Направления приграничного сотрудничества между Курганской областью и Республикой Казахстан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления приграничного сотрудничества между Курганской областью и Республикой Казахстан



Курганская область является одним из 37 субъектов РФ, имеющих сухопутную границу с другими государствами. Однако, к сожалению, на сегодняшний день приграничные области данного субъекта федерации по большей части являются кризисными [34], т.е. не используют собственный внутренний потенциал, основанный на факторе приграничности. Тем не менее, в стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2030 года [35] обозначено выгодное географическое расположение области, благоприятное геоэкономическое положение в системе транспортных коммуникаций по направлению юг-север (из Средней и Центральной Азии на север Урала и Сибири) с выходом на международный транспортный коридор «Транссиб». Среди сильных сторон области (в рамках SWOT-анализа) отмечается также наличие аэропорта с пунктом пропуска через государственную границу РФ. В рамках стратегического планирования рассматривается перспектива расширения внешнеэкономических связей и формирования в области благоприятной среды для ведения экспортной деятельности (в т.ч. с Республикой Казахстан). Из чего следует, что Курганская область как субъект РФ определяет ключевые направления сотрудничества с Казахстаном в сфере транспортной сферы и ведения экспортной деятельности. Рассмотрим действующие направления сотрудничества Курганской области и Республики Казахстан.

На официальном сайте Правительства Курганской области [36] в разделе «Внешнеэкономические и межрегиональные связи» представлены действующие договоры и соглашения, заключенные с органами исполнительной власти иностранных государств, в т.ч. Республикой Казахстан. Основные положения действующих нормативно-правовых актов представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Основные положения соглашений между Курганской областью и Республикой Казахстан в сфере приграничного сотрудничества (составлено автором на базе [37-41])

Наименование документа Дата заключения Основные положения в сфере приграничного сотрудничества
1 Меморандум о сотрудничестве между Правительством Курганской области Российской Федерации и Акиматом города Астаны Республики Казахстан [29] 22.04.2009 1) Взаимовыгодное сотрудничество, основанное на принципах партнерства, взаимной выгоды и доброй воли. 2) Создание условий для прямых контактов между хозяйствующими субъектами, осуществления взаимопоставок продукции, создания совместных предприятий и др. структур. 3) Сотрудничество в области науки и техники, здравоохранения, образования, культуры и искусства. 4) Развитие туризма и спорта, взаимное участие в выставках, форумах и иных мероприятиях.
2 Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Правительством Курганской области (Российская Федерация) и Акиматом Акмолинской области (Республика Казахстан) [30] 26.09.2012 1) Содействие в сохранении и развитии торгово-экономических, научно-технических и культурных связей. 2) Создание равных возможностей и условий для деятельности хозяйствующих субъектов на основе принципов свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, а также условий для инвестирования в производства, представляющие взаимный интерес. 3) Сотрудничество в области фундаментальных и прикладных наук, включая промышленные исследования. 4) Содействие культурному, информационному обмену и взаимному духовному обогащению народов. 5) Сотрудничество в области здравоохранения, санитарно-эпидемиологического надзора, охраны труда и социальной защиты. 6) Сотрудничество в области защиты и улучшения состояния окружающей среды, рационального природопользования. 7) Развитие культуры, искусства, молодежной политики, спорта и туризма.
3 Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Правительством Курганской области (Российская Федерация) и Акиматом Костанайской области (Республика Казахстан) [31] 26.09.2012 1) Содействие углублению экономической интеграции, создание и развитие условий для сохранения имеющихся и установления новых форм торгово-экономических связей. 2) Сотрудничество в сферах: торговая связь, инвестиционная деятельность, сельское хозяйство и пищевая промышленность, легкая, машиностроительная и иные виды промышленности, развитие инноваций и модернизация экономики. 3) Сотрудничество в области защиты и улучшения состояния окружающей среды и рационального природопользования. 4) Содействие культурному, информационному обмену и взаимному духовному обогащению народов.
4 Соглашение о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и иных сферах между Правительством Курганской области (Российская Федерация) и Акиматом Северо-Казахстанской области (Республика Казахстан) [32] 04.10.2016 1) Содействие в установлении и развитии торгово-экономических, научно-технических, гуманитарных связей. 2) Создание совместных предприятий, в т.ч. с привлечением инвестиций из третьих стран. 3) Сотрудничество в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов, ведения лесного хозяйства, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. 4) Совместные организационные мероприятия в сфере культуры, спорта и молодежной политики.
5 Меморандум о приграничном сотрудничестве между Правительством Курганской области Российской Федерации и Акиматом Костанайской области Республики Казахстан в сфере туризма [43] 09.11.2018 1) Обмен информацией в сфере туризма. 2) Проведение переговоров по вопросам развития туризма. 3) Содействие в организации встреч представителей сферы туризма. 4) Участие в зарубежных туристских мероприятиях, направленных на формирование и улучшение туристского имиджа, улучшение качества туристских продуктов и предоставляемых услуг, привлечение инвестиций, повышение квалификации сотрудников в туристской сфере, развитие устойчивого туризма.

