Отражение элемента в документе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отражение элемента в документе



Половинский район Звериноголовский район Куртамышский район Макушинский район Петуховский район Притобольный район Целинный район
1 Основные положения              
1.1 Ключевые понятия - - - - - - -
1.2 Методология - - - - - - -
1.3 Основания разработки ü ü ü ü ü ü ü
1.4 Участники ü ü - ü ü - -
2 Анализ текущего состояния СЭР              
2.1 Оценка показателей СЭР ü ü ü ü ü ü ü
2.2 Анализ развития (SWOT-анализ) ü ü - - ü ü ü
2.3 Оценка использования приграничного потенциала - ü - - ü - ü
2.4 Выводы об ограничениях и факторах, повлиявших на показатели СЭР ü ü - ü ü ü ü
3 Целеполагание              
3.1 Цели СЭР ü ü ü ü ü ü ü
3.2 Задачи СЭР ü ü ü ü ü ü ü
3.3 Приоритеты СЭР ü ü ü ü ü ü ü
4 Сценарии СЭР              
4.1 Вероятные сценарии - ü - ü ü ü ü
4.2 Целевой сценарий - ü - ü ü ü ü
5 Направления развития отраслей экономики и инфраструктуры              
5.1 Конкурентные преимущества и направления развития отраслей ü ü - ü ü ü ü
5.2 Внешние и внутренние рынки - - - - - - -
5.3 Инвестиционные проекты и инвесторы ü ü ü ü ü ü ü
5.4 Ожидаемый результат развития отрасли ü ü ü ü ü - ü
5.5 Определение «локомотивов развития» ü - - - - - -
5.6 Использование фактора приграничности - ü - ü - - -
6 Пространственное развитие ü - - - ü - -
7 Ожидаемые результаты реализации стратегии ü ü ü ü ü ü ü
8 Сроки и этапы реализации стратегии ü ü - ü ü - ü
9 Ресурсное обеспечение реализации стратегии ü* ü - ü* ü - ü*
10 Система управления и мониторинга реализации стратегии ü ü - - ü - ü
10.1 Контроль реализации стратегии ü - - - ü - ü
10.2 Порядок мониторинга и сроки его проведения ü ü - - ü - ü

Примечание: п. 9 таблицы – ü* означает, что в стратегии приведен ресурсный потенциал территории, но отсутствует его оценка для целей реализации стратегии (предложенный элемент отражен не в полной мере).

Примечательно, что в рассматриваемых стратегиях социально-экономического развития районы, отразившие фактор приграничности как потенциальный ресурс (Петуховский и Целинный районы), не связывают с ним направления развития отраслей экономики и инфраструктуры. При этом есть муниципальное образование (Макушинский район), которое планирует развитие отраслей с учетом специфики приграничного положения, но при этом не проводит оценку использования приграничного потенциала и не отражает фактор приграничности как сильную сторону территории. Единственный из рассматриваемых районов (Звериноголовский) учитывает фактор приграничности как сильную сторону территории (указан в SWOT-анализе в рамках оценки сферы «Транспорт и связь») и использует его для планирования стратегического развития отраслей экономики (в частности планируется транспортное сотрудничество с Республикой Казахстан и создание единого спортивно-культурного пространства). Стоит также отметить, что структура рассмотренных стратегий СЭР значительно отличается, что затрудняет их анализ. Приведение стратегического планирования к единому формату позволит более полно отражать существенную информацию о муниципальных образованиях, а также планировать развитие территории с учетом присущей ей специфики, что в конечном итоге должно привести к повышению качества содержания таких документов и, как следствие, качества муниципального управления.

Заключение

Для целей преодоления кризисного состояния приграничных муниципальных образований Российской Федерации на основании ряда нормативно-правовых актов и анализа авторских подходов была разработана структура стратегии социально-экономического развития приграничной территории. Ее ключевая особенность заключается в полном охвате основных положений и целей стратегического планирования на уровне муниципалитета с учетом приграничного потенциала территории как ресурса развития. В частности, предлагается включить анализ реализации потенциала приграничья как территории с особым географическим положением в раздел анализа текущего состояния СЭР муниципалитета, а также использовать фактор приграничности как определяющий при выборе «локомотивов развития» территории. Такой подход позволит планировать развитие каждого муниципального образования с учетом его индивидуальных особенностей.

Предлагаемый для территориальных стратегических документов единый формат также упростит отражение возможностей взаимной увязки системы приоритетных направлений СЭР территории с целевыми сценариями социально-экономического развития субъекта РФ и Российской Федерации в целом. Таким образом, суть стратегии развития будет сведена к обеспечению единства стратегического планирования на всех уровнях: страны, субъектов и муниципальных образований (включая межмуниципальное взаимодействие).

