Актуальность темы и история развития отношений РФ и Казахстана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальность темы и история развития отношений РФ и Казахстана



История отношений России и Республики Казахстан берет свое начало в XVIII веке. После ряда набегов казахов на оренбургское ведомство и военных конфликтов казахи вступили во всероссийское подданство в 1731 году, что, однако стало лишь началом разрешения существовавших в ту пору споров, по большей части касавшихся взаимных обвинения в воровстве скота. Улучшение отношений с казахами происходило постепенно и потребовало значительного периода времени, начавшись с договора между казахской знатью и российскими правителями о сближении народов за счет взаимовыгодного политического и экономического сотрудничества вплоть до слияния в одно государство[41].

Сегодня Россия занимает особое место одного из ведущих стратегических партнеров Республики Казахстан. Правовой фундамент взаимоотношений этих двух стран был построен на политической концепции добрососедства[42], что во многом определялось существованием нормативно-правовой базы для установления отношений к началу их «новой истории» (после распада СССР) и характеру схожих интересов сторон. После распада союзного государства лидерам рассматриваемых стран понадобилось лишь полгода для подписания двустороннего договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи[43], который до сих пор сохраняет свою силу.

Характер текущих отношений между Российской Федерацией и Казахстаном определяется рядом факторов (табл. 1.3.1) и сформировавшихся уникальных для РФ условий, связанных с необходимостью выбора внешнеторговых партнеров в условиях действующих санкционных ограничений на экономику страны. Казахстан как страна, неограниченная санкциями, располагает большим потенциалом для России, что определяет важность стратегического партнерства двух стран.

Таблица 1.3.1 – Условия углубления и развития отношений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан (на основании источников 1,[44],[45],[46],[47],[48],[49],[50],[51],[52],[53])

Условия и факторы Характеристика Влияние на характер взаимных отношений
1 Исторические История сотрудничества с XVIII века, развитие в рамках единого государства СССР Исторически сложившаяся общность интересов, понимание культурных особенностей, традиций, быта, языка и т.д. Упрощение углубления международных связей и заключения партнерских соглашений
2 Геополитические РФ и Республика Казахстан занимают значительную территорию на евроазиатском континенте и образуют звено, связывающее страны Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Действие Таможенного союза (Россия-Белоруссия-Казахстан). Членство в международных интеграционных организациях (в т.ч. ЕАЭС), оказывающее влияние на формат сотрудничества Преимущества в рамках межгосударственного экономического сотрудничества, выгодное положение в рамках международного разделения труда
3 Географические Географическая близость государств, наличие самой протяженной в мире административной границы (7,5 тыс. км). С российской стороны приграничное положение у 12 регионов: Волгоградская, Астраханская, Саратовская, Оренбургская, Челябинская, Кур-ганская, Тюменская, Омская, Новосибирская, а также Алтайский край и Республика Алтай), со стороны Казахстана – у 7 из 14 областей. Отсутствие необходимости в пересечении стран транзита при международной торговле и при осуществлении совместных проектов, проведении мероприятий
4 Природные Богатство природных ресурсов стран, в т.ч. нефть, газ, уголь, редкоземельные элементы, руды и т.д. Наличие уникальных природных объектов, вкл. заповедники, национальные и природные парки. Перспективы формирования совместных производств, более низкая стоимость ресурсов в рамках осуществления экспортно-импортных операций. Формирование и продвижение совместных проектов в сфере природоохранной и туристической деятельности
5 Экономические Наличие взаимосвязей между предприятиями рассматриваемых стран (в т.ч. совместное функционирование), мощного промышленного потенциала, кооперации в научно-технической сфере. Схожесть условий ведения бизнеса и скорости его развития (согласно рейтингу стран по легкости ведения бизнеса Doing Business 2020[54]: Казахстан занимает 25 место (рост на 3 позиции по сравнению с прошлым годом), а РФ – 28 место (также рост на 3 позиции по отношению к 2019 году). База для дальнейшего развития международных связей, внешнеэкономической деятельности
6 Инфраструктурные Наличие развитой транспортной системы между странами (вкл. железные и автомобильные дороги, аэропорты, трубопроводный транспорт и т.д.), имеющей выход на аналогичные европейские и дальневосточные регионы Способствует углублению экономических и культурных связей между странами. Перспектива создания трансграничного региона, удобно расположенного как относительно национальных рынков, так и рынков друг друга
7 Социально-демографические Мультинациональность населения стран, тесная связь в культурной, образовательной, спортивной среде. Межнациональной общение на русском языке. Родственные связи между населением Упрощение заключения и выполнения соглашений и взаимной сотрудничестве, нивелирование юридических недопониманий, возникающих из-за перевода нормативно-правовой базы на третий язык (международный английский), стимулирование частоты перемещений между приграничными регионами России и Казахстана, в т.ч. вызванные наличием контактов между населением

