Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что дает использование технологической карты↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План лекции 1. Технологическая карта как эффективное средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС НОО 2. Что дает использование технологической карты 3. Структура технологической карты урока 4. Требования к эффективной технологической карте 5. Схема анализа урока 6. Примеры технологических карт урока 1. Технологическая карта как эффективное средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС НОО В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения, в которых целями становится формирование личностных, предметных и универсальных учебных действий учащихся на основе деятельностного подхода, педагогам предлагается планировать урок при помощи технологических карт.Технологическая карта позволяет увидеть урок целостно и системно, проектировать образовательный процесс по шагам, согласовывая действия учителя и учащихся, планировать самостоятельную деятельность школьников на уроке и контроль результатов учебной деятельности как элемент оценки деятельности учащихся на уроке. Структурирование урока в такой карте создаётся при помощи создания таблицы с выделенными параметрами. Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств. Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п. Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, и, по замыслу разработчиков технологических карт, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам. Исходя из определения “технологическая карта”, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока: • в ней должен быть описан весь процесс деятельности; • должны быть указаны операции, их составные части. Необходимость реализации в образовательном процессе системнодеятельностного и личностно-ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников. Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации. Фрагмент технологической карты
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная | ||||||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||||||||||
1.Постановка цели и задач урока | 1.1. Загадывает загадку о цирке 1.2. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока 1.3. Ставит цель заслушивания текста | Отгадывают загадку Выдвигают предположения о теме урока Слушают вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя | Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать её. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. | Слушать собеседника Строить понятные для собеседника высказывания. | Контролируют правильность ответов учащихся. | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. |
Данная технологическая карта предлагается как образец на сайте РАО. Мы привели только один фрагмент, который займет минут 5 урока, но описание этого фрагмента занимает гораздо больше времени. Насколько функционально для проектирования урока писать задачи развития УУД, например, коммуникативных: «слушать собеседника», «строить понятные для собеседника высказывания»? Я полагаю, что дети стараются строить понятные для собеседника высказывания, когда учатся говорить. Они для этого и начинают говорить, чтобы их понимали. Насколько сегодня мы обогащаем это их умение? Возьмём для примера ещё одну задачу, уже в познавательной сфере. Дети, отгадав загадку, предполагают, что тема урока будет такой же, как ответ загадки. В это время учитель оказывается формирует у детей способность выдвигать и обосновывать гипотезу. Неужели догадка и гипотеза – это одно и то же? И неужели те 5 секунд урока, в которые в которые дети называют возможную тему, смогут как-то повлиять на их умение выдвигать гипотезы? Мы понимаем, что педагогу НАДО что-то написать, вот он и пишет. Но зачем?
Заполнение всех граф таблицы вызывает трудности у педагога. Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи отдельных этапов по видам действий, конкретизация содержания этапов деятельности педагога, видов деятельности обучающихся и результатов этой деятельности на каждом этапе. Если мы уточняем формируемые УУД для всех трёх видов метапредметной деятельности на каждом шаге урока, а таких шагов у нас может быть, например, 10, то мы прописываем 30 задач, которые решаем в эти 45 минут урока, помимо предметных и личностных задач. Можно ли решать такое количество задач? Конечно, нет. Тогда, зачем мы их пишем?
Предлагаемые структуры образовательных карт объёмны, громоздки, что не облегчает, а, напротив, увеличивает и затрудняет труд учителя по разработке урока. В качестве образцов заполненных технологических карт в интернете мы можем найти разработки уроков, представленные на 10-17 страницах. Сложность и трудоёмкость создания технологической карты привела к тому, что появились сайты, на которых учителю предлагают платные услуги по созданию технологических карт урока или занятия. В интернете или в печати предлагаются конструкторы технологических карт с готовыми наборами формулировок для различных элементов карты, чтобы процесс создания карты стал процессом выбора шаблонов. Все это приводит к схематизации уроков, их поверхностному проектированию, внедрению шаблонности, формализма как придания формы при потере сущности.