В данном исследовании был также проведен контент-анализ действующих стратегий социально-экономического развития приграничья Курганской области (граница с Республикой Казахстан), позволивший сделать следующие выводы: 1) отсутствие унифицированных требований к содержанию документов стратегического планирования приводит к их несогласованности, затрудняет анализ и допускает утверждение документов, не в полной мере охватывающих специфику и перспективы развития территории; 2) при формировании документов стратегического развития муниципалитетов, прилегающих к государственной границе, их приграничный потенциал часто игнорируется или упоминается как сильная сторона в рамках SWOT-анализа без дальнейшей оценки перспектив развития, основанных на таком потенциале (в частности, из 7 рассмотренных районов только 1 планирует дальнейшее развитие с учетом фактора приграничности). В результате, игнорируется фактор, использование которого может стать для приграничной территории первым шагом к выходу из состояния стагнации.

Таким образом, предложенный единый формат документа стратегического планирования позволит более полно отражать существенную информацию о муниципальных образованиях, а также планировать развитие территории с учетом присущей ей специфики, что в конечном итоге должно привести к повышению качества содержания таких документов и, как следствие, качества муниципального управления.

Библиографический список

1 Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 25.11.2019).

2 Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 19.04.2020).

3 Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. № 196-р. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30364/f9aa6cb5043d4f74b58f06d014a947d9d7bd8e9b/ (дата обращения: 30.05.2020).

4 Концепция развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2193-р. URL: http://docs.cntd.ru/document/420313859 (дата обращения: 17.12.2019).

5 Божко Л. Л. Сценарные подходы к развитию приграничных территорий // ТДР. 2010. №11. с. 3-5.

6 Ободец Я.В., Павлюкова А.В. Методические подходы к обеспечению пространственного развития приграничной территории // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-k-obespecheniyu-prostranstvennogo-razvitiya-prigranichnoy-territorii (дата обращения: 20.12.2019).

7 Антонюк В.С., Эрлих Г.В. Совершенствование таможенной инфраструктуры как фактор развития приграничных территорий РФ // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2016. №4. с. 7-11.

8 Костяев А.И., Мицкевич А.А., Юрчак Р., Мицкевич П.А. Трансграничное сотрудничество как механизм развития приграничных сельских территорий // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. 2014. №2 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transgranichnoe-sotrudnichestvo-kak-mehanizm-razvitiya-prigranichnyh-selskih-territoriy (дата обращения: 25.12.2019).

9 Мут Ю.В., Блинов Г.Н., Горяева Н.Г., Никифорова А.А., Методологические подходы по обеспечению сбалансированности системы стратегического планирования на муниципальном уровне // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). – 2016 г. - №3. – 18-34 с.

10 Романюк М.А., Личко К.П. О стратегическом планировании в Российской Федерации // Известия ТСХА. – 2015 г.- №6. – 83-91 с.

11 Орешников В.В., Аитова Ю.С., Применение методов экономико-математического моделирования при разработке стратегии развития муниципального образования // Вопросы территориального развития. – 2019 г. - №3 (48). – 1-13 с.

12 Горб В.Г., Методологические аспекты разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования // Муниципалитет: экономика и управление. – 2018 г. - №1 (22). – 5-11 с.

13 Шамарова Г.М., Разработка стратегического плана развития муниципального образования: инструменты, методика, практика // Практика муниципального управления [электронный ресурс]. URL: http://cmokhv.ru/materials/mat20140403/ (дата обращения: 28.11.2019).

14 Assessing and Starting a Local Economic Development (LED) Initiative: A Primer for USAID Field Staff. Agency for International Development. Office of Poverty Reduction - Urban Programs Team. - p. 11. URL: https://www.urban.org/sites/default/files/publication/59581/411087-Assessing-and-Starting-a-Local-Economic-Development-LED-Initiative.PDF (дата обращения: 02.04.2020).

15 Toolkit IV on Strategic Municipal Planning and Performance Management At Local Level. Councel of Europe. - p. 146. URL: https://rm.coe.int/smp-strategic-municipal-planning/16807470ea (дата обращения: 02.04.2020).

16 Community Economic Development for Municipal Councils. Handbook. Manitoba. - p. 22. URL: https://www.gov.mb.ca/agriculture/rural-communities/community-planning/pubs/municipalguide.pdf (дата обращения: 02.04.2020).

17 Lawson, J., 2014. LED Strategy and Action Plan. Stellenbosch Municipality. - p. 52. URL: https://www.stellenbosch.gov.za/documents/socio-economic-data/1604-led-stratetgy-and-projects-jun-2014/file (дата обращения: 02.04.2020).

18 Fishman, L.I., Ivanov, M.Yu., Sosunova, L.A., Petryanina, O.V., 2019. Strategies of Municipal Socio-Economic Development: Do They Improve the Life Quality? GCPMED 2018. International Scientific Conference "Global Challenges and Prospects of the Modern Economic Development". The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. – pp. 969-979. URL: https://www.researchgate.net/publication/331905282_Strategies_Of_Municipal_Socio-Economic_Development_Do_They_Improve_The_Life_Quality/link/5c9279ab92851cf0ae8bc5c3/download (дата обращения: 03.04.2020).

19 Swinburn, G., Goga, S., Murphy, F. Local Economic Development: a Primer Developing and Implementing Local Economic Development Strategies and Action Plans. Bertelsmann Stiftung, Gütersloh; The World Bank, Washington, D.C. – 2006. – p. 83. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/763491468313739403/pdf/337690REVISED0ENGLISH0led1primer.pdf (дата обращения: 03.04.2020).