 

Из таблицы следует, что действующие соглашения между Курганской областью и Республикой Казахстан охватывают широкий спектр вопросов, включающих развитие торгово-экономических, научно-технических, гуманитарных связей, сотрудничество в сферах здравоохранения, охраны окружающей среды, проведения совместных организационных мероприятий и т.д. Наибольшее внимание уделено сфере туризма – это единственная отрасль экономики, развитию которой посвящен отдельный документ. Это связано с тем, что туристская отрасль является одной из наиболее динамично развивающихся сфер Республики Казахстан и рассматривается ей как приоритетное направление в рамках российско-казахстанского взаимодействия [42]. В 2019 году в рамках визита делегации Республики Казахстан в Курган были выделены некоторые приоритетные направления дальнейшего сотрудничества [43], включившие в себя: наращивание оборота (поставка оборудования для нефтегазовой отрасли, древесины, продуктов питания), совместные инвестиционные и гуманитарные проекты. В дополнение к этому на официальном сайте Департамента экономического развития Курганской области [34] отмечается, что важным направлением сотрудничества Курганской области с Республикой Казахстан является развитие международных транспортных коридоров, включающее создание современной логистической инфраструктуры и новых рабочих мест. Следовательно, к наиболее актуальным направлениям развития сотрудничества можно отнести: транспортную отрасль, торгово-экономические связи и туризм.По нашему мнению, вопросы и перспективы развития выделенных сфер должны быть обозначены на уровне социально-экономического развития приграничных территорий Курганской области (в частности, в рамках стратегий СЭР муниципальных образований), т.к. являются на сегодняшний день наиболее перспективными и востребованными направлениями развития.

Качественная оценка использования потенциала территории как структурной единицы приграничного пространства на основе стратегических задач социально-экономического развития муниципалитетов Курганской области

Качественный анализ действующих стратегий социально-экономического развития приграничных территорий Курганской области с акцентом на развитии потенциала приграничности представлен в таблице 3.

 

Таблица 3. Качественный анализ стратегий социально-экономического развития приграничных территорий Курганской области с Республикой Казахстан (составлено автором на базе [44-50])

Показатель

Район

Половинский Звериноголовский Куртамышский Макушинский Петуховский Притобольный Целинный
1 Наличие стратегии социально-экономического развития ü ü ü ü ü ü ü
2 Развитие человеческого капитала ü ü ü ü ü ü ü
3 Оценка природно-климатических условий ü ü - ü ü ü ü
4 Наличие ресурсного потенциала ü ü - ü ü ü ü
4.1 Природные ресурсы Лесное хозяйство, охотничьи угодья, рекреационные ресурсы, лекарственные растения Благоприятные условия для выращивания экономически безопасных с/х культур, наличие охраняемых природных территорий, перспективы развития санитарно-курортной сферы - Развитие сети особо охраняемых природных территорий, добычи водных биологических ресурсов и товарной рыбы Лес, водные ресурсы, земельные ресурсы, рекреационные ресурсы Плодородные земли Озера, охотничьи угодья, пресная вода, памятники природы, лечебные грязи, сельскохозяйственные угодья
4.2 Полезные ископаемые Глина, сапропель (удобрения) Минерально-сырьевая база общераспространенных полезных ископаемых на основе которых возможна организация производства строительных материалов - Общераспространенные полезные ископаемые (кирпичные глин, торф) и подземные воды Минеральные подземные воды, лечебные грязи и сульфат натрия - Залежи магнетитовых руд и бентонитовой глины
5 SWOT -анализ социально-экономического положения ü ü - - ü ü ü
5.1 Использование потенциала района как приграничной территории - Приграничное транспортное сотрудничество с сопредельными территориями Казахстана - - Выгодное географическое (транзитное) положение - Приграничное геополитическое положение (как сильная сторона района), наличие трассы федерального значения, соединяющей Россию и Казахстан
5.2 Оценка перспектив внешнеэкономической деятельности - - - - - - -
6 Векторы развития региона ü ü ü ü ü ü ü
6.1 Использование потенциала района как приграничной территории - Создание общего культурно-спортивного пространства с Республикой Казахстан - Перспективы размещения пограничных застав (дополнительные рабочие места) - - -
6.2 Перспективы развития внешнеэкономической деятельности - Формирование привлекательного имиджа района; содействие в продвижении продукции местных товаропроизводителей на международные рынки; содействие привлечению иностранных инвестиций; развитие внешнеэкономической деятельности в сфере культуры и спорта. Продвижение регионального туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках - Основным инструментом в развитии межрегиональных и международных связей района является его выгодное территориальное расположение (граница с Республикой Казахстан) - Развитие агропромышленного производства продукции, ориентированной на экспорт за пределы района на перспективные рынки

