Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стратегии в работе педагога-психолога
Кризис в социуме, реформирование системы образования, комплекс личност- ных проблем, накапливающихся и у детей, и у взрослых – все это делает по- зицию педагога-психолога сложной, а его присутствие в школе – необходи- мым. В самом общем виде задачу педагога-психолога можно определить как обеспечение педагогической деятельности. Как, каким образом такое обеспе- чение может строиться? Можно выделить две стратегии, два основных на- правления психологической деятельности в школе. Их можно условно обо- значить как «психологическая помощь» и «проектирование». Когда мы говорим о «проектировании», речь идет о работе на уровне создания проекта социальной ситуации. Этот вид профессиональной деятель- ности психолога представляет собой взаимодействие с представителями дру- гих специальностей (в первую очередь с педагогами) по прогнозированию будущей ситуации и закладыванию в нее таких психологических условий, ко- торые обеспечивал бы оптимальное протекание определенной социальной деятельности. Под «психологическойпомощью» мы понимаем решение коррекцион- ных задач уже сложившихся ситуаций, т.е. иными словами, педагог-психолог должен помочь клиенту (человеку, группе, организации) адаптироваться к уже существующим условиям. Можно сказать, что если при оказании психо- логической помощи цель психолога – максимально проникнуть в особенности конкретного случая и поиск психологических механизмов его коррекции, то при проектировочной деятельности его задачей становиться выделение пси- хологического содержания определенного вида ситуаций. Для полноценной проектировочной деятельности необходимо взаимодействие психолога с дру- гими специалистами, только совместно с педагогами возможно провести со- держательный анализ педагогической деятельности, вычленить ее психоло- гические составляющие. Выделив такой вид активности психолога в школе, как проектировочная деятельность, остановимся на ее содержании. Первый аспект этой работы представляет собой психологическое обеспечениеорганизационныхреше- ний всей системы образования и отдельных ее элементов. Задача психолога, работающего в школе, состоит в участии в построении такой организацион-
ной системы, в которой были бы реально отражены возможности детей раз- ного возраста, их заинтересованность в разных вопросах. Возрастные грани- цы начала обучения в школе, проблема дифференциации обучения, влияние всеобщности и обязанности обучения на его качество, связь выбора учебного заведения и места жительства – все эти вопросы требуют комплексного ре- 45
шения с учетом в том числе и психологических аспектов. Причем привычное для психологов внутринаучное деление на «разные психологии» в практиче- ской деятельности не проходит. Так, в жизни современной школы тесно пе- реплетаются проблемы, которые мы могли бы отнести к педагогической пси- хологии, психологии возрастной, медицинской и социальной. Разделить их в реальной деятельности довольно трудно и вряд ли необходимо. Этот аспект работы включается и в работе в инновационных учебных заведениях, о кото- рых мы уже упоминали. Вторым аспектом этой стратегии в работе педагога-психолога можно считать психологическое обеспечениепедагогическойдеятельностивце- лом, а также конкретных педагогических приемов. Такую работу можно вес- ти как на уровне методических разработок, имеющих более общий характер, так и в конкретной школе, помогая учителям в анализе и планировании их ежедневной работы. Здесь уместно упомянуть еще об одной задаче, которая встает перед пе- дагогом –психологом. Речь идет об обучениипедагоговпсихологическимос- новам педагогической деятельности. Эта работа представляет собой специ- фический вид психологический активности и требует специального рассмот- рения. Необходимо подчеркнуть, что психологическая подготовка учителей в настоящий момент представляется недостаточной, и то, что не было сделано в педагогическом вузе, в какой-то степени приходится «доделывать» психоло- гам, работающим в системе образования. Выделение проектировочной деятельности педагога-психолога как от- дельной стратегии в работе – это относительно новый взгляд на практиче- скую работу и он не слишком широко представлен в литературе. Но нами она
представляется важной, т.к. успешная проектировочная деятельность педаго- га-психолога создает условия для оптимального решения педагогических за- дач. Вторая стратегия –«психологическаяпомощь»- наоборот, пользуется очень широкой популярностью и существует большое число работ как обоб- щенного характера, так и посвященных конкретным аспектам этой работы. Все же скажем несколько слов о стратегии и прежде всего отметим некоторые важные особенности оказания психологической помощи. Педагог-психолог часто выступает связующим звеном между клиентом и психологом, специалистом более узкого профиля. Это требует от него ориен- тации в широком круге психологических проблем и диагностических навы- ков. Своеобразна ситуация с таким постулатом коррекционной работы, как проведение ее лишь при непосредственном обращении человека к консуль- танту. Особенностью работы педагога-психолога является некоторая «сме- щенность»роликлиента. Часто первым собеседником является учитель (или родитель), который просит помощи в работе с каким-то ребенком. Таким образом, психолог получает как бы двух клиентов: реального - учителя и по- тенциального - ребенка. Это требует дополнительной работы как с обратив- 46
шимся за помощью, так и с тем, на кого, возможно, должна быть направлена психологическая коррекция. Кроме этого, необходимо разобраться в том, кто выступает в качестве потенциального клиента – сам учитель или все же ребе- нок и какие задачи психологической помощи клиент ставит (об этом аспекте работы мы говорили ранее). Еще одна особенность деятельности педагога-психолога состоит в том, что он сам может выступать для себя заказчиком на работу с тем или иным проблемным случаем. Так, проведя предварительно этап диагностики, он мо- жет предвидеть те ситуации, с которыми впоследствии может обратиться клиент. Будучи включенным в школьную жизнь, наблюдая и исследуя ее, психолог может выйти на критическую ситуацию в самом начале ее возник- новения, до того, как она будет осознана ребенком или взрослым. Эта осо- бенность позиции психолога приводит к внешнему стиранию грани между работой чисто проектировочной и работой по оказанию психологической по- мощи. Итак, мы кратко рассмотрели две стратегии работы педагога-психолога. Педагог-психолог должен осуществлять работу, направленную на исправле- ние уже сложившейся ситуации, а также создавать программы, которые обес- печили бы возможность избежать множества психологических ошибок, труд- ностей в педагогической деятельности. Две предложенные стратегии помогут осознанию содержания тех целей, которые ставит перед педагогом- психологом нынешняя ситуация в обществе и найлут отражение в психологи- ческой службе школы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.009 с.) |