Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При президенте Российской Федерации». Государственной службы

Поиск

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

Западный филиал

 

СБОРНИК

ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ

Дисциплины: «Деловая риторика»

 

 

Преподаватель:

Креч Л.В.

 

 

Калининград 2016

 

Утверждено:

На заседании ПЦК

«Общегуманитарных дисциплин»

Протокол № _____________________

От «___» ________________ 2016 г.

Председатель ПЦК

____________________ Е.Б. Борина

 

 


Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………………………………………5

 

ТЕМА 1: «РИТОРИКА КАК НАУКА. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РИТОРИКИ»………………………….……6

ТЕМА 2: «РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КАК НАУКА»…………………………………………………..….7

ТЕМА 3. «ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ»……………………………………………….…….11

ТЕМА 4: «КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ»…………………………………………………….……..12

ТЕМА 5: «ВЕРБАЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ»…………………………………………………..14

ТЕМА 6: «НЕВЕРБАЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ»………………………………………………..15

ТЕМА 7: «ВИДЫ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ»………………………………………………………21

ТЕМА 8: «ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ»………………………..22

ТЕМА 9: «ПОДГОТОВКА К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ»……………………………………….25

ТЕМА 10: «НАЧАЛО ВЫСТУПЛЕНИЯ»……………………………………………………………………28

ТЕМА 11: «ПОВЕДЕНИЕ ОРАТОРА В АУДИТОРИИ»……………………………………………………31

ТЕМА 12: «ПОДДЕРЖАНИЕ ВНИМАНИЯ АУДИТОРИИ В ХОДЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ». 37

ТЕМА 13: «ЗАВЕРШЕНИЕ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ». 41

ТЕМА 14: «АРГУМЕНТАЦИЯ» …………………………………………………………………………...…44

 

ТЕМА 15 "ПОДГОТОВКА ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ В РАЗНЫХ ЖАНРАХ». 49

        1: «ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ». 49

       2: "РЕКЛАМНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ». 50

       3: «РАССКАЗ О СЕБЕ». 52

        4: "РАССКАЗ О СОБЫТИИ». 53

ТЕМА 16: «ПРОТОКОЛЬНО-ЭТИКЕТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ». 54

        1. "ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГОСТЯ"……………………………………………………………………..55

 

         2. "ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО». 55

ТЕМА 17: "РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ». 57

ТЕМА 18: "УБЕЖДАЮЩЕЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ». 59

ТЕМА 19:  «ДЕБАТЫ». 61

 

ТЕМА 20: «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ»……………………………………..68

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………………………..……78

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

          Сборник опорных конспектов разработан на основе рабочей программы учебной дисциплины «Деловая риторика», являющейся частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.02.10 Туризм. Основная задача курса «Деловая риторика» - подготовить выпускников к успешному общению в профессиональной деятельности, при проведении бесед, переговоров, совещаний и т. п., сформировать речевые навыки устного делового контакта, помочь овладеть психологической культурой, этикой служебного взаимодействия.

Решение данной задачи ведет к повышению общей культуры будущего специалиста, уровня его гуманитарной образованности.

«Деловая риторика» представляет собой коммуникативно ориентированный курс обучения деловой речи. Целью данного сборника опорных конспектов является ознакомление студентов с терминологией риторики, основными принципами и понятиями дисциплины, формирование устойчивого представления об ораторском мастерстве как искусстве звучащего слова, основанном на четких принципах построения и оформления речи, помощь в овладении основными способами «выстраивания» речевой деятельности в зависимости от коммуникативного контекста.

    Изучение данного сборника призвано помочь студентам освоить основную терминологию дисциплины, в частности:основные понятия риторики; - основные законы, принципы и правила эффективного общения; основы аргументации; закономерности использования риторических приемов и выразительных средств языка в различных сферах речевой деятельности; особенности звучащей речи;  правила ведения конструктивного спора; правила ведения деловой беседы; основные приемы речевого манипулирования общественным сознанием и приемы их нейтрализации; риторический канон.


