Понятие об альтернативной коммуникации. Виды альтернативной коммуникации. Альтернативная коммуникация с помощью карточек pecs. Этапы введения. (пустовалова З. Х. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие об альтернативной коммуникации. Виды альтернативной коммуникации. Альтернативная коммуникация с помощью карточек pecs. Этапы введения. (пустовалова З. Х. )



Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная. Иногда можно встретить английскую аббревиатуру AAC — аугментативная (augmentative — увеличивающий) и альтернативная коммуникация. Альтернативная коммуникация может:

 •  быть необходима постоянно;

•  применяться как временная помощь;

•  рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью. Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.

Цели использования альтернативной коммуникации:

•  построение функционирующей системы коммуникации;

•  развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию; развитие способности ребёнка выражать свои мысли с помощью символов.

Случаи, в которых используется дополнительная коммуникация:

•  Нарушение слуха (дополнительная коммуникация всегда использовалась в среде глухих — это язык жестов).

•  Двигательные нарушения, создающие моторные трудности (дизартрия, анартрия, апраксия).

•  Интеллектуальные проблемы, влияющие на способность усвоения вербальных символов из-за ограничений возможностей памяти, внимания, абстрактного мышления (умственная отсталость).

•  Эмоциональные проблемы и нарушение контакта (аутизм), ограничивающие способность к восприятию слов собеседника, а также способность выразить мысли с помощью абстрактных символов, знаков, вербальных слов.

•  Специфические органические проблемы артикуляционных органов (при синдроме Дауна низкий тонус артикуляционных мышц мешает овладеть вербальной речью).

•  Прогрессирующие заболевания (например, мышечная дистрофия, множественный склероз).

•  Приобретённые заболевания или травмы (в результате аварий или инсульта).

•  Временные ограничения речевых возможностей (например, из-за трахеотомии).

Все эти нарушения приводят к тому, что способность использовать звуковую речь для общения, а иногда и понимать её резко ограничивается. В случаях, когда у человека есть потребность и возможность выразить свои идеи, но не хватает средств, используются способы поддерживающей, дополнительной, или аугментативной, коммуникации. Необходимо помнить, что коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднен: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам символов). Данные средства предоставляют в распоряжение «неговорящего» ребёнка инструмент, позволяющий выразить ему свои желания, потребности, чувства. Эти системы помогают обеспечить достаточно эффективную коммуникацию на всех уровнях жизнедеятельности ребёнка (домашняя среда с её «рутинами», обучение, общение со сверстниками, общение за пределами дома и дошкольного учреждения, школы, взаимодействие с персоналом при посещении магазинов, кинотеатров, кафе). Кроме того, системы альтернативной и аугментативной коммуникации служат «мостиком», который в перспективе позволяет «неговорящим» детям перейти к коммуникации с помощью речи. Ещё раз подчеркнём, что использование дополнительных знаков помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, таким образом способствуя развитию понимания и вербальной (звуковой) речи. Очень важно помнить, что когда мы имеем дело с человеком с функциональными проблемами или ограничениями, мы рискуем поддаться ложному впечатлению, что он не хочет и не способен вступать в коммуникацию. Но важно не терять надежду на успех, ведь человек может начать понимать смысл коммуникации, только вступив в процесс коммуникации. Обеспечение детей, у которых в силу нарушений ограничена способность к общению, средствами альтернативной коммуникации может существенно повысить уровень их социализации, улучшить качество жизни, развить самоуважение и дать возможность почувствовать себя полноценной личностью.

