Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направления приграничного сотрудничества между Курганской областью и Республикой Казахстан
Курганская область является одним из 37 субъектов РФ, имеющих сухопутную границу с другими государствами. Однако, к сожалению, на сегодняшний день приграничные области данного субъекта федерации по большей части являются кризисными [34], т.е. не используют собственный внутренний потенциал, основанный на факторе приграничности. Тем не менее, в стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2030 года [35] обозначено выгодное географическое расположение области, благоприятное геоэкономическое положение в системе транспортных коммуникаций по направлению юг-север (из Средней и Центральной Азии на север Урала и Сибири) с выходом на международный транспортный коридор «Транссиб». Среди сильных сторон области (в рамках SWOT-анализа) отмечается также наличие аэропорта с пунктом пропуска через государственную границу РФ. В рамках стратегического планирования рассматривается перспектива расширения внешнеэкономических связей и формирования в области благоприятной среды для ведения экспортной деятельности (в т.ч. с Республикой Казахстан). Из чего следует, что Курганская область как субъект РФ определяет ключевые направления сотрудничества с Казахстаном в сфере транспортной сферы и ведения экспортной деятельности. Рассмотрим действующие направления сотрудничества Курганской области и Республики Казахстан. На официальном сайте Правительства Курганской области [36] в разделе «Внешнеэкономические и межрегиональные связи» представлены действующие договоры и соглашения, заключенные с органами исполнительной власти иностранных государств, в т.ч. Республикой Казахстан. Основные положения действующих нормативно-правовых актов представлены в таблице 2.
Таблица 2. Основные положения соглашений между Курганской областью и Республикой Казахстан в сфере приграничного сотрудничества (составлено автором на базе [37-41])
Из таблицы следует, что действующие соглашения между Курганской областью и Республикой Казахстан охватывают широкий спектр вопросов, включающих развитие торгово-экономических, научно-технических, гуманитарных связей, сотрудничество в сферах здравоохранения, охраны окружающей среды, проведения совместных организационных мероприятий и т.д. Наибольшее внимание уделено сфере туризма – это единственная отрасль экономики, развитию которой посвящен отдельный документ. Это связано с тем, что туристская отрасль является одной из наиболее динамично развивающихся сфер Республики Казахстан и рассматривается ей как приоритетное направление в рамках российско-казахстанского взаимодействия [42]. В 2019 году в рамках визита делегации Республики Казахстан в Курган были выделены некоторые приоритетные направления дальнейшего сотрудничества [43], включившие в себя: наращивание оборота (поставка оборудования для нефтегазовой отрасли, древесины, продуктов питания), совместные инвестиционные и гуманитарные проекты. В дополнение к этому на официальном сайте Департамента экономического развития Курганской области [34] отмечается, что важным направлением сотрудничества Курганской области с Республикой Казахстан является развитие международных транспортных коридоров, включающее создание современной логистической инфраструктуры и новых рабочих мест. Следовательно, к наиболее актуальным направлениям развития сотрудничества можно отнести: транспортную отрасль, торгово-экономические связи и туризм.По нашему мнению, вопросы и перспективы развития выделенных сфер должны быть обозначены на уровне социально-экономического развития приграничных территорий Курганской области (в частности, в рамках стратегий СЭР муниципальных образований), т.к. являются на сегодняшний день наиболее перспективными и востребованными направлениями развития.
Качественная оценка использования потенциала территории как структурной единицы приграничного пространства на основе стратегических задач социально-экономического развития муниципалитетов Курганской области Качественный анализ действующих стратегий социально-экономического развития приграничных территорий Курганской области с акцентом на развитии потенциала приграничности представлен в таблице 3.
