Предоперационная диагностика включает в себя: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предоперационная диагностика включает в себя:



1. Тональная порогавая аудиометрия — это основное исследование слуха, которое включает в себя определение порогов слуха по воздушному и костному звуковоспроизведению с помощью аудиометра. В результате обследования строится кривая, отражающая отклонения порогов слуха от нормальных на разных звуковых частотах;

2. Импедансометрия – объективный метод диагностики слуха, помогающий определить место и характер нарушения слуховой системы. Он дает сведения о состоянии среднего уха, слуховой трубы, улитки, слуховых и лицевых нервов. 

3. Слуховые вызванные потенциалы – это методика инструментального исследования, которая позволяет регистрировать ответную реакцию мозга на внешние раздражители. Стимулы поступают через группу рецепторов, связанных с конкретным участком коры головного мозга;

4. Отоакустическая эмиссия (ОАЭ – это метод исследования слуха, основанный на том, что улитка сама генерирует акустические волны, которые могут быть обнаружены чутким детектором. Отоакустическая эмиссия может быть спонтанной, но в диагностике используется другая разновидность- вызванная эмиссия;

5. Подбор слухового аппарата и оценка его эффективности;

6. Электроаудиометрия – это процедура (тест), позволяющая исследовать остроту слуха человека, использующие аудиологи, ЛОР-врачи, или сурдологи. Аудиометр- это прибор для определения остроты слуха;

7.Электроэнцефалография – это неинвазивный метод исследования функционального состояния головного мозга путем регистрации его по биоэлектрической активности; 

8. Электронистагмография – это графическая регистрация изменений биопотенциалов глазного яблока;

9. Рэоэнцефалография - это метод, позволяющий контролировать состояние мозгового кровообращения, основанный на записи изменяющейся величины электрического сопротивления тканей при пропускании через них слабого электрического тока высокой частоты;

10. Оценка слухового восприятия и уровня развития речи (EARS–тест);

11. Компьютерная и ЯМР - томография.

В последние годы кохлеарная имплантация как эффективный метод слухоречевой реабилитации глухих детей и взрослых активно развивается в России. Огромное значение в распространении КИ имеет разработка методов послеоперационной педагогической слухоречевой реабилитации пациентов с КИ в работе с детьми и взрослыми. Большинство пациентов с КИ являются рано оглохшими и нуждаются в многолетней реабилитации. Реабилитация предполагает:

1. Наличие речевой среды

2.  Регулярные занятия с сурдопедагогом и логопедом

3. Обучение родителей развитию у ребенка слуха и речи в ежедневных ситуациях.

В логопедии разработаны эффективные методы работы с детьми, имеющими различную речевую патологию: сенсомоторную алалию, дизартрию. Накоплен большой опыт не только по коррекции звукопроизношения, но и по развитию всех компонентов речи: лексики, грамматического строя речи, связной речи, фонематических процессов. Для достижения наибольшего эффекта в коррекционной работе с детьми после КИ необходима совместная работа сурдопедагога и логопеда. Для выработки правильной стратегии коррекционной работы необходимо обследование слуха и речи ребенка с КИ. Сурдопедагог обследует слуховое восприятие. Логопед проводит традиционное логопедическое обследование.

Слабослышащие дети после КИ:

1 группа - довербальные, которые используют жесты для общения. 

2 группа – это дети с функциональной речью. Речевого возраста (2-х лет), набор лепетных слов, используют речь функционально.

3 группа – это люди после КИ, которые владеют развернутой речью (подростки, взрослые). Взрослые, поздно оглохшие и подростки с функциональной речью.

4 группа – с сочетанными нарушениями.

Логопедическая работа после КИ.

1. Привлекать внимание к звукам. 

2.Работа с коммуникацией. С помощью звуков привлекать к контакту.

3.Воссоздаем этапы, которых не было или которые были пройдены не качественно (ориентировка в пространстве,, громко-тихо, длинный звук- короткий звук, использовать звуки для общения.)

Этапы логопедической работа после Кохлеарной имплантации:

1-ый этап- (3-12 недель).