 

Этапы развития риторики

Античная риторика

Зародилась в Древней Греции

– Горгий разработал приемы риторической художественной прозы, используя для повышения ее психологического воздействия поэтическую выразительность.

- Лисий – афинский оратор и логограф. Умел отражать в речи особенности характеров своих клиентов. Благодаря простой манере изложения он считался великим мастером речи.

- Исократ– афинский оратор, учитель риторики, публицист, логограф. Представитель торжественного, пышного красноречия. Сам публично не выступал. Имел свою школу риторики.

- Демосфен– афинский оратор и политический деятель. Для его речей характерны воодушевление и проникновенная страстность, покоряющая логика и острая аргументация.

- Платон– один из выдающихся греческих мыслителей. Обобщил

 опыт мастерства речи на примерах выдающихся ораторов, в том числе Сократа.

- Аристотель– великий древнегреческий философ, ученый-энциклопедист. Полагал, что риторика должна развивать способность убеждения.

- Цицерон– философ, оратор, политический деятель и писатель. Цицерон был самым крупным представителем римского классического красноречия

- Квинтилиан– оратор, ритор. Написал “Наставление оратору” в 12 книгах, начиная с элементарных основ, с изложением всей риторической теории.

Средневековье

Гомилетика – церковное, богословие красноречие, унаследовавшее основные принципы античной науки.

Возрождение и Новое время

Характерны повышением интереса к риторике. Однако преобладает письменное слово: сатира, памфлеты, рассуждения и пр.

Основы русского красноречия

Существуют тексты, свидетельствующие о высокой культуре устной речи до монгольского нашествия “Золотое слово Святослава”(Слово о полку Игореве), “Поучение Владимира Мономаха” (Поучение чадам своим) и др

Первые русские руководства по риторики XVII века написана вологодским епископом Макарием одним из создателей Славяно-греко-латинской академии, и сподвижником Петра I Феофаном Прокоповичем.

М.В.Ломоносов

– наиболее заметный след в развитии теории риторики XVII века оставило “Краткое руководство к красноречию”. Оно предназначалось для нужд просвещения, образования, несколько раз переиздавалось Ломоносов соединил риторику с русским языком, русской традицией, русской наукой.

XX-й век. С помощью звукоусилительной техники ораторам стали доступны самые тонкие эмоциональные и интонационные вариации, а также воздействие на доселе небывалое количество слушателей, что привело к высочайшему взлету ораторского искусства (Ленин, Троцкий, Муссолини, Гитлер, Геббельс, Рузвельт, Дж. Кеннеди, Мартин Кинг, Кастро и многие другие). Лидерами по уровню мастерства участников публичных выступлений в 30-х годах становятся Германия и СССР.

Возрождение риторики в 20 в. началось в США. Его связывают, прежде всего, с деятельностью И.А.Ричардса и К.Берка. Труд И.А.Ричардса Философия риторики (1936) показал актуальность и общественную значимость «убеждающей» риторики, а работы К.Берка (в частности, Риторика мотивов) акцентировали значение литературной риторики.

Тем не менее, появление новой риторики связано с Европой – с выходом в свет во Франции трактата Х.Перельмана и Л.Ольбрехт-Тытеки Новая риторика. Трактат об аргументации (1958).

Основные понятия науки о речевом воздействии

Коммуникативная позиция.

Коммуникативная позиция – это степень авторитетности отдельного участника общения для собеседников, степень влиятельности его речи в конкретной ситуации общения.

Усиливают коммуникативную позицию следующие приёмы:

- повтор обращения (закон имени) – Ну Анна Петровна, ну Анна Петровна, ну пожалуйста, Анна Петровна…;

- повышенная эмоциональность речи;

- приближение к собеседнику;

- открытые жесты, обращённые к слушателю;

- укрупнение собеседника (когда мы хвалим его, выделяем из других, делаем ему комплименты и т.д.);

- повышение громкости голоса, придание речи авторитетности и уверенности;

- демонстрация доброжелательности мимикой, жестами;

- привлекательность нашего внешнего вида

Защитить свою позицию можно:

- увеличивая дистанцию между нами и собеседником;

- разместившись за препятствием (столом)

- отклоняясь назад при разговоре;

- принимая закрытые позы (например, скрещивая руки на груди, поворачиваясь боком к собеседнику)

Ослабить коммуникативную позицию собеседника можно, посадив его в низкое кресло, расположив собеседника так, чтобы у него за спиной было движение, чтобы он был хорошо освещён, а вы – в тени и т.д.