Таблица 3. Качественный анализ стратегий социально-экономического развития приграничных территорий Курганской области с Республикой Казахстан (составлено автором на базе [44-50]) Показатель |
Район | ||||||||||||||||||||||||||||||
Половинский | Звериноголовский | Куртамышский | Макушинский | Петуховский | Притобольный | Целинный | ||||||||||||||||||||||||||
1 Наличие стратегии социально-экономического развития | ü | ü | ü | ü | ü | ü | ü | |||||||||||||||||||||||||
2 Развитие человеческого капитала | ü | ü | ü | ü | ü | ü | ü | |||||||||||||||||||||||||
3 Оценка природно-климатических условий | ü | ü | - | ü | ü | ü | ü | |||||||||||||||||||||||||
4 Наличие ресурсного потенциала | ü | ü | - | ü | ü | ü | ü | |||||||||||||||||||||||||
4.1 Природные ресурсы | Лесное хозяйство, охотничьи угодья, рекреационные ресурсы, лекарственные растения | Благоприятные условия для выращивания экономически безопасных с/х культур, наличие охраняемых природных территорий, перспективы развития санитарно-курортной сферы | - | Развитие сети особо охраняемых природных территорий, добычи водных биологических ресурсов и товарной рыбы | Лес, водные ресурсы, земельные ресурсы, рекреационные ресурсы | Плодородные земли | Озера, охотничьи угодья, пресная вода, памятники природы, лечебные грязи, сельскохозяйственные угодья | |||||||||||||||||||||||||
4.2 Полезные ископаемые | Глина, сапропель (удобрения) | Минерально-сырьевая база общераспространенных полезных ископаемых на основе которых возможна организация производства строительных материалов | - | Общераспространенные полезные ископаемые (кирпичные глин, торф) и подземные воды | Минеральные подземные воды, лечебные грязи и сульфат натрия | - | Залежи магнетитовых руд и бентонитовой глины | |||||||||||||||||||||||||
5 SWOT -анализ социально-экономического положения | ü | ü | - | - | ü | ü | ü | |||||||||||||||||||||||||
5.1 Использование потенциала района как приграничной территории | - | Приграничное транспортное сотрудничество с сопредельными территориями Казахстана | - | - | Выгодное географическое (транзитное) положение | - | Приграничное геополитическое положение (как сильная сторона района), наличие трассы федерального значения, соединяющей Россию и Казахстан | |||||||||||||||||||||||||
5.2 Оценка перспектив внешнеэкономической деятельности | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||||||||||||||||
6 Векторы развития региона | ü | ü | ü | ü | ü | ü | ü | |||||||||||||||||||||||||
6.1 Использование потенциала района как приграничной территории | - | Создание общего культурно-спортивного пространства с Республикой Казахстан | - | Перспективы размещения пограничных застав (дополнительные рабочие места) | - | - | - | |||||||||||||||||||||||||
6.2 Перспективы развития внешнеэкономической деятельности | - | Формирование привлекательного имиджа района; содействие в продвижении продукции местных товаропроизводителей на международные рынки; содействие привлечению иностранных инвестиций; развитие внешнеэкономической деятельности в сфере культуры и спорта. | Продвижение регионального туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках | - | Основным инструментом в развитии межрегиональных и международных связей района является его выгодное территориальное расположение (граница с Республикой Казахстан) | - | Развитие агропромышленного производства продукции, ориентированной на экспорт за пределы района на перспективные рынки |
|
Проведенный анализ показал, что несмотря на уникальное географическое положение каждого из рассматриваемых районов не все стратегии социально-экономического развития учитывают приграничное положение как фактор развития территорий. Среди рассматриваемых территорий только 3 определяют собственное приграничное положение как сильную сторону в рамках SWOT-анализа. При этом все 3 района - Звериноголовский, Петуховский и Целинный – определяют положительное влияние границы как фактор развития транспортного сотрудничества. Перспектива развития внешнеэкономических связей в рамках SWOT-анализа не рассматривается ни одним из муниципалитетов.
В рамках стратегий социально-экономического развития органы местного самоуправления определяют векторы развития территорий, примечательно, что только два из рассматриваемых в рамках исследования муниципалитетов планируют использование собственного приграничного положения, в частности в Звериноголовскойм районе планируется создание и развитие единого культурно-спортивного пространства с Республикой Казахстан, а в Макушинском рассматривается возможность создания новых рабочих мест за счет размещения пограничных застав. А вот развитие внешнеэкономических связей планируют власти уже 4-х приграничных территорий – Звериноголовского, Куртамышского, Петуховского и Целинного районов. В основном речь идет о продвижении регионального продукта, в т.ч. туристского.