20 Promoting Local Economic Development Strategic Planning — Volume 1: Quick Guide. United Nations Human Settlements Programme, - 2005. – p. 37. URL: https://www.natcapsolutions.org/LASER/LASER_Ecoplan-Guide.pdf#page=1&zoom=auto,483,716 (дата обращения: 18.04.2020).

21 Young, C., Kaczmarek, S. Local government, local economic development and quality of life in Poland. GeoJournal, - 2000. – pp. 225-234. URL: https://www.researchgate.net/publication/226538266_Local_government_local_economic_development_and_quality_of_life_in_Poland (дата обращения: 18.04.2020).

22 Agbevade, A. Local Economic Development Strategies and Challenges: A Comparative Empirical Evidence from Ghana’s Local Governance System. Journal of Public Administration and Governance, Vol. 8, No. 4, - 2018. – pp. 110-126. URL: https://www.researchgate.net/publication/328907569_Local_Economic_Development_Strategies_and_Challenges_A_Comparative_Empirical_Evidence_from_Ghana's_Local_Governance_System (дата обращения: 19.04.2020).

23 Local Economic Development. Training Module. Introduction to Local Economic Development. Seberang Perai, Malaysia, - 2016. – p. 32. URL: https://www.local2030.org/library/254/Local-Economic-Development-Training-Module.pdf (дата обращения: 19.04.2020).

24 Chandler, C. Strategic Planning In Local Government: The Main Components & Examples. ClearPoint Strategy. URL: https://www.clearpointstrategy.com/government-strategic-plan-examples/ (дата обращения: 20.04.2020).

25 Распоряжение от 15 декабря 2017 года № 14-р «Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению стратегического планирования в муниципальных образованиях Архангельской области, а также по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития муниципального образования Архангельской области». Агентство Стратегических Разработок Архангельской Области, г. Архангельск. - 2017 г. – 17 с.

26 Лапыгин Ю.Н., Тулинова Д.В., Формирование прогноза развития муниципального образования // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2018 г. - №1. – 26-31 с.

27 Ткачев С.А., Совершенствование системы документов стратегического планирования на муниципальном уровне // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2016 г. - №3. – 90-99 с.

28 Довбий И.П., Калина Е.С., Маковкина С.А., Институциональные и правовые аспекты стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях // Вестник ЧелГУ. – 2018 г. - №12 (422). – 88-99 с.

29 Российское пограничье: проблемы развития в новых геополитических условиях. / Под ред. В.А. Колосова и А.Б. Володина. — М., 2019. — 180 с.

30 Мяснянкина О.В., Фокина О.М., Пискарев Р.В., Применение системного подхода при формировании стратегии муниципальных образований // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018 г. - №7 (33). – 79-83 с.

31 Стратегия социально-экономического развития Звериноголовского района до 2030 года. Приложение к решению Звериноголовской районной Думы Звериноголовского района от 5 июля 2018 года № 204 «О Стратегии социально-экономического развития Звериноголовского района до 2030 года». С. Звериноголовское, - 2018 г. – 57 с.

32 Стратегия социально-экономического развития Куртамышского района до 2030 года. Г. Куртамыш, - 54 с.

33 Стратегии социально-экономического развития Макушинского района до 2030 года. Приложение к проекту решения Макушинской районной Думы «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Макушинского района до 2030 года». Г. Макушино, - 37 с.

34 Стратегия социально-экономического развития Половинского района до 2030 года. Администрация Половинского района Курганской области. С. Половинное, - 2017 г. – 36 с.

35 Стратегия социально-экономического развития Притобольного района до 2030 года. С. Глядянское, - 2017 г. – 56 с.

36 Стратегия социально-экономического развития Целинного района до 2030 года. С. Целинное, - 2017 г. – 82 с.

37 Стратегия социально-экономического развития Петуховского района на период до 2030 года. Приложение к решению Петуховской районной Думы от 31 октября 2018г. № 308 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Петуховского района до 2030 года». – 2018 г. – 68 с.

 

 

3.3 Прогноз эффективности [результативности, устойчивости, динамичности, …] развития приграничных территорий России с Казахстаном (на примере Зауралья)

 

Актуальность и цели

Для апробации предлагаемой методики оценки эффективности развития приграничных территорий и выявления положительных и отрицательных тенденций развития приграничья для выработки релевантных текущей ситуации управленческих решений проведем анализ текущего уровня социально-экономического развития приграничных районов на примере Зауралья. Объектом исследования выступают 7 приграничных муниципальных образований Курганской области, граничащих с Республикой Казахстан: Половинский район, Целинный район, Куртамышский район, Звериноголовский район, Притобольный район, Макушинский район, Петуховский район. Используемые методы: статистический анализ, сравнительный межтерриториальный анализ, контент-анализ. Источниками информации выступают данные Росстата[204], паспортов районов, стратегий социально-экономического развития территорий.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.028 с.)