Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о психологической помощи и задаче
Социальный заказ на работу практического психолога связан с использо- ванием понятия нормы. Даже цель работы практического психолога – инди- видуальность человека _ понимается через сопоставление его с другими людьми, как поиск своего места в мире людей, как обретение своей самобыт- ности. При работе с заказом на работу практический психолог может зафикси- ровать, на какие особенности психологической информации в большей степе- ни ориентируется клиент, понимает ли он уникальность психологической ин- формации. Задача психолога – вызвать переживания клиента, основанные на 37
безоценочном отношении к информации, открывающем возможность ее по- нимания, а если необходимо, то и изменения. Для профессиональной работы необходимо опираться на представление о задачахвзаимодействияспсихологом,которыеестьуклиента. Анализ практики работы психологов позволяет выделить четыре типа задач взаимодействия клиента с психологом, которые существенно отличают- ся системой оценок, в которых клиентом воспринимается информация. Первыйтипзадач –социальныезадачи. Они специфичны тем, что человек оценивает свои переживания и психо- логическую информацию о других людях, ориентируясь на социальные кри- терии и нормы. Эти критерии обедняют жизнь человека и задача психолога изменить систему оценок клиента, что позволит клиенту увидеть свою цель в другом свете, расширит перспективы. Другую категорию задач взаимодействия клиента и психолога можно обозначить как задачиэтические. Переживания клиента ориентированы на шкалу этических оценок: "хорошо-плохо". Формулируя свое отношение к це- ли взаимодействия, осуществляя выбор своего отношения, он уже восприни- мает информацию в свете этого отношения. Психологу необходимо показать ограниченность оценочной шкалы - "плохо - хорошо", которая не дает воз- можности клиенту анализировать динамичность психологической информа- ции. Третья категория задач взаимодействия клиента с психологом может быть названа нравственнымизадачами. Они связаны с ориентацией пере- живаний на критерий добра и зла, которые требуют осуществления нравст-
венного выбора. Эти задачи взаимодействия не имеют логического конца. Ра- бота психолога с нравственной задачей клиента состоит в том, чтобы показать ему условность критериев добра и зла, подвести его к сознанию тождествен- ности этих критериев для разных людей. Отсюда и нетождественность пере- живаний людей, основывающихся на этих критериях, а следовательно, и са- мо ценность переживаний. Четвертая категория задач, которые могут быть выделены во взаимодей- ствии клиента и практического психолога – собственнопсихологическиеза- дачи. В общем виде они характеризуются тем, что клиент ставит вопрос о значении того или иного содержания психологической информации. Специ- фичность этих задач в том, что клиент не только демонстрирует свою систему оценок переживаний, но и готовность ее изменять, сопоставлять разные сис- темы оценок. Т.е. он открыт для освоения других форм поведения, оценок, а значит способен к иным перспективам. Большую часть клиентов составляют люди, ориентирующиеся на соци- альные и этические задачи взаимодействия с психологом. Работа психолога связана с тем, чтобы они переформулировали задачу взаимодействия в задачу психологическую. Переформулировка для клиента задачи взаимодействия и есть уже шаг к оказанию ему психологической помощи. 38
Перед психологом встает еще один из трудных вопросов – вопрос о спо- собах фиксации содержания психологической задачи для клиента. Выделяют четыре модальности, позволяющие описывать для клиента его психологиче- скую задачу: -я хочу, -я могу, -я чувствую, -я думаю. Используя эти модальности при сборе психологической информации, практический психолог способствует формулированию клиентом собственно психологической задачи взаимодействия с ним, и одновременно психолог де- монстрирует клиенту свою профессиональную позицию.
ГЛАВА 3. Необходимость подготовки педагогов- Психологов
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.007 с.) |