 

Проведенный анализ показал, что несмотря на уникальное географическое положение каждого из рассматриваемых районов не все стратегии социально-экономического развития учитывают приграничное положение как фактор развития территорий. Среди рассматриваемых территорий только 3 определяют собственное приграничное положение как сильную сторону в рамках SWOT-анализа. При этом все 3 района - Звериноголовский, Петуховский и Целинный – определяют положительное влияние границы как фактор развития транспортного сотрудничества. Перспектива развития внешнеэкономических связей в рамках SWOT-анализа не рассматривается ни одним из муниципалитетов.

В рамках стратегий социально-экономического развития органы местного самоуправления определяют векторы развития территорий, примечательно, что только два из рассматриваемых в рамках исследования муниципалитетов планируют использование собственного приграничного положения, в частности в Звериноголовскойм районе планируется создание и развитие единого культурно-спортивного пространства с Республикой Казахстан, а в Макушинском рассматривается возможность создания новых рабочих мест за счет размещения пограничных застав. А вот развитие внешнеэкономических связей планируют власти уже 4-х приграничных территорий – Звериноголовского, Куртамышского, Петуховского и Целинного районов. В основном речь идет о продвижении регионального продукта, в т.ч. туристского.

Примечательно, что фактор приграничности в рамках стратегий социально-экономического развития муниципалитетов рассматривается в основном приграничными территориями с довольно высокой протяженностью границы с Казахстаном (исключение – Половинский район, в стратегии развития которого приграничное положение не рассматривается).

Как уже было выявлено ранее приграничные территории Курганской области находятся в депрессивном состоянии, что характеризуется устойчивым снижением численности населения (за счет естественной убыли и миграции), сокращением числа предприятий и, как следствие, рабочих мест (что в среднем привело к сокращению экономически активного населения приграничья на треть). Данные негативные тенденции вызвали значительное падение объемов производства и обусловили дальнейшее отставание приграничных территорий от центральных районов России. Был сделан вывод, что связь между протяженностью границы и уровнем жизни в муниципальном образовании обратно пропорциональна – чем больше протяженность границы, тем ниже уровень жизни. Однако, анализ стратегических документов показал, что власти Курганской области, не смотря на статистические данные и текущее состояние районов, рассматривают приграничность как потенциальный ресурс (особенно в сфере транспортных коммуникаций), более того, за период с 2009 по 2018 гг. было заключено 5 соглашений о сотрудничестве Курганской области с Республикой Казахстан в различных сферах (наибольшее внимание было уделено транспорту, торгово-экономическим связям и туризму). Возникает закономерный вопрос: почему подобные меры не привели к устойчивому развитию приграничья или, по крайней мере, не замедлили процессы стагнации муниципальных образований? Возможно, проблема кроется в несогласованных планировании и действиях областного и муниципального управления, в частности, несогласованности стратегий области и приграничных районов. Контент-анализ данных документов позволил сделать следующие основные выводы:

1 Только 3 из 7 районов определяют приграничное положение как свою сильную сторону, отражая исключительно возможность транспортного сотрудничества. Одно муниципальное образование планирует развитие совместного культурно-спортивного пространства, один район предполагает увеличить количество рабочих мест за счет размещения пограничных застав. Несколько муниципалитетов (4 из 7) отражают возможность развития внешнеэкономических связей. Между тем понимание сильных сторон района и планирование развития с их учетом – показатель эффективного управления и устойчивого динамического развития.

