Понятие о службе психологической помощи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о службе психологической помощи



Психологическая служба становится необходимым компонентом систе-

мы народного образования. Ее        созданию последнее       время уделяется много

внимания. Однако существует много нерешенных вопросов, среди которых

наиболее существенные следующие: что такое психологическая служба, ка-

кова ее структура, каким целям она служит, что является предметом и про-

дуктом психологической службы.

В словаре А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского «психологическая служ-

ба» определена через: содержательный компонент – практическое использо-

вание психологии для решения практических задач и формальный компонент

– для профессионального консультирования, целевой экспертизы, диагности-

ки и т.д.

Первым документом, положившим начало развитию психологической

службы в вузах, школах, ПТУ и дошкольных образовательных учреждениях,

было утверждено в 1990 году Приказом Гос. Комитета СССР по образованию

«Положение и психологической службе в системе образования».В нем отме-

чалось, что психологическаяслужба – это область специально организован-

ной системы психологического обеспечения народного образования, целью


47

 

которого является помощь в решении задач развития личности учащихся. Но

цель психологической службы не сводится только к использованию психоло-

гии для решения практических задач или к помощт в развитии личности при

чрезвычайноой важности этих моментов.

В современных условиях развития нашего общества под психологиче-

ской службой следует понимать такую специально организованную систему

психологического обеспечения народного образования, которая является

идеологом, организатором процесса развития личности. Психологическая

служба школы или другого образовательного учреждения призвана оптими-

зировать учебно-воспитательный процесс, трудовые отношения в коллективе,

управление им. 

О роли педагога-психолога в учебном заведении     мы много говорили ра-

нее и из этого и следуют задачи психологической службы.

Таким образом, главнымизадачами психологической службы в системе

образования можно считать:

- оптимизацию образовательного процесса (оказание помощи педагогам

в отборе содержания и методов обучения учащихся, выбор средств индивиду-

ального подхода к ним на основе психологических знаний);

- формирование развивающего образа жизни учащихся;

- обеспечение личностного, интеллектуального и профессионального

развития учащихся на каждом возрастном этапе;

- психолого-педагогическое изучение детей и педагогов;

- осуществлять профилактику и коррекцию отклонений в развитии и по-

ведении детей;

- проводить социально-психологическую и педагогическую реабилита-

цию детей;

- оказание учащимся помощи в экстремальных ситуациях;

- консультирование руководителей образовательного                 учреждения,                            педа-

гогов, родителей.

Задачи, стоящие перед психологической службой школы, охватывает все

главые аспекты обучения и воспитания, деятельности школы.

Безусловно, психологическая служба в лице одного психолога не в со-

стоянии их решить. Полноценная психологическая служба современной шко-

лы – это структура, включающая несколько профессиональных психологов,

органически связанная с другими школьными структурами (педагогическим

советом, методическими кафедрами, аппаритом управления, родительским

комитетом, попечительским советом и т.п.). Эта связь выражается в том, что

часть психологической работы, но заданию психологов, могут выполнять пе-

дагоги, руководители, родители. Таким образом, психологическая служба в

школе – это не скорая помощь, а структурное подразделение, которое обеспе-

чивает повышение уровня психологизации обравательного процесса, работая

в тесном контакте со всеми участниками.

Различают несколько типов моделейпсихологическихслужб.


48

 

1. Консультационный психологический пункт. В нем работает один пси-

холог, который решает следующие задачи: консультации педагогов (50% ра-

бочего времени), консультации родителей (15% рабочего времени), выборное

изучение отдельных сторон учебно-воспитательного процесса (30% рабочего

времени), разное (5% рабочего времени).

2. Служба психологического сопровождения учащихся. В ней работает

несколько психологов, выполняя следующие задачи: психологическое сопро-

вождение учащихся по узловым программам (прием в 1 класс, комплектова-

ние 5-х и 10-х классов, профориентация), включая диагностику и коррекцию

(40% рабочего времени); психологическое исследование учебно-

воспитательного процесса и коррекция содержания методов обучения (35%

рабочего времени); консультативная работа (25% рабочего времени).

