Основные направления сотрудничества и проблематика отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления сотрудничества и проблематика отношений



Также, к ключевым сферам взаимодействия России и Казахстана можно отнести топливно-энергетический комплекс, космическую отрасль (космодром «Байконур»), транспортно-логистический комплекс, культурно-гуманитарное сотрудничество[70] и др. Как видно из приведенного выше анализа между рассматриваемыми государствами сложились тесные экономические связи[71], которые стали залогом создания Евразийского экономического союза, что несомненно придало новый импульс торгово-экономической деятельности между странами-участниками. Важно отметить, что значительная доля внешнеторгового оборота между Россией и Казахстаном (около 70%) осуществляется в рамках межрегионального и приграничного сотрудничества. В частности, Саратовская область является одних из ключевых торговых партнеров Республики Казахстан за счет поставок промышленного газового оборудования, строительного и облицовочного кирпича, различного оборудования, стекла, продукции машиностроения[72] и т.д. Высокий объем грузооборота обеспечивается в том числе за счет разветвленной транспортной сети между приграничными районами.

Помимо тесного экономического и политического сотрудничества стоит отметить и тот факт, что рассматриваемые страны проявляют тенденции к сохранению общего культурного образовательного пространства, что выражается в активизации научного обмена и находит отражение в организации и проведении совместных международных научно-практических конференций[73], организуемых как на территории России, так и в Казахстане. Развитие научно-технологического сотрудничества характеризуется укреплением связей между высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими организациями, проведением совместных исследований, совместном развитии наукоемких производств. В российских ВУЗах обучается значительное число студентов-граждан Казахстана, что вызвано приверженностью страны к принципам академической свободы. В Республике Казахстан высока заинтересованность работодателей в кадрах, прошедших обучение за границей[74]. Там также считают, что выпускники, оставшиеся работать за рубежом – улучшают имидж Казахстана как современной и прогрессивной страны.

Стоит отметить, что, несмотря на весьма обширный перечень направлений сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан в отношении между странами существуют и незначительные сложности. В частности, «уязвимая» сторона двусторонних соглашений стран связана с преобладанием сырьевых ресурсов и продуктов первичной переработки в структуре показателей экономического взаимодействия. Существует проблема нелегальной миграции и незаконного вывоза товаров, валюты и предметов, имеющих историческую и культурную ценность[75]. Также Республика Казахстан, сохраняя свойственные ей особенности развития (например, систему родовых отношений) ориентируется и на западные стандарты, а также активно развивает взаимоотношения с Китаем (инвестиционный капитал которого в стране преобладает над российским[76]), США, Европейским Союзом, Турцией. Именно с этими странами Казахстан связывает увеличение инвестиций в основные секторы экономики (энергетику, машиностроение, сельское хозяйство, НИОКР, развитие транспортной сети[77]). В дальнейшем это может повлиять на характер отношений между странами и выразиться в снижении внешнеторгового оборота Казахстана с Россией в пользу других стран. Некоторые исследователи[78] считают, что Казахстану следует придавать первостепенное значение именно развитию отношений с перечисленными странами для обеспечения энергетической безопасности от России и снижению РФ на экономическое развитие Республики. Данный фактор является одним из ключевых причин необходимости развития взаимоотношений именно между приграничными территориями России и Казахстана с целью максимального задействования и использования географического, геополитического и природного потенциала соседних государств, т.к. совместная граница является достаточно стабильным ресурсом, обладающим широким потенциалом развития. Движение в сторону трансграничного сотрудничества РФ и Республики Казахстан даст толчок развитию депрессивных приграничных территорий обеих стран за счет привлечения дополнительных финансовых средств, содействия научно-техническому сотрудничеству, привлечению новых технологий, обмену высококвалифицированными кадрами и формированию имиджа приграничных областей как инвестиционно-привлекательных[79]. У рассматриваемых стран есть все необходимые предпосылки для совместного развития и модернизации депрессивных приграничных районов в динамично развивающиеся территории трансграничного сотрудничества.


 

2 глава. [Институциональная] модель динамичного развития приграничных территорий

2.1 Обзор моделей регионального [пространственного]развития приграничных территорий

2.2 [Институциональная] модель динамичного развития приграничных территорий

2.3 Методика оценки эффективности [результативности, устойчивости, динамичности, …] [институциональной] модели динамичного [пространственного] развития приграничных территорий

 

2.1 Обзор моделей регионального [пространственного]развития приграничных территорий

 

1) Актуальность/постановка (существует большое разнообразие подходов, есть преимущества/недостатки)

 