Доказывание

Доказывать – это приводить аргументы, подтверждающие правильность какого-либо тезиса.

Убеждение

Убеждать – это вселять в собеседника уверенность, что истина доказана, тезис установлен

Уговаривание

Уговаривать – это преимущественно эмоционально побуждать собеседника отказаться от его точки зрения и принять точку зрения уговаривающего

Клянченье

Клянчить – это эмоционально просить, используя простой многократный повтор просьбы

Внушение

Внушать – это побуждать собеседника просто поверить вам, принять на веру то, что вы ему говорите – без обдумывания, без критического осмысления.

Просьба

Просить – это побуждать собеседника сделать что- либо в интересах говорящего, руководствуясь положительным отношением к говорящему, откликаясь на его потребность.

Приказ

Приказать – это побудит человека выполнить что-либо в силу его зависимого должностного, социального и т.д. положения без какого-либо объяснения или мотивировки распоряжения

 

Принуждение

Принудить – значит заставить человека сделать что-либо против его воли.

 

Коммуникативные неудачи

Коммуникативная неудача – это отрицательный результат общения, то есть такое завершение общения, когда его цель оказывается не достигнутой.

Коммуникативное самоубийство – это грубая ошибка, допущенная в общении, которая сразу делает дальнейшее общение заведомо неэффективным.

Например, если оратор начинает своё выступление так: Извините, что занимаю у ваяя время… Я вас долго не задержу… - это типичное коммуникативное самоубийство, так как человек фактически сообщает слушателям о том, что он сам понимает: его информация им не нужна, она вызовет у слушателей раздражение, его появление перед аудиторией нежелательно и т.д. Такого оратора, конечно же, слушать не будут.

Коммуникативная грамотность

Коммуникативная грамотность – это умение вест общение эффективно и бесконфликтно.


 

Невербальные барьеры

-особые положения рук и ног (скрещивание);

- завуалированные закрытые позиции (проверять пуговицы, смотреть на часы)

- сигарета в руке;

- обе руки что-либо сжимают

Барьеры взаимодействия.

Мотивационный барьер возникает, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт

Барьер некомпетентности. Некомпетентность партнера вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени.

Этический барьер возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей.

Барьер стилей общения.

Содержание стиля общения составляют:

- преобладающий мотив общения (взаимодействие, самоутверждение, эмоциональная поддержка собеседника и т.п.);

- отношение к другим людям (мягкость, доброжелательность, терпимость, жестокость, рационализм, эгоцентризм, предубежденность и т.п.);

- отношение к себе (самолюбование, признание своих недостатков, отстаивание «чести мундира», навязывание своего мнения и т.п.);

- характер воздействия на людей (давление, принуждение, манипуляция, сотрудничество, личный пример, невмешательство и т.п.).

16. Логический барьер - неумение выражать свои мысли

17. Фонетический барьер - плохая техника речи

Неумение слушать

Невежливость

 

 

Виды невербальных сигналов

Невербальные сигналы – материальные, чувственно воспринимаемые действия, несущие для собеседников фиксированный, закреплённый данной культурой смысл.

Среди невербальных сигналов различают симптомы, символы и знаки

1. Невербальные знаки – невербальные действия, имеющие в данной культуре определённый знаковый смысл, стандартное значение, автоматизировано или сознательно продуцируемые с целью передачи этого значения собеседнику.

1) знаки языка телодвижений: взгляд, мимика, позы, движение, походка, осанка, манипуляции с предметами

2) знаки организации пространства.