Задачи:

1) достижение параметров настройки процессора КИ, позволяющих ребенку воспринимать все звуки речи на расстоянии 4 метра;

2) вызывание у ребенка интереса к окружающим звукам, голосу человека, слушанию и анализу действия со звуками;

3) вызывание у ребенка интереса к своему голосу, игре с голосом, мотивации пользования голосом для общения;

4) обучение родителей приемам вызывания у ребенка интереса к звукам и слушанию, развитие у ребенка слуха и речи в ежедневных ситуациях, игре, целенаправленных занятиях.

2-ой этап. Основной этап развития слухового, слухоречевого восприятия с КИ (6-18 мес).

Задачи:

1). Развитие фонематического слуха, развитие слуха и связывание этого звука с определенным предметом, с определенным действием.. Постановка звуков на основе звукоподражания и с помощью артикуляционных упражнений, слуховой контроль, повторение простого слова на слух, развитие слуховой и слухоречевой памяти.

2) Развитие у ребенка потребности к речевому общению и его начальных навыков.

3-ий этап. «Языковой этап развития восприятия речи». (более 5 лет).

Цель: овладение основными компонентами языковой системы и устной речью как основным средством общения.

Задачи:

1) наращивание словарного запаса,

2) уточнение звукопроизношения начинается с раннего онтогенеза (с гласных и т.д.),

3)развитие грамматической системы;

 4) развитие понимания устной речи слухозрительно и на слух;

5) развитие диалогического словаря;

6) развитие связной речи;

7) совершенствования голосового контроля, звукопроизношения, интонационно-ритмических характеристик речи на основе слухового контроля;

8) развития навыков чтения и понимания прочитанного. 

Логопед должен определить, если происходит замена звука и искажений звуков идет от проблем со слухом или сопутствующие нарушение. Смотрим, не дизартрия ли это. Проверяется настройка импланта. Если у ребенка происходит искажение звуков обращаем внимание на следующие три вещи: остались ли проблемы со слухом, проверяется настройки и правильная работа импланта, или проявились сопутствующие нарушения (дизартрия, аутизм…)

4-ый этап «Этап развития связной речи и понимания сложных текстов».

Этого уровня достигает только часть детей с КИ. В основном это дети без дополнительных нарушения.

Задачи:

1) расширение общих представлений об окружающим мире;

2) увеличение словарного запаса;

3) дальнейшее развитие грамматической системы.

 


 

3. Особенности работа логопеда с детьми после кохлеарной имплантации. Задачи коррекционно-логопедического обучения школьников с кохлеарной имплантации. (МИНАБУТДИНОВА А.Р.)

СОКРАЩЕННЫЙ ВАРИАНТ (полный вариант сразу после этого)

Стратегической целью логопедической работы является формирование языковой способности и коммуникативной компетенции ребенка - носителя кохлеарного импланта.

У ребенка с КИ выявляются нарушения в развитии:

  • фонемо-фонологической,
  • семантико-лексической,
  • синтактико-морфологической,
  • прагматической составляющих устной речи.

Логопедическая работа в системе послеоперационной реабилитации ребенка с КИ включает такие направления:

  • развитие коммуникативных навыков;
  • понимания речи в специально организованных и естественных ситуациях общения (пассивный словарь, грамматические значения);
  • произносительной и лексико-грамматической сторон речи;
  • развитие языковой способности (дифференциация грамматических форм, языковой анализ и синтез и пр.);
  • невербального и вербального интеллекта,
  • других психических функций и моторных навыков.

В первую очередь, необходимо «строительство (установка)» фундамента развития экспрессивной речи - накопление пассивного словаря, формирование грамматических представлений на импрессивном уровне.

Первое, что учитывает специалист в ходе логопедической диагностики и планирования коррекционно-развивающих занятий - это резкое изменение порогов восприятия после включения и настройки процессора КИ. После включения и настройки процессора КИ пороги слуха составляют 25-40 дБ, что соответствует 1 степени тугоухости. Ребенок младшего возраста 1 степени тугоухости - это практически нормально развивающийся ребенок, если у него нет специфических речевых расстройств (дизартрия, моторная алалия), а также неврологических. У него звонкий голос, речь интонационно разнообразна. В то же время ребенок с КИ в первый месяц после установки процессора, при таком же пороге слуха, что и ребенок 1 степени тугоухости, по уровню развития понимания речи и собственной речи соответствует глухому ребенку. Он не понимает обращенную речь, не говорит или говорит с грубым искажением звуко-слоговой и интонационно-ритмической структуры.

