Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восприятие оратора аудиториейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Во-первых, первое впечатление — очень сильное, яркое, оно хорошо запоминается. В дальнейшем его приходится корректировать, опровергать, менять, а это всегда предполагает большие усилия. Вспомним: необычные, сенсационные сообщения, первые новости всегда воспринимаются человеком легко и с большим доверием, а последующим опровержениям, разъяснениям мы доверяем с большим трудом. Именно поэтому газеты стремятся первыми сообщить новость, сенсацию: кто первый сообщает, тот формирует мнение, кто сообщает вторым или опровергает, вынужден уже изменять мнение, что всегда труднее. Во-вторых, первое впечатление обычно далеко от истины. Экспериментально установлено, что большинство черт, которые приписываются человеку при первом впечатлении, не могут быть выведены из его внешности или наблюдаемого поведения. Так, 58 % приписываемых при первом впечатлении черт (целеустремленность, умственные способности, моральные ценности и др.) нельзя вывести визуальным путем; в эксперименте испытуемые выделяли даже такие признаки, как «любит сидеть в кафе», «наедине плачет» и др., а еще 27 % выделяемых черт представляют чисто оценочные суждения (хороший, плохой, приятный, неприятный...). Таким образом, 85% качеств, приписываемых человеку при первом впечатлении, внешне никак не могут быть обнаружены, но тем не менее они приписываются человеку. Именно это и обусловливает большой процент ошибочно приписываемых черт. В-третьих, первое впечатление очень устойчиво. В-четвертых,_оцениваются и запоминаются прежде всего индивидуальные качества оратора. И в-пятых, основой первого впечатления является зрительный образ. Проводили такой эксперимент: одной группе испытуемых давали послушать сначала речь, а затем показывали фотографию оратора, другой — сначала фотографию, потом речь. И в том и в другом случае просили дать характеристику оратора. После предъявления фотографии характеристика оратора менялась в значительно большей степени, нежели тогда, когда сначала оценивалась фотография, а потом добавлялась речь. Таким образом, зрительный образ при восприятии оратора значительно важнее, чем для формирования впечатления о нем речью. При первом впечатлении роль зрительного образа невозможно переоценить. Риторические позиции оратора в ходе выступления В процессе выступления каждый оратор занимает определенную риторическую позицию — выбирает для себя роль, в которой он будет выступать. Таких риторических позиций можно выделить довольно много, назовем лишь наиболее типичные и часто используемые. Позиция информатора. Такая позиция предполагает чистое изложение некоторого материала, сопровождающееся предупреждением о возможных ошибках в понимании. С этой позиции обычно излагается инструктивная или директивная информация. Позиция комментатора. Эту позицию обычно занимают, если аудитория знает основное и ждет дополнительных сведений и личных оценок. Позиция собеседника. Эта позиция предполагает, что оратор разделяет интересы и заботы аудитории, выступает на равных. Данная позиция предполагает, что оратор обращается к аудитории с просьбой высказать свое мнение, широко использует вопросы. Позиция советчика Позицию советчика обычно занимают, если слушатели хорошо подготовлены в базовой области. Оратор в гаком случае лишь как бы расставляет акценты. П озиция эмоционального лидера. Эту позицию занимают в том случае, если в аудитории приподнятое настроение, самого оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением. В позиции эмоционального лидера оратор чувствует себя достаточно свободно, допустимы импровизированные отступления от темы. Есть и риторические позиции «коммуникативного самоубийства», которые рекомендуется всячески избегать. К таким прежде всего относятся: позиция наставника (оратор нравоучителен, категоричен); позиция трибуна (преувеличенный пафос); позиция просителя ( потерпите, я скоро закончу), f Только выступления, длящиеся не более одной минуты, можно проводить с одной позиции; подавляющее большинство выступлений следует проводить, занимая поочередно разные позиции по ходу выступления. Важно продумать перед выступлением, какие позиции вы будете занимать, излагая материал. Внешний вид оратора Внешность оратора должна быть привлекательной, но в пределах нормы. Снижают доверие к оратору: одежда ярких, насыщенных цветов; слишком модная одежда, многочисленные украшения, кокетливые элементы женской одежды (кружева, воланчики и др.). Манера выступления Укажем на то, что ни в коем случае не должно ощущаться в ходе выступления оратора: 15. оратор не должен выглядеть уставшим, спешащим, недовольным (помещением, задержкой начала работы, числом собравшихся, опаздывающими и т.д.), избыточно возбужденным, аффектированным (слушатели чувствуют неловкость за излишне возбужденного оратора); 16. оратор не должен демонстрировать беспомощность, нерешительность; 17. оратор ни в коем случае не должен извиняться перед аудиторией за свою миссию (Извините, что задерживаю вас\ Потерпите, я скоро закончу и т.д.). Оптимальная манера выступления предполагает: Энергичность изложения. Физическая бодрость, подвижность. Уверенный внешний вид. Дружеский, интимный тон. Движение Важным средством повышения эффективности речевого воздействия оратора на аудиторию является его движение по аудитории. Неподвижным ораторам аудитория не очень доверяет, считает их консервативно мыслящими. Движение оратора по аудитории повышает доверие к нему, усиливает симпатии аудитории. Следует приближаться к слушателям. Спускайтесь в зал, ходите по аудитории (медленно, и не очень злоупотребляя этим приемом), наклоняйтесь к слушателям. Если вы выступаете с возвышения, подходите к самому его краю. Из-за трибуны время от времени выходите и становитесь рядом с ней либо вообще стойте рядом с трибуной, а не за нею. Ходить лучше не перед аудиторией, а в глубину зала, при этом не следует очень углубляться и доходить до последних рядов слушателей — в таком случае неуютно ощущают себя те, кто сидит впереди, они вынуждены оборачиваться вслед за оратором. Лучше всего углубляться не более чем на треть длины зала; при этом, возвращаясь обратно, не следует поворачиваться спиной к залу, надо двигаться обратно «задним ходом». Походка оратора должна быть ровной, размеренной, без ускорений, несколько медленнее, чем обычная походка человека: только в таком случае походка разнообразит восприятие выступления, а не отвлечет от него.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.94.117 (0.007 с.) |