Квалификационная характеристика специалиста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Квалификационная характеристика специалиста



Педагога-психолога

Специальность педагога-психолога утверждена приказом Государствен-

ного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 5 марта

1994 года.

Деятельность специалиста направлена на психологическое обеспечение

образовательного            процесса,         психологическую реабилитацию                         детей   и                       взрос-

лых.

Сферами деятельности специалиста являются:

- консультационная;

- диагностико-аналитическая;

- коррекционно-развивающая;

- организационно-методическая;

- социально-педагогическая;

- культурно-просветительская.

Специалист нацелен для работы в образовательных учреждениях, а так-

же в учреждениях социальной и психологической реабилитации.

Специалист:

- сознает личностную и социальную значимость своей профессии; обла-

дает целостным представлением об образовании как особой сфере социокуль-

турной практики, обеспечивающей передачу культуры от поколения к поко-

лению и выступающей как контекст становления личности;

- обладает научно-гуманистическим мировоззрением, знает основные за-

кономерности развития природы и общества;

- владеет системой знаний о человеке как существе духовном, как лично-

сти и индивидуальности;

- знает основы Конституции Российской     Федерации, этические и право-

вые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, окружающей

среде;

- владеет системой знаний о закономерностях и принципах образова-

тельного процесса и умеет их использовать в своей профессиональной дея-

тельности;

    -владеет системой знаний о взаимосвязях физического, психического и

социального здоровья человека и общества;


64

 

- владеет профессиональным языком предметной области знания, умеет

корректно выражать и аргументировано обосновывать положения предмет-

ной области знания;

- знает концептуальные основы и принципы экологического образова-

ния, умеет реализовывать их в профессиональной деятельности;

- владеет современными методами поиска, обработки и использования

информации, умеет интерпретировать информацию для адресата;

- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной прак-

тики к пересмотру собственных позиций, выбору новых форм и методов ра-

боты;

- обладает организационно-деятельностными   умениями, необходимыми

для самоанализа, развития своих творческих способностей и повышения ква-

лификации;

- уметь строить взаимоотношения с коллегами, находить, принимать и

реализовывать управленческие          решения  в своей  профессиональной деятель-

ности;

- обладает культурой мышления, речи, общения;

- способен к проектной деятельности на основе системного подхода;

- психологически и методически подготовлен к работе в поли- и междис-

циплинарных областях знаний;

- осознает здоровье как ценность; владеет знаниями и умениями по охра-

не здоровья и безопасности жизнедеятельности;

- обладает развитой системой психологических взглядов и идей.

Педагог-психолог, соответствующий требованиям к знаниям по психоло-

гическим дисциплинам:

-знает историю и современные тенденции развития     мировой психологи-

ческой науки;

-владеет системой знаний о человеке как субъекте психической деятель-

ности, источниках его активности, о закономерностях освоения и переработ-

ки информации, сознании и самосознании, эмоциональных состояниях, инди-

видуальных и возрастных особенностях;

-владеет знаниями о закономерностях психического развития ребенка,

основных возрастных образованиях, условиях, обеспечивающих личностный

рост;

-владеет знаниями об особенностях и причинах нарушений психики, де-

виантного поведения, отклонений в психическом развитии;

-имеет системное представление о деятельности психолога в образова-

тельных учреждениях; знает приемы и технику психологического консульти-

рования, умеет использовать их в своей профессиональной деятельности;

владеет умениями профилактической, терапевтической, диагностической и

коррекционной работы;


 

 

-владеет знаниями о


65

 

закономерностях общения, социально-


психологических феноменах группы и общества, путях социализации лично-

сти;

-владеет способами профессиональной и личностной рефлексии, само

изменения и организации творческой деятельности человека;

-владеет методами психологического просвещения субъектов образова-

тельного пространства;

-владеет знаниями в области профессионализации и умеет    создать усло-

вия для профессионального роста личности;

-знает проблемы формирования и функционирования семьи, основные

проблемы семейной жизни;

-знает закономерности управления педагогическими системами, способы

анализа проектирования их развития, владеет приемами управленческого

консультирования;

-владеет приемами и методами активного социально психологического

обучения, обладает развитыми коммуникативными умениями;

-владеет методами психологического исследования, умениями обработ-

ки и анализа материалов, постановки психологического диагноза, составле-

ния текстов заключений и практических рекомендаций;


-знает


структуру


образовательных


учреждений,


психолого-


педагогические основы управления ими, организацию и формы деятельности

психологический службы в системе образования;

-знает историю и тенденции развития психолого-педагогических кон-

цепций, современные психолого-педагогические технологии;

-умеет выделять психологическое содержание педагогических техноло-

гий;

-знаком с организацией опытно-экспериментальной и исследовательской

работы в учреждениях образования.



 

Раздел


 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ


 

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

 

Методы


 

 

Результат


 

ГУМАНИЗАЦИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ


 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

СЛУЖБА

УЧЕБНОГО

ДЕНИЯ


 

 

ЗАВЕ -


Психология


инди -


Психодиагности


-


Психологическая


Психологический


Консультирование


1

 

2


видуальности

 

Психология

взаимоотношений

в группе


ческие, коррек -

ционные

 

 

Социально -

психологические

групповые

 

 

Профориентаци


 

 

,

 

-


культура,психи -

ческое здоровье

 

Психологичес -

кий климат,

доверие

в общении

 

 

Психологическая


портрет учаще -

гося и учителя

 

Система препода -

ватель - студент,

педагогическое

общение


Коррекция

Тренинг

 

Группа тренинга

Методические реко -

мендации по груп -

повым процессам

 

Методические


Психология


онные, профес -


готовность,


Психологическое


рекомендации


по


3

 

4


профессиональной

деятельности

 

 

Психология лич -

ной и обыденной

жизни


сиографические

по развитию

творчества

 

 

Психоаналитичес

кие, трансактный

анализ, НЛП,

гештальт


,


 

 

-


творчество, безо -

пасность труда

 

 

Личные отно -

шения, семья,

гармония


обеспечение учеб -

ного процесса

 

 

Личные проб -

лемы учителей

и учащихся


технологии учеб -

ного процесса,

гуманизации

 

Психотерапия

Консультирование

Тренинг


 

 

Рис. 1. Структура практической


 

 

психологии


 

 

и взаимосвязь с гуманизацией


 

 

образования и психологической


 

 

службой.



 

Социальный

интелект

 

Познава -

тельный

интеллект

 

 

Возрастные

и половые

особенности


 

САМОСОЗНАНИЕ

“ Я ” - КОНЦЕПЦИЯ

 

Социальная

активность

 

Характер

 

Трперамент

 

Тип нервной

системы


 

Моральные

качества

и чувства

 

 

Общие

и специаль -

ные способ -

ности

 

Задатки


 

 

Убеждения,

мировоззрение

 

 

Интересы

и склонности

 

Естественные

потребности

и влечения


 

 

Социально -

психоло -

гические

свойства

 

 

Психоло -

гические

свойства

 

 

Психо  -

физиоло -

гические

свойства


 

 

Рис. 2. Структура индивидуальности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.091 с.)