Развитие речевых навыков происходит на основе навыков слушания, распознавания, а также умения проводить различия между фонетическими, лексическими и прочими языковыми единицами на слух. В свою очередь, способность к дифференциации фонем и языковым обобщениям в целом определяет успешность речевого развития ребенка.

На начальном этапе логопед ставит цель научить ребенка рецептивно воспринимать основные грамматические явления. Позже освоенные на импрессивном уровне грамматические явления последовательно включаются в продуктивное использование в ситуациях общения в специально созданных речевых ситуациях на логопедических занятиях и в повседневной жизни. Также побуквенно-послоговое чтение успешно используется для развития грамматической системы языка старших дошкольников и младших школьников. Оно служит и базой для развития произносительной стороны речи, и основой для формирования грамматической системы родного языка, поскольку ребенок с КИ, как и ребенок с 1-й степенью тугоухости, не слышит в естественной речи наиболее тихие ее части (морфемы) - окончания, предлоги, приставки, которые в русском языке определяют ее грамматику.

Общие методические принципы работы на логопедических занятиях:

  • максимальная визуальная опора и постепенное ее сворачивание в соответствии с поэтапностью формирования умственных действий;
  • постоянное и обязательное соотнесение слова с предметом, действием, явлением, признаком;
  • последовательность освоения грамматических форм и синтаксических конструкций в соответствии с поэтапностью формирования их в онтогенезе, независимо от возраста ребенка с КИ;
  • подбор языкового материала, адекватного возрасту и «речевому возрасту» ребенка с КИ (уровню его речевого развития);
  • отбор языкового материала с учетом звукового и слогового состава слова, доступного для восприятия конкретного ребенка на определенном этапе работы;
  • привлечение ребенка к совместной деятельности, формирование действенного участия в познании окружающего мира, вербализация выполняемых действий ребенком с предметами;
  • многократное проговаривание изучаемого слова взрослым;
  • повторение ранее изученного с частичной новизной; опора на слухо-зрительное восприятие речи на начальном этапе использования КИ, а также при работе над произносительной стороной речи и при объяснении значения новых слов;
  • своевременный переход от слухо-зрительного восприятия речи к слуховому с постепенным увеличением доли слухового предъявления речи при общении с ребенком, когда говорящий сидит не напротив него, а рядом с ним; стимуляция слухового внимания.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

Главная цель логопедической работы детей с КИ - научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать звуки речи, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи.

Предварительная логопедическая работа включает ряд направлений:

  1. Формирование правильного речевого дыхания (формирование направленной воздушной струи, увеличение силы и длительности выдоха). Для этого можно надувать мыльные пузыри, дуть в дудку, сдувать вату с ладошки.
  2. Артикуляционный массаж. Он необходим детям, у которых органы артикуляции недостаточно подвижны и имеют слабый тонус мышц.
  3. Артикуляционную гимнастику. Необходимо развивать подвижность органов артикуляции ребенка совместно с голосовыми реакциями. В этом помогает также «кривляние» перед зеркалом, различные голосовые упражнения, пение, повторение ребенком слогов по подражанию взрослым и так далее.

В логопедической работе с детьми после КИ, по мнению И.В. Королевой, следует выделить четыре этапа:

Этап реабилитации

Интервал времени после подключения КИ

Задачи реабилитац.работы

Функции логопеда

1. Начальный

3-12 недель

1. Достижение параметров

1. Формирование физиологической ос-

 

 

настройки процессора КИ,

новы будущей речи.

 

 

позволяющих ребенку вос-

2. Вызывание у ребенка интереса к

 

 

принимать все звуки речи на

собственному голосу, мотивации ис-

 

 

расстоянии не менее 4 м

пользования голоса для общения.

 

 

(обычно >6 м).

3. Консультирование родителей

 

 

2. Вызывание у ребенка

по вопросам развития произносительных

 

 

интереса к звукам окружаю-

навыков, активизации речи.