Эти и другие проблемы приводят к тому, что технологическая карта превращается в ненужную бумажную работу, которая не облегчает, а затрудняет труд учителя, приводит к его формализации и к имитации работы по развитию универсальных, личностных и предметных учебных умений школьников.
Мы задались целью упростить схему технологической карты урока, руководствуясь принципами главного звена и сохранения необходимого и достаточного в её структуре.
Цель нашей модели: вооружить педагога простым, работающим и эффективным методом проектирования урока, позволяющим реализовать современные требования к уроку и являющимся реальным механизмом организации инновационного педагогического мышления, обеспечивающим выполнение основных функций технологической карты:
- проектирование образовательного результата и путей его достижения;
- создание визуального образа урока;
- планирования урока как завершённой последовательности этапов;
- координации и синхронизации действий учителя и учащихся;
- оценки замысла урока по критериям – активность учащихся, целостность, завершённость.
Требования к эффективной технологической карте
Технологическая карта должна решать главную задачу образования в соответствии с ФГОС – помогать учителю проектировать развитие личности ученика через его деятельность и способствовать организации урока в соответствии с этим требованием.
При разработке модели технологической карты как компонента педагогического процесса, направленного на повышение его эффективности, мы опирались на следующие общие методологические принципы:
· системность,
· структурированность,
· алгоритмичность,
· технологичность,
· принцип главного звена;
· простота и понятность;
· компактность;
педагогические принципы:
· интерактивность,
· приоритет работы учеников, а не учителя;
· максимальная самостоятельность учащихся;
· направленность на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
Мы предлагаем модель технологической карты урока, которая будет размещаться на 1-2 страницах и будет проектировать как сущность урока развитие деятельности детей во времени. Сопоставляя глаголы, характеризующие действия детей, мы будем видеть степень и динамику их активности и самостоятельности, смену видов деятельности, достаточность или недостаточность этой деятельности для завершённости учебного цикла.
В традиционном плане урока расписывалась в основном содержательная сторона урока, что было связано с доминированием знаниевой парадигмы. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать включённость учащихся в учебную деятельность.
Важным нюансом в пользу замены план-конспектов технологической картой является наличие возможности проектировать способы организации учебной деятельности на каждом этапе урока. Этот факт позволяет современному педагогу оценить рациональность отбора содержания материала, адекватность применяемых форм и методов работы в их совокупности
Составление технологической карты урока соответствует требованиям ФГОС нового поколения, что обеспечивает востребованность и популярность технологической карты урока в педагогической среде;
Технологическая карта урока позволяет учителю:
- увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса математики;
- полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более тщательном планировании всех этапов урока, приводящих к намеченному результату;
- корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;
- согласовывать действия учителя и ученика;
- организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения.
- реализовать планируемые результаты ФГОС;
- сформировать у учащихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса;
- спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися в процессе и по результатам освоения темы;
- соотнести результат с целью обучения;
- обеспечить повышения качества образования.
Цель технологической карты - обеспечить пооперационное формирование мыслительных процессов, способствовать повышению эффективности обучения учащихся и повышению уровня их творческого развития.
Основные задачи:
· определение места урока в изучаемой теме, разделе;
· определение цели урока и фиксация планируемых результатов на личностном, предметном и метапредме тном уровнях в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
· постановка задач урока
· группировка отобранного учителем содержания учебного материала, определение последовательности его изучения;
· выбор форм и методов организации деятельности учащихся на уроке с целью активизации познавательного интереса учащихся и создание оптимальных условий для овладения учащимися универсальными учебными действиями.
Ниже представлены варианты технологической карты. Каждая карта заканчивается аналитическим блоком, в котором мы даём оценку уже проведённому уроку. Но важно и планируя урок ориентироваться на представленные в этом разделе карты критерии. Познакомимся с ними более детально.
Схема анализа урока
Чтобы определить качество разработки и проведения урока мы разработали критерии для анализа урока.
Сегодня схемы для анализа урока также предлагаются самые разнообразные. Мы постарались выделить главные критерии, руководствуясь принципом необходимости и достаточности. Критерии в схеме анализа урока были представлены выше, рассмотрим их более детально.