Разнообразие социально-экономических и естественно-географических условий, в которых находятся субъекты Российской Федерации приводит к необходимости разработки различных моделей регионального развития, которые могут отражать особенности каждой конкретной территории. Для целей нашего исследования такой особенностью является приграничный потенциал (т.е. близость к границе), который вызывает интерес за счет двух связанных с ним аспектов: во-первых, фактор приграничности влияет на уровень развития территории; во-вторых, приграничное положение является потенциальным фактором развития. Иными словами, приграничное положение субъекта накладывает определенные ограничения в возможностях и направлениях роста благосостояния территории (т.к. нужно учитывать не только внутренние факторы, но и внешние, зависящие от страны-соседа, в т.ч. необходимость уделять внимание национальной безопасности), но в тоже время и предлагает определенные перспективы (в части международного сотрудничества). Соответственно, целью создания модели регионального развития с учетом фактора приграничности является приведение территории к максимальной конкурентоспособности и возможности динамичного развития с учетом соблюдения ограничений, накладываемых необходимостью соблюдения национальной безопасности и учитывающей характер взаимоотношения между граничащими странами.

 

2) Подходы/факторы выбора модели регионального развития

 

Согласно [1, 14] направление регионального развития должно совпадать с направлением развития РФ, т.к. только в таком случае регионы и муниципалитеты могут рассчитывать на федеральную поддержку. Иными словами, ошибочный выбор драйвера социально-экономического развития приведет регион к необходимости самостоятельно решать все возникающие трудности. Данной проблемы можно избежать при согласовании стратегии пространственного развития региона и стратегии социально-экономического развития страны в целом. Однако, каждой территории присущи уникальные особенности, которые должны учитываться при выборе модели регионального развития (МРР). При выборе МРР необходимо учитывать [1[80], 4[81], 5[82], 6[83], 8[84], 9[85], 11[86], 19[87], 20[88], 24[89], 25[90]]:

- наличие конкурентоспособных отраслей экономики;

- трудовые ресурсы (как наличие рабочей силы, так и уровень квалификации);

- научный потенциал (академии, научные учреждения и т.д.);

- политический интерес и возможность государственной/федеральной поддержки;

- наличие регионального бренда;

- наличие инновационного потенциала;

- информационная обеспеченность;

- доступ к инвестиционным ресурсам;

- природно-климатические и пространственные особенности территории;

- преобладающие культура, обычаи, традиции;

- факторные ограничения (проблемы транспортно-логистической инфраструктуры, отсутствие специалистов нужной отрасли и др.).

Уникальное сочетание и уровень развития приведенных выше факторов позволяют определить тип территории, который является основой выбора модели развития, базирующейся на преимуществах рассматриваемой местности. В связи с этим выделяют следующие виды регионов [1[91], 2[92], 9[93], 13[94], 15[95], 18[96]]:

а) сырьевые – зависят от имеющихся природных ресурсов и мировых цен на них;

б) промышленные – обладают развитым производством, но часто зависят от сырьевых регионов;

в) инфраструктурно-логистические центры – отличаются выгодным геоэкономическим положением и наличием развитых связей с другими регионами (в т.ч. зарубежом), зависят от спроса на транспортно-логистические услуги;

г) инноваторы – отличаются высокой концентрацией интеллектуального потенциала, однако требуют значительных инвестиций. Особенности: модернизация производств, цифровизация процессов, технические инновации и др.

д) концентраторы власти и ресурсов – Москва и Санкт-Петербург;

е) национальные республики – основываются на национальности жителей региона в случаях, когда это предполагает возможности получения неких льгот, которые могут выступить дополнительным стимулом социально-экономического развития;

ж) центры отдыха, туризма и экологии – их главное преимущество в наличии уникальных природно-климатических ресурсов;

з) депрессивные - регионы, которые не смогли выявить/применить факторы развития;

и) смешанные – объединяет в себе несколько видов, например: сырьевой/промышленный, промышленный/инноватор, национальная республика/центр туризма и т.д.

На наш взгляд данный перечень видов регионов целесообразно расширить появлением еще одного вида – приграничной территории, т.к. фактор приграничности также может являться потенциальным преимуществом и, следовательно, должен учитываться при выборе (и тем более разработке) модели регионального развития, которая в свою очередь должна учитывать не только особенности конкретной территории, но и оценивать наличие и типы связей такой территории с соседними субъектами (в т.ч. иностранными). Согласно [21[97]] к основным типам связей можно отнести:

а) транспортная доступность, т.е. уровень развития транспортной системы на рассматриваемой территории и граничащих с ней субъектов;

б) ресурсные связи – наличие ресурсов и возможность обмена с соседними областями;

в) технологические связи – возможность совместного использования техногенных ресурсов, например, водных резервуаров;

г) операционные связи – связи, представляющие собой потенциальные возможности сбыта произведенного на территории продукта или услуги;

д) интеграционные связи – совместное использование ресурсов (это могут быть научные учреждения, заводы и т.д.).

Данные типы связей будут иметь особенное значение на международном уровне, т.к. их формирование откроет субъектам дополнительные перспективы развития.