 

 

щего мира, голосу человека,

 

 

 

слушанию.

 

2. Основной

6-18 месяцев

1. Достижение оптимальных

1. Развитие фонематического слуха,

 

 

параметров настройки рече-

как основы для развития способности

 

 

вого процессора КИ.

узнавать и запоминать слова на слух.

 

 

2. Формирование у ребенка

2. Работа по развитию голоса, увели-

 

 

всех мозговых процессов

чения подвижности артикуляторного

 

 

анализа звуков.

аппарата, развитию звукопроизношения.

 

 

3. Развитие у ребенка моти-

3. Развитие слуховой и слухоречевой

 

 

вации к общению при помощи

памяти.

 

 

речи.

4. Стимуляция спонтанного развития

 

 

 

собственной устной речи у ребенка с КИ.

3. Языковой

около 5 лет

1.Развитие языковой системы

1. Развитие слухоречевой памяти.

 

 

(системы род.языка - лексика,

2. Накопление пассивного (импрессив-

 

 

грамматика).

ного) словаря.

 

 

2. Развитие речи как средства

3. Развитие грамматической системы.

 

 

общения и познания.

4. Развитие понимания устной речи на

 

 

3. Совершенствование слухо-

слухозрительной и слуховой основе.

 

 

речевого восприятия и

5. Накопление активного (экспрессив-

 

 

произносительных навыков.

ного) словаря.

 

 

6. Развитие диалогической речи.

 

 

7. Развитие связной речи.

 

 

8. Совершенствование голосового

 

 

контроля, звукопроизношения, просо-

 

 

дических компонентов.

 

 

9. Развитие навыков чтения и понима-

 

 

ния прочитанного текста.

4. Этап развития

Дальнейший

1. Расширение общих пред-

1. Увеличение словарного запаса,

связной речи

период

ставлений об окружающем

2. Дальнейшее развитие грамматиче-

 

развития

мире

ской системы

Формирование слухоречевого восприятия детей младшего школьного возраста с кохлеарным имплантантом осуществляется по следующим направлениям:

  • слуховое восприятие слов,
  • слуховое восприятие фраз речи,
  • слуховое восприятие текста,
  • слуховое восприятие основных элементов фразовой интонации: слитности и пауз, темпа речи, силы голоса, элементарных ритмических структур, фразового ударения, базовых мелодических структур, повествовательной, вопросительной, восклицательной интонации.

На первом этапе работа ведется по развитию слухового восприятия неречевых звучаний. Знакомим детей со звуками, окружающими их в группе и на улице. Главная задача научить детей реагировать на разнообразные бытовые шумы: стук в дверь, шум от работы бытовой техники, звук отодвигаемого стула, стук упавшего предмета, шум и сигналы транспорта, удары мяча о стену, пол, землю, скрип качелей, лай собаки, плач, смех, кашель, чихание и т. п.

На втором этапе - работа по развитию восприятия устной речи и неречевых звучаний, формированию произносительных навыков и обучению восприятию на слух речевых звучаний. Используются дидактические игры, в ходе которых логопед обязательно следит за состоянием произносительных навыков детей.

На последнем этапе коррекционной работы полученные умения и навыки закрепляются.

Положительная динамика в развитии слухового восприятия слов на слух: школьники воспринимают на слух слова, в большинстве случаев воспроизводят слогоритмическую структуру слов. Дети младшего школьного возраста с кохлеарным имплантантом лучше воспринимают на слух слитное и раздельное звучание двух, четырех слогов и их последующее воспроизведение, более точно воспринимают и воспроизводят синтагматическое членение фразы с помощью паузы; различают на слух двусложные, четырехсложные структуры, воспроизводят их как с движениями, так и без движений; различают и воспроизводит фразовое ударение. Повествовательную, вопросительную и побудительную интонации различают на слух при выборе из трех, воспроизводят без движений, при изменении высоты голоса сохраняют его силу и нормальный тембр. Дети младшего школьного возраста с КИ улучшают свои показатели в восприятии текста: более полно воспринимают предложенные текст, понимая основную идею текста, структурируя текст, понимая лексические средства и грамматические конструкции.