Системный характер урока:
Цель
Содержание Технология
Учитель Ученики
Перед нами оценка урока с точки зрения его системности. Система – это совокупность элементов вместе, взаимодействие которых обеспечивает достижение нового качества. Урок должен быть такой системой, в которой все основные элементы согласованы между собой. На предложенной схеме, за основу создания которой мы взяли идеи Н.В. Кузьминой, рецензент показывает связи взаимного соответствия, которые были на уроке. Компоненты урока, соответствующие друг другу, соединяются прямой линией. Например, если дети приняли цель урока, мы соединяем позиции «цель» и «ученики». Если цель урока можно было достичь на основе данного содержания, то соединяем категории «цель» и «содержание», и так далее. В идеальном уроке должны присутствовать связи между всеми элементами, то есть 10 связей.
Следующая позиция для анализа урока – характер урока. Каким должен быть современный урок? Мы выделили несколько ключевых критериев.
Характер урока
Субъектность детей В С Н
Диалог В С Н
Связь с жизнью В С Н
Вариативность хода урока В С Н
Сотрудничество В С Н
Для оценки характера урока мы выделили пять, на наш взгляд, наиболее значимых для инновационного урока критериев. Данные критерии связаны с требованием неформального характера урока и обеспечение высокой активности учащихся на уроке. Безусловно, критерии могут варьироваться, дополняться. Оценка урока по этим критериям происходит через определение степени его представленности на уроке:
В – высокая степень,
С - средняя
Н - низкая степень.
Рецензент обводит одну из букв, оценивая степень выраженности критерия на уроке.
Учебные ситуации
Продуктивность В С Н
Обсуждение цели В С Н
Мотивированность В С Н
Активность В С Н
Включенность всех УУД + -
(«+» - наличие включённости всех УУД в уроке. «-» - отсутствие включённости всех УУД в уроке).
Мы уже писали, что в соответствии с требованиями ФГОС урок должен представлять собой учебную ситуацию или их совокупность. В данном разделе анализа мы оцениваем качество созданных учителем учебных ситуаций. Критерий «продуктивность» оценивается по характеру полученного учениками задания, ориентирует ли оно детей на создание отражающего авторский взгляд, оценку, созданного учащимися продукта, который может иметь форму таблицы, схемы, ответа на вопрос, стихотворения, модели и пр. Учащиеся должны быть включены в ситуацию, стать её активными участниками, на оценку чего направлены три следующих критерия. Последняя позиция оценивается по представленным в 4 графе видам включённых в учебную ситуацию действий учащихся. Полнота ситуации обеспечивается вовлечённость регулятивных, коммуникативных и познавательных действий учеников.
Рефлексия
Функциональность В С Н
Рефлексия способов действия:
текущая - итоговая
педагога - учащихся
индивидуальная, групповая, общая
Оценка результата урока по установленным критериямосуществляется при помощи значков + и -. «+» - наличие данного компонента в уроке. «-» - отсутствие компонента.
В данном разделе мы анализируем функциональность рефлексии, которая связана с понимаем, зачем мы её проводим и как будем использовать результаты. Далее мы фиксируем, была ли рефлексия способов деятельности, и какие виды рефлексии для неё были использованы. Мы формируем универсальные учебные действия учащихся и ученики, как субъекты обучения и развития, должны понимать, каким действиям (регулятивным, коммуникативным, познавательным) они учатся и получается ли у них выполнять их грамотно. Необходимо обсуждать это с учениками, для чего проводить соответствующую рефлексию.
Оценивая итоговую рефлексию урока, его этапов мы выделяем её неформальный характер, связь с поставленными задачами, критериями их достижения, что и отмечается в последней оценочной позиции.
