Понятие логопедической ритмики. (МАСАЛКИНА Т.С.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие логопедической ритмики. (МАСАЛКИНА Т.С.)



1. Понятие логопедической ритмики.

«Все в нашем организме – говорит Г.А. Волкова, – подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой». Сочетание речевых упражнений, движений, ритма и музыки на занятиях логопедической ритмикой, положительно влияют на состояние высших психических функций, регулируя эмоциональное состояние, активно воздействует на центральную нервную систему. Существуют различные формулировки понятия логопедической ритмики или логоритмики, рассмотрим некоторые из них.

По мнению Г.А. Волковой логоритмика – это форма работы по преодолению речевых нарушений в которую включаются двигательные упражнения с использованием стишков, потешек, песенок, речевок, поговорок.

Р.Л. Бабушкин считает что логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой, – средствами движения, музыки и речи, это часть лечебной ритмики, основанная на взаимосвязи музыки, слова и движения для детей с общим недоразвитием речи.

Задачи логопедической ритмики определяются как образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные. Образовательные задачи включают в себя знакомство с движениями, пластикой, формирование навыков и умений. Воспитательные задачи включают в себя развитие чувства ритма, соотношение музыки, движения и речи. Коррекционные задачи включают в себя развитие дыхания, артикуляции, речедвигательной памяти, общей и мелкой моторики.

Логоритмика способствует развитию физических навыков детей – быстроты, силы, ловкости, ориентировки в пространстве, формированию речедвигательных навыков – запоминания, обработки и пересказывания определенной информации, помогает в запоминании игр, картинок, действий, способствует улