Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общение и межличностные отношения
Общение –это особая самостоятельная форма активности субъекта, которая проявляется в формировании отношений между людьми, в обмене представлениями, образами, идеями в самом процессе общения. Общение имеет свои функции, каналы, средства, виды и типы, фазы. Общение выполняет три основные функции: информационно- коммуникативную, коммуникативную. регулятивно-коммуникативную и эмоционально- Наиболее очевидной функцией является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это семантическая, или смысловая, сторона общения. В реальных процессах общения между людьми информация не просто передается – принимается, но и формируется, что является важным моментом для творческого продуктивного общения. Таким образом осуществляется информационно-коммуникативнаяфункция. Регулятивно-управляющая функция проявляется в воздействии на поведение партнеров в процессе их общения. Благодаря общению человек может регулировать и свое собственное поведение, и поведение других людей. Эмоционально-коммуникативная функцияобщения заключается в том, что общение оказывает большое влияние на эмоциональное состояние 29
человека. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в процессе общения людей. Всредствахобщения выделяются два крупных класса: вербальные и невербальные. Вербальные – это речь в ее разных формах. Невербальные – это пантомимика (телодвижения), мимика, жесты и дру- гие средства: пространственные, временные, предметные. Следует подчерк- нуть важность умения “читать” невербальную информацию. В речи выделяют лингвистические средства и паралингвистические. Темп речи, громкость, пе- реходы громкости и темпа, изменения высоты и окраски голоса – все это средства передачи эмоционального состояния человека, его отношения к пе- редаваемому сообщению. Человек не может сознательно контролировать всю сферу своего общения, поэтому часто даже то, что он хочет скрыть, проявля- ется через движения рук, выражение глаз и т.д. По “аудитории” общение разделяют на общение двоих (диалог), общение в малой группе, в большой группе, с массой.
Существует также деление общения на виды по каналам общения. Бывает непосредственное общение, т.е. общение без промежуточных носителей сообщения, и опосредованное общение, которое осуществляется через промежуточные устройства. В непосредственном общении могут быть задействованы все естественные каналы общения, тогда как при опосредованном, ограничивается использование естественных каналов. Под каналамиобщения понимают разное. Прежде всего выделяют каналы, соответствующиеразныморганам чувств: зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический. В одном современном направлении психологии (НЛП – нейро-лингвистическое программирование) эти различия положены в основу классификации людей: визуалы, аудиалы, кинестетики. Пологическомуоснованиювыделяюттритипаканаловобщения: прямой, непрямой и управляемый косвенный. Критерием здесь является намеренное или ненамеренное сообщение чего-то. Прямой канал – это то, что источник сообщает в явном виде. Непрямой – это та информация по поводу сообщаемого в прямом канале, которую вы добываете сами активным наблюдением. Действительным психологическим основанием этой классификации является доверие или недоверие к источнику. Управляемый косвенный канал, когда сообщение, воспринимаемое как ненамеренное излучено вполне намеренно. Уверенный тон в сомнительной ситуации, прямой взгляд при лжи и т.д. Различают типыобщения. Функционально-ролевое общение. Это общение на уровне социальных ролей партнеров. Межличностноеобщение. Подразумевается участие двух людей в межличностном общении. 30
Деловоеобщение. Это вид межличностного общения, направленного на достижение какой-то предметной договоренности. В деловом общении всегда есть цель. Раппортноеобщение. Это общение с односторонним доверием (в психологической практике чаще доверяет клиент). Направленность в стиле общения может быть разной – потребность в другом, озабоченность собой (податливый стиль); потребность в достижении успеха путем контроля над другим (агрессивный стиль); сохранение эмоцио-
нальной дистанции (отрешенный стиль). Также выделяются альтруистиче- ский, манипуляторский и миссионерский стили; сотрудничество, компро- мисс, соперничество, приспособление, избегание. Управление общением мо- жет быть по стилю авторитарным, демократическим, либеральным. Когда мы касаемся вопроса общения невольно встает вопрос и о кон- фликтах. Существуют различные определения конфликта, но все они подразуме- вают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторо- нами – лицами, группами. Отсутствие согласия обусловлено наличием разно- образных точек зрения, мнений, взглядов, интересов, идей. Некоторые кон- фликты могут способствовать развитию взаимоотношений и принятию обос- нованных решений, такие конфликты называются функциональными. Кон- фликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию реше- ний, называют дисфункциональными. Существует четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой и межгрупповой. Внутриличностныйконфликт. Здесь участниками конфликта являют- ся не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира лично- сти. Межличностныйконфликт. Это самый распространенный тип кон- фликта. В организациях он проявляется по-разному и имеет разные причины. Конфликтмеждуличностьюигруппой. Чаще всего возникает в случае отступления от групповых норм одним из членов группы. Или в случае кон- фликта между руководителем и группой. Межгрупповойконфликт. Организация состоит из множества фор- мальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфлик- ты. Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организаци- ях. Это распределение ресурсов, взаимозависимость задач различия в целях, различия во взглядах и представлениях, неудовлетворительные коммуника- ции, различия в психологических особенностях. При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, т.е. могут быть функциональными, сособствовать в 31
дальнейшем достижению целей организации. При неэффективном управле- нии его последствия могут быть дисфункциональными. Среди способов разрешения конфликта выделяют структурные методы (четкая формулировка требований, использование координирующих меха- низмов, установка общих целей, система поощрений) и межличностные стили разрешения конфликтов (уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, решение проблемы).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.012 с.) |