3) знаки отсутствия говорения (молчания) – степень допустимости молчания

4) жесты – значимые движения тела

Виды жестов:

- номинативные – заменяют, дополняют или дублируют вербальные средства (изображение размера, формы, большой палец к губам – «тихо»)

- эмоционально-оценочные – выражают оценку чего-либо в ходе общения (огорчённая отмашка рукой, кулак как угроза, руки к груди как знак просьбы и др.)

- указательные – выделяют предмет в коммуникативной ситуации, ориентируют собеседника в пространстве (указание пальцем, ладонью, головой)

- риторические – имеют усилительный характер, усиливают выражаемое содержание, акцентируют отдельные части высказывания, текста в целом (взмахи рукой, движение ладоней к аудитории);

- игровые – шуточные, используемые для игры, развлечения («нос», рожки при фотографировании);

- вспомогательные – жесты, используемые преимущественно в качестве физической помощи себе или собеседнику в конкретной ситуации (поддержать под руку, приложить ладонь ко лбу козырьком от солнца);

- магические – используются в суеверных, магических целях (скрещивание пальцев, осенение крестным знамением)

2. Невербальные симптомы – невербальные явления (движения, действия), бессознательно проявляющиеся в деятельности человека и отражающие психическое или физическое состояние участника общения. Например, симптомы страха, радости, удовольствия, задумчивости и т.д.

3. Невербальные символы – невербальные явления, являющиеся носителями, так называемого социального символизма – символического значения, приписываемого обществом определённым предметам, действиям, явлениям.

Например:

- высокий социальный статус – низкий социальный статус

- зажиточность – бедность;

- деловой преуспевающий человек;

- солидность;

- интеллигентность, образованность;

- принадлежность к определённой группе

Социальные невербальные символы имеют ярко выраженную национальную специфику.

 

Имидж

Имидж (от англ. image — «образ», «изображение») — 1. долговременная коммуникативно-ролевая маска человека; 2. искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия.

В отношении собственного имиджа необходимо соблюдать определённые правила поведения:

1. Знать свой фактический имидж: как тебя воспринимают окружающие;

2. Уметь нравиться, производить положительное впечатление, вызывать доверие, располагать собеседника к себе – создавать свой положительный имидж;

3. Уметь формировать свой целевой имидж – грамотно преподносить себя, с помощью определённых средств вызывать ту или иную реакцию, желательное отношение к себе.

Основные слагаемые имиджа:

· - внешний имидж – то, как человек выглядит;

· - коммуникативный имидж – какое впечатление он производит в общении;

· - поведенческий имидж – то, как он выглядит в совокупности своих поступков

Необходимо различать ситуативную роль и имидж.

Ситуативная роль – это особенности общения и поведения человека, которые он избирает для себя в данной ситуации, чтобы достичь определённой сиюминутной цели (например, выбирает в учреждении роль «просителя» или «требователя»)

 

 

Фактор внешности

Одежда

В целом коммуникативную позицию человека усиливает тёмная традиционная одежда, добротный материал, контраст тёмных и светлых тонов.

Сочные цвета одежды характеризуют человека как радующегося жизни, успешного, обращённого к бытию.

Расстёгнутый пиджак – стремление к контакту, застёгнутый – стремление сохранить дистанцию. Снятый пиджак – готовность взаимодействовать. Американские специалисты по проведению переговоров отмечали, что, по их наблюдениям, если мужчины до конца переговоров остаются в застёгнутых пиджаках, договорённость обычно не достигается.

Усиливает коммуникативную позицию говорящего умеренная модность его одежды.

Стили одежды:

- классический – подходит большинству людей и уместен в большинстве ситуаций. Он максимально универсален. Для мужчин классический стиль – это костюм тёмных тонов, рубашка светлого тона, галстук и носки в тон костюму и рубашке. Для женщин – юбка, блузка и пиджак. Обычно носителя классического стиля воспринимают как излучающего надёжность, силу, внушающего доверие и уважение, вызывающего ощущение персоны значительной и респектабельной. Такого человека могут воспринимать как лидера или, по крайней мере, как достаточно квалифицированного, владеющего информацией человека, как профессионала. Но, в среде людей, стоящих на нижних ступенях социальной лестницы, его могут воспринимать как человека недоступного, властного, холодного и авторитарного.