4. Система коммуникации при помощи карточек PECS. PECS — система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек. Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать. Конечная цель занятий — ребёнок научается сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями. Подготовка к обучению использованию системы карточек PECS. Перед началом обучения ребёнка первичным навыкам коммуникации с помощью карточек РЕСS следует основательно подготовиться. Ввиду того что на первоначальном этапе производится обучение навыкам, с помощью которых ребёнок выражает свои просьбы, желательно определить круг его интересов и те предметы и действия, которые он обычно просит. Это можно сделать несколькими способами: 1. Наблюдение за ребёнком и запись данных в таблицу. Можно понаблюдать, чем любит заниматься ребёнок в свободное время, что он любит есть (как во время обычных трапез, так и когда получает что-нибудь вкусненькое), что любит пить, с кем любит проводить время, куда любит ходить, а также чего особенно не любит. 2. Систематическое тестирование мотивационных стимулов. Можно собрать все любимые предметы ребёнка вместе и дать ему выбрать один либо из всего комплекта, либо из пары любимых предметов. Можно также обратить внимание, какие стимулы или предметы ребёнок выбирает чаще, какие — реже, с какими ему сложно расставаться, а какие он отдаёт без сожаления. Определение системы мотивационных стимулов.

После того как мотивационные стимулы определены, следует подготовить материалы:

•  Фотокарточки всех любимых мотивационных стимулов и занятий (предпочтительный размер 5х5 см).

•  Липучки.

•  Папку и бумажные разделители, на которые можно будет прилепить фотокарточки на липучках. Эти разделители будут располагаться в папке, как листы в книге.

•  Для будущего использования: картонную полоску с липучкой, на которую можно прикреплять несколько карточек в определённом порядке — для построения предложений. Следует помнить, что по мере возрастания коммуникативных инициатив ребёнка и расширения словарного запаса начального комплекта фотокарточек будет недостаточно, и в процессе обучения нужно будет готовить дополнительные карточки.

 Этапы обучения использования системы карточек РЕСS:

1. Первый этап обучения — формирование навыка подавать карточку с изображённым предметом или действием для выражения просьбы партнёру по коммуникации. Когда ребёнок видит предмет, который хочет получить, он берёт карточку с изображением данного предмета, протягивает её партнёру по общению и оставляет в его руке. Первый этап обучения. На данном этапе обучения присутствуют двое взрослых. Один из взрослых — коммуникативный партнёр — сидит напротив ребёнка и держит в руках предмет, который ребёнок хочет получить. Второй взрослый — помощник — сидит позади ребёнка и физически (своей рукой) направляет руку ребёнка к картинке, помогает ему взять её и протянуть коммуникативному партнёру. Чтобы не подавить инициативу ребёнка, ни один из взрослых не должен обращаться к ребёнку с вопросом: «Что ты хочешь?» или с инструкциями: «Если хочешь конфетку, то дай картинку!» Важно, чтобы оба взрослых молчали. Коммуникативный партнёр может приблизить желаемый предмет к ребёнку, для того, чтобы побудить его инициативу, но без слов. Второй взрослый (помощник) должен внимательно следить за движениями ребёнка, и как только ребёнок начинает тянуть руку к предмету — направить его руку к карточке и помочь ему её взять и протянуть коммуникативному партнёру — и всё это тоже молча. Когда ребёнок кладёт карточку в руку коммуникативного партнёра, только тогда тот произносит наименование данного предмета и даёт его ребёнку. Данным действием коммуникативный партнёр озвучивает просьбу ребёнка, и в дальнейшем тот, если научится имитировать слова, сможет сопровождать ими просьбу. На первом этапе целью является само действие подачи карточки, а не выбор предметов и не разнообразие просьб. Поэтому используется только один предмет и только одна карточка.

2. Второй этап обучения — закрепление и обобщение навыка, полученного на первом этапе, — подачи карточки коммуникативному партнёру для того что бы получить желаемый предмет. Ко второму этапу можно перейти, если ребёнок научился подавать от 10 до 24 карточек и делает это самостоятельно, без физической подсказки помощника. На втором этапе, как и на первом, отсутствует выбор. То есть перед ребёнком всего одна карточка и всего один предмет. И так же, как и на первом этапе, не используются словесные подсказки. Но если на первом этапе от ребёнка требовалось всего лишь подать карточку, то на втором этапе от ребёнка требуется более сложная реакция. Например: взять карточку, встать из-за стола и, подойдя к взрослому, положить ему в руку карточку. Или: ребёнок играет в комнате, а не за столом. Он увидел, что взрослый держит в руках желаемый предмет, идёт к столу, берёт карточку и вместе с карточкой подходит к взрослому. Или ещё вариант в этой же ситуации: ребёнок подходит к доске, на которой на липучке висит карточка, снимает карточку, и подходит с ней к коммуникативному партнёру. Задачи помощника здесь — физически направлять ребёнка к карточке или к партнёру, если ребёнок теряет сосредоточенность и не может сделать это самостоятельно. После того как ребёнок выучил, что использование карточек имеет влияние на окружающих и что с помощью карточек он может получить то, что он хочет, пришло время научить ребёнка различать те символы, которые он использует для коммуникации.

