Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5 : «вербальное речевое воздействие»

Поиск

Правила вербального речевого воздействия

1. Фактор соблюдения коммуникативной нормы:

- необходимо соблюдать нормы речевого этикета;

- необходимо соблюдать нормы культуры речи (правильно ставить ударения, соблюдать темп речи, употреблять слова в правильных значениях, не использовать грубых слов)

2. Фактор установления контакта с собеседником:

- производить благоприятное внешнее впечатление;

- меньше говорить самому, дать собеседнику поговорить о себе;

- укрупнять собеседника;

- снижать себя в глазах собеседника;

- индивидуализировать собеседника;

- говорить комплименты;

- отождествлять свои интересы с интересами собеседника;

-интересоваться проблемами собеседника;

- вспоминать совместный положительный опыт

3. Фактор содержания речи:

- говорить на тему, которая интересует или должна заинтересовать собеседника;

- сообщать больше положительной информации;

- свести к минимуму негативную информацию;

- не давать советов, если вас не просят (если совет всё же дать надо – облечь его в форму заботы);

- чаще обращаться к собеседнику по имени (закон имени);

- приводить аргументы, не быть голословным;

- приводить примеры из жизни

4. Фактор языкового оформления:

- разнообразить номинативные средства (использовать синонимы, близкие по значению слова и обороты для обозначения одного и того же явления);

- использовать слова, вызывающие образы (употреблять больше конкретных слов, обозначающих действия и предметы, вместо абстрактных, обобщающих);

- говорить проще, не злоупотреблять книжными словами;

- разнообразить интонацию, не говорить монотонно;

- держать одинаковый темп речи с партнёром (нормальный темп – это около 120 слов в минуту);

- цифр приводить немного и округлять их

5. Фактор стиля общения:

Для этого необходимо демонстрировать

- общительность, приветливость;

- дружелюбие, искренность;

- воодушевление;

- умеренную эмоциональность;

- физическую бодрость, подвижность;

- умение выслушать собеседника;

- способность не повышать голос в споре или конфликте;

- культурный «языковой паспорт»

6. Фактор объёма сообщения:

- быть кратким;

- говорить меньше собеседника;

- говорить короткими предложениями

7. Фактор расположения информации:

- важную информацию давать в начале и конце;

- важную информацию повторять несколько раз в различных местах своей речи разными словами

8. Фактор адресата:

Необходимо учитывать тип собеседника или аудитории и обращаться к ним с учётом особенностей их восприятия

 

ТЕМА 6: «НЕВЕРБАЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ»

Невербальное речевое воздействие – это воздействие, осуществляемое сопровождающими речь несловесными сигналами (жесты, мимика, внешний вид, поведение говорящего, дистанция до собеседника и др.)

Соотношение вербального и невербального речевого воздействия

Существует около 1 000 невербальных сигналов, некоторые учёные полагают, что это число достигает 3-5 тысяч, причём у отдельных сигналов есть несколько вариантов. Есть около 1 тысячи поз, около 20 000 выражений лица. Их роль в процессе общения тоже очень велика.

Левое полушарие контролирует речь, интеллектуальную деятельность – отражается на правой стороне лица.

Правое полушарие – управляет эмоциями, воображением, сенсорной деятельностью – отражается на левой стороне лица, поэтому эта сторона мало поддаётся контролю

Конгруэнтность – соответствие смыслов вербальных и сопровождающих их невербальных сигналов, неконгруэнтность – противоречие между ними.

Виды невербальных сигналов

Невербальные сигналы – материальные, чувственно воспринимаемые действия, несущие для собеседников фиксированный, закреплённый данной культурой смысл.

Среди невербальных сигналов различают симптомы, символы и знаки

1. Невербальные знаки – невербальные действия, имеющие в данной культуре определённый знаковый смысл, стандартное значение, автоматизировано или сознательно продуцируемые с целью передачи этого значения собеседнику.

1) знаки языка телодвижений: взгляд, мимика, позы, движение, походка, осанка, манипуляции с предметами

2) знаки организации пространства.

3) знаки отсутствия говорения (молчания) – степень допустимости молчания

4) жесты – значимые движения тела

Виды жестов:

- номинативные – заменяют, дополняют или дублируют вербальные средства (изображение размера, формы, большой палец к губам – «тихо»)

- эмоционально-оценочные – выражают оценку чего-либо в ходе общения (огорчённая отмашка рукой, кулак как угроза, руки к груди как знак просьбы и др.)

- указательные – выделяют предмет в коммуникативной ситуации, ориентируют собеседника в пространстве (указание пальцем, ладонью, головой)

- риторические – имеют усилительный характер, усиливают выражаемое содержание, акцентируют отдельные части высказывания, текста в целом (взмахи рукой, движение ладоней к аудитории);

- игровые – шуточные, используемые для игры, развлечения («нос», рожки при фотографировании);

- вспомогательные – жесты, используемые преимущественно в качестве физической помощи себе или собеседнику в конкретной ситуации (поддержать под руку, приложить ладонь ко лбу козырьком от солнца);

- магические – используются в суеверных, магических целях (скрещивание пальцев, осенение крестным знамением)

2. Невербальные симптомы – невербальные явления (движения, действия), бессознательно проявляющиеся в деятельности человека и отражающие психическое или физическое состояние участника общения. Например, симптомы страха, радости, удовольствия, задумчивости и т.д.

3. Невербальные символы – невербальные явления, являющиеся носителями, так называемого социального символизма – символического значения, приписываемого обществом определённым предметам, действиям, явлениям.

Например:

- высокий социальный статус – низкий социальный статус

- зажиточность – бедность;

- деловой преуспевающий человек;

- солидность;

- интеллигентность, образованность;

- принадлежность к определённой группе

Социальные невербальные символы имеют ярко выраженную национальную специфику.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.32 (0.006 с.)