Тема 4. 4 логопедическая работа с детьми с зпр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. 4 логопедическая работа с детьми с зпр



1. Причины и психологическая сущность задержек психического развития. Виды (варианты) задержки психического развития детей (КОЗЛОВА Т.В.)

Под термином ЗПР понимаются синдромы отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедление темпа реализации закодированных в генотипе возможностей. Употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической или функциональной недостаточностью ЦНС.

 

Патогенетической основой ЗПР является перенесенное органическое поражение ЦНС, ее резидуально-органическая недостаточность или функциональная незрелость.

У детей с ЗПР замедлен процесс функционального объединения различных структур мозга, своевременно не формируется их специализированное участие в реализации процессов восприятия, памяти, речи, мышления. Неблагоприятные условия жизни и воспитания приводят к все большему отставанию в развитии. Особое негативное влияние может оказывать ранняя социальная депривация.

До 3 лет ЗПР может проявляться в недоразвитии психомотных и речевых функций. Это негативно отражается на развитии сенсорно-перцептивной, интеллектуальной, речевой, игровой деятельности дошкольника. 

 

Эндогенные – врожденные факторы, в том числе генетические (синдромальные).

Экзогенные факторы – внешние вредоносные воздействия. Среди детей с задержкой меньше детей с генетически обусловленным отставанием.

Причинами органической недостаточности могут быть патологии беременности, интоксикации, травмы, часто – внутриутробная гипоксия плода, из-за плацентарной недостаточности, недошенность, нетяжелая родовая травма, асфиксия, заболевания на ранних этапах, инфекционные, токсические, травматические воздействия. Любое вредоносное воздействия при задержке не имеет грубого характера.

Есть в результате воздействия микроорганические изменения в мозге, которые не так серьезно влияют на развитие дальнейшее ребенка.

Вторая группа факторов – социальные – дефицит общения, дефицит информации, прежде всего, сенсорной, психотравмирующие ситуации.

Педагогически запущенные дети. В большинстве случаев исследователи не включают их в категорию детей с задержкой. За исключением ранней депривации.

Развитие мозговых структур и связей между ними у детей с ЗПР в отличие от нормы в 6-8 лет отстает. В первую очередь – лобные и теменные отделы мозга – влияние на развитие познавательной деятельности.

 

4 клинико-психологических синдрома, которые определяют недостатки познавательной деятельности, с которыми связаны трудности с обучением.

Первый синдром. Психического инфантилизма. Который проявляется в том, что ребенок оказывается по своему уровню психического развития на более ранней стадии. Связано с замедленным созреванием лобных структур мозга. Как бы на более ранней стадии развития эмоционально-волевой сферы. Эмоционально-личностная незрелость и недостатки познавательной деятельности.

Отмечаются недостатки внимания, негрубые нарушения познавательной деятельности, речи, повышенная истощаемость и пресыщаемость, несамостоятельность, повышенная внушаемость, беспечность, преобладание игровых интересов. В целом, в большинстве случаев, прогноз благоприятный, если ребенок попадает в адекватные условия.

Если этот синдром сочетается с энцефалопотическими особенностями (поражением нервной системы)...

Второй синдром. Церебрастенический синдром. Характеризуется низкой устойчивостью нервной системы к умственной и физической нагрузке. При повышении внутричерепного давления (несколько увеличенный размер головы, большой лоб, выраженная венозная сеть, бледность кожных покровов). Характерна моторная неловкость, нарушение мелкой моторики, эмоциональная неустойчивость, резко меняется настроение. Могут быть плаксивыми, склонными к апатии, при этом может быть хорошо развита механическая память и неплохо может быть развита формальная сторона речи. Ребенок накапливает достаточный словарный запас в рамках бытового словаря. Ослаблена логическая память. Ослаблена произвольная регуляция. Для таких детей особо опасна перегрузка.

Третий синдром. Гипердинамический синдром (синдром гиперактивности). Такие дети расторможены, возбудимы, у них много лишних движений, суетливы, импульсивны, страдает произвольная регуляция поведения (сначала сделал, потом подумал), плохо подчиняются требованиям дисциплины, проблемы в общении со сверстниками.

Четвертый синдром. Психоорганический синдром. Лежит в основе недостатков познавательной деятельности. Признаки раннего органического поражения мозга. Проявляться может в вялости, инертности, с трудом входят в деятельность, низкая мотивация деятельности. При этом может быть двигательно расторможенным. Страдает целенаправленная деятельность у таких детей. Даже при негрубых изменениях теменной, височной, затылочной областей отмечается изменения в процессах восприятия, анализа и переработки поступающей информации. Важно, что у таких детей замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в процессе чтения и письма: страдает зрительно-моторная координация, слухо-зрительно-моторные координации. Как правило, ослаблена слухоречевая память. Есть трудности пространственной ориентировки (представления о пространственных отношений – база для формирования чтения, письма и счета), страдает мелкая моторика. Сказывается на овладении навыком письма, самообслуживании, дети не любят рисовать, плохо лепят, не умеют держать ножницы. Как правило при психоорганическом синдроме более выражены недостатки речи.

Категория детей с задержкой разнородна, полиморфна. У одних преобладают черты эмоционально-личностной незрелости и страдает произвольная регуляция. В целом познавательные возможности неплохие, но волевая сфера нарушена. У других резко снижена работоспособность. Они быстро истощаются, утомляются. Неплохие возможности в плане мышления, памяти, но немного посидел и устал – дозированная нагрузка, давать отдыхать. У кого-то больше выражены недостатки внимания, памяти, мышления, у кого-то это все может сочетаться.

К моменту поступления в школу авторы выделяют 4 группы детей:

1. Дети с легким дефицитом познавательных и социальных способностей. Трудности обучения связаны с произвольной регуляцией деятельности и поведения. В основном, страдает регуляционный компонент.

2. Дети с преимущественным, умеренным или выраженным дефицитом социальных способностей, низкий уровень мотивации к учебе, слабость, недостатки регуляции деятельности, поведенческие трудности

3. Дети, которые обнаруживают умеренный дефицит познавательных способностей. Вариант 7.2. (та же программа, пролонгированные сроки, добавляется, как правило, нулевой класс).

4. Дети, у которых совмещенных дефицит познавательных способностей, трудности регуляции поведения, степень познавательного дефицита меньше.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.006 с.)