Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Развитие ребенка на первом году жизни
Содержание книги
- В структуре урока выделяют 4 последовательных этапа:
- Педагогическая диагностика уровня готовности к школьному обучению (КУПРАЦЕВИЧ О.)
- Закономерности развития речи ребёнка в условиях онтогенеза, этапы развития. Анатомо-физиологические механизмы речи (ГОЛИЦЫНА А.В.)
- Анатомо-физиологические механизмы речи
- Своевременное появление и хорошая выраженность комплекса оживления свидетельствуют о нормальном психическом развитии ребенка.
- При -отставании в психическом развитии, при детском церебральном параличе, аутизме, глухоте, выявляемых в дальнейшем тяжелых нарушениях речи лепет отсутствует или проявляется в рудиментарной форме.
- Развитие ребенка на первом году жизни
- Если у ребенка есть речь, уровень ее развития оценивается по методикам, принятым в логопедии (Р. Е. Левина, 1968).
- Развитие ребенка на втором году жизни
- Тест «ГНОМ» (график нервно-психического обследования)
- Теоретические положения о развитии речи умственно отсталых дошкольников. Особенности развития речи умственно отсталых детей дошкольного возраста. (ЛОИЗИДИ М.Ю.)
- Коррекционно-развивающий блок.
- Особенности речевого развития умственно отсталых школьников (ИЛЬИНА Ю.М.).
- Тема 4. 4 логопедическая работа с детьми с зпр
- В отечественной дефектологии существует несколько классификаций задержек психического развития.
- Основные особенности нарушений речи у детей с зпр. Специфика логопедической работы с детьми с задержкой психического развития (голицина ав. ).
- Задачи коррекционной работы по формированию функционального базиса устной и письменной речи у детей с зпр. (дементьева Ю. Б. )
- Предоперационная диагностика включает в себя:
- Понятие о расстройствах аутистического спектра, определение, основные проявления. Группы психического дизонтогенеза, выделенные О.С. Никольской.(ПАВЛОВА Г.С.)
- Понятие об альтернативной коммуникации. Виды альтернативной коммуникации. Альтернативная коммуникация с помощью карточек pecs. Этапы введения. (пустовалова З. Х. )
- Организация логопедической работы при освоении обучающимися с заиканием аооп ноо. (ташкина С. В. )
- Школа 5 вида как тип специального учебного заведения. (лекция тишиной 13. 09. 20)
- Принципы, методы и приемы логопедической работы.
- Структура логопедического занятия при ринолалии
- Тема 4. 9 фгос ноо обучающихся с овз.
- Структура аооп ноо обучающихся с тнр
- Понятие логопедической ритмики. (МАСАЛКИНА Т.С.)
- Роль двигательных нарушений в структуре аномального развития ребенка
- Моторное развитие детей старшего дошкольного возраста в норме
- Динамическую координацию рук можно проверить в следующем упражнении.
- Роль невербальной коммуникации современного человека.
