Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выбор показателей оценки эффективности для предложенной модели – интегрированный показатель, количественная оценка
Прежде чем оценивать использование приграничного потенциала территории необходимо разработать методику оценки эффективности ее социально-экономического развития. Необходимость разделения данных направлений оценивания связана с рядом причин: во-первых, уровень СЭР возможно оценить количественно, в то время как ввиду отсутствия необходимых статистических данных для использования приграничного потенциала будет применяться качественная оценка; во-вторых, разделение данных показателей обеспечит возможность оценки корреляции между уровнем развития территории и использованием ее приграничного потенциала, что в свою очередь окажет влияние на разработку рекомендаций для повышения эффективности институциональной модели динамичного развития. Петрова Е.М.[165] выделяет 3 основных подхода к выбору и расчету индикаторов социально-экономического развития муниципального образования: 1) стратегический подход – выбор индикаторов коррелирует со стратегическими целями (соответственно, показатели индивидуальны для конкретной территории в зависимости от принятых стратегических целей на муниципальном уровне и подлежат корректировке со временем при изменении целей на различных уровнях); 2) управленческий подход – построение системы показателей для оценки деятельности органов власти и принимаемых управленческих решений (перечень показателей оценивания, соответственно, вытекает из нормативно-правовой документации, посвященной данному вопросу, что подробно было рассмотрено выше); 3) сравнительный подход – формирование системы показателей для сопоставления уровня развития приграничных территорий с целью выработки мероприятий для достижения динамичного развития территории. Для целей нашего исследования наиболее целесообразным представляется взять за основу третий подход (сравнительный). Это связано с тем, что в рамках стратегического подхода могут игнорироваться ключевые особенности территории (в частности, приграничный потенциал), а возможность оценки перечня закрепленных на законодательном уровне индикаторов деятельности органов власти ограничивается доступными статистическими данными. В свою очередь, сравнительная оценка дает возможность проанализировать территории, находящиеся в сходных условиях функционирования[166], которые могут учитывать естественные условия (в т.ч. пространственный фактор), ключевые особенности потенциала развития (минерально-сырьевая база, климат, национальность населения и др.). Для целей нашего исследования «объединяющим» фактором является приграничное положение муниципалитетов.
Анализ методик оценки эффективности показал, что наиболее распространенным является использование интегральных показателей. В частности, Смицких К.В. и Смирнова И.Г.[167] делят индикаторы на несколько категорий, для каждой из которых рассчитывается интегральный показатель с учетом весовых коэффициентов, на основании которых в дальнейшем рассчитывается комплексный интегральный показатель (также с учетом «веса» каждого индикатора). Кураченко Е.В.[168] также предлагает использовать интегральный показатель уровня социально-экономического развития, однако вместо весов применяет среднюю арифметическую. На основании полученных интегральных показателей производится ранжирование муниципальных образований по уровню развития для оценки результативности их функционирования и выявления тенденций развития. Схожую методику использует Старикова К.С.[169], однако к особенности ее методики можно отнести предварительный расчет усредненных за несколько лет показателей, т.е. при определении комплексного интегрального показателя индикаторы учитываются в динамике. Гуменюк Л.Г.[170] в основу расчета комплексного интегрального показателя закладывает расчет средней геометрической трех показателей для его стандартизации от «0» до «1» (метод синтетической балльной оценки). Помимо интегрального показателя могут использоваться методы кластерного анализа[171] (деление районов, обладающих значительными различиями, на группы по ряду индикаторов), а среди зарубежных авторов[172],[173] наибольшей популярностью пользуется система сбалансированных показателей. В частности, основанная на данном методе модель оценки применяется Европейским фондом управления качеством (EFQM). Она предполагает оценку эффективности по комплексу параметров: лидерство, политика и стратегии, люди, партнерство и ресурсы, результаты и др. Основной принцип применения данного инструмента оценивания основан на взаимосвязи рассматриваемых показателей между собой и с учетом ожиданий и влияния заинтересованных сторон (населения, организаций, институтов и т.д.).