Нормативно-правовая база

Отношения России и Казахстана охватывают широкий перечень сфер, включая экономическое сотрудничество, программы по развитию топливно-энергетического комплекса, промышленности, атомной энергетики, транспорта, сельского хозяйства[55], проведение совместных культурных и спортивных мероприятий, сотрудничество в образовательной и научно-технической сферах и т.д. Основу таких отношений составляет обширная нормативно-правовая база, которая начала формироваться с 1992 года (табл. 1.3.2).

Таблица 1.3.2 – Нормативно-правовая база сотрудничества России с Казахстаном

Наименование документа Общая характеристика
1 Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан (с изменениями на 7 июня 2012 года) -3 Документ определяет характер взаимоотношений двух стран, основанных на дружбе, взаимной помощи, исторически сложившиеся связи, добрососедства (с учетом международного права и учитывая совместные договоренности). Цель – взаимное уважение, укрепление мира, стабильности, безопасности (учитывая совместное использование военных баз и объектов оборонного значения) и др.; неучастие в союзах, направленных против одной из сторон; поддержание принципа открытости границ между странами и др.
2 О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о совместных усилиях в охране внешних границ[56] Договоренность о совместной охране Пограничными войсками РФ и Казахстана «внешних границ» (участки государственных границ Республики Казахстан и Российской Федерации с государствами, не входящими в СНГ).
3 О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о казахстанско-российской государственной границе[57] Договор подробно описывает пролегающую между странами границу, ее отображение на карте, начальную точку и направленность
4 О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о добрососедстве и союзничестве в XXI веке[58] Договор основывается на Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 1992 г. Согласно документу стороны развивают взаимодействие друг с другом как равноправные и суверенные государства на основе взаимного доверия, стратегического партнерства и всестороннего сотрудничества, определяют территориальную целостность государств и нерушимость соответствующих границ.
5 Договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о военно-техническом сотрудничестве[59] Документ определяет основные принципы и условия сотрудничества сторон в военно-технической сфере по следующим направлениям: - взаимные поставки продукции военного назначения; - работы по ремонту и обслуживанию военной техники, вооружения; - совместное проведение НИОКР; -совместные подготовки и обучение военно-технических кадров; - проведение совместных испытаний и т.д.
6 Договор о коллективной безопасности (с изменениями на 10 декабря 2010 года)[60] Соглашение между РФ и Республиками Казахстан, Армения, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызской о воздержании от применения силы в межгосударственных отношениях и порядке разрешения возникающих разногласий мирным путем.
7 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о межрегиональном и приграничном сотрудничестве[61] Документ определяет порядок осуществления приграничного сотрудничества на основе равноправие и взаимной выгоды, имеющего целью социально-экономическое развитие субъектов РФ и областей Республики Казахстан (в т.ч. приграничных). Приграничное сотрудничество включает заключение международных договоров, создание совместных рабочих групп для выработки механизмов совершенствования межрегионального и приграничного сотрудничества, разработку и реализацию совместных планов и программ действий в рамках приграничного сотрудничества. Перечень сфер сотрудничества включает: торгово-экономическую, энергетическую, агропромышленную, научно-техническую, культурную, гуманитарную, социальную, образовательную и др.
8 Договор о Евразийском экономическом союзе[62] Договор между РФ, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь о создании Евразийского экономического союза, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

 

Помимо приведенных в таблице документов между Республикой Казахстан и Российской Федерацией действует значительное число двусторонних соглашений, расширяющих и уточняющих сферы и особенности сотрудничества между странами. По состоянию на конец 2020 года по запросу «Казахстан» на официальном сайте Министерства иностранных дел РФ[63] можно просмотреть около 280 документов (незначительная часть которых утратила юридическую силу в связи с выходом более актуальных нормативных актов), касающихся вопросов экономического, военного сотрудничества, порядка перемещения границы, совместных мероприятий в области стандартизации, сертификации, науки, образования, проведении культурных и спортивных мероприятий и др. Значительная роль в установлении взаимовыгодных отношений между странами и поддержании международного сотрудничества принадлежит органам государственной власти различных уровней и, прежде всего, правительствам РФ и Казахстана[64], которые принимают и реализуют соглашения и программы приграничного и регионального сотрудничества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.004 с.)