Примечательно, что фактор приграничности в рамках стратегий социально-экономического развития муниципалитетов рассматривается в основном приграничными территориями с довольно высокой протяженностью границы с Казахстаном (исключение – Половинский район, в стратегии развития которого приграничное положение не рассматривается).
|
Как уже было выявлено ранее приграничные территории Курганской области находятся в депрессивном состоянии, что характеризуется устойчивым снижением численности населения (за счет естественной убыли и миграции), сокращением числа предприятий и, как следствие, рабочих мест (что в среднем привело к сокращению экономически активного населения приграничья на треть). Данные негативные тенденции вызвали значительное падение объемов производства и обусловили дальнейшее отставание приграничных территорий от центральных районов России. Был сделан вывод, что связь между протяженностью границы и уровнем жизни в муниципальном образовании обратно пропорциональна – чем больше протяженность границы, тем ниже уровень жизни. Однако, анализ стратегических документов показал, что власти Курганской области, не смотря на статистические данные и текущее состояние районов, рассматривают приграничность как потенциальный ресурс (особенно в сфере транспортных коммуникаций), более того, за период с 2009 по 2018 гг. было заключено 5 соглашений о сотрудничестве Курганской области с Республикой Казахстан в различных сферах (наибольшее внимание было уделено транспорту, торгово-экономическим связям и туризму). Возникает закономерный вопрос: почему подобные меры не привели к устойчивому развитию приграничья или, по крайней мере, не замедлили процессы стагнации муниципальных образований? Возможно, проблема кроется в несогласованных планировании и действиях областного и муниципального управления, в частности, несогласованности стратегий области и приграничных районов. Контент-анализ данных документов позволил сделать следующие основные выводы:
1 Только 3 из 7 районов определяют приграничное положение как свою сильную сторону, отражая исключительно возможность транспортного сотрудничества. Одно муниципальное образование планирует развитие совместного культурно-спортивного пространства, один район предполагает увеличить количество рабочих мест за счет размещения пограничных застав. Несколько муниципалитетов (4 из 7) отражают возможность развития внешнеэкономических связей. Между тем понимание сильных сторон района и планирование развития с их учетом – показатель эффективного управления и устойчивого динамического развития.
2 Даже в стратегиях тех районов, которые ссылаются на собственный приграничный потенциал, данный пункт настолько незначителен и неконкретен, что возникает ощущение, что он добавлен для «галочки» и не несет серьезной смысловой нагрузки. Об этом среди прочего говорит и то, что стратегии не ссылаются на действующие соглашения между Курганской областью и Республикой Казахстан. Однако, данные документы предлагают приграничью области направления развития и, как следствие, способы преодоления кризисного состояния (именно за счет сотрудничества с сопредельным государством).
3 Реализация фактора приграничного положения как перспективы развития муниципального образования возможна только при наличии четкой согласованности планов и действий органов управления как на региональном, так и на муниципальном уровне, что в первую очередь должно быть отражено в рамках их стратегий социально-экономического развития.
Заключение
Современная государственная политика России нацелена на обеспечение сбалансированного развития регионов страны и их конкурентных преимуществ, среди элементов которых можно выделить особое географическое положение, в частности – приграничный потенциал. Игнорирование фактора приграничности приводит к торможению социально-экономического развития территорий РФ.