Выводы. Специфической особенностью логопедической работы с детьми младшего школьного возраста после кохлеарной имплантации является работа по развитию слухоречевого восприятия, которая должна обязательно проходить в период реабилитации детей после кохлеарной имплантации при соблюдении следующих условий: учет состояние слуховой функции каждого ребенка; дозирование слуховой нагрузки; использование разнообразных видов восприятия речи; правильности подборки речевого материала.

Логопед дополняет работу сурдопедагога, но, как правило, не может его заменить. В идеале хорошо, когда сурдопедагог владеет логопедическими методиками работы, а логопед - методиками развития слухового и слухоречевого восприятия. При этом они должны работать согласованно.

 

 

ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ

Последнее десятилетие в России все шире внедряется кохлеарная имплантация. Кохлеарная имплантация (далее - КИ) в настоящее время -высокоэффективный метод лечения и реабилитации пациентов со степенью глухоты от тяжелой до полной. Темп и качественное своеобразие процесса овладения ребенком языковыми средствами зависит от времени потери слуха и от возраста на момент имплантирования.

Выделяются следующие группы:

· поздно-оглохшие (постлингвальные дети и взрослые);

· ранооглохшие (перелингвальные дети и подростки, долингвальные дети, долингвальные подростки и взрослые).

Наиболее перспективная категория кандидатов на кохлеарную имплантацию - дети до 3-х лет, что связано с особой важностью своевременного развития слухо-речевых и речедвигательных центров мозга.

Цель кохлеарной имплантации глухого ребенка - создать условия для того, чтобы он научился понимать речь окружающих, использовать речь для общения и познания окружающего мира.

В настоящее время существующие методы речевой реабилитации в основном ориентированы на ранний возраст - детей, имплантированных до 3-х лет.

По мнению ученых, после КИ формирование речи ребенка при условии сохранного интеллекта и при систематической коррекционно-развивающей работе - процесс длительный и идет по этапам развития речи слышащих детей.

Ребенок может планомерно накапливать активный и пассивный словарь, овладевать грамматическими навыками и навыками связной речи. Исследования Н. Д. Шматко и других ученых, а также практический опыт обучения таких детей показывают, что успешность процесса их речевого развития определяется следующими основными условиями:

  • ребенок должен постоянно находиться в нормальной речевой среде и получать систематическую коррекционную помощь;
  • целенаправленное обучение языку имплантированных учащихся необходимо осуществлять через деятельность, практику речевого общения на основе обязательного развития слухового восприятия и всех психических функций.

У детей с нарушениями слуха выявляются речевые расстройства - либо как вторичные, вследствие нарушения развития двигательных речевых центров из-за глухоты в раннем возрасте, либо как первичные (в результате поражения корковых отделов мозга, проводящих путей или центральной нервной системы). Это определяет необходимость применения в процессе реабилитации детей с КИ логопедических технологий.

Учиться слушать и понимать речь - это долгий и сложный процесс. Он требует последовательного и системного подхода к развитию речи как сложной структурно-функциональной системы. Логопедическая работа с ребенком после КИ -взаимосвязанное развитие речевых навыков (фонетических, лексических, грамматических) и языковых способностей.

Достижение хороших результатов реабилитации детей после кохлеарной имплантации, особенно в дошкольный период их развития, обеспечивает совместная работа сурдопедагога и логопеда. Стратегической целью логопедической работы является формирование языковой способности и коммуникативной компетенции ребенка - носителя кохлеарного импланта.

У ребенка с КИ выявляются нарушения в развитии:

  • фонемо-фонологической,
  • семантико-лексической,
  • синтактико-морфологической,
  • прагматической составляющих устной речи.

Логопедическая работа в системе послеоперационной реабилитации ребенка с КИ включает такие направления:

  • развитие коммуникативных навыков;
  • понимания речи в специально организованных и естественных ситуациях общения (пассивный словарь, грамматические значения);
  • произносительной и лексико-грамматической сторон речи;
  • развитие языковой способности (дифференциация грамматических форм, языковой анализ и синтез и пр.);
  • невербального и вербального интеллекта,
  • других психических функций и моторных навыков.

В первую очередь, необходимо «строительство (установка)» фундамента развития экспрессивной речи - накопление пассивного словаря, формирование грамматических представлений на импрессивном уровне.

