Задачи коррекционной работы по формированию функционального базиса устной и письменной речи у детей с зпр. (дементьева Ю. Б. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи коррекционной работы по формированию функционального базиса устной и письменной речи у детей с зпр. (дементьева Ю. Б. )



Под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедление темпа реализации закодированных в генотипе возможностей.

У детей с ЗПР замедлен процесс функционального объединения различных структур мозга, своевременно не формируется их специализированное участие в реализации процессов восприятия, памяти, речи, мышления.

Недостатки устной речи и несформированность функционального базиса письменной речи затрудняют овладение письмом и чтением.

В коррекционной работе по формированию функционального базиса устной и письменной речи можно выделить следующие задачи:

  1. Стимуляция коммуникативной и речевой активности, с использованием вербальных и невербальных средств.
  2. Развитие понимания обращенной речи, с опорой на разные виды деятельности и сотрудничество со взрослым.
  3. Формирование произносительной стороны речи. Коррекция нарушений звукопроизношения. Важным этапом будет дифференциация фонем. Работа над звукослоговой структурой (13 классов по Марковой). Развитие просодических компонентов.
  4. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Углубленная работа над дифференциацией фонем, над различением фонем, обучение звуковому анализу и звукослоговому анализу и синтезу.
  5. Формирование лексического строя речи. Расширение объема и систематизация словаря, параллельно с расширением представления об окружающей действительности и развитием познавательной деятельности. Развитие мыслительных операций: анализ, синтез обобщение, конкретизация, сравнение, сериация. Формирование предикативной стороны речи, за счет обогащения словаря глаголами и прилагательными.
  6. Работа над грамматическим строем речи, формирование словообразования и словоизменения. Уделяем внимание приставочному глаголу, роду, числу, падежу существительных, прилагательных. Формирование системы словоизменения, формирование словообразовательных умений (образование прилагательных от существительных и наоборот, глаголов совершенного и не совершенного вида).
  7. Формирование умений оформлять структуру предложения. Начиная со словосочетаний, работаем над предложно-падежными конструкциями в словосочетаниях, составляем предложения по ситуационным картинкам. Особое внимание уделяем пониманию логико-грамматических конструкций (Вася выше Пети, кто выше, кто ниже?) Развитие вероятностного прогнозирования при построении слов (добавить звук, слог и т.д.).
  8. Работа над связной речью, над всеми этапами порождения речевого высказывания. Развитие словесной регуляции действий, т.е. побуждаем сопровождению речью, движений, действий с предметами. Работа над фразой, с использованием внешних опор, сюжетных картинок, фишек, схем, постепенное расширение фразы. Обучение действию планирования в рассказывании с помощью наглядных и словесных опор, обучение пересказу, обучение творческому рассказу.
  9. Подготовка к обучению грамоте. Развивать формирование языкового анализа и синтеза, работа над осознанием языковой действительности (должен различать звук, слог, слово). Знакомим со словами предметами, словами действиями. Формируем эталонные представления о форме, цвете, величине.
  10.  Развитие оптико-пространственных функций. Используем зрительное восприятие, слуховое, тактильно-двигательное восприятие, комплекс ощущений от внутренних органов и мышц. Ориентировка от себя, на себе, в линейном ряду (называет игрушки, поставленные в ряд), ориентировка от предмета, ориентировка на листе, ориентировка в теле человека, стоящего напротив. Работаем над временными представлениями. Развиваем чувство ритма.

Тема 4.5 Логопедическая работа с детьми после кохлеарной имплантации

1. Понятие кохлеарной имплантации (МАИЛЬЯНЦ М.И.)

Кохлеарная имплантация - способ слухопротезирования, предполагающий вживление во внутреннее ухо системы электродов, обеспечивающей восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции слухового нерва. В отличие от обычного слухового аппарата, который усиливает акустические сигналы, кохлеарный имплант преобразует их в электрические импульсы, стимулирующие слуховой нерв.

 

 

Кохлеарная имплантация это система мероприятий, направленных на реабилитацию людей с нарушением слуха, включающая:

отбор детей;

проведение хирургической операции,

первое включение речевого процессора и его настройку,

послеоперационную слухоречевую реабилитацию.

Критерии отбора пациентов:

- Двусторонняя глубокая сенсоневральная тугоухость (средняя степень потери слуха Дб, Гц).

- Пороги слуха в слуховом аппарате в диапазоне Гц 55 Дб и более.

 - Отсутствие выраженного улучшения восприятия речи от использования оптимально подобранных СА при высокой степени двусторонней сенсоневральной тугоухости после 3-6 месяцев использования аппаратов.