Курганская область включает в себя 7 приграничных муниципалитетов: Целинный, Куртамышский, Звериноголовский, Притобольный, Половинский, Макушинский и Петуховский районы. Их общность (помимо критерия приграничности) заключается в единой основополагающей отрасли экономики – сельском хозяйстве. Анализ социально-экономических процессов данных территорий показал отрицательную динамику следующих показателей: численность населения (снижение численности в первую очередь связано с миграцией, которая выступает механизмом адаптации населения к уровню развития приграничного района), среднесписочная численность работников предприятий, а также объем производства и реализации. Особый интерес вызывает тот факт, что рассматриваемые показатели развития находятся в обратно пропорциональной связи с протяженностью границы, а именно, чем больше протяженность границы, тем хуже показатели развития. Из этого можно сделать вывод о том, что в рамках сложившейся в современных условиях ситуации фактор приграничности может рассматриваться как негативный. Тем не менее, по нашему мнению, приграничность является стратегическим ресурсом развития (что подтверждают межправительственные соглашения между Курганской областью и Республикой Казахстан), и это должно быть отражено в рамках стратегического планирования социально-экономического развития. Выход из кризисного состояния муниципальных образований (особенно со значительной протяженностью границы) возможен при отражении сильных сторон районов в стратегиях их развития (необходим упор на приграничный потенциал), следовательно, текущие документы социально-экономического развития требуют корректировки для достижения наилучшего результата в будущем.
В частности, в стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2030 года [35] может быть дополнен SWOT-анализ: 1) сильные стороны: приграничное положение области, а также наличие соглашений с Республикой Казахстан, что определяет перспективы сотрудничества в ряде сфер (на данный момент в стратегии отражена только транспортная сфера); 2) слабые стороны: отсталость приграничных территорий области, обратно пропорциональная зависимость между уровнем жизни и протяженностью границы; 3) возможности: реализация приграничного потенциала – расширение сфер взаимодействия с Казахстаном на основе заключенных соглашений о сотрудничестве. Также, в связи с ориентацией политики РФ на развитие приграничья представляется целесообразным разработка нового проекта в рамках стратегии, связанного с реализацией приграничного потенциала, который может стать естественным продолжением проекта «Развитие экспорта Курганской области» (2017-2020 гг.) и основываться на продвижении регионального продукта (прежде всего сельскохозяйственного) на рынок Республики Казахстан. Сопутствовать такому продвижению будет дальнейшая интеграция транспортного сотрудничества между Курганской областью и сопредельным государством.
В свою очередь стратегии СЭР муниципальных образований Курганской области подлежат корректировке в следующих аспектах:
1 Выделение потенциала приграничности как сильной стороны в рамках SWOT-анализа.
2 Отражение роли приграничных территорий в рамках внешнеэкономической деятельности региона.
3 Планирование сотрудничества с Республикой Казахстан в сферах транспортного сотрудничества, торгово-экономических связей и туризма (на основе действующих соглашений о сотрудничестве).
Литература
1 Концепция развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2193-р. URL: http://docs.cntd.ru/document/420313859 (дата обращения: 17.12.2019).
2 Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 18.12.2019).
3 Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 17.12.2019).
4 Костарева Л.В., Старцев Ю.Н. Перспективы развития приграничных территорий // Вестник ЧелГУ. 2005. №1. с. 10-12
5 Михайленко А.Н., Арсентьева И.И. Факторы развития приграничья (на примере приграничных территорий России и Китая) // РСМ. 2013. №1 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-razvitiya-prigranichya-na-primere-prigranichnyh-territoriy-rossii-i-kitaya (дата обращения: 20.12.2019).
6 Дьяченко В.Н., Бурлаев Е.А. Демографический аспект устойчивого развития приграничных территорий в условиях Дальнего Востока// Электронный научный журнал «Управление экономическими системами». №10. 2016. URL: http://uecs.ru/demografiya/item/4115-2016-10-21-06-18-41 (дата обращения: 08.01.2020).
7 Сербичева Т. Л., Реймер В. В. Проблемы внешнеэкономического сотрудничества в приграничных территориях Дальневосточного федерального округа // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2007. №1. с. 93-97.
8 Куприянов С.В., Стрябкова Е.А., Герасимова Н.А. Особенности экономического развития приграничных регионов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2018. №1. с. 5-14.
9 Дружинин П.В. Развитие приграничных территорий: влияние внешних шоков // Перспективы социально-экономического развития приграничных регионов. Материалы Третьей научно-практической конференции с международным участием (09 июня 2016 г., г. Петрозаводск). Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2016. с. 23-30.
