В отечественной дефектологии существует несколько классификаций задержек психического развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В отечественной дефектологии существует несколько классификаций задержек психического развития.



Клара Самойловна Лебединская (на основе этиопатогенетического подхода – с учетом этиологии причин и механизмов).

Выделяет 4 варианта ЗПР.

1 вариант. Задержка психического развития при …. Конституционального происхождения (сюда относятся гармонический, психический и психофизический инфантилизм). На первый план у таких детей выступают черты эмоционально-волевой и личностной незрелости.

При гармоническом психическом инфантилизме ребенок внешне не отличается от сверстников, а его поведение и эмоции соответствуют детям более раннего возраста. При психофизическом инфантилизме ребенок еще отстает физически и выглядит, как ребенок младшего возраста. Надо дать «дозреть», не надо торопиться, нагружать ребенка, рано отдавать в школу.

Отмечается слабость произвольной регуляции поведения, черты эмоционально-личностной незрелости.

2 вариант. Задержка психического развития соматогенного генеза. Возникает у детей с хроническими соматическими заболевания (сердца, почек, дыхательной, пищеварительной, эндокринной системы). Характерна физическая и психическая ослабленности, что приводит к низкой работоспособности, истощаемости, утомляемости. Любые серьезные болезни астенизируют ребенка. Такие дети часто воспитываются в условиях гиперопеки, что приводит к вторичной инфантилизации. Может отмечаться боязливость, робость. Такой ребенок растет в сфере ограничений, ему много нельзя (в плане питания, подвижных игр, общения со сверстниками) – оказывается ограничен запас сведений об окружающем мире. Даже если наступает стойкая ремиссия (например, прооперировали, нет порока сердца), ребенок долго не включается в активную работу (не привык к нагрузкам, может хитрить, избегая нагрузок).

3 вариант. Задержка психического развития психогенного генеза. Связана с длительно действующей психотравмирующей ситуацией, с врожденной слабостью нервной системы. Это может приводить к невротическим и неврозоподобным расстройствам, и даже к психопатологическому развитию личности. Личность может формироваться по неустойчивому типу. Ребенок импульсивный, не может тормозить свои эмоции, не способен к волевым усилиям, труду. Одни дети в ответ на агрессивную реакцию взрослых проявляют бурный протест, у других – формируется робость, боязливость, страхи, даже – мутизм (отказ от речи).

Или чрезмерная опека, не приучают ни к каким волевым усилиям плюс незрелость мозговых структур.                                                                                                                      

4 вариант. Задержка церебрально-органического генеза. Наиболее тяжелый и стойкий вариант. При этом варианте сочетаются черты незрелости эмоциональной, личностной и проявления недостатков познавательной деятельности, тоже достаточно выраженные.

Внутри этого варианта различают два: 1. Дети с преобладанием черт незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма, что сочетается с недостатками познавательной деятельности. Снижена произвольная регуляция деятельности 2. Дети со стойкими энцефалопатическими расстройствами, парциальными нарушениями корковых функций. В структуре дефекта преобладают интеллектуальные недостатки, нарушения регуляции, программирования и контроля познавательной деятельности. Помимо этого, также есть черты эмоционально-личностной незрелости.

У детей первой группы деятельность страдает в сфере регуляции и контроля, второй группы – программирование, регуляция, контроль. Вторая группа ближе всего к УО, нуждаются в лечении.

Среди детей с задержкой преобладают мальчики.


 

2. Причины, вызывающие задержку психического ребенка. Виды (варианты) задержки психического развития детей. Трудности обучения у детей с ЗПР (КРАВЧЕНКО А.С.)

Все причины ЗПР делятся на две большие группы. Биологические и социальные.

Биологические

Патологии и осложнения во время беременности:

· если мать во время вынашивания перенесла тяжёлый токсикоз, инфекцию, интоксикацию, травму;

· многоплодие;

· внутриутробная гипоксия плода;

· недоношенность;

· асфиксия;

· резус-конфликт;

· неправильное предлежание;

· родовые травмы.

Инфекционные, токсические и травматические заболевания, приводящие к перинатальной энцефалопатии в первые годы жизни малыша:

· ядерная желтуха;

· операции под наркозом;

· фетальный алкогольный синдром;

· сердечно-сосудистые патологии;

· минимальная мозговая дисфункция, органические поражения головного мозга, черепно-мозговые травмы;

· врождённые нарушения зрения и слуха;

· малая подвижность;

· астения;

· гипотрофия, нейроинфекции, грипп, рахит, гидроцефалия, вегетососудистая дистония, эпилепсия.

К биологическим причинам относится также генетика. Известны случаи, когда отклонения подобного рода диагностируются из поколения в поколение.

Социальные

· длительное ограничение жизнедеятельности;

· социальная депривация;

· дефицит общения;

· неблагоприятные условия воспитания;

· лёгкие умственные отклонения у родителей;

· психотравмы.

Среди неблагоприятных условий воспитания, которые приводят к задержке психического развития, выделяют три самых распространённых.

Безнадзорность. Ребёнок, которому с раннего детства родители не уделяют достаточного внимания, не занимаются с ним, не развивают, вырастает аффективно лабильным, импульсивным и внушаемым.

Гиперопека. Ребёнок, которому с раннего детства тревожные и мнительные родители уделяют слишком много внимания и воспитывают как маленького «божка» семьи.

Авторитаризм. Ребёнок, который с раннего детства подавляется авторитарными родителями, испытывает на себе их агрессию, грубость, жестокость, деспотизм. Часто применяется физическое насилие.

Виды ЗПР. Классификации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.006 с.)