-романтический стиль – подходит стройной, выдержанной, спокойной и мягкой по характеру девушке, молодой женщине, которая отличается негромким голосом, не резка в движениях, не очень активная и тем более не агрессивна в жизни. В романтическом стиле могут одеваться и мужчины Широкополые шляпы, длинные прямые пальто и плащи, длинные шарфы, косынка вместо галстука, шёлковые рубашки. Оратор, одетый в романтическом стиле, производит впечатление человека творческого, необычного, возможно, приятного в общении, он вызовет в культурной аудитории внешний интерес, но будет при этом восприниматься как недостаточно компетентный и надёжный человек. В малообразованной и смешанной аудитории данный стиль вызовет прямое неприятие.

- экстравагантный стиль предполагает индивидуализм и независимость, смелость, наступательность, а иногда и агрессивность в поведении. Приёмы создания экстравагантного стиля: смелые цветосочетания, активное использование контрастов, нешаблонных фактур и орнаментов тканей, широкое использование асимметрии. Экстравагантный имидж будет восприниматься весьма благоприятно, возбуждать интерес и даже восхищение в специфической среде, где ценится яркая индивидуальность, незаурядность, непохожесть – в среде искусства, богемы, в окружении людей творческих профессий. Однако в среде, где ценится умение не выставлять свои эмоции на показ, способность быть непроницаемым, сдержанным, носитель экстравагантного имиджа может восприниматься как персона бестактная, непредсказуемая, не заслуживающая доверия.

- спортивный стиль предполагает оптимистичность, раскованность, желание не ограничивать себя нормами, рамками и стандартами, стремление к свободе и независимости, но в то же самое время стремление особо не выделяться. Основа этого стиля – джинсовые вещи. Неблагоприятной средой для носителя спортивного имиджа является та, где царит чёткая структурная иерархия, где люди принимают на себя определённые роли и стараются им соответствовать. Деловая сфера, бизнес, управленческие структуры, возрастная аудитория – не место для оратора, одетого в спортивном стиле. Там носитель такого стиля будет восприниматься как непредсказуемая, несолидная и ненадёжная личность.

- деловой стиль – нацелен на формирование максимально делового доверия к его носителю. Производит положительное деловое впечатление контраст тёмного и светлого в одежде, силуэт приближающийся к прямоугольнику. Цвета, вызывающие наибольшее доверие в деловых отношениях – тёмно-синий и серый. Деловой стиль при публичном выступлении оптимален.

Причёска, цвет волос.

Высокая причёска повышает статус её носителя. Цвет волос имеет значение для делового имиджа: при прочих равных условиях в деловых отношениях больше доверяют брюнетам и брюнеткам, чем блондинам и блондинкам – брюнетов считают более компетентными. Короткая причёска мужчины сигнализирует о его деловитости, невысоком, преимущественно практическом интеллекте, длинные волосы – о творческом начале, интеллектуальности.

Сложение.

Высокий рост, атлетическое телосложение усиливают коммуникативную позицию, высокие люди пользуются большим авторитетом.

Body language

Кинесика (греч. kinesis – движение), совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого общения.

Зоны взгляда:

1. Деловой взгляд направлен на треугольник на лбу партнера по переговорам.

2. Социальный взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и ртом речевого коммуниканта.

3. Интимный взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и солнечным сплетением речевого коммуниканта.