10 Божко Л. Л. Сценарные подходы к развитию приграничных территорий // ТДР. 2010. №11. с. 3-5.
11 Ободец Я.В., Павлюкова А.В. Методические подходы к обеспечению пространственного развития приграничной территории // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-k-obespecheniyu-prostranstvennogo-razvitiya-prigranichnoy-territorii (дата обращения: 20.12.2019).
12 Антонюк В.С., Эрлих Г.В. Совершенствование таможенной инфраструктуры как фактор развития приграничных территорий РФ // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2016. №4. с. 7-11.
13 Костяев Александр Иванович, Мицкевич А.А., Юрчак Роберт, Мицкевич Павел Антонович Трансграничное сотрудничество как механизм развития приграничных сельских территорий // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. 2014. №2 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transgranichnoe-sotrudnichestvo-kak-mehanizm-razvitiya-prigranichnyh-selskih-territoriy (дата обращения: 25.12.2019).
14 Кузавко А.С. Связанность бизнес-среды регионов российско-белорусского приграничья // Электронный научный журнал «Управление экономическими системами». №12. 2018. URL: http://uecs.ru/regionalnaya-ekonomika/item/5276-2018-12-15-09-54-20 (дата обращения: 08.01.2020).
15 Аюшеева А.О. О вопросах социально-экономического развития Байкальского приграничного региона // Статистика и экономика. 2011. №5. с. 20-23.
16 Кулакова Л.М. Развитие потенциала приграничных сельских территорий: проектный подход // Перспективы социально-экономического развития приграничных регионов. Материалы Третьей научно-практической конференции с международным участием (09 июня 2016 г., г. Петрозаводск). Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2016. с. 58-60.
17 Гончарова Е.В., Старовойтов М.К., Старовойтова Я.М. Инновационный фактор стратегии экономического развития России // Электронный научный журнал «Управление экономическими системами». №1. 2018. URL: http://uecs.ru/innovacii-investicii/item/4748-2018-01-15-07-38-40 (дата обращения: 08.01.2020).
18 Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 275 г. Москва "О пределах пограничной зоны на территории Курганской области"
19 Официальный сайт Администрации Половинского района. URL: http://www.poladmin.ru
20 Официальный сайт Администрации Звериноголовского района. URL: http://zverinogolovskoe.ru/
21 Официальный сайт Администрации Куртамышского района. URL: http://region-kurtamysh.com/
22 Официальный сайт Администрации Макушинского района. URL: http://www.макушино45.рф/
23 Официальный сайт Администрации Петуховского района. URL: http://admpr.ru/
24 Официальный сайт Администрации Притобольного района. URL: http://admpritobol.ru/
25 Официальный сайт Администрации Целинного района. URL: http://целинный-район.рф/
26 Официальный сайт Правительства Курганской области. URL: http://kurganobl.ru/
27 Паспорт Половинского муниципального района. 2018: статистический сборник / Свердловскстат. – Курган, 2018. – 62 с.
28 Паспорт Звериноголовского муниципального района. 2018: статистический сборник/ Свердловскстат. – Курган, 2018. – 62 с.
29 Паспорт Куртамышского муниципального района. 2018: статистический сборник/ Свердловскстат. – Курган, 2018. – 64 с.
30 Паспорт Макушинского муниципального района. 2018: статистический сборник/ Свердловскстат. – Курган, 2018. – 64 с.
31 Паспорт Петуховского муниципального района. 2018: статистический сборник/ Свердловскстат. – Курган, 2018. – 64 с.
32 Паспорт Притобольного муниципального района. 2018: статистический сборник/ Свердловскстат. – Курган, 2018. – 62 с.
33 Паспорт Целинного муниципального района. 2018: статистический сборник/ Свердловскстат. – Курган, 2018. – 62 с.
34 Круглый стол по развитию приграничных территорий. Официальный сайт Департамента экономического развития Курганской области. URL: http://economic.kurganobl.ru (дата обращения: 28.11.2019).
