Общение и межличностные отношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общение и межличностные отношения



Общение –это особая самостоятельная форма активности субъекта,

которая проявляется в формировании отношений между людьми, в обмене

представлениями, образами, идеями в самом процессе общения. Общение

имеет свои функции, каналы, средства, виды и типы, фазы.

Общение  выполняет   три основные  функции:   информационно-


коммуникативную,

коммуникативную.


регулятивно-коммуникативную


и


эмоционально-


Наиболее очевидной функцией является передача каких-то сведений,

какого-то содержания и смысла. Это семантическая,      или смысловая, сторона

общения. В реальных процессах общения между людьми информация не

просто передается – принимается, но и формируется, что является важным

моментом для творческого продуктивного общения. Таким образом

осуществляется информационно-коммуникативнаяфункция.

Регулятивно-управляющая    функция   проявляется в воздействии на

поведение партнеров в процессе их общения. Благодаря общению человек

может регулировать и свое собственное поведение, и поведение других

людей.

Эмоционально-коммуникативная             функцияобщения                                                       заключается         в

том, что общение оказывает большое влияние на эмоциональное состояние



29

 

человека. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в

процессе общения людей.

Всредствахобщения выделяются два крупных класса: вербальные и

невербальные.

Вербальные – это речь в ее разных формах.

Невербальные – это пантомимика (телодвижения), мимика, жесты и дру-

гие средства: пространственные, временные, предметные. Следует подчерк-

нуть важность умения “читать” невербальную информацию. В речи выделяют

лингвистические средства и паралингвистические. Темп речи, громкость, пе-

реходы громкости и темпа, изменения высоты и окраски голоса – все это

средства передачи эмоционального состояния человека, его отношения к пе-

редаваемому сообщению. Человек не может сознательно контролировать всю

сферу своего общения, поэтому часто даже то, что он хочет скрыть, проявля-

ется через движения рук, выражение глаз и т.д.

По “аудитории” общение разделяют на общение двоих (диалог), общение

в малой группе, в большой группе, с массой.

Существует также деление общения на виды по каналам общения.

Бывает непосредственное общение, т.е. общение без промежуточных

носителей сообщения, и опосредованное общение, которое осуществляется

через промежуточные устройства. В непосредственном общении могут быть

задействованы все естественные каналы общения, тогда как при

опосредованном, ограничивается использование естественных каналов.

Под каналамиобщения понимают разное.

Прежде всего выделяют каналы, соответствующиеразныморганам

чувств: зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический. В одном

современном направлении психологии (НЛП – нейро-лингвистическое

программирование) эти различия положены в основу классификации людей:

визуалы, аудиалы, кинестетики.

Пологическомуоснованиювыделяюттритипаканаловобщения:

прямой, непрямой и управляемый косвенный. Критерием здесь является

намеренное или ненамеренное сообщение чего-то. Прямой канал – это то,

что источник сообщает в явном виде. Непрямой – это та информация по

поводу сообщаемого в прямом канале, которую вы добываете сами активным

наблюдением. Действительным психологическим основанием этой

классификации является доверие или недоверие к источнику. Управляемый

косвенный   канал, когда сообщение, воспринимаемое как ненамеренное

излучено вполне намеренно. Уверенный тон в сомнительной ситуации,

прямой взгляд при лжи и т.д.

Различают типыобщения.

Функционально-ролевое             общение.   Это общение  на уровне                                     социальных

ролей партнеров.

Межличностноеобщение. Подразумевается участие двух людей в

межличностном общении.


30

 

Деловоеобщение. Это вид межличностного общения, направленного на

достижение какой-то предметной договоренности. В деловом общении всегда

есть цель.

Раппортноеобщение. Это общение с односторонним доверием (в

психологической практике чаще доверяет клиент).

Направленность в стиле общения может быть разной – потребность в

другом, озабоченность собой (податливый стиль); потребность в достижении

успеха путем контроля над другим (агрессивный стиль); сохранение         эмоцио-

нальной дистанции (отрешенный стиль). Также выделяются альтруистиче-

ский, манипуляторский и миссионерский стили; сотрудничество, компро-

мисс, соперничество, приспособление,   избегание. Управление общением мо-

жет быть по стилю авторитарным, демократическим, либеральным.

Когда мы касаемся вопроса общения невольно встает вопрос и о кон-

фликтах.

Существуют различные определения конфликта, но все они подразуме-

вают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий. Поэтому

определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторо-

нами – лицами, группами. Отсутствие согласия обусловлено наличием разно-

образных точек зрения, мнений, взглядов, интересов, идей. Некоторые кон-

фликты могут способствовать развитию взаимоотношений и принятию обос-

нованных решений, такие конфликты называются функциональными.     Кон-

фликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию реше-

ний, называют дисфункциональными.

Существует четыре основных типа конфликтов: внутриличностный,

межличностный, между личностью и группой и межгрупповой.

Внутриличностныйконфликт. Здесь участниками конфликта являют-

ся не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира лично-

сти.

Межличностныйконфликт. Это самый распространенный тип кон-

фликта. В организациях он проявляется по-разному и имеет разные причины.

Конфликтмеждуличностьюигруппой. Чаще всего возникает в случае

отступления от групповых норм   одним из членов группы. Или в случае     кон-

фликта между руководителем и группой.

Межгрупповойконфликт. Организация состоит из множества фор-

мальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфлик-

ты.

Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организаци-

ях. Это распределение ресурсов, взаимозависимость задач различия в целях,

различия во взглядах и представлениях, неудовлетворительные коммуника-

ции, различия в психологических особенностях.

При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть

положительную роль, т.е. могут быть функциональными, сособствовать в


31

 

дальнейшем достижению целей организации. При неэффективном управле-

нии его последствия могут быть дисфункциональными.

Среди способов разрешения конфликта выделяют структурные методы

(четкая формулировка требований, использование координирующих меха-

низмов, установка общих целей, система поощрений) и межличностные стили

разрешения конфликтов (уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс,

решение проблемы).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.012 с.)