в) улыбка

Дэвид Хэмфрис – девять типов улыбок

1. Верхняя улыбка, так называемая «общественная «улыбка

2. Застенчивая улыбка (как верхняя, только нижняя губа прикушена)

3. Фальшивая улыбка (верхняя, но без складок возле глаз, голова опущена)

4. Широкая улыбка (как реакция на смешное, часто пытаются превратить в верхнюю)

5. Натянутая улыбка (с сомкнутыми зубами)

6. Шутливая улыбка (зубы спрятаны, дети играя, взрослые на выступлении юмориста в ожидании новой шутки)

7. Простая улыбка (улыбка самому себе)

8. Кривая улыбка (как простая, но уголки опущены, характерна для замешательства или выражения неодобрения

9. Вымученная улыбка (предупреждение собеседнику, что вы считаете его шутку дурным тоном)

Искренняя или фальшивая улыбка:

1. Мимику рта легче контролировать, чем движение лба или глаз

2. При фальшивой улыбке трудно воспроизвести складочки под нижними веками

3. Фальшивая улыбка бывает невовремя

4. Фальшивая улыбка слишком долгая (естественная длится около 4 секунд)

Положение ног.

Перекрещивание ног (попытка защитить половые органы) — признак негативного или оборонного отношения человека.

Крест рук и ног (в сидячем положении) — типовое выражение неудовольствия у женщин.

Нога на ногу с образованием четверки (по-американски) — свидетельство соперничества, бойцовского духа.

Если крест ног четверкой и руки на ногах — это признак твердого, упрямого человека, к которому нужен специальный подход.

Руки и ноги крестом при положении стоя в компании незнакомых людей означают самозащиту, даже если на губах улыбка.

Сжатые руки + сведенные лодыжки + закусывание губы — это сдерживание негативного отношения, неприятных эмоций, страха или взволнованности (у следователя или во время собеседования о приеме на работу).

Фактор голоса

1. Скорость речи соответствует господствующему состоянию темперамента или так называемому темпу жизни.

2. Большая или малая громкость — это проявления, по сути, большой или малой изначальной жизненной силы и происходящей от нее уверенности.

3. Сильные изменения в громкости — это знак эмоциональности, соответствующей внутреннему интенсивному сопереживанию и волнению.

Информационное.

Цель – сообщить некоторую информацию. Используется в научном докладе, сообщении, лекции перед студентами, в монологе учителя при объяснении, в рассказе о каком-либо случае или при описании некоторого явления, в ответе ученика на уроке, инструкция, объявление о предстоящем событии.

Протокольно-этикетное

Цель – соблюсти некоторый общепринятый ритуал, протокол, этикет. Используется в приветствии официальной делегации, официальном поздравлении юбиляра, вступительном слове перед каким-либо мероприятием, выступлении с оценкой заслуг человека или организации (похвальное слово), официальный тост и др.

Развлекательное

Цель – развлечь собравшихся. Используется в неофициальных тостах, речах на банкетах, рассказах об интересных происшествиях, смешных случаях из жизни и др.

Убеждающее

Цель – убедить. Случаи убеждающих выступлений: выступления в научных и политических дискуссиях, предвыборные, агитационные, рекламные выступления.

Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны также и другие смешанные типы.

ТЕМА 8: «ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ»

 

Эффективность устной речи

ТЕМА 9: «ПОДГОТОВКА К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ»

 

Обдумывание выступления

- Сначала обдумайте свое выступление наедине. Не следует с самого начала идти советоваться с кем-либо, как вам выступать. Если необходимо посоветоваться то толь ко по целому выступлению.

- Не надо также начинать с поиска литературы по теме вашего выступления. Это можно сделать, но потом, на завершающей стадии, когда вы действительно почувствуете, что в чем-то вам не хватает материала или идей. Здесь стоит прислушаться к совету Д. Карнеги: «Не начинайте читать по теме, пока не исчерпаете собственных мыслей».

- Для выступления выбирайте 1—2 вопроса, не более.

- Всегда важно, выступая, иметь резервные знания — материала у вас должно быть минимум на треть больше того, который по вашим расчётам, необходим для выступления. 5ы должны быть готовы все это рассказать, но в выступлении сознательно ограничить себя, рассказать только часть того, что вы знаете. (То есть иметь резервные знания)

- Обдумывая будущее выступление, следует разбить его мысленно на тематические комплексы, причем их должно быть немного, лучше три-четыре, не больше: сначала скажу о..., потом о..., затем о... и, наконец, расскажу о...