35 Стратегия социально-экономического развития Курганской области на период до 2030 года. Приложение к распоряжению Правительства Курганской области от 23.04.18 №106-р «Об одобрении проекта Стратегии социально-экономического развития Курганской области на период до 2030 года». Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru (дата обращения: 28.11.2019).
36 Официальный сайт Правительства Курганской области. URL: http://kurganobl.ru/
37 Меморандум о сотрудничестве между Правительством Курганской области Российской Федерации и Акиматом города Астаны Республики Казахстан от 22.04.2009. Официальный сайт Правительства Курганской области. URL: http://kurganobl.ru/sites/default/files/imceFiles/11_mejdunarodnye_memorandum_astana.pdf (дата обращения: 28.11.2019).
38 Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Правительством Курганской области (Российская Федерация) и Акиматом Акмолинской области (Республика Казахстан) от 26.09.2012. Официальный сайт Правительства Курганской области. URL: http://kurganobl.ru/sites/default/files/imceFiles/03_mejdunarodnye_akimat_akmolinskoi_oblasti.pdf (дата обращения: 28.11.2019).
39 Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Правительством Курганской области (Российская Федерация) и Акиматом Костанайской области (Республика Казахстан) от 26.09.2012. Официальный сайт Правительства Курганской области. URL: http://kurganobl.ru/sites/default/files/imceFiles/02_mejdunarodnye_akimat_kostanaiskoi_oblasti.pdf (дата обращения: 28.11.2019).
40 Соглашение о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и иных сферах между Правительством Курганской области (Российская Федерация) и Акиматом Северо-Казахстанской области (Республика Казахстан) от 04.10.2016. Официальный сайт Правительства Курганской области. URL: http://kurganobl.ru/sites/default/files/imceFiles/JH/Soglashenie_mezhdu_PKO_i_ASKO_.pdf (дата обращения: 28.11.2019).
41 Меморандум о приграничном сотрудничестве между Правительством Курганской области Российской Федерации и Акиматом Костанайской области Республики Казахстан в сфере туризма от 09.11.2018. Официальный сайт Правительства Курганской области. URL: http://kurganobl.ru/sites/default/files/imceFiles/user-03/skan_memoranduma.pdf (дата обращения: 28.11.2019).
42 Новые аспекты традиционного сотрудничества. В Курганской области работает делегация Республики Казахстан. Официальный сайт Правительства Курганской области. URL: http://kurganobl.ru (дата обращения: 28.11.2019).
43 Развивая приграничное сотрудничество. Официальный сайт Курганской областной Думы. URL: http://www.kurganoblduma.ru (дата обращения: 28.11.2019).
44 Стратегия социально-экономического развития Звериноголовского района до 2030 года. Приложение к решению Звериноголовской районной Думы Звериноголовского района от 5 июля 2018 года № 204 «О Стратегии социально-экономического развития Звериноголовского района до 2030 года». С. Звериноголовское, - 2018 г. – 57 с.
45 Стратегия социально-экономического развития Куртамышского района до 2030 года. Г. Куртамыш, - 54 с.
46 Стратегии социально-экономического развития Макушинского района до 2030 года. Приложение к проекту решения Макушинской районной Думы «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Макушинского района до 2030 года». Г. Макушино, - 37 с.
47 Стратегия социально-экономического развития Половинского района до 2030 года. Администрация Половинского района Курганской области. С. Половинное, - 2017 г. – 36 с.
48 Стратегия социально-экономического развития Притобольного района до 2030 года. С. Глядянское, - 2017 г. – 56 с.
49 Стратегия социально-экономического развития Целинного района до 2030 года. С. Целинное, - 2017 г. – 82 с.
50 Стратегия социально-экономического развития Петуховского района на период до 2030 года. Приложение к решению Петуховской районной Думы от 31 октября 2018г. № 308 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Петуховского района до 2030 года». – 2018 г. – 68 с.
3.2 […] Модель реализации стратегии социально-экономического развития приграничных муниципальных образований Зауралья
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.217.167 (0.055 с.)