Понятие о расстройствах аутистического спектра, определение, основные проявления. Группы психического дизонтогенеза, выделенные О.С. Никольской.(ПАВЛОВА Г.С.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о расстройствах аутистического спектра, определение, основные проявления. Группы психического дизонтогенеза, выделенные О.С. Никольской.(ПАВЛОВА Г.С.)



Расстройства аутистического спектра (РАС) – гетерогенная группа нарушений нейроразвития, включающих различные нозологические дефиниции (синдром Аспергера, синдром Каннера, детский аутизм, атипичный аутизм, детское дезинтегративное расстройство, а также множество хромосомных и генетических синдромов), характеризующихся триадой нарушений социального взаимодействия, общения, стереотипного поведения. Включают при отдельных формах «неспецифические проблемы»: страхи, нарушения сна и приёма пищи, возбуждение, заторможенность, раздражительность и др. поведенческие нарушения.

Аутизм обычно диагностируется в возрасте до 3 лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве. Полное выздоровление считается невозможным, однако иногда диагноз с возрастом снимают.

Целью лечения является социальная адаптация и развитие навыков самообслуживания

Аутизм в детстве как отдельный признак или в целом психическое расстройство признается специалистами большинства стран. Основными определяющими его признаками являются аутистические формы контактов, расстройство речи, ее коммуникативной функции, нарушение социальной адаптации, расстройство моторики, стереотипная деятельность, нарушения развития. Аутизм проявляется эмоциональной и поведенческой отгороженностью от реальности, свертыванием или полным прекращением общения, “погружением в себя”, либо утратой эмоциональной и коммуникативной дистанции с избыточной, недифференцированной общительностью и открытостью (аутизм наизнанку), связанными с неспособностью учитывать эмоциональные реакции собеседника, эмоциональной дефицитарностью.

Причины возникновения Рас до конца не изучены, выдвинуто несколько гипотез, но ни одна из них до конца не подтвердилась:

Основными критериями деления избраны характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой — по существу, тип самого аутизма.

У детей I группы речь будет идти об отрешенности от внешней среды, II — ее отвержении, III — ее замещении и IV сверхтормозимости ребенка с окружающей его средой.

Как показали исследования, аутичные дети этих групп различаются по характеру и степени первичных расстройств, вторичных и третичных дизонтогенетических образований, в том числе гиперкомпенсаторных.

Дети I группы с аутистической отрешенностью от окружающего характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией, наиболее тяжелыми нарушения ми психического тонуса и произвольной деятельности. Их поведение носит полевой характер и проявляется в постоянной миграции от одного предмета к другому. Эти дети мутичны. Нередко имеется стремление к нечленораздельным, аффективно акцентуированным словосочетаниям. Наиболее тяжелы и проявления аутизма: дети не имеют не только форм, но и потребности в контактах, не осуществляют даже самого элементарного общения с окружающими, не овладевают навыками социального поведения. Нет и активных форм аффективной защиты от окружающего, стереотипных действий, заглушающих неприятные впечатления извне, стремления к привычному постоянству окружающей среды. Они не только бездеятельны, но и полностью беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания.

Дети II группы с аутистическим отвержением окружающего характеризуются определенной возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счет аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипий: двигательных (прыжки, взмахи рук, перебежки и т. д.), речевых (скандирование слов, стихов и т. д.), сенсорных (самораздражение зрения, слуха, осязания) и т. д. Такие аффективно насыщенные действия, доставляя эмоционально положительно окрашенные ощущения и повышая психический тонус, заглушают неприятные воздействия извне.

С точки зрения нозологии и у этой группы детей речь, скорее, идет о шизофрении либо, возможно, биохимической, на настоящем уровне диагностики не определяемой, энзимопатии.

Дети III группы с аутистическим замещением окружающего мира характеризуются большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего страхам. Эти дети имеют более сложные формы аффективной защиты, проявляющиеся в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазиях, часто с агрессивной фабулой, спонтанно разыгрываемой ребенком как стихийная психодрама, снимающая пугающие его переживания и страхи. Внешний рисунок их поведения к психопатоподобному. Характерны развернутая речь, более высокий уровень когнитивного развития. Эти дети менее аффективно зависимы от матери, не нуждаются в примитивном тактильном контакте и опеке. Поэтому их эмоциональные связи с близкими недостаточны, низка способность к сопереживанию. При развернутом монологе очень слаб диалог.