2 Даже в стратегиях тех районов, которые ссылаются на собственный приграничный потенциал, данный пункт настолько незначителен и неконкретен, что возникает ощущение, что он добавлен для «галочки» и не несет серьезной смысловой нагрузки. Об этом среди прочего говорит и то, что стратегии не ссылаются на действующие соглашения между Курганской областью и Республикой Казахстан. Однако, данные документы предлагают приграничью области направления развития и, как следствие, способы преодоления кризисного состояния (именно за счет сотрудничества с сопредельным государством).

3 Реализация фактора приграничного положения как перспективы развития муниципального образования возможна только при наличии четкой согласованности планов и действий органов управления как на региональном, так и на муниципальном уровне, что в первую очередь должно быть отражено в рамках их стратегий социально-экономического развития.

 

Заключение

Современная государственная политика России нацелена на обеспечение сбалансированного развития регионов страны и их конкурентных преимуществ, среди элементов которых можно выделить особое географическое положение, в частности – приграничный потенциал. Игнорирование фактора приграничности приводит к торможению социально-экономического развития территорий РФ.

Курганская область включает в себя 7 приграничных муниципалитетов: Целинный, Куртамышский, Звериноголовский, Притобольный, Половинский, Макушинский и Петуховский районы. Их общность (помимо критерия приграничности) заключается в единой основополагающей отрасли экономики – сельском хозяйстве. Анализ социально-экономических процессов данных территорий показал отрицательную динамику следующих показателей: численность населения (снижение численности в первую очередь связано с миграцией, которая выступает механизмом адаптации населения к уровню развития приграничного района), среднесписочная численность работников предприятий, а также объем производства и реализации. Особый интерес вызывает тот факт, что рассматриваемые показатели развития находятся в обратно пропорциональной связи с протяженностью границы, а именно, чем больше протяженность границы, тем хуже показатели развития. Из этого можно сделать вывод о том, что в рамках сложившейся в современных условиях ситуации фактор приграничности может рассматриваться как негативный. Тем не менее, по нашему мнению, приграничность является стратегическим ресурсом развития (что подтверждают межправительственные соглашения между Курганской областью и Республикой Казахстан), и это должно быть отражено в рамках стратегического планирования социально-экономического развития. Выход из кризисного состояния муниципальных образований (особенно со значительной протяженностью границы) возможен при отражении сильных сторон районов в стратегиях их развития (необходим упор на приграничный потенциал), следовательно, текущие документы социально-экономического развития требуют корректировки для достижения наилучшего результата в будущем.

В частности, в стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2030 года [35] может быть дополнен SWOT-анализ: 1) сильные стороны: приграничное положение области, а также наличие соглашений с Республикой Казахстан, что определяет перспективы сотрудничества в ряде сфер (на данный момент в стратегии отражена только транспортная сфера); 2) слабые стороны: отсталость приграничных территорий области, обратно пропорциональная зависимость между уровнем жизни и протяженностью границы; 3) возможности: реализация приграничного потенциала – расширение сфер взаимодействия с Казахстаном на основе заключенных соглашений о сотрудничестве. Также, в связи с ориентацией политики РФ на развитие приграничья представляется целесообразным разработка нового проекта в рамках стратегии, связанного с реализацией приграничного потенциала, который может стать естественным продолжением проекта «Развитие экспорта Курганской области» (2017-2020 гг.) и основываться на продвижении регионального продукта (прежде всего сельскохозяйственного) на рынок Республики Казахстан. Сопутствовать такому продвижению будет дальнейшая интеграция транспортного сотрудничества между Курганской областью и сопредельным государством.

В свою очередь стратегии СЭР муниципальных образований Курганской области подлежат корректировке в следующих аспектах:

1 Выделение потенциала приграничности как сильной стороны в рамках SWOT-анализа.

2 Отражение роли приграничных территорий в рамках внешнеэкономической деятельности региона.

3 Планирование сотрудничества с Республикой Казахстан в сферах транспортного сотрудничества, торгово-экономических связей и туризма (на основе действующих соглашений о сотрудничестве).

 

Литература

1 Концепция развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2193-р. URL: http://docs.cntd.ru/document/420313859 (дата обращения: 17.12.2019).

2 Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 18.12.2019).

3 Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 17.12.2019).

4 Костарева Л.В., Старцев Ю.Н. Перспективы развития приграничных территорий // Вестник ЧелГУ. 2005. №1. с. 10-12

5 Михайленко А.Н., Арсентьева И.И. Факторы развития приграничья (на примере приграничных территорий России и Китая) // РСМ. 2013. №1 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-razvitiya-prigranichya-na-primere-prigranichnyh-territoriy-rossii-i-kitaya (дата обращения: 20.12.2019).