Мес
| Ведущие линии развития
| Показатели развития
| Возраст ребенка в месяцах
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1
| A3
| Удерживает в поле зрения и плавно следит за движущейся игрушкой
| •
| | | | | | АС
| Прислушивается и реагирует на голос взрослого, изменяет/прекращает плач
| •
| | | | | | ДО
| Кратковременно приподнимает и удерживает голову лежа на животе
| •
| | | | | | РА
| При общении со взрослым издает тихие короткие гортанные звуки
| •
| | | | | | Э
| Первая улыбка при общении со взрослым
| •
| | | | | | 2
| РН
| Все безусловные рефлексы новорожденного вызываются, симметричны, по нерезко выражены п непостоянны
| | •
| | | | | A3 АС
| Длительно удерживает предмет в ноле зрения. Ищет источник звука поворотом головы
| | •
| | | | | ДО
| Хороню держит голову в вертикальном положении, лежа на животе длительно удерживает голову
| | •
| | | | | РА
| Крик интонационно выразительный. Начальное гуление
| | •
| | | | | Э
| Быстро отвечает улыбкой при общении со взрослым
| | •
| | | | | 3
| РН
| Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба. Исчезает реакция выпрямления туловища при опоре па ноги
| | | •
| | | | A3
| Плавно следит н длительно сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете
| | | •
| | | | ДО
ДР
| Опора па предплечья лежа на животе, поворачивается на живот Первые неправильные движения руки к игрушке, отводит руки до плеча
| | | •
| | | | РА
| Крик с отчетливой интонацией. Певучее гуление
| | | •
| | | | Э
| Комплекс «оживления»
| | | •
| | | | 4
| РН
| Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлекса Керпига п Моро. Исчезает физиологический гинертопус
| | | | •
| | | A3 АС
| Четко локализует источппкзвука в пространстве поворотом головы. Рассматривает руку
| | | | •
| | | ДО ДР
| Поворачивается с живота па спину. Захватывает, ощупывает, рассматривает, перекладывает в руках игрушку
| | | | •
| | | РА
| Певучее продолжительное гуление Начинает смеяться в голос
| | | | •
| | | СП
| Комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Узнает мать, радуется при ее виде
| | | | •
| | | 5
| РН
| Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного
| | | | | •
| | ДО
| Ровно стоит при поддержке, хорошо переворачивается Лежа па животе опирается па ладони выпрямленных рук
| | | | | •
| | ДР
| Полный объем движений руки. Берет игрушку из рук взрослого. Захватывает игрушку двумя руками, тянет ее в рот
| | | | | •
| | РА
| Продолжительно певуче гулите цепочками звуков. Выражает свои эмоции смехом, хныканьем н пр.
| | | | | •
| | СП
| Различает близких н чужих, строгий и ласковый тон. Адекватная реакция оживления или страха
| | | | | •
| | 6
| A3
| Оптическая реакция опоры па руки — выпрямляет н вытягивает руки
| | | | | | •
| додр
| При подтягивании за руки изгибает голову, садится Перекладывает в руках игрушку
| | | | | | •
| РА
| Появляются короткие цепочки лепета, произносит отдельные слоги
| | | | | | •
| н
| Ест с ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашки
| | | | | | •
| эсп
| По-разному реагирует паевое п чужое имя. Формируется активное внимание.
| | | | | | •
|
| Meс
| Ведущие линии развития
| Показатели развития
| Возраст ребенка в месяцах
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 7
| до
| Самостоятельно сидит. Встает на четвереньки
| •
| | | | | | ДР
| Долго рассматривает, перекладывает в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает игрушку
| •
| | | | | | РП РА
| На вопрос «где» повсюду разыскивает знакомый предмет и указывает па пего пальнем. Подолгу активно лепечет
| •
| | | | | | Н
| Хорошо, не обливаясь, пьет из чашки, которую держит взрослый
| •
| | | | | | СП
| Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт. Появляется познавательный интерес
| •
| | | | | | 8
| A3
| Узнает, различает и показывает пальцем близких людей на фотографии
| | •
| | | | | ДО
| Уверенно сидит, сам встает на колени, ползает на четвереньках. Самостоятельно встает, держась за опору, переступает
| | •
| | | | | РП
РА
| Выполняет просьбы взрослого: «дай ручку», «до свидания», играет в «ладушки», «сороку». Появляется интонационно-выразительный лепет
| | •
| | | | | Н
| Сам держит сухари к, кусочек хлеба, яблоко и пр. и грызет их
| | •
| | | | | СП И
| Играет в «прятки», сидя па руках у взрослого. Простое подражание в игре. Вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими.