Развитие УУД
Целесообразность в теме В С Н
Посильность В С Н
Осознанность В С Н
Эффективность В С Н
Ну и, наконец, мы оцениваем, происходило ли и насколько успешно формирование универсальных учебных действий учащихся. Оценивая целесообразность, мы судим о том, насколько тема урока и учебные задания было удобно выполнять в выбранных учителем действиях, насколько востребованы были универсальные действия детей. Критерий «посильность» показывает, были ли действия детей подготовлены предыдущими этапами обучения, и было ли им легко делать то, что требовалось. Осознанность связана с понимаем учащимися, что и зачем они делаю, каких общеучебных умений от них требует деятельность и какие новые компоненты этой деятельности они осваивают.
Критерий «эффективность» позволяет нам оценить результативность урока в отношении развития УУД школьников.
Схема анализа урока зависит от цели анализа.
Примеры технологических карт
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РАЗРАБОТКИ И АНАЛИЗА УРОКА (общая)
Педагог Предмет
Тема: Тип урока: Форма:
Задачи | Результат |
Цель: Задачи: ô Предметные: ô Метапредметные (УУД): ô Личностные (ЛУУД): |
Х о д у р о к а
Время | Действия педагога | Действия учащихся | Работа с УУД | Заметки |
Этап 1. | ||||
. | ||||
Этап 2. | ||||
Этап 3. | ||||
Этап 4. | ||||
Обозначения для графы «Работа с УУД»:
Л – личностные УУД Р – регулятивные УУД вв.- введение отр. - отработка
К – коммуникативные УУД П - познавательные УУД з.- закрепление исп. - использование
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА
Системный характер урока | Характер урока | Учебные ситуации | Рефлексия | Развитие УУД |
Цель Содер Техно- жание логия Учи- Уче- тель ники | Субъектность детей В С Н Диалог В С Н Связь с жизнью В С Н Вариативность хода урока В С Н Сотрудничество В С Н | Продуктивность В С Н Обсуждение цели В С Н Мотивированность В С Н Активность В С Н Включенность всех УУД + - | Функциональность В С Н Рефлексия способов действия: текущая - итоговая педагога - учащихся индивидуальная, групповая, общая Оценка результата урока по установленным критериям +- | Целесообразность в теме В С Н Посильность В С Н Осознанность В С Н Эффективность В С Н |
Рекомендации педагогу __________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Х о д у р о к а
Время | Действия педагога | Действия учащихся | Работа с УУД | Заметки |
Этап 1. | ||||
. | ||||
Этап 2. | ||||
Этап 3. | ||||
Этап 4. | ||||
Системный характер урока | Характер урока | Учебные ситуации | Мониторинг интеллектуальной деят-ти | Развитие познавательных УУД |
Цель Содер Техно- жание логия Учи- Уче- тель ники | Диалог В С Н Связь с жизнью В С Н Единство теории и практики В С Н Разнообразие средств В С Н Темп В С Н | Целостность + - Мотивированность В С Н Принятие цели В С Н Сотрудничество В С Н Активность В С Н Включенность всех УУД + - | Функциональность
В С Н
Рефлексия способов мышления
- текущая
- итоговая
педагога
учащихся
| Целесообразность в теме В С Н Посильность В С Н Доступность обучения В С Н Значимость В С Н Эффективность В С Н |
Рекомендации педагогу __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Обозначения для графы «Работа с УУД»:
Л – личностные УУД Р – регулятивные УУД вв.- введение отр. - отработка
К – коммуникативные УУД П - познавательные УУД з. – закрепление исп. - использование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РАЗРАБОТКИ И АНАЛИЗА УРОКА (КУУД)
Педагог Предмет
Тема занятия: Тип занятия: Форма:
Задачи | Результат |
Цель: Задачи: ô Образовательные: ô Развивающие (КУУД): ô Воспитательные (ЛУУД): |
Х о д у р о к а
Время | Действия педагога | Действия учащихся | Работа с УУД | Заметки |
Этап 1. | ||||
Этап 2. | ||||
Этап 3. | ||||
Этап 4. | ||||
Системный характер урока | Характер урока | Учебные ситуации | Рефлексия коммуникативной деятельности | Развитие коммуникативных УУД |