- Отсутствие соматических противопоказаний к операции.

- Отсутствие когнитивных проблем.

- Отсутствие психических и грубых неврологических нарушений.

- Готовность родителей, специалистов к длительной послеоперационной слухоречевой реабилитации.

 - Возрастные критерии: при врожденной глухоте и у детей, оглохших в первый год жизни (до формирования речи), минимально рекомендуемый возраст соответствует месяцам. Оптимальные результаты могут быть достигнуты в возрасте до 3 лет. Принципиально вопрос об имплантации у ребенка даже большего возраста должен решаться 4 индивидуально в каждом конкретном случае с учетом как медицинских, так и психологических, и социальных показателей. Однако срок операции от момента потери слуха не должен превышать 7 лет.

Дети с кохлеарным имплантом представляют собой качественно своеобразную группу детей с нарушением слуха глухих с возникшим слухом, на базе которого возможно развитие адекватного слухового восприятия и полноценного развития устной речи. Успешная абилитация ребенка раннего и дошкольного возраста с кохлеарным имплантом возможна при условии ежедневной ежеминутной согласованной совместной работы учителя-дефектолога (сурдопедагога) и родителей.

В нашей стране первая операция по вживлению отечественного импланта была проведена в 1982 г., а с 1990 г. врачи Всероссийского научного центра аудиологии и слухопротезирования МЗ РФ под руководством Г.А. Таварткиладзе совместно со специалистами фирмы «Cochlear* (Германия) подготовили и провели первую операцию по вживлению 22-канального электрода Nucleus. С этого времени врачи в центре делают такие операции по нескольку в год. В 1995 г. врачами центра были разработаны и опубликованы рекомендации «Показания к кохлеарной имплантации». В настоящее время появились и другие медицинские учреждения в Москве и Санкт-Петербурге, которые делают подобные операции детям и взрослым.

Как работает кохлеарный имплант

1. Сначала звуки воспринимаются микрофоном.

2. Затем сигнал от микрофона поступает к речевому процессору.

3. Речевой процессор преобразует звуки в закодированный сигнал, который состоит из быстрой последовательности электрических импульсов.

 4. Закодированный сигнал передается по кабелю в радиопередатчик

5. Радиопередатчик передает закодированный сигнал в виде радиосигналов через кожу головы к приемнику под кожей.

6. Имплантированный приемник декодирует сигнал и посылает его в виде последовательности электрических сигналов на электроды в улитке.

7. И, наконец, слабые электрические сигналы, передаваемые электродами, стимулируют слуховой нерв. Различные части нерва стимулируются разными электродами в соответствии с частотой звука, получаемой микрофоном. В ответ слуховой нерв и передает нервные импульсы мозгу, который воспринимает их как звуки.

Особенности восприятия неречевых звуков и речи ребенком с кохлеарным имплантом:

1. Звуки и речь, передаваемые КИ в слуховую систему, искажены, поэтому даже позднооглохшие дети сначала не узнают знакомые слова и звуки. Однако, в речевых сигналах, передаваемых КИ, содержится вся лингвистическая информация, необходимая для восприятия речи. Требуется время и специальные занятия, чтобы дети научились это 5 делать. Дети, которые использовали слуховой аппарат, также сначала не узнают знакомые слова и звуки и должны учиться слышать заново.

2. Из-за того, что звуки и речь, передаваемые КИ, искажены, дети и после обучения слышат не так четко, как нормально слышащие. Это приводит к тому, что даже после длительного использования КИ они медленнее обрабатывают речь, процесс слушания требует от них напряжения, они плохо понимают речь в шумных условиях

 3. Даже когда достигнута оптимальная настройка процессора импланта, пороги слуха ребенка составляют дб и соответствуют I степени тугоухости, что затрудняет восприятие наиболее тихих частей речи - окончаний, предлогов, приставок, тихих согласных (п, т, к, ф, ц, х, в) при общении с ним тихим голосом и на расстоянии.

 4. У детей не сформировано или недостаточно сформировано внимание к окружающим звукам. Поэтому на начальных этапах надо постоянно привлекать внимание ребенка к окружающим звукам, а позднее привлекать его внимание, когда к нему обращаются.

 5. Ребенок плохо локализует звук в пространстве. Он не может это сделать, если это короткие звуки или определить идет звук спереди или сзади, если не видит источник звука.

6. Ребенок плохо воспринимает речь, если говорящий находится сзади и с противоположной стороны от импланта, также при общении с несколькими собеседниками, особенно в первый год использования КИ.