Первое, что учитывает специалист в ходе логопедической диагностики и планирования коррекционно-развивающих занятий - это резкое изменение порогов восприятия после включения и настройки процессора КИ. После включения и настройки процессора КИ пороги слуха составляют 25-40 дБ, что соответствует 1 степени тугоухости. Ребенок младшего возраста 1 степени тугоухости - это практически нормально развивающийся ребенок, если у него нет специфических речевых расстройств (дизартрия, моторная алалия), а также неврологических. У него звонкий голос, речь интонационно разнообразна. В то же время ребенок с КИ в первый месяц после установки процессора, при таком же пороге слуха, что и ребенок 1 степени тугоухости, по уровню развития понимания речи и собственной речи соответствует глухому ребенку. Он не понимает обращенную речь, не говорит или говорит с грубым искажением звуко-слоговой и интонационно-ритмической структуры.

Развитие речевых навыков происходит на основе навыков слушания, распознавания, а также умения проводить различия между фонетическими, лексическими и прочими языковыми единицами на слух. В свою очередь, способность к дифференциации фонем и языковым обобщениям в целом определяет успешность речевого развития ребенка.

На начальном этапе логопед ставит цель научить ребенка рецептивно воспринимать основные грамматические явления. Позже освоенные на импрессивном уровне грамматические явления последовательно включаются в продуктивное использование в ситуациях общения в специально созданных речевых ситуациях на логопедических занятиях и в повседневной жизни. Также побуквенно-послоговое чтение успешно используется для развития грамматической системы языка старших дошкольников и младших школьников. Оно служит и базой для развития произносительной стороны речи, и основой для формирования грамматической системы родного языка, поскольку ребенок с КИ, как и ребенок с 1-й степенью тугоухости, не слышит в естественной речи наиболее тихие ее части (морфемы) - окончания, предлоги, приставки, которые в русском языке определяют ее грамматику.

Общие методические принципы работы на логопедических занятиях:

  • максимальная визуальная опора и постепенное ее сворачивание в соответствии с поэтапностью формирования умственных действий;
  • постоянное и обязательное соотнесение слова с предметом, действием, явлением, признаком;
  • последовательность освоения грамматических форм и синтаксических конструкций в соответствии с поэтапностью формирования их в онтогенезе, независимо от возраста ребенка с КИ;
  • подбор языкового материала, адекватного возрасту и «речевому возрасту» ребенка с КИ (уровню его речевого развития);
  • отбор языкового материала с учетом звукового и слогового состава слова, доступного для восприятия конкретного ребенка на определенном этапе работы;
  • привлечение ребенка к совместной деятельности, формирование действенного участия в познании окружающего мира, вербализация выполняемых действий ребенком с предметами;
  • многократное проговаривание изучаемого слова взрослым;
  • повторение ранее изученного с частичной новизной; опора на слухо-зрительное восприятие речи на начальном этапе использования КИ, а также при работе над произносительной стороной речи и при объяснении значения новых слов;
  • своевременный переход от слухо-зрительного восприятия речи к слуховому с постепенным увеличением доли слухового предъявления речи при общении с ребенком, когда говорящий сидит не напротив него, а рядом с ним; стимуляция слухового внимания.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

Итак кохлеарный имплант это лишь начало пути восстановления, так как он позволяет детям слышать мозгом, а не ухом, поэтому сделать только операцию недостаточно, необходимо научить детей слышать и слушать. Для этого очень важно своевременно, после операции, и в течении еще длительного времени оказывать ребенку профессиональную послеоперационную слухоречевую реабилитацию, которая является важнейшей составной частью всех мероприятий по кохлеарной имплантации, без нее невозможно достижение оптимального результата в развитии естественного слухоречевого поведения.

Главным направлением послеоперационной слухоречевой реабилитации для всех пациентов является развитие восприятия звуковых сигналов с помощью импланта. Кохлеарный имплант обеспечивает возможность слышать, но восприятие звуков окружающей среды и понимание речи - это значительно более сложные процессы, которые включают также умение различать сигналы, выделять в них важные для узнавания признаки, узнавать изолированные слова и слова в слитной речи, понимать смысл высказываний, выделять сигналы из шума и др.