Цель Содер Техно- жание логия Учи- Уче- тель ники | Диалог В С Н Связь с жизнью В С Н Единство теории и практики В С Н Разнообразие средств В С Н Темп В С Н | Целостность + - Мотивированность В С Н Принятие цели В С Н Сотрудничество В С Н Активность В С Н Включенность всех УУД + - | Функциональность В С Н Рефлексия способов взаимодействия - текущая - итоговая v педагога v учащихся · индивидуальная · групповая · общая | Целесообразность в уроке В С Н Подготовленность детей В С Н Наличие пед. поддержки В С Н Степень новизны действия В С Н Успешность освоения В С Н |
Рекомендации педагогу __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Занятие посетил __________________(___________________________________________________)
С результатами ознакомлен(а)_______________________(_____________________________________)
Обозначения для формирования УУД:
Л – личностные УУД Р – регулятивные УУД вв-введение отр. -отработка
К – коммуникативные УУД П - познавательные УУД з. –закрепление исп. - использование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РАЗРАБОТКИ И АНАЛИЗА УРОКА (РУУД)
Педагог Предмет
Тема занятия: Тип занятия: Форма:
Задачи | Результат |
Цель: Задачи: ô Образовательные: ô Развивающие (РУУД): ô Воспитательные (ЛУУД): |
Х о д у р о к а
Время | Действия педагога | Действия учащихся | Работа с УУД | Заметки |
Этап 1. | ||||
. | ||||
Этап 2. | ||||
Этап 3. | ||||
Этап 4. | ||||
Системный характер урока | Характер урока | Учебные ситуации | Мониторинг регулятивного развития | Развитие регулятивных УУД |
Цель Содер Техно- жание логия Учи- Уче- тель ники | Диалог В С Н Связь с жизнью В С Н Единство теории и практики В С Н Разнообразие средств В С Н Темп В С Н | Целостность + - Мотивированность В С Н Принятие цели В С Н Сотрудничество В С Н Активность В С Н Включенность всех УУД+ - | Функциональность
В С Н
Рефлексия способов
саморегуляции
- текущая
- итоговая
педагога
учащихся
| Целесообразность в теме В С Н Посильность В С Н Доступность обучения В С Н Значимость В С Н Эффективность В С Н |
Рекомендации педагогу __________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Занятие посетил __________________(__________________________________________________)
С результатами ознакомлен(а)_______________________(___________________________________)
Обозначения для формирования УУД:
Л – личностные УУД Р – регулятивные УУД вв-введение отр. -отработка
К – коммуникативные УУД П - познавательные УУД з. –закрепление исп. - использование
Задание:
Сделайте конспект лекции.
2. Ответьте письменно на следующие вопросы по лекции.
1) Почему в соответствии с ФГОС НОО предлагается планировать урок при помощи технологической карты?
2) В чём особенность современных технологических карт?
3) Назовите основные структурные элементы технологической карты урока.
4) Как технологическая карта может отражать процесс формирования УУД обучающихся?
5) Какие компоненты схемы анализа урока позволяют увидеть, работает ли учитель в соответствии с ФГОС?
Практическое занятие 1.
Проектирование урока
Работа с технологической картой – это подготовка учителя к уроку. Рассмотрим этот процесс. Любой урок начинается с определения его темы, типа, формы, что отражено в шапке урока, которую мы сохраняем традиционной.
Далее в соответствии с темой и особенностями учащихся определяются цели и задачи урока. Необходимо сформулировать предметные, метапредметные и личностные задачи. В схеме урока рядом с задачами мы выделяем графу «Результаты», чтобы по окончании урока педагог смог отметить степень достижения поставленных задач.
Далее педагог проектирует урок, сохраняя в фокусе разработки целевой компонент урока. Цель является системообразующим компонентом урока и все остальные компоненты урока должны работать на неё.