6 Дьяченко В.Н., Бурлаев Е.А. Демографический аспект устойчивого развития приграничных территорий в условиях Дальнего Востока// Электронный научный журнал «Управление экономическими системами». №10. 2016. URL: http://uecs.ru/demografiya/item/4115-2016-10-21-06-18-41 (дата обращения: 08.01.2020).

7 Сербичева Т. Л., Реймер В. В. Проблемы внешнеэкономического сотрудничества в приграничных территориях Дальневосточного федерального округа // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2007. №1. с. 93-97.

8 Куприянов С.В., Стрябкова Е.А., Герасимова Н.А. Особенности экономического развития приграничных регионов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2018. №1. с. 5-14.

9 Дружинин П.В. Развитие приграничных территорий: влияние внешних шоков // Перспективы социально-экономического развития приграничных регионов. Материалы Третьей научно-практической конференции с международным участием (09 июня 2016 г., г. Петрозаводск). Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2016. с. 23-30.

10 Божко Л. Л. Сценарные подходы к развитию приграничных территорий // ТДР. 2010. №11. с. 3-5.

11 Ободец Я.В., Павлюкова А.В. Методические подходы к обеспечению пространственного развития приграничной территории // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-k-obespecheniyu-prostranstvennogo-razvitiya-prigranichnoy-territorii (дата обращения: 20.12.2019).

12 Антонюк В.С., Эрлих Г.В. Совершенствование таможенной инфраструктуры как фактор развития приграничных территорий РФ // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2016. №4. с. 7-11.

13 Костяев Александр Иванович, Мицкевич А.А., Юрчак Роберт, Мицкевич Павел Антонович Трансграничное сотрудничество как механизм развития приграничных сельских территорий // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. 2014. №2 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transgranichnoe-sotrudnichestvo-kak-mehanizm-razvitiya-prigranichnyh-selskih-territoriy (дата обращения: 25.12.2019).

14 Кузавко А.С. Связанность бизнес-среды регионов российско-белорусского приграничья // Электронный научный журнал «Управление экономическими системами». №12. 2018. URL: http://uecs.ru/regionalnaya-ekonomika/item/5276-2018-12-15-09-54-20 (дата обращения: 08.01.2020).

15 Аюшеева А.О. О вопросах социально-экономического развития Байкальского приграничного региона // Статистика и экономика. 2011. №5. с. 20-23.

16 Кулакова Л.М. Развитие потенциала приграничных сельских территорий: проектный подход // Перспективы социально-экономического развития приграничных регионов. Материалы Третьей научно-практической конференции с международным участием (09 июня 2016 г., г. Петрозаводск). Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2016. с. 58-60.

17 Гончарова Е.В., Старовойтов М.К., Старовойтова Я.М. Инновационный фактор стратегии экономического развития России // Электронный научный журнал «Управление экономическими системами». №1. 2018. URL: http://uecs.ru/innovacii-investicii/item/4748-2018-01-15-07-38-40 (дата обращения: 08.01.2020).

18 Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 275 г. Москва "О пределах пограничной зоны на территории Курганской области"

19 Официальный сайт Администрации Половинского района. URL: http://www.poladmin.ru

20 Официальный сайт Администрации Звериноголовского района. URL: http://zverinogolovskoe.ru/

21 Официальный сайт Администрации Куртамышского района. URL: http://region-kurtamysh.com/

22 Официальный сайт Администрации Макушинского района. URL: http://www.макушино45.рф/

23 Официальный сайт Администрации Петуховского района. URL: http://admpr.ru/

24 Официальный сайт Администрации Притобольного района. URL: http://admpritobol.ru/

25 Официальный сайт Администрации Целинного района. URL: http://целинный-район.рф/

26 Официальный сайт Правительства Курганской области. URL: http://kurganobl.ru/

27 Паспорт Половинского муниципального района. 2018: статистический сборник / Свердловскстат. – Курган, 2018. – 62 с.

28 Паспорт Звериноголовского муниципального района. 2018: статистический сборник/ Свердловскстат. – Курган, 2018. – 62 с.

29 Паспорт Куртамышского муниципального района. 2018: статистический сборник/ Свердловскстат. – Курган, 2018. – 64 с.

30 Паспорт Макушинского муниципального района. 2018: статистический сборник/ Свердловскстат. – Курган, 2018. – 64 с.

31 Паспорт Петуховского муниципального района. 2018: статистический сборник/ Свердловскстат. – Курган, 2018. – 64 с.