7.Если ребенок не имел слухового опыта, то он очень медленно научается обнаруживать и различать звуки.

 8. Ребенок плохо воспринимает речь, если она не обращена к нему (при общении нескольких людей, при обращении к детям при групповых занятиях) и не привлечено его внимание.

9. После включения процессора КИ при правильной слухоречевой работе у детей достаточно быстро развивается слуховое восприятие (3-12 мес.), и по состоянию слуха они приближаются к детям с I степенью тугоухости. При этом состояние развития восприятия речи на слух и собственной речи у них, как у глухого ребенка. На первый план при этом выступают трудности запоминания речевого материала, нарушения слухового внимания. Ребенок плохо запоминает звуковые образы окружающей среды и слова. Чем в более позднем возрасте имплантирован ребенок, тем более это выражено. По существу, после имплантации такой ребенок является ярким примером центральных расстройств слуха и напоминает детей с сенсорной алалией. По мере слухоречевых коррекционных занятий у ребенка развиваются слуховой анализ, слуховое внимание и память. Проблемы памяти и внимания обычно сохраняются у таких детей в течение 2-3-х лет. Если у ребенка 6 есть сопутствующие расстройства нервной системы (например, общее нарушение внимания в синдроме минимальной мозговой дисфункции) и поражение слуховых центров мозга, то эти нарушения сохраняются дольше.

10. Окружающие шумы и реверберация (отражение звуков от стен) очень мешают ребенку узнавать и запоминать речевые сигналы и звуки окружающей среды. Классные помещения - это помещения с высокой реверберацией и уровнем шума.

11. С помощью КИ ребенок может воспринимать музыку, ее ритм. Сначала они не узнают знакомые песни, затем делают это хорошо и даже понимают слова песен. Многие подростки с удовольствием начинают слушать современную музыку и песни сразу после включения процессора. Некоторые сами слушают любимые песни, для того чтобы быстрее научиться понимать речь с КИ. Музыкальные произведения, в которых нет четкого ритма, а главное - это мелодия, например классическая музыка, воспринимаются хуже. Развитие восприятия такой музыки надо начинать с прослушивания произведений, исполняемых одним инструментом. Лучше всего воспринимается пианино и гитара. Наиболее сложно воспринимать оркестр.

Особенности развития ребенка с КИ:

1. После включения процессора КИ пороги слуха ребенка составляют дб, что соответствует I степени тугоухости. Однако уровень понимания обращенной речи и собственной речи ребенка соответствует развитию глухого ребенка.

2. Достаточно быстрое спонтанное развитие слуховой чувствительности (даже на тихие звуки), которое резко контрастирует с медленно формирующейся способностью формировать устойчивые связи между звуковым образом слова и обозначаемым предметом/ явлением, т.е. значительно снижена скорость обработки обращенной речи.

3.Реакции эхолалии повторение слов, произнесенных взрослым. Смысл слова при этом ребенком не понимается.

4. Особенности долговременной памяти: ребенок быстро запоминает слово на занятии, а через короткий промежуток времени может повторить по подражанию взрослого, но не соотносит с определенным предметом.

5. Проблемы непроизвольного и произвольного слухового внимания.

6. Быстрая утомляемость при слуховой нагрузке.

7. Эти особенности должны учитываться при организации и планировании коррекционно-развивающей работы.

Группы детей с КИ:

1. Прелингвальная - врожденная глухота.

2. Долингвальная - нарушение слуха возникло в младенческом или раннем возрасте.

3. Постлингвальная - нарушение слуха возникло после овладения речью. Основное содержание занятий с позднооглохшими составляет работа по восстановлению речевого слуха (адаптация к новому звучанию, различные упражнения по дифференциации речевых единиц, узнаванию их в разнообразном контексте). С имплантированными при врожденной глухоте проблем намного больше: главная развитие речи. Появившийся физический слух находится в конфликте с уже сформированной дефектной речью. Необходима длительная работа по перестройке речевых стереотипов. Легче происходит формирование речи и параллельно речевого слуха у маленьких неговорящих глухих детей, перенесших кохлеарную имплантацию в 2-3 года: сензитивный период для формирования речевых навыков еще не прошел, физический слух обеспечивается имплантом, нужны лишь повседневные целенаправленные занятия с родителями и учителем дефектологом.


 

2. Слухоречевая реабилитация глухих детей. Основные задачи работы учителя-логопеда с детьми раннего возраста в консультативном пункте в предоперационный период. Методы и приемы работы. Основными задачами начального и основного этапа слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантаци (МАСАЛКИНА Т.С.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.018 с.)