Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о службе психологической помощи
Психологическая служба становится необходимым компонентом систе- мы народного образования. Ее созданию последнее время уделяется много внимания. Однако существует много нерешенных вопросов, среди которых наиболее существенные следующие: что такое психологическая служба, ка- кова ее структура, каким целям она служит, что является предметом и про- дуктом психологической службы. В словаре А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского «психологическая служ- ба» определена через: содержательный компонент – практическое использо- вание психологии для решения практических задач и формальный компонент – для профессионального консультирования, целевой экспертизы, диагности- ки и т.д. Первым документом, положившим начало развитию психологической службы в вузах, школах, ПТУ и дошкольных образовательных учреждениях, было утверждено в 1990 году Приказом Гос. Комитета СССР по образованию «Положение и психологической службе в системе образования».В нем отме- чалось, что психологическаяслужба – это область специально организован- ной системы психологического обеспечения народного образования, целью 47
которого является помощь в решении задач развития личности учащихся. Но цель психологической службы не сводится только к использованию психоло- гии для решения практических задач или к помощт в развитии личности при чрезвычайноой важности этих моментов. В современных условиях развития нашего общества под психологиче- ской службой следует понимать такую специально организованную систему психологического обеспечения народного образования, которая является идеологом, организатором процесса развития личности. Психологическая служба школы или другого образовательного учреждения призвана оптими- зировать учебно-воспитательный процесс, трудовые отношения в коллективе, управление им. О роли педагога-психолога в учебном заведении мы много говорили ра- нее и из этого и следуют задачи психологической службы. Таким образом, главнымизадачами психологической службы в системе образования можно считать: - оптимизацию образовательного процесса (оказание помощи педагогам в отборе содержания и методов обучения учащихся, выбор средств индивиду-
ального подхода к ним на основе психологических знаний); - формирование развивающего образа жизни учащихся; - обеспечение личностного, интеллектуального и профессионального развития учащихся на каждом возрастном этапе; - психолого-педагогическое изучение детей и педагогов; - осуществлять профилактику и коррекцию отклонений в развитии и по- ведении детей; - проводить социально-психологическую и педагогическую реабилита- цию детей; - оказание учащимся помощи в экстремальных ситуациях; - консультирование руководителей образовательного учреждения, педа- гогов, родителей. Задачи, стоящие перед психологической службой школы, охватывает все главые аспекты обучения и воспитания, деятельности школы. Безусловно, психологическая служба в лице одного психолога не в со- стоянии их решить. Полноценная психологическая служба современной шко- лы – это структура, включающая несколько профессиональных психологов, органически связанная с другими школьными структурами (педагогическим советом, методическими кафедрами, аппаритом управления, родительским комитетом, попечительским советом и т.п.). Эта связь выражается в том, что часть психологической работы, но заданию психологов, могут выполнять пе- дагоги, руководители, родители. Таким образом, психологическая служба в школе – это не скорая помощь, а структурное подразделение, которое обеспе- чивает повышение уровня психологизации обравательного процесса, работая в тесном контакте со всеми участниками. Различают несколько типов моделейпсихологическихслужб. 48
1. Консультационный психологический пункт. В нем работает один пси- холог, который решает следующие задачи: консультации педагогов (50% ра- бочего времени), консультации родителей (15% рабочего времени), выборное изучение отдельных сторон учебно-воспитательного процесса (30% рабочего времени), разное (5% рабочего времени). 2. Служба психологического сопровождения учащихся. В ней работает несколько психологов, выполняя следующие задачи: психологическое сопро-
вождение учащихся по узловым программам (прием в 1 класс, комплектова- ние 5-х и 10-х классов, профориентация), включая диагностику и коррекцию (40% рабочего времени); психологическое исследование учебно- воспитательного процесса и коррекция содержания методов обучения (35% рабочего времени); консультативная работа (25% рабочего времени). 3. Научно-психологический центр или лаборатория. В этой структуре ра- ботают специалисты различного профиля: психологи-исследователи, психо- логи-методисты, психологи-корректоры, психотерапевты, акмеологи и др. В их задачи входят: концептуальное обеспечение развития педагогической сис- темы образовательного учреждения; психологическая работа с учащимися по комплексной программе непрерывного сопровождения; консультативная и просветительская работа с педагогами, руководителями и родителями; науч- но-психологическая работа по решению актуальных задач опытно- экспериментальной работы в школах (разработка диагностико- коррекционного комплекса индивидуальности учащихся и педагогов, психо- логическое обеспечение педагогического мониторинга, организация совмест- ной духовно-практической деятельности учащихся и педагогов). Какого типа не была бы психологическая служба, в которой работает педагог-психолог, он осуществляет практическую деятельность по следующим основным направлениям.
Психологическая диагностика Оказание помощи клиенту в этом направлении происходит через сооб- щение ему объективной психологической информации. Особенность этого направления состоит в том, что психолог несет ответственность за достовер- ность информации и форму ее сообщения клиенту. Клиент же сам вырабаты- вает отношение к этой информации и сам принимает решение о ее использо- вании. В русле работы психолога в образовательном учреждении, это направле- ние определяется ориентацией педагога-психолога на углубленное психоло- го-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошколь- ного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, опреде- ление причин нарушений в воспитании и обучении. Диагностическая работа может проводиться с отдельными детьми и группами детей. Педагог-психолог решает следующие задачи: 49
1.Проводит психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормати- вам. 2.Проводит изучение особенностей детей, их интересов, способностей с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе учебной и воспита- тельной работы, помощи в профессиональном и личностном самоопределе- нии. 3.Проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляет психологические причины нарушений общения. 4.Совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляет дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом раз- витии.
Психологическая коррекция Это направление предполагает организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности в соответствии с возрастными нормами психического развития. Психолог работает с такими понятиями как
возрастная норма освоения какого-то вида деятельности и индивидуальный темп ее освоения. Содержание психологической помощи состоит в том, что для клиента разрабатывается индивидуальная программа усвоения какого-то вида дея- тельности в соответствии с общественными требованиями к ней. В образовательной практике данное направление предполагает активное воздействие психолога на процесс формирования личности и индивидуально- сти ребенка. Поэтому работа направлена не только на коррекцию, но и разви- тие особенностей личности учащихся. Планы и программы развивающей и психокоррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и инди- видуальных особенностей ребенка, определенных в ходе психодиагностике, и носят строго индивидуальный характер. 1.Педагог-психолог разрабатывает и осуществляет программы, направ- ленные на развитие как отдельных сторон психического развития, так и лич- ности в целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе. 2.Психолог разрабатывает программы коррекции, направленные на уст- ранение отклонений в психическом развитии ребенка. 3.Развивающая и психокоррекционная работа может осуществляться: в процессе специальной работы психолога с отдельными детьми; в процессе специальной работы с группами детей; в русле воспитательных мероприятий; в формах, подразумевающих участие родителей ребенка. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех слу- чаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания, а 50
также не требуют применения более строгих мер административно- воспитательного характера.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.031 с.) |