процессов,

свойств, функций. Понимание природы реального объекта при работе прак-

тического психолога должно опираться не только на определенное предмет-

ное представление, которое есть в психологической науке, но и на ту реаль-

ность, в которую включен этот реальный объект – человек. Следовательно, в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.006 с.)