Понятие о психологической помощи и задаче 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о психологической помощи и задаче



Социальный заказ на работу практического психолога связан с использо-

ванием понятия нормы. Даже цель работы практического психолога – инди-

видуальность человека _ понимается через сопоставление его с другими

людьми, как поиск своего места в мире людей, как обретение своей самобыт-

ности.

При работе с заказом на работу практический психолог  может зафикси-

ровать, на какие особенности психологической информации в большей степе-

ни ориентируется клиент, понимает ли он уникальность психологической ин-

формации. Задача психолога – вызвать переживания    клиента, основанные на


37

 

безоценочном отношении к информации, открывающем возможность ее по-

нимания, а если необходимо, то и изменения.

Для профессиональной работы необходимо опираться на представление

о задачахвзаимодействияспсихологом,которыеестьуклиента.

Анализ практики работы психологов позволяет выделить четыре типа

задач взаимодействия клиента с психологом, которые существенно отличают-

ся системой оценок, в которых клиентом воспринимается информация.

Первыйтипзадач –социальныезадачи.

Они специфичны тем, что человек оценивает свои переживания и психо-

логическую информацию о других людях, ориентируясь на социальные кри-

терии и нормы. Эти критерии обедняют жизнь человека и задача психолога

изменить систему оценок клиента, что позволит клиенту увидеть свою цель в

другом свете, расширит перспективы.

Другую категорию задач взаимодействия клиента и психолога можно

обозначить как задачиэтические. Переживания клиента ориентированы на

шкалу этических оценок: "хорошо-плохо". Формулируя свое отношение к це-

ли взаимодействия, осуществляя выбор своего отношения, он уже восприни-

мает информацию в свете этого отношения. Психологу необходимо показать

ограниченность оценочной шкалы - "плохо - хорошо", которая         не дает                                        воз-

можности клиенту анализировать динамичность психологической информа-

ции.

Третья категория задач взаимодействия клиента с психологом может

быть названа нравственнымизадачами. Они связаны с ориентацией пере-

живаний на критерий добра и зла, которые требуют осуществления нравст-

венного выбора. Эти задачи взаимодействия не имеют логического конца. Ра-

бота психолога с нравственной задачей клиента состоит в том, чтобы показать

ему условность критериев добра и зла, подвести его к сознанию тождествен-

ности этих критериев для разных людей. Отсюда и нетождественность пере-

живаний людей, основывающихся на этих критериях, а следовательно, и са-

мо ценность переживаний.

Четвертая категория задач, которые могут быть выделены во взаимодей-

ствии клиента и практического психолога – собственнопсихологическиеза-

дачи. В общем виде они характеризуются   тем, что              клиент ставит     вопрос о

значении того или иного содержания психологической информации. Специ-

фичность этих задач в том, что клиент не только демонстрирует свою систему

оценок переживаний, но и готовность ее изменять, сопоставлять разные сис-

темы оценок. Т.е. он открыт для освоения других форм поведения, оценок, а

значит способен к иным перспективам.

Большую часть клиентов составляют люди, ориентирующиеся на соци-

альные и этические задачи взаимодействия с психологом. Работа психолога

связана с тем, чтобы они переформулировали задачу взаимодействия в задачу

психологическую. Переформулировка для клиента       задачи                          взаимодействия и

есть уже шаг к оказанию ему психологической помощи.


38

 

Перед психологом встает еще один из трудных вопросов – вопрос о спо-

собах фиксации содержания психологической задачи для клиента. Выделяют

четыре модальности, позволяющие описывать для клиента его психологиче-

скую задачу: 

-я хочу,

-я могу,

-я чувствую,

-я думаю.

Используя эти модальности при сборе психологической информации,

практический психолог способствует формулированию клиентом собственно

психологической задачи взаимодействия с ним, и одновременно психолог де-

монстрирует клиенту свою профессиональную позицию.

 

 

ГЛАВА 3. Необходимость подготовки педагогов-

Психологов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.007 с.)