- Д. Карнеги советует также, заранее высказывать самому себе отношение к содержанию того, о чем вы будете говорить, т.е. свою оценку той или иной мысли, с которой вы выйдете к слушателям: Очень важно иметь в виду..; Самое главное в том, что я, хочу сказать...; Я глубоко убежден в правильности мысли о том, что... и т.д.

- То, что хотите сами лучше запомнить и подчеркнуть в выступлении, чаще упоминайте в разговорах с людьми, высказывайте основные мысли своего выступления друзьям, родственникам.

- Основные мысли надо проговорить до выступления, это позволит вам лучше осмыслить и сформулировать их.

- Не стоит пытаться готовиться к выступлению за один раз — распределите это на несколько дней, делайте перерывы в подготовке, чтобы потом рассмотреть выступление с новых позиций, готовьте свое выступление по блокам — так вы быстрее его запомните и сможете лучше отредактировать.

Примеры зачинов

10. Добрый день! Итак, мы с вами снова собрались в этой аудитории. Мне приятно здесь выступить снова. В прошлом году мы тоже здесь встречались и обсуждали проблемы... Сегодня наша тема...

11. Итак, вы уже прослушали ряд интересных и ярких выступлений моих коллег по проблемам... Я сам с удовольствием их послушал и теперь продолжу эти тему. Я хочу предложить вам свое понимание данных проблем.

12. Здравствуйте! Ну, кажется все собрались? Надо ли еще кого- нибудь подождать или можно начинать? Можно еще немного подождать, если кто-то задержался, но точно придет....Итак, теперь начинаем. Наша тема...

13. Здравствуйте! О, какая большая и разнообразная аудитория у нас сегодня! Очень приятно вас всех видеть!

14. Добрый день! Ну, я вижу, нас собралось сегодня немного, но самые главные и заинтересованные слушатели, я уверен, уже здесь. Думаю, мы уже можем начать...

Завязка — это уже подход к теме выступления. В завязке надо тем или иным способом обозначить проблему, которую вы будете раскрывать, и связать ее с интересами слушателей. Завязка должна захватить внимание слушателей.

3. Приемы захвата внимания аудитории

 Обращение к событию, времени, месту.

«Начните с того места, где вы находитесь». — советует П.Сопер. Скажите: «Мы собрались сегодня в аудитории, в которой... Вот висит портрет Толстого... Сегодня годовщина... Я думаю, все вчера смотрели новости по телевизору и знают, что... Сегодня утром в «Последних известиях» сообщили...» и т.д. и т. п. Этот прием несложен и весьма эффективен для привлечения внимания.

Риторический вопрос

Если риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа) задается эмоционально, а после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев оказывается в состоянии приковать к себе внимание аудитории. Например: Нужна ли нам частная собственность? Должно ли образование быть бесплатным?                                                                               

Возбуждение любопытства

Затроньте необычный факт, который показывает слушателям, что они еще не все знают. Например: Знаете ли вы, что рабство существует в 17 странах мира? — Как? В каких?

Приведите парадокс, который возбудит мыслительную деятельность слушателей. Поставив аудиторию перед парадоксом, мы добиваемся того, что аудитория проявит интерес к поставленной проблеме: как же оратор разрешит этот парадокс? Например: Эйнштейн сказал, что образование— это то, что остается, когда все выученное забыто. Правильно ли это? Или: Как сказал Гейне, мудрецы продумывают свои мысли, глупцы оглашают их. Согласны ли вы с этим? Или еще один вариант: Чем больше нищеты, тем больше надежды. Так сказал Шолом-Алейхем. Действительно, почему так?

Цитирование знакомого.

Приведите высказывание вашего хорошего знакомого, друга, приятеля: У меня есть хороший знакомый, с которым мы дружим уже много лет. Он очень наблюдательный человек, и многие его высказывания точны и остроумны. Так вот, один раз он сказал...

Цитирование знаменитости.