Основной особенностью реабилитации детей после кохлеарной имплантации можно считать то, что у ребенка с нарушениями слуха, по существу, одномоментно пороги слуха приближаются к нормальным, а мозговые центры при этом не умеют анализировать звуки. Поэтому главной целью логопедической работы в первые 6-12 месяцев использования кохлеарного имплантанта является развитие слухового восприятия и слухового контроля собственной речи. При реабилитации наиболее эффективным является подход, основанный на развитии у детей младшего школьного возраста спонтанного умения слушать и понимать речь, говорить в естественных ситуациях общения.

В реабилитации детей с кохлеарной имплантацией принимают активное участие сурдопедагог и логопед, первый акцентирует внимание на развитие слухового восприятия, речеслуховой памяти и внимания, а логопед - на произносительных навыках. Оба специалиста стимулируют речь ребенка во время занятий, обязательно на одном лексическом и речевом материале логопеды. Логопед дополняет работу сурдопедагога, но, как правило, не может его заменить. В идеале хорошо, когда сурдопедагог владеет логопедическими методиками работы, а логопед - методиками развития слухового и слухоречевого восприятия. При этом они должны работать согласованно.

Главная цель логопедической работы детей с КИ - научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать звуки речи, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи.

Предварительная логопедическая работа включает ряд направлений:

  1. Формирование правильного речевого дыхания (формирование направленной воздушной струи, увеличение силы и длительности выдоха). Для этого можно надувать мыльные пузыри, дуть в дудку, сдувать вату с ладошки.
  2. Артикуляционный массаж. Он необходим детям, у которых органы артикуляции недостаточно подвижны и имеют слабый тонус мышц.
  3. Артикуляционную гимнастику. Необходимо развивать подвижность органов артикуляции ребенка совместно с голосовыми реакциями. В этом помогает также «кривляние» перед зеркалом, различные голосовые упражнения, пение, повторение ребенком слогов по подражанию взрослым и так далее.

В логопедической работе с детьми после КИ, по мнению И.В. Королевой, следует выделить четыре этапа:

Этап реабилитации

Интервал времени после подключения КИ

Задачи реабилитац.работы

Функции логопеда

1. Начальный

3-12 недель

1. Достижение параметров

1. Формирование физиологической ос-

 

 

настройки процессора КИ,

новы будущей речи.

 

 

позволяющих ребенку вос-

2. Вызывание у ребенка интереса к

 

 

принимать все звуки речи на

собственному голосу, мотивации ис-

 

 

расстоянии не менее 4 м

пользования голоса для общения.

 

 

(обычно >6 м).

3. Консультирование родителей

 

 

2. Вызывание у ребенка

по вопросам развития произносительных

 

 

интереса к звукам окружаю-

навыков, активизации речи.

 

 

щего мира, голосу человека,

 

 

 

слушанию.

 

2. Основной

6-18 месяцев

1. Достижение оптимальных

1. Развитие фонематического слуха,

 

 

параметров настройки рече-

как основы для развития способности

 

 

вого процессора КИ.

узнавать и запоминать слова на слух.

 

 

2. Формирование у ребенка

2. Работа по развитию голоса, увели-

 

 

всех мозговых процессов

чения подвижности артикуляторного

 

 

анализа звуков.

аппарата, развитию звукопроизношения.

 

 

3. Развитие у ребенка моти-

3. Развитие слуховой и слухоречевой

 

 

вации к общению при помощи

памяти.

 

 

речи.

4. Стимуляция спонтанного развития

 

 

 

собственной устной речи у ребенка с КИ.

3. Языковой

около 5 лет

1.Развитие языковой системы

1. Развитие слухоречевой памяти.

 

 

(системы род.языка - лексика,

2. Накопление пассивного (импрессив-

 

 

грамматика).

ного) словаря.

 

 

2. Развитие речи как средства

3. Развитие грамматической системы.

 

 

общения и познания.

4. Развитие понимания устной речи на

 

 

3. Совершенствование слухо-

слухозрительной и слуховой основе.

 

 

речевого восприятия и

5. Накопление активного (экспрессив-

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.237 с.)