3. Научно-психологический центр или лаборатория. В этой структуре ра-

ботают специалисты различного профиля: психологи-исследователи, психо-

логи-методисты, психологи-корректоры, психотерапевты,                акмеологи и                       др. В

их задачи входят: концептуальное обеспечение развития педагогической сис-

темы образовательного учреждения; психологическая работа с учащимися по

комплексной программе непрерывного сопровождения; консультативная и

просветительская работа с педагогами, руководителями и родителями; науч-

но-психологическая   работа по решению актуальных  задач опытно-


экспериментальной


работы


в


школах


(разработка


диагностико-


коррекционного комплекса индивидуальности учащихся и педагогов, психо-

логическое обеспечение педагогического мониторинга, организация совмест-

ной духовно-практической деятельности учащихся и педагогов).

Какого типа не была бы психологическая служба, в которой работает

педагог-психолог,   он осуществляет   практическую   деятельность   по

следующим основным направлениям. 

 

Психологическая диагностика

Оказание помощи клиенту в этом направлении происходит через сооб-

щение ему объективной психологической информации. Особенность этого

направления состоит в том, что психолог несет ответственность за достовер-

ность информации и форму ее сообщения клиенту. Клиент же сам вырабаты-

вает отношение к этой информации и сам принимает        решение о ее использо-

вании.

В русле работы психолога в образовательном учреждении, это направле-

ние определяется ориентацией педагога-психолога на углубленное психоло-

го-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошколь-

ного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, опреде-

ление причин нарушений в воспитании и обучении. Диагностическая работа

может проводиться с отдельными детьми и группами детей.

Педагог-психолог решает следующие задачи:



49

 

1.Проводит психологическое обследование ребенка с целью определения

хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормати-

вам.

2.Проводит изучение особенностей   детей, их интересов, способностей  с

целью обеспечения индивидуального подхода в процессе учебной и воспита-

тельной работы, помощи в профессиональном и личностном самоопределе-

нии.

3.Проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками,

выявляет психологические причины нарушений общения.

4.Совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляет

дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом раз-

витии.

 

Психологическая коррекция

Это направление предполагает организованное воздействие на клиента с

целью изменения показателей его активности в соответствии с возрастными

нормами психического развития. Психолог работает с такими понятиями как

возрастная норма освоения какого-то вида деятельности и индивидуальный

темп ее освоения.

Содержание психологической помощи состоит в том, что для клиента

разрабатывается индивидуальная программа усвоения какого-то вида дея-

тельности в соответствии с общественными требованиями к ней.

В образовательной практике данное направление предполагает активное

воздействие психолога на процесс формирования личности и индивидуально-

сти ребенка. Поэтому работа направлена не только на коррекцию, но и разви-

тие особенностей личности учащихся. Планы и программы                         развивающей       и

психокоррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и инди-

видуальных особенностей ребенка, определенных в ходе психодиагностике, и

носят строго индивидуальный характер.

1.Педагог-психолог разрабатывает и                 осуществляет программы,                            направ-

ленные на развитие как отдельных сторон психического развития, так и лич-

ности в целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе.

2.Психолог разрабатывает программы коррекции, направленные на уст-

ранение отклонений в психическом развитии ребенка.

3.Развивающая и психокоррекционная работа может осуществляться:

в процессе специальной работы психолога с отдельными детьми;

в процессе специальной работы с группами детей;

в русле воспитательных мероприятий; 

в формах, подразумевающих участие родителей ребенка.

Психолого-педагогическая коррекция                                     осуществляется только в                                            тех слу-

чаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического

поражения центральной нервной системы или психического заболевания, а


50

 

также не требуют применения более строгих мер административно-

воспитательного характера.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.031 с.)