Например: Бернард Шоу как-то сказал...; Говорят, Петр говорил своим сподвижникам...; Льву Толстому принадлежит очень любопытная фраза... и т.д. Удобство такого начала в том, что афоризм или крылатую фразу легко заранее подготовить, и ее качество обеспечит привлечение внимания.

Исторический эпизод.

Начать можно так!- B ~ XVlll веке при французском дворе был обычай..., Расскажу вам об одном интересном случае, описанном нашими историками в начале XIX века..., Мы все довольно плохо знаем прошлое, и поэтому уроки прошлого нас мало чему учат. Вместе с тем мы можем много полезного почерпнуть даже из жизни древних народов. Знаете ли вы, что уже у древних римлян было принято... и т.д.

Позиция информатора.

Такая позиция предполагает чистое изложение некоторого материала, сопровождающееся предупреждением о возможных ошибках в понимании. С этой позиции обычно излагается инструктивная или директивная информация.

Позиция комментатора.

Эту позицию обычно занимают, если аудитория знает основное и ждет дополнительных сведений и личных оценок.

Позиция собеседника.

Эта позиция предполагает, что оратор разделяет интересы и заботы аудитории, выступает на равных. Данная позиция предполагает, что оратор обращается к аудитории с просьбой высказать свое мнение, широко использует вопросы.

Позиция советчика

Позицию советчика обычно занимают, если слушатели хорошо подготовлены в базовой области. Оратор в гаком случае лишь как бы расставляет акценты.

П озиция эмоционального лидера.

Эту позицию занимают в том случае, если в аудитории приподнятое настроение, самого оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением. В позиции эмоционального лидера оратор чувствует себя достаточно свободно, допустимы импровизированные отступления от темы.

Есть и риторические позиции «коммуникативного самоубийства», которые рекомендуется всячески избегать. К таким прежде всего относятся:

позиция наставника (оратор нравоучителен, категоричен);

позиция трибуна (преувеличенный пафос);

позиция просителя ( потерпите, я скоро закончу), f

Только выступления, длящиеся не более одной минуты, можно проводить с одной позиции; подавляющее большинство выступлений следует проводить, занимая поочередно разные позиции по ходу выступления. Важно продумать перед выступлением, какие позиции вы будете занимать, излагая материал.

Внешний вид оратора

Внешность оратора должна быть привлекательной, но в пределах нормы.

Снижают доверие к оратору: одежда ярких, насыщенных цветов; слишком модная одежда, многочисленные украшения, кокетливые элементы женской одежды (кружева, воланчики и др.).

Манера выступления

Укажем на то, что ни в коем случае не должно ощущаться в ходе выступления оратора:

15. оратор не должен выглядеть уставшим, спешащим, недовольным (помещением, задержкой начала работы, числом собравшихся, опаздывающими и т.д.), избыточно возбужденным, аффектированным (слушатели чувствуют неловкость за излишне возбуж­денного оратора);

16. оратор не должен демонстрировать беспомощность, нерешительность;

17. оратор ни в коем случае не должен извиняться перед аудиторией за свою миссию (Извините, что задерживаю вас\ Потерпите, я скоро закончу и т.д.).

Оптимальная манера выступления предполагает:

Энергичность изложения.

Физическая бодрость, подвижность.

Уверенный внешний вид.

Дружеский, интимный тон.

Движение

Важным средством повышения эффективности речевого воздействия оратора на аудиторию является его движение по аудитории.

Неподвижным ораторам аудитория не очень доверяет, считает их консервативно мыслящими. Движение оратора по аудитории повышает доверие к нему, усиливает симпатии аудитории.

Следует приближаться к слушателям. Спускайтесь в зал, ходите по аудитории (медленно, и не очень злоупотребляя этим приемом), наклоняйтесь к слушателям. Если вы выступаете с возвышения, подходите к самому его краю. Из-за трибуны время от времени выходите и становитесь рядом с ней либо вообще стойте рядом с трибуной, а не за нею.

Ходить лучше не перед аудиторией, а в глубину зала, при этом



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.124 (0.013 с.)