 


 

2. Поведенческий подход к развитию речи. Основные типы вербальных действий (перечислить, привести примеры).(ПОКОЛЕВА Н.И.)

Применение Прикладного анализа поведения для коррекции нарушений речевого развития у детей с аутизмом является на сегодняшний день одним из наиболее эффективных подходов. Поведенческое вмешательство заключается в четкой и конкретной постановке целей вмешательства, наблюдения и записей данных о целевом поведении, использовании принципов «Теории научения» для формирования желаемых речевых реакций - усиления, гашения, контроля стимулов, обобщения, и других.

Функциональный анализ вербального поведения:

- «Вербальное поведение» Скинер, 1957

- Речь определяется как «вербальное поведение», которому можно обучить, как и другим видам поведения.

- Речь приобретается, развивается и поддерживается, изменяющимися факторами в окружающей среде.

- Вербальное поведение определяется функциями, а не формой реакции.

Вербальное поведение это:

- взаимодействие между людьми или коммуникация

- движение мышц артикулляционного аппарата

- набор реакций, которые влияют на поведение другого человека

- коммуникация не только с помощью речи, но и посредством других не вокальных способов

Единица вербального поведения – вербальное действие (взаимосвязь между видом реакции и факторами окружающей среды, контролирующими невербальное действие)

Например: мотивационные факторы – жажда; определенные стимулы – наличие воды, стакан или присутствие мамы; последствия – попил сам или мама налила воду.

В своей книге «Вербальное поведение» Скиннер (1957) описал 6 основных типов вербальных действий:

1. Манд - это вид вербального действия, с помощью которого говорящий выражает просьбу о том, что он хочет или, что ему нужно. (Сказать: «Сок!», - потому что хочешь выпить сок.

2. Такт - это вербальное действие, которое находится под влиянием невербальных стимулов в окружающей среде. В нем говорящий наименовывает предметы, действия, события, с которыми контактирует посредством органов чувств. Появление мамы в поле зрения ребенка может вызвать реакцию «Мама пришла», стук колес приближающегося поезда может вызвать комментарий «Поезд», а головная боль может стать причиной реакции «У меня болит голова».

3. Эхо - это вид вербального действия, которое в точности повторяет вербальный стимул другого человека. Когда мама говорит «Собака», ребенок повторяет «Собака». Когда на логопедических занятиях педагог говорит «Ау!», ребенок повторяет «Ау». Эхо-реакция должна полностью соответствовать форме и виду вербального стимула.

4. Интравербальное действие – вербальное действие говорящего, которые отличаются от вербальных действий других говорящих. Этоответнавопрос или реплика в диалоге. Ребенку задают вопрос «Кто лает?», ребенок отвечает «Собака», а когда к человеку обращаются с приветствием «Добрый день!», он отвечает «Здравствуйте!».

5. Текстуальное действие - это чтение текста. Увидеть написанное слово «Собака» и произнести «Собака». Скиннер указал, что данное вербальное действие может происходить вне связи с пониманием прочитанного.

6. Транскрипция - этот вид вербальных действий заключается в написании услышанных вербальных стимулов. Ребенок слышит «Поезд» и пишет в тетради «Поезд». Данный вид вербальных реакций включает также печатание по буквам (на клавиатуре компьютера), набирание слова по буквам (например, из букв на магнитах), или произнесения слова по букваи.

Помимо данных типов вербальный действий, Скиннер (1957) также определил роль слушателя. Данная роль не заключается лишь в восприятии речи («рецептивной речи»), а включает дополнительные аспекты. Человек, выполняющий роль слушателя, должен не только уметь воспринимать на слух речь говорящего и выполнять инструкции, но также обладать дополнительными навыками. Например, смотреть на говорящего, кивать, быстро реагировать на его вопросы и отвечать, быстро реагировать на его просьбы и предоставлять ему то, что необходимо - специфические предметы или информацию, а также реагировать эмоционально - улыбаться, грустить, сопереживать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.224 (0.01 с.)