| | •
| | | | | 9
| до
ДР
| Хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки. Берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пирамидку
| | | •
| | | | РП
| По просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Знает свое имя, поворачивается пазов
| | | •
| | | | РА
| Богатое разнообразие звукосочетаний при лепете. Иптопацноппо-выразнтсльпая имитация фразы
| | | •
| | | | Н
| Спокойно относится к высаживанию на горшок
| | | •
| | | | СП
| Подражает взрослому или ребенку в действиях, общается жестами
| | | •
| | | | 10
| до
| Хорошо стоит и ходит у опоры, придерживаясь за псе одной рукой. Поднимается и спускается с невысокой лестницы
| | | | •
| | | ДР
| По просьбе и самостоятельно с удовольствием выполняет рапсе известные действия «сорока», «ладушки», до свидания
| | | | •
| | | РП
| По просьбе показывает части своего или чужого лица и тела: глазки, носик, ротик, утки
| | | | •
| | | РА
| Повторяет за взрослым новые слоги, произносит первые «лепетные» слова: ма-ма, па-па, ба-ба, тя-тя
| | | | •
| | | СП
| Голосом и жестам и сигнализирует о своих нуждах, любит находиться в компании с другими детьми
| | | | •
| | | 11
| до
| Уверенно, самостоятельно стоит, ходит, придерживаясь за опору, может делать несколько шагов без опоры
| | | | | •
| | ДР
| Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть с кубиками, мячиком
| | | | | •
| | РП
| Понимает первые обоснования: машинки, куклы, кубики, мячики. С удовольствием показывает многие части своего лица и тела
| | | | | •
| | РА
| Увеличивается запас лепетпых слов, появляются первые упрощенные слова
| | | | | •
| | СП
| Начинает понимать слово «нельзя». Не одинаково относится к разным детям п взрослым, очень любит трогать животных
| | | | | •
| | 12
| до
| Первые самостоятельные шаги без поддержки
| | | | | | •
| ДР
| Собирает пирамидку с маленькими отверстиями, по назначению использует расческу, хорошо держит чашку, ложку
| | | | | | •
| РП
| Выполняет простые поручения. Очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке
| | | | | | •
| РА
| Произносит 8-10 облегченных слов, использует их для общения
| | | | | | •
| СР
| Различает предметы по форме: кубики, кирпичики, шарики
| | | | | | •
| Сокращения: РН — рефлексы новорожденных; A3, АС — анализаторы зрительный, слуховой; ДО, ДР — движения общие, движение руки; РА, РП — речь активная, речь-понимание; СР — сенсорное развитие; Э — эмоции; Н — навыки; СП — социальное поведение; И — игра.
Нормативы психомоторного развития детей второго и третьего года жизни.
Развитие понимания речи в онтогенезе. Обобщенно развитие понимания речи детей представлены в работе Н.С Жуковой, где выделены шесть уровней понимания речи. Характеристика уровней заимствована из методических рекомендаций по проведению клинико-психологического обследования детей раннего возраста, страдающих церебральным параличом, составленных С.М. Мастюковой и Н.В. Симоновой (1972).
Уровни понимания речи. Прежде всего важно определить уровень понимания ребенком обращенной речи. Рекомендуется следующая оценка понимания ребенком обращенной речи. I уровень - выражено речевое внимание, прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Этот уровень здоровый ребенок проходит от 3 до 6 месяцев. II уровень - понимает отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным командам: «Поцелуй маму»; «Где папа», «Дай ручку», «Нельзя» и т.д. Этот уровень здоровый ребенок проходит от 6 до 10 месяцев. III уровень - понимает названия отдельных предметов и игрушек: а) понимает только названия предметов и игрушек (10-12 мес); б) узнает их на картинках (12-14 мес); в) узнает их на сюжетной картинке (15-18 мес ). IV уровень - понимает названия действий в различных ситуациях: «Покажи, кто сидит», «Кто спит?» и т.д. а) понимает двухступенчатую инструкцию (2 года): «Пойди в кухню, принеси чашку», «Возьми платок, вытри нос» и т. д.; б) понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации, в привычной ситуации начинает понимать вопросы косвенных падежей: «На чем ты сидишь?», «Во что играешь?» и т.д. (2 года 6 мес); в) установление первых причинно-следственных связей (2 года 6 мес). V уровень - понимает прочитанные короткие рассказы, и сказки (2 года 6 мес. - 3 года). VI уровень - понимает значение сложноподчиненных предложений, понимает значение предлогов вне привычной конкретной ситуации (к 4 годам).
|