Задачей технологической карты является отразить так называемый системно-деятельностный подход в обучении. В соответствии с этим подходом на каждом этапе урока мы выделяем деятельность учителя (действия учителя) и организуемую им деятельность учеников (действия учащихся). Эти две графы обязательны в технологической карте, они раскрывают сам процесс урока через смену видов деятельности. Важным компонентом урока является время, именно время урока мы должны беречь и разумно распределить его между этапами урока. Поэтому в первой графе мы фиксируем время. Итак, ход урока будет раскрываться через изменение во времени действий учителя и учеников.
В соответствии с ФГОС учебный процесс представляет собой совокупность учебных ситуаций, в которые вовлекается ребёнок. Этап урока может представлять собой такую ситуацию или быть частью организации общей ситуации урока. Этапы урока мы предлагаем выделять в горизонтальной записи, показывая их интегрирующую роль по отношению к действиям педагога и ученика. Если этап урока – учебная ситуация, то в него должны быть включены и регулятивные (мотивационные, включающие в ситуацию, и рефлексивные, подводящие итог действий в ситуации), и коммуникативные (связанные с выполнением совместных действий) и познавательные действия (способы работы с содержанием урока).
В следующей за действиями учащихся графе мы фиксируем выполняемую педагогом работу по достижению Федеральных государственных образовательных стандартов. Данные стандарты ориентируют нас на формирование личностных, метапредметных и предметных умений учащихся. Какие именно умения мы используем и развиваем на каждом этапе урока, мы и фиксируем в четвёртой графе.
При анализе урока мы должны увидеть, что ситуация была целостной, завершённой, что связано с включённостью в ситуацию всех УУД: регулятивных, так как ситуация начинается с мотивации и заканчивается рефлексией; коммуникативных, так как внутри ситуации обучающиеся включаются во взаимодействие; познавательных, так как содержанием деятельности является учебный материал, с которым выполняются какие-либо действия. Целостной должна быть и каждая учебная ситуация, и урок в целом. Поэтому для каждой учебной ситуации мы должны выделить в четвёртой графе все 3 группы формируемых умений – познавательные, коммуникативные регулятивные.
Планирование процесса формирования универсальных учебных действий учащихся
В предлагаемых технологических картах, в том числе, в предлагаемых РАО, педагог на каждом этапе должен писать, какие виды всех групп умений он формирует. Рассмотрим, по какой логике должно проходить развитие УУД учащихся. Обращение к законам развития и системного анализа показывает, что развивать всё – это не развивать ничего. На каждом уроке мы должны в соответствии с принципом главного звена выбрать ту задачу из перечня задач в области формирования УУД, над которой мы сейчас работаем. Она должна стоять как развивающая задача урока в шапке урока и работа над ней должна вестись в ходе урока.
Безусловно, виды действий на уроке будут связаны и с другими универсальными действиями учащихся, но мы должны понимать, что на уроке мы работаем над одной-двумя задачами развития УУД, а остальные умения просто используем, закрепляем, применяем и пр.
Система работы с УУД строится следующим образом: от мотивирования к овладению данным умением к постепенному знакомству с содержанием входящих в него отдельных приёмов, способов действий к их отработке. Работа над любым умением требует прохождения через несколько этапов:
- Этап введения данного умения, который должен включать в себя мотивацию, понимание ребёнком, зачем ему нужно научиться это делать, демонстрацию значения данного умения для повышения эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся. Ученики должны получить представление о том, что представляет собой данное умение, где и зачем оно может использоваться в других учебных предметах и в жизни.
- Этап отработки – на этом этапе ученики осмысливают, что собой представляет это умение, из каких действий оно складывается, как его правильно выполнять. На этом этапе происходит целостное изложение сущности формируемого умения, учащимся в доступной форме предоставляется минимум теоретической информации, которая необходима для осознанного применения того или иного учебно-логического умения. В самом простом виде на этом этапе осуществляется показ – демонстрация данного умения, способа действия; разъяснение того, как оно выполняется; пошаговая проработка правильных действий.
- Этап закрепления, когда ученики учатся использовать данное умение в своей деятельности на примерах предметного и межпредметного материала. На этом этапе важным является рефлексия формируемого умения - обсуждение с уч
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 1084; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.4 (0.012 с.)