Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Школа как институт социализации
Тривиальное «навязшее на зубах» утверждение, что школа – первый со- циальный институт для ребенка, что именно там он получает свой жизненный опыт, начинает присматриваться и действовать в мире взрослых, очень редко выступает базой для оценки деятельности школы. Конкретным воплощением такого подхода может быть анализ процесса принятия решения различных школьных проблем и контроля за их выполнением, соотнесение прав учителя и учащихся. Традиционная организация школьной жизни более всего отвеча- ла задаче воспроизводства социальных отношений, образцов поведения, со- циальных установок. Воспроизводство – а не созидание, репродукция – а не творчество. В современной ситуации требования к школе меняется. Свобода и саморазвитие как цель образования достаточно уже полно освоены мировой педагогической практикой, однако для нашей школы такие задачи только осознаются как актуальные. Вся организация жизни в нашей все еще совет- ской школе направлена на формирование у детей крайне жесткой социальной позиции. Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым жи- вет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различ- ные социальные роли, межличностные отношения и др.). Передача происхо- дит не только и не столько на уроках и классных часах через публичные вы- ступления и задушевные разговоры учителей, а всей атмосферой жизни шко- лы, нормами, по которым она живет. Только при взаимном соответствии со- 40
держания школьной жизни и выбранных организационных форм можно гово- рить об осознанном подходе к школе как к институту социализации. Рассогласованность этих составляющих может приводить к самым раз- нообразным негативным последствиям. Это может способствовать формиро- ванию «двойной морали», привести к полному отрицанию нормативного по- ведения вообще, к социальной апатии и др. Например, организация учениче- ского самоуправления по приказу педагогического совета или реальная воз- можность учеников влиять на жизни в школе дают принципиально различный
опыт для ребят. В первом случае школа как бы способствует формированию тоталитарного сознания, а во втором случае создаются условия для более де- мократического социального опыта. Мы подошли к необходимости развести две социально- психологические задачи школы как института социализации. Первая – усвоение ребятами нор- мативного поведения, вторая – построение своей собственной позиции. Эти задачи отражают две стороны вхождения ребенка в общество. Человек дол- жен уметь включаться в существующие социальные связи, подчиняться сло- жившимся нормам, в то же время очень важной является и позиция сравне- ния существующих нормативных систем и построение своей собственной жизненной позиции. Одним из следствий этих рассуждений может быть тре- бование создания условий обязательного сравнения различных жизненных позиций и реального выбора из этих позиций. Выбор – главный психологиче- ский механизм формирования собственной самостоятельной позиции. При- чем осознанный, реально влияющий на жизни ребенка. Причем речь идет не об экзистенциальных проблемах, а о простых каждодневных задачах. Если вся жизнь школы жестко регламентирована, то вряд ли имеет смысл говорить о создании условий формирования личностной позиции. Поэтому задача стоит в создании в школе таких условий, в которых ре- бенок мог бы приобретать социальный опыт, соответствующий социальной ситуации, соответствующий тем педагогическим целям, которые заявляются коллективом школ.
Педагогическое взаимодействие как совместная Деятельность
Традиционная модель школы – манипулятивная, базирующаяся на субъ- ектно-объектном понимании взаимодействия педагога и ребенка. Такая си- туация понимается как жестко асимметричная, в которой педагог всегда за- нимает активную позицию, а ребенок – пассивен. Психологическая ограни- ченность такого подхода очевидна, альтернативой ему является модель субъ- ект-субъектного взаимодействия ребенка и взрослого. Психологический ана- лиз этой ситуации совпадает с педагогическими тенденциями в развитии
школьной деятельности. Большую популярность приобретают идеи педагоги- ки сотрудничества, которые во многом отталкиваются от неэффективности 41
организации обучения как процесс воздействия учителя на ребенка, отсутст- вие активности самого ученика. Однако декларация перехода от одной моде- ли к другой вряд ли решит сама по себе все проблемы. Необходима проработ- ка конкретного содержания педагогического взаимодействия. Начать такую проработку можно с представления взаимодействия ребен- ка и взрослого как ситуацию совместной деятельности, в которой каждый из участников выполняет определенную функцию. Мотивы, детерминирующие данную деятельность, у ребенка и взрослого, конечно, не могут быть полно- стью идентичными. Однако они должны иметь что-то общее. Полученный ре- зультат должен быть обязательно значимым и для ребенка, и для взрослого. Именно при такой ситуации в процессе педагогического взаимодействия про- исходят изменения и ребенка и взрослого. Эти-то изменения и представляют собой процесс образования. Процесс этот действительно обоюдный, и если со взрослым человеком ничего не происходит в процессе взаимодействия с уче- ником, то трудно предположить, что ребенок будет чему-то учиться, что-то постигать. Но позиция взрослого отличается от положения ученика. И важ- нейшее отличие – требование к педагогу осознавать и прогнозировать воз- можные изменения, их направление, содержание. Не только прогнозировать стихийные изменения, но и управлять ими. Если для школьника существует лишь сама совместная с учителем деятельность, то для взрослого данная дея- тельность не только имеет самостоятельное значение, но и выступает как со- ставляющая другой, более сложной воспитательной деятельности. В случае отсутствия у педагога осознания сверхзадачи процесса образо- вания, мы получаем неуправляемый процесс с непредсказуемым результатом, каждый элемент которого существует отдельно и часто противоречит друго- му. Именно с такой стихийностью и разорванностью связаны часто непосле- довательность и бессмысленность педагогических приемов, мероприятий, «новых форм работы». Мы рассмотрели лишь самые общие положения о совместной работе учителя и школьника. Основная активность должна быть связана с проработ- кой конкретных методов педагогического взаимодействия, которая возможна лишь в сотрудничестве учителей-предметников, классных руководителей с педагогом-психологом, работающим в данной школе.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.009 с.) |