Стратегии в работе педагога-психолога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегии в работе педагога-психолога



Кризис в социуме, реформирование системы образования, комплекс личност-

ных проблем, накапливающихся и у детей, и у взрослых – все это делает по-

зицию педагога-психолога сложной, а его присутствие в школе – необходи-

мым.

В самом общем виде задачу педагога-психолога можно  определить как

обеспечение педагогической деятельности. Как, каким образом такое обеспе-

чение может строиться? Можно выделить две стратегии, два основных на-

правления психологической деятельности в школе. Их можно условно обо-

значить как «психологическая помощь» и «проектирование».

Когда мы говорим о «проектировании», речь идет о      работе на уровне

создания проекта социальной ситуации. Этот вид профессиональной деятель-

ности психолога представляет собой взаимодействие с представителями дру-

гих специальностей (в первую очередь с педагогами) по прогнозированию

будущей ситуации и закладыванию в нее таких психологических условий, ко-

торые обеспечивал бы оптимальное протекание определенной социальной

деятельности.

Под «психологическойпомощью» мы понимаем решение коррекцион-

ных задач уже сложившихся ситуаций, т.е. иными словами, педагог-психолог

должен помочь клиенту (человеку, группе, организации) адаптироваться к

уже существующим условиям. Можно сказать, что если при оказании психо-

логической помощи цель психолога – максимально проникнуть в особенности

конкретного случая и поиск психологических механизмов его коррекции, то

при проектировочной деятельности его задачей становиться выделение пси-

хологического содержания определенного вида ситуаций. Для полноценной

проектировочной деятельности необходимо взаимодействие психолога с дру-

гими специалистами, только совместно с педагогами возможно провести со-

держательный анализ педагогической деятельности, вычленить ее психоло-

гические составляющие.

Выделив такой вид активности психолога в школе, как проектировочная

деятельность, остановимся на ее содержании. Первый аспект этой работы

представляет собой психологическое обеспечениеорганизационныхреше-

ний всей системы образования и отдельных ее элементов. Задача психолога,

работающего в школе, состоит в участии в построении такой организацион-

ной системы, в которой были бы реально отражены возможности детей раз-

ного возраста, их заинтересованность в разных вопросах. Возрастные   грани-

цы начала обучения в школе, проблема дифференциации обучения, влияние

всеобщности и обязанности обучения на его качество, связь выбора учебного

заведения и места жительства – все эти вопросы требуют комплексного ре-


45

 

шения с учетом в том числе и психологических аспектов. Причем привычное

для психологов внутринаучное деление на «разные психологии» в практиче-

ской деятельности не проходит. Так, в жизни современной школы тесно пе-

реплетаются проблемы, которые мы могли бы отнести к педагогической пси-

хологии, психологии возрастной, медицинской и социальной. Разделить их в

реальной деятельности довольно трудно и вряд ли необходимо. Этот аспект

работы включается и в работе в инновационных учебных заведениях, о кото-

рых мы уже упоминали.

Вторым аспектом этой стратегии в работе педагога-психолога можно

считать психологическое обеспечениепедагогическойдеятельностивце-

лом, а также конкретных педагогических приемов. Такую работу можно вес-

ти как на уровне методических разработок, имеющих более общий характер,

так и в конкретной школе, помогая учителям в анализе и планировании их

ежедневной работы.

Здесь уместно упомянуть еще об одной задаче, которая встает перед пе-

дагогом –психологом. Речь идет об обучениипедагоговпсихологическимос-

новам педагогической деятельности. Эта работа представляет собой специ-

фический вид психологический активности и требует специального рассмот-

рения. Необходимо подчеркнуть, что психологическая подготовка учителей в

настоящий момент представляется недостаточной, и то, что не было сделано в

педагогическом вузе, в какой-то степени приходится «доделывать» психоло-

гам, работающим в системе образования.

Выделение проектировочной деятельности педагога-психолога как от-

дельной стратегии в работе – это относительно новый взгляд на практиче-

скую работу и он не слишком широко представлен в литературе. Но нами она

представляется важной, т.к. успешная проектировочная деятельность педаго-

га-психолога создает условия для оптимального решения педагогических за-

дач.

Вторая стратегия –«психологическаяпомощь»- наоборот, пользуется

очень широкой популярностью и существует большое число работ  как обоб-

щенного характера,  так                 и              посвященных конкретным           аспектам этой работы.

Все же скажем несколько слов о стратегии и прежде всего отметим некоторые

важные особенности оказания психологической помощи.

Педагог-психолог часто выступает связующим звеном между клиентом и

психологом, специалистом более узкого профиля. Это требует от него ориен-

тации в широком круге психологических проблем и диагностических навы-

ков. Своеобразна ситуация с таким постулатом коррекционной работы, как

проведение ее лишь при непосредственном обращении человека к консуль-

танту. Особенностью работы педагога-психолога является некоторая «сме-

щенность»роликлиента. Часто первым собеседником является учитель

(или родитель), который просит помощи в работе с каким-то ребенком. Таким

образом, психолог получает как бы двух клиентов: реального - учителя и по-

тенциального - ребенка. Это требует дополнительной работы как с обратив-


46

 

шимся за помощью, так и с тем, на кого, возможно, должна быть направлена

психологическая коррекция. Кроме этого, необходимо разобраться в том, кто

выступает в качестве потенциального клиента – сам учитель или все же ребе-

нок и какие задачи психологической помощи клиент ставит (об этом аспекте

работы мы говорили ранее).

Еще одна особенность деятельности педагога-психолога состоит в том,

что он сам может выступать для себя заказчиком на работу с тем или иным

проблемным случаем. Так, проведя предварительно этап диагностики, он мо-

жет предвидеть те ситуации, с которыми впоследствии может обратиться

клиент. Будучи включенным в школьную жизнь, наблюдая и исследуя ее,

психолог может выйти на критическую ситуацию в самом начале ее возник-

новения, до того, как она будет осознана ребенком или взрослым. Эта осо-

бенность позиции психолога приводит к внешнему стиранию грани между

работой чисто проектировочной и работой по оказанию психологической по-

мощи.

Итак, мы кратко рассмотрели две стратегии работы педагога-психолога.

Педагог-психолог должен осуществлять работу, направленную на исправле-

ние уже сложившейся ситуации, а также создавать программы, которые обес-

печили бы возможность избежать множества психологических ошибок, труд-

ностей в педагогической деятельности. Две предложенные стратегии помогут

осознанию содержания тех целей, которые ставит перед педагогом-

психологом нынешняя ситуация в обществе и найлут отражение в психологи-

ческой службе школы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.009 с.)