32 Паспорт Притобольного муниципального района. 2018: статистический сборник/ Свердловскстат. – Курган, 2018. – 62 с.

33 Паспорт Целинного муниципального района. 2018: статистический сборник/ Свердловскстат. – Курган, 2018. – 62 с.

34 Круглый стол по развитию приграничных территорий. Официальный сайт Департамента экономического развития Курганской области. URL: http://economic.kurganobl.ru (дата обращения: 28.11.2019).

35 Стратегия социально-экономического развития Курганской области на период до 2030 года. Приложение к распоряжению Правительства Курганской области от 23.04.18 №106-р «Об одобрении проекта Стратегии социально-экономического развития Курганской области на период до 2030 года». Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru (дата обращения: 28.11.2019).

36 Официальный сайт Правительства Курганской области. URL: http://kurganobl.ru/

37 Меморандум о сотрудничестве между Правительством Курганской области Российской Федерации и Акиматом города Астаны Республики Казахстан от 22.04.2009. Официальный сайт Правительства Курганской области. URL: http://kurganobl.ru/sites/default/files/imceFiles/11_mejdunarodnye_memorandum_astana.pdf (дата обращения: 28.11.2019).

38 Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Правительством Курганской области (Российская Федерация) и Акиматом Акмолинской области (Республика Казахстан) от 26.09.2012. Официальный сайт Правительства Курганской области. URL: http://kurganobl.ru/sites/default/files/imceFiles/03_mejdunarodnye_akimat_akmolinskoi_oblasti.pdf (дата обращения: 28.11.2019).

39 Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Правительством Курганской области (Российская Федерация) и Акиматом Костанайской области (Республика Казахстан) от 26.09.2012. Официальный сайт Правительства Курганской области. URL: http://kurganobl.ru/sites/default/files/imceFiles/02_mejdunarodnye_akimat_kostanaiskoi_oblasti.pdf (дата обращения: 28.11.2019).

40 Соглашение о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и иных сферах между Правительством Курганской области (Российская Федерация) и Акиматом Северо-Казахстанской области (Республика Казахстан) от 04.10.2016. Официальный сайт Правительства Курганской области. URL: http://kurganobl.ru/sites/default/files/imceFiles/JH/Soglashenie_mezhdu_PKO_i_ASKO_.pdf (дата обращения: 28.11.2019).

41 Меморандум о приграничном сотрудничестве между Правительством Курганской области Российской Федерации и Акиматом Костанайской области Республики Казахстан в сфере туризма от 09.11.2018. Официальный сайт Правительства Курганской области. URL: http://kurganobl.ru/sites/default/files/imceFiles/user-03/skan_memoranduma.pdf (дата обращения: 28.11.2019).

42 Новые аспекты традиционного сотрудничества. В Курганской области работает делегация Республики Казахстан. Официальный сайт Правительства Курганской области. URL: http://kurganobl.ru (дата обращения: 28.11.2019).

43 Развивая приграничное сотрудничество. Официальный сайт Курганской областной Думы. URL: http://www.kurganoblduma.ru (дата обращения: 28.11.2019).

44 Стратегия социально-экономического развития Звериноголовского района до 2030 года. Приложение к решению Звериноголовской районной Думы Звериноголовского района от 5 июля 2018 года № 204 «О Стратегии социально-экономического развития Звериноголовского района до 2030 года». С. Звериноголовское, - 2018 г. – 57 с.

45 Стратегия социально-экономического развития Куртамышского района до 2030 года. Г. Куртамыш, - 54 с.

46 Стратегии социально-экономического развития Макушинского района до 2030 года. Приложение к проекту решения Макушинской районной Думы «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Макушинского района до 2030 года». Г. Макушино, - 37 с.

47 Стратегия социально-экономического развития Половинского района до 2030 года. Администрация Половинского района Курганской области. С. Половинное, - 2017 г. – 36 с.

48 Стратегия социально-экономического развития Притобольного района до 2030 года. С. Глядянское, - 2017 г. – 56 с.

49 Стратегия социально-экономического развития Целинного района до 2030 года. С. Целинное, - 2017 г. – 82 с.

50 Стратегия социально-экономического развития Петуховского района на период до 2030 года. Приложение к решению Петуховской районной Думы от 31 октября 2018г. № 308 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Петуховского района до 2030 года». – 2018 г. – 68 с.

 

3.2 […] Модель реализации стратегии социально-экономического развития приграничных муниципальных образований Зауралья

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.217.167 (0.055 с.)