Особенности оценки эффективности авторской модели (связь с фактором приграничности) – качественная оценка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности оценки эффективности авторской модели (связь с фактором приграничности) – качественная оценка



 

Главная особенность оценки модели институционального развития приграничных территорий должна заключаться в качественной оценке использования приграничного потенциала муниципального образования и связи такого потенциала с текущим уровнем социально-экономического развития. Исследований в сфере разработки методик оценки именно приграничных территорий ограниченное количество[188],[189],[190],[191],[192],[193],[194],[195] и, учитывая предлагаемые к расчету показатели, они в первую очередь направлены на анализ приграничного потенциала регионов, т.к. предлагают к оценке индикаторы, которые не рассчитываются органами статистики для муниципальных образований (например, ВВП, ВРП, внешнеторговый оборот и др.). При этом авторы делают упор в рассматриваемых методиках на показатели социально-экономического развития, оценивая приграничный потенциал через призму уровня развития внешнеэкономических связей с упором на экономические показатели. Тем не менее ряд авторов[196],[197] отмечает необходимость оценки уровня экономической эффективности приграничных связей. Другие исследователи[198] предлагают оценивать потенциал региона в сфере приграничного сотрудничества (наличие полезных ископаемых, ресурсов, транспортных артерий и т.д., способствующих деловым контактам с сопредельными территориями). Основная проблема построения таких методик оценки связана с ограниченностью статистических данных по муниципалитетам, доступных для анализа. Предоставляемые службами статистики данные носят более универсальный характер и не отражают приграничный характер территории и ее внешнеэкономические связи. Следовательно, представляется целесообразным разработка качественной оценки использования приграничного потенциала.

Мы склонны согласиться с Хмелевой Г.А. и Умербаевой С.К.[199], которые считают, что способность территории к приграничному сотрудничеству может быть оценена через анализ внешней политики соседних государств. Однако, в условиях недостатка статистических данных для оценки проводимой внешней политики муниципального образования возможно осуществлять такую оценку через проверку наличия соглашений между соседними территориями, т.к. данные о действующих соглашениях в обязательном порядке публикуются на официальных сайтах Департамента экономического развития субъекта РФ, Правительства области и/или сайтах муниципальных образований. Наличие соглашений будет подтверждать существование утвержденных связей между соседними территориями. Однако, на практике фактического наличия соглашений недостаточно для признания приграничных связей действующими. В частности, коллектив авторов[200] предлагает оценивать приграничные связи посредством оценки состояния реализуемых проектов и программ межрегионального развития через анализ их реализации. Принимая во внимания данную точку зрения, предлагается анализировать текущие соглашения о сотрудничестве в совокупности с оценкой их фактического осуществления. Мониторинг действия таких документов подразумевает анализ новостной публикационной активности на соответствующих сайтах о совместных проводимых мероприятиях соседних территорий. В случае регулярной публикации отчетов о совместных мероприятиях (международные выставки, обмен опытом, культурные и спортивные мероприятия и проч.) можно говорить о действующих приграничных связях. На наш взгляд, применительно к мониторингу соглашений регулярной можно считать ежегодную отчетность.

Помимо наличия и мониторинга осуществления межправительственных и межрегиональных соглашений между соседними странами использование приграничного потенциала может быть оценено посредством анализа стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, планов и программ приграничного сотрудничества. Суть мониторинга в данном случае будет заключаться в оценке отражения фактора приграничности в стратегии развития территории (особенно в части SWOT-анализа). Такая оценка позволит сделать вывод о том, как оценивают потенциал муниципалитета в части приграничного сотрудничества органы местного самоуправления и считают ли они приграничность потенциальным ресурсом развития. Дополнительно, необходимо оценить наличие планов и программ приграничного сотрудничества на перспективу.

Таким образом, было предложено 4 составляющих качественной оценки использования приграничного потенциала муниципальным образованием:

а) наличие соглашений о сотрудничестве;

б) регулярная публикация отчетности по совместным мероприятиям в рамках соглашений;

в) отражение приграничного потенциала территории в стратегиях социально-экономического развития;

г) наличие планов/программ приграничного сотрудничества на муниципальном уровне.

Использование данных показателей позволит классифицировать приграничные территории по уровню использования приграничного потенциала. Методика оценки представлена в таблице 2.3.2. Типология основана на предложениях авторов[201] с той разницей, что они в качестве критерия оценки принимают приграничный потенциал с учетом уровня социально-экономического развития. В то время как нам более целесообразным представляется отдельная оценка уровня социально-экономического развития и использования приграничного потенциала. Объединение данных оценок в дальнейшем позволит классифицировать приграничные муниципальные образования по 9 группам, в рамках каждой из которых будет возможно оценить взаимосвязь уровня СЭР и использования потенциала приграничности, а также разработать отдельные рекомендации в рамках каждой группы.

Таблица 2.3.2 – Типология приграничных территорий на основании критерия использования приграничного потенциала

Показатели Оценка Критерии оценивания
     

Институциональная сфера

1 Наличие соглашений о сотрудничестве

«0» Отсутствие действующих соглашений о сотрудничестве между регионом/муниципалитетом и территорией соседнего государства
«0,5» Наличие действующих соглашений о сотрудничестве между регионом и территорией соседнего государства
«1» Наличие действующих соглашений о сотрудничестве между муниципалитетом и территорией соседнего государства

2 Регулярная публикация отчетности по совместным мероприятиям в рамках соглашений

«0» Отсутствие новостной активности о реализации совместных мероприятий в рамках заключенных соглашений более 2-х последних лет
«0,5» Нерегулярная новостная активность о реализации совместных мероприятий в рамках заключенных соглашений (раз в 2 года)
«1» Регулярная новостная активность о реализации совместных мероприятий в рамках заключенных соглашений (ежегодно)

3 Отражение приграничного потенциала территории в стратегиях социально-экономического развития

«0» Приграничный характер территории не отражен в стратегии социально-экономического развития
«0,5» Отражение характера приграничности в стратегии социально-экономического развития носит поверхностный характер (упоминается не более чем в 2-х аспектах, не отражается в рамках SWOT-анализа)
«1» Приграничный характер территории отражен в стратегии социально-экономического развития (указан как сильная сторона в рамках SWOT-анализа, задействован в рамках планирования развития территории)

4 Наличие планов/программ приграничного сотрудничества на муниципальном уровне

«0» Отсутствие планов/программ приграничного сотрудничества на муниципальном уровне
«1» Наличие планов/программ приграничного сотрудничества на муниципальном уровне

Итоговая оценка

(сумма оценок по 4-м предложенным показателям)

«0-1» Игнорирование приграничного потенциала территории, отсутствие развитых приграничных связей – «территории-аутсайдеры»
«2-3» Неполное использование приграничного потенциала территории – «территории-коммуникаторы»
«4» Упор на использование приграничного потенциала территории – «территории-лидеры»

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.008 с.)