В рамках нашего исследования для оценки эффективности развития приграничных муниципальных образований предлагается использовать интегральный показатель, т.к. он является наиболее универсальным и позволяет унифицировать индикаторы, характеризующие различные сферы. На основании анализа литературы, посвященной выбору показателей оценки уровня развития территории[174],[175],[176],[177],[178],[179],[180],[181],[182], [183],[184],[185],[186],[187] (включая нормативно-правовую базу), составляющей разработанной институциональной модели и данных, предлагаемых официальной статистикой, нами были выбраны индикаторы, являющиеся основой для расчета комплексного интегрального показателя и определения уровня развития муниципального образования в рамках институциональной модели динамичного развития: 1 Социальное развитие и уровень жизни: - численность населения; - общий коэффициент естественного прироста (убыли); - среднемесячная заработная плата работников организаций; - численность безработных граждан; - наличие автотранспортных средств на 1 000 чел. населения; - общая площадь жилых помещений, приходящаяся на 1 жителя; - численность врачей на 10 000 чел. населения; - численность педагогических работников на 10 000 чел. населения; 2 Экономическое развитие и инфраструктура - объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг; - протяженность автомобильных дорог; - удельный вес прибыльных (убыточных) организаций в общем числе организаций. 3 Экологическое развитие (развитие в рамках экологической сферы): - текущие (эксплуатационные) затраты на охрану окружающей среды, включая оплату услуг природоохранного назначения; - выброс в атмосферу загрязняющих веществ. 4 Финансовое развитие: - доходы местного бюджета; - расходы местного бюджета. Статические показатели Для приграничного муниципального образования по каждому из предложенных показателей предлагается рассчитать индекс уровня развития (Iрi - индекс развития i-го муниципалитета) по следующей формуле: Iрi = Pi/Pjmax где Pi – показатель i-го муниципалитета за год; Pjmax – показатель j-го муниципалитета (максимальное значение среди всех оцениваемых муниципальных образований) за год. Динамические показатели Для приграничного муниципального образования по каждому из предложенных показателей предлагается рассчитать индекс динамики развития (Iрi - индекс развития i-го муниципалитета) по следующей формуле: Iрi = ТПi/ТПjmax где ТПi – темп прироста показателя i-го муниципалитета за период; ТПjmax – темп прироста показателя j-го муниципалитета (максимальное значение среди всех оцениваемых муниципальных образований) за период. Среди предложенных показателей есть индикатор, который недопустимо оценивать по предложенной формуле в связи с тем, что территории стремятся к его снижению (это уровень выброса в атмосферу загрязняющих веществ). Соответственно, для такого индикатора будет использоваться формула:
Iрi = 1 - ТПi/ТПjmax За основу расчета взята оценка показателей с учетом темпов прироста за временной отрезок (3, 5, 10 и более лет в зависимости от целей исследования), что вызвано необходимостью учета показателей в динамике (т.к. речь идет о динамичном развитии приграничных территорий). Для общей оценки эффективности необходимо рассчитать интегрированный показатель (I) по методу средней арифметической: I = ΣIрn/n, где ΣIрn – сумма индексов развития среди n-показателей; n – количество применяемых показателей. Значения рассчитанного интегрированного показателя по каждой приграничной территории (по аналогии с индексами развития) будут варьироваться от -1 до 1. Возможность получения отрицательного значения связана с тем, что на практике значение показателя базисного периода может превышать значение в отчетном периоде. На основании значения интегрированного показателя приграничные территории по уровню развития предлагается разделить на следующие категории: «А» - I>0,5 – развивающиеся территории – более близкие по своему значению к эталонному (максимальному) показателю, лидеры по уровню развития среди рассматриваемых муниципальных образований. «В» - 0<I<=0,5 – рецессивные территории – муниципалитеты, характеризующиеся медленным, незначительным ростом индикаторов развития за период. «C» - I<=0 – депрессивные территории – наиболее «проблемные» районы, отличающиеся отрицательной динамикой развития. Данную типологию также планируется дополнить оценкой использования приграничного потенциала, что позволит выработать рекомендации, более подходящие каждой группе приграничных территорий.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.009 с.) |