Школа 5 вида как тип специального учебного заведения. (лекция тишиной 13. 09. 20) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школа 5 вида как тип специального учебного заведения. (лекция тишиной 13. 09. 20)



Сейчас – специальные и специальные коррекционные образовательные школы для детей с ОВЗ. (для детей с нарушениями зрения или слуха специальные школы есть), для детей отдельных школ с УО – нет.

В речевой школе существовало два отделения.В первое отделение зачисляли детей с такими речевыми диагнозами:

- ринолалия

- дизартрия

- алалия

- заикание                           СОПРОВОЖДАЕМЫЕ ОНР

- дисграфия

- дислексия

С ФФН такой ребенок (с таким диагнозом) попадал в общеобразовательную школу, речь не шла о системности недоразвития речевой системы.

Школа 5 вида (школа речевая, школа для детей с тяжелыми нарушениями речи). Для детей с речевыми диагнозом, сопровождаемым ОНР.

Во второе отделение зачислялись дети с чистой формой заикания (без ОНР). Которое определено по психолого-педагогической классификации (Р.Е.Левиной). Т.е. у ребенка есть только логоневроз, лексика, грамматика соответствует возрастной норме.

Существуют сходства и различия в работе первого и второго отделения.

Сходства:

1. В речевую школу дети зачислялись по направлению ПМПК (как в любую специальную школу).

2. Наполняемость классов – 12 человек.

3. В начальной школе все уроки, кроме физкультуры, музыки и ритмики ведет учитель-логопед (учитель начальных классов для детей с ТНР).

4. В речевой школе нет ставки освобожденного логопеда (нет специалиста, который брал бы детей на индивидуальные занятия), коррекцию индивидуальных речевых нарушений учащихся осуществляет учитель, который работает на классе. Индивидуальная коррекционная работа проводится во второй половине дня, индивидуальные занятия вносятся в расписание.

5. Учителя-предметники должны обязательно окончить дефектологические курсы для того, чтобы хорошо понимать специфику контингента.

6. В условиях школы-интерната осуществляется комплексный подход коррекции речевых нарушений учащихся к вопросам обучения и воспитания (говоря о комплексном подходе, мы подразумеваем, что это не только педагоги (учитель-логопед и учитель математики, например), но и психологический и медицинский блок.

1 блок (педагогический): на классе работает учитель-логопед и два воспитателя (дневной и ночной воспитатель). После уроков логопед передает детей дневному воспитателю, дневной – ночному воспитателю, после первого завтрака передает детей учителю. Чтобы воспитатели уравнивались по количеству часов в неделю, они меняются неделями. Педагогический блок дополняют учителя-предметники, педагоги дополнительного образования.

2 блок (психологический): Ставка психолога. Во многих случаях отдельно выделялась ставка дефектолога/олигофренопедагога (тоже входят в психологический блок). Он занимался не вопросами обучения, а вопросами дифференциальной диагностики.

Психолог – вопросы возраста, мотивации, профориентации.

3 блок (медицинский):

- врач-невролог. Диагноз ставит невролог. Коррекция многих речевых нарушений возможна только при медикаментозной поддержке (назначаемые врачом). Поэтом раньше в штате был невролог, который занимался консультациями, дополнительной диагностикой.

Также в штате

- медсестра (рост, вес, давление, выполнение назначений врача, прививки и т.д.);

- массажист;

- специалист по адаптивной физической культуре (врач-ЛФК);

- физиотерапевт или физио-медсестра (обязательно был физиокабинет).

Сейчас нет физиокабинетов, врач – закрепленный или приходящий, препаратов никто не дает (только родители могут дать).

ОТЛИЧИЯ:

Учащиеся первого отделения учатся по специальной программе (сейчас вошли в инклюзию), разработанной сотрудниками кафедры логопедии научно-исследовательского института дефектологии (сейчас – Институт коррекционной педагогики). Первые программы были написаны под руководством Р.Е.Левиной (Каше, Спирова, Шуйфер, Чиркина, Филичева, Ястребова все работали под ее руководством, каждый из этих авторов разрабатывал свое направление). Последняя редакция программы была проведена в 1987 году. В 1991 распался СССР, много лет не поднимался этот вопрос, учителя были буквально брошены на произвол судьбы. Учителям приходилось использовать новые учебники, используя старые технологии работы. В 2003 году Г.В.Чиркина (возглавила после Р.Е.Левиной кафедру логопедии) настояла на пересмотре программ и написании новых программ коррекционной школы 5 вида. В 2005 году была составлена рабочая группа, которая должна была заниматься разработкой новых программ. Но этот проект так и не был реализован.

В СПб в 2010 под редакцией Р.И.Лалаевой вышел сборник программ, по которым обучаются дети СПб и Ленинградской области, где все речевые школы сохранили свою статусность. В Москве ни одной речевой школы не осталось.

Учащиеся первого отделения учатся 10 лет или 10 +1) и за этот период осваивают программу девятилетней массовой школы. (+1 – это подготовительный класс, в который зачислялись дети школьного возраста, имеющие 2 уровень речевого развития). Если ребенку 7 лет, но у него второго уровень речевого развития, то он зачислялся в подготовительный класс.

Учащиеся 2-го отделения учатся по программе общеобразовательной школы.

Учащиеся второго отделения учатся 9 лет (т.е. за 9 лет дети осваивают программу девятилетней массовой школы).

 

По окончании школы дети получали цензовый документ об образовании. Это образование, которое приравнивается к 9 классам, продолжение – 10 класс, колледж или профессиональное училище.

В Москве было пять речевых школ, которые стали отдельным корпусами: - школа-интернат № 45 (Олимпийский проспект, 15), работала по программе только 1 отделения;

- школа-интернат № 28 (Денисовский переулок), работала по программе только 1 отделения;

- школа-интернат № 60 (ул.Нагорная, 22), работала по программе только 1 отделения;

- школа № 573 (3-й Рощинский проезд), работала по программе только 1 отделения;

- школа-интернат № 96 (ул. Смольная), работала по программе только по программе 2 отделения, с 2000 года открыли первое отделения.

 

Ситуацию о лог. помощи на данный момент можно посмотреть в Распоряжении Мин Просвещения №Р-75 от 6 августа 2020 года «Об утверждении примерного положения об оказании лог помощи в организациях, осущ-х образоват деят-ть» (нового ничего, Речевые школы как отдельные организации не появились).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.007 с.)