 

3) Виды моделей регионального развития (обзор)

 

Основные конкурентные преимущества территории с учетом наиболее значимых проблем и важнейших стратегических приоритетов [3[98]] позволяют выбрать модель регионального (территориального) развития, наиболее подходящую для конкретной области. В зависимости от преобладающих факторов выделяют различные классификации моделей регионального развития [10[99], 12[100], 16[101], 19[102], 23[103], 24[104], 26[105], 27[106], 28[107]]:

1 Модель секторной экономики. Основана на делении экономики на секторы, представляющие собой однородные группы институциональных единиц. Развитие сектора в модели может быть обусловлено технологиями, интеллектуальными, инновационными ресурсами или рынками спроса (как существующими, так и потенциальными).

2 Инновационная модель. За основу данной модели принимается территориально-локализованный способ воспроизводства экономических инноваций, в рамках которого местная среда выступает как генератор инновационного поведения. Участники модели должны быть готовы к радикальным изменениям, отказу от неконкурентоспособных продуктов и технологий, а также к постоянному приобретению новых производственных навыков.

3 Модель устойчивого развития. Представляет собой общественную модель, отражающую общее содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологического развития.

4 Инвестиционная модель. Предполагает зависимость устойчивого развития региональной экономической системы от инвестиционной привлекательности. Инвестиции в достаточных объеме и качестве могут (и должны) обеспечить развитие территории на полном самофинансировании.

5 Мобилизационно-инновационная модель развития. Основывается на достижениях научно-технической сферы, следовательно, предполагает совершенствование форм подготовки научных кадров и расширение сфер реализации научно-технических разработок.

6 Модели роста. Основу модели составляют политические решения, на основании которых территории могут развиваться по различным сценариям:

а) дотационная модель развития. Предполагает финансовую зависимость территории от регионального центра, что определяет программы социально-экономического развития. Такие программы избираются центром и, следовательно, не всегда отвечают текущим нуждам региона;

б) модель межбюджетных отношений. Связана с перераспределением средств из более развитых в менее развитые регионы;

в) модель автономного бюджета. Предполагает наличие значительной доли «свободы» региональных властей от «центра»;

г) модель «полюсов роста». «Полюсы роста» притягивают ресурсы за счет своих конкурентных преимуществ благодаря мощной политической поддержке, которая предполагает щадящий фискальный режим. В основе модели – процесс поляризации, представляющий собой процесс группирования экономической деятельности в определенных точках (центрах, полюсах). Целью модели является преодоление несбалансированности развития территорий.

7 Конвергентная модель развития. Эволюционная форма отбора наиболее эффективных институциональных форм, предполагающая приведение к тождественности всех экономических систем с течением времени.

8 Дивергентная модель развития. Обратная конвергентной модели, основывается на усилении различий в развитии регионов и/или стран ввиду наличия уникальных условий, ресурсов и направлений развития.

9. Модель опережающего развития. Базируется на сочетании отраслевого и территориального методов управления.

10. Кластерная модель развития. Основывается на объединении в единую структуру (кластер) взаимосвязанных организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний за счет кластера. Такое объединение формирует уникальные компетенции региона и является одной из форм взаимодействия институтов в рамках субъекта.

11. Модель экспортной базы. Определяет экспортную деятельность как основной механизм развития региона.

12. Институциональная модель развития. Представляет собой систему правил и связей между наиболее существенными институтами (государство, финансовые организации, производственные предприятия, научные учреждения и т.д.). Целью модели является достижение устойчивого социально-экономического роста за счет построения оптимальной системы взаимодействия между ее участниками, учитывающей интересы каждого институционального образования.

 

4) Выбор модели развития и ее связь с пространственным аспектом (фактор приграничности)

 

Выбор конкретного направления развития должен основываться не только на качественном анализе преимуществ и недостатков рассматриваемой территории (для качественной оценки применим SWOT-анализ), но и на математически прогнозируемых данных. Для оценки качества применяемой модели регионального развития могут быть использованы различные экономико-математические подходы: соотношение расчетов по данным территории со средним значением по России, оценка зависимости от других регионов (стран), уровень открытости экономики [4[108], 14[109], 17[110]], наиболее эффективным инструментом принято считать имитационное моделирование [7[111], 11[112]].

Согласно Antonescu D. [22[113]] особенный интерес в настоящее время представляют теории регионального развития, которые анализируют и поддерживают важность институтов как драйверов социально-экономического развития субъекта. Автор также отмечает, что происходящие изменения на глобальном уровне отражают важность учета пространственного аспекта при выборе (разработке) модели регионального развития, т.к. это позволяет повысить «реалистичность» модели. Мы склонны согласиться с Antonescu D. в том, что пространственный аспект оказывает особое влияние на выбор модели развития, т.к. позволяет учесть не только внутренние факторы развития территории, но и внешние (зависящие от соседних субъектов) при отражении действующих или потенциальных межрегиональных (международных) связей. В свою очередь, преимуществом институциональной модели является ее универсальность и возможность учета интересов широкого числа участников модели.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.028 с.)