 3. Третий этап обучения — обучение различию карточек происходит именно на третьем этапе, когда первичные навыки коммуникации уже закрепились. В конечном итоге ребёнок должен научиться выбирать карточку желаемого предмета из всех карточек, которые находятся в его коммуникативной книге или на доске. Первый шаг третьего этапа начинается с выбора между двух карточек: карточки желаемого предмета и карточки предмета, который ребёнок не хочет получить. Если ребёнок выбирает карточку желаемого предмета, то он его получает, если же он выбирает вторую карточку, то он получает соответствующий ей предмет, то есть тот, который не хотел получить. Как и при обучении на предыдущих этапах, важно не использовать словесных подсказок и не подсказывать ребёнку, какую карточку он должен выбрать: «Нет, это неправильно, дай конфету!» На данном этапе обучение происходит с помощью натуральных последствий: выбрал правильно — получил то, что хотел. Выбрал неправильно — получил то, чего не хотел. Во время обучения важно постоянно менять карточки местами, для того, что бы ребёнок был более внимательным и не привык подавать только левую или только правую карточку. После того как ребёнок научился отличать карточку желаемого предмета от карточки предмета, который он не заинтересован получить, обучение дискриминации стимулов переходит на следующий этап

4. Четвёртый этап обучения — выбор между двумя желаемыми предметами.

В данной процедуре применяется пошаговое обучение:

1. Перед ребёнком поднос с двумя предметами, для получения которых у него высокая мотивация. И рядом с ребёнком расположена коммуникационная книга, на которой две соответствующие карточки.

2. Когда ребёнок протягивает карточку одного из предметов, следует протянуть ему поднос и дать выбрать соответствующий предмет.

3. Новая реакция, изучаемая на этом этапе, — это выбор предмета, соответствующего картинке. Как только ребёнок дотрагивается до правильного предмета, следует сразу же его похвалить и позволить взять этот предмет. То, что ребёнок выбирает предмет, о котором он попросил, является индикацией того, что ребёнок использует карточку правильно.

4. Если ребёнок пытается взять несоответствующий предмет, следует блокировать неправильную реакцию (остановить руку ребёнка) и применить процедуру коррекции ошибки (положить карточку обратно в альбом, с участием помощника взять рукой ребёнка карточку с изображением желаемого предмета, вложить её рукой ребёнка в руку.

Существует несколько видов альтернативной коммуникации:

· коммуникация с использованием непосредственным использованием тела: жесты, мимика, движения тела

· коммуникация через визуальные образы: письмо, символы, пиктограммы, изображения

· коммуникация через тактильные ощущения: ощупывание, постукивание, поглаживание

· Стоит отметить что все эти виды, зачастую комбинируются в мультимодальную коммуникацию, а также могут и используются в повседневной жизни в качестве дополнительной коммуникации людьми. При общении каждый выбирает наиболее эффективный и доступный метод в каждой конкретной ситуации, это справедливо и для тех у кого есть коммуникативные трудности в общении, и для тех кто в совершенстве владеет речью. Так что при проектировании и создании инструментов для альтернативной и дополненной коммуникации стоит отталкиваться от предпосылки что этот инструмент должен поддерживать максимальное количество видов альтернативной коммуникации.

· Примером такого инструмента может быть язык Макатон, который объединяет в себе звучащую речь, жесты и символы.

Альтернативной называют все виды неголосового общения, однако альтернативная форма коммуникации так же может использоваться как дополнение к голосовому общению. Особенно альтернативная коммуникация актуальна в случае отсутствия устной речи. Другими словами, альтернативная коммуникация означает, что человек общается лицом к лицу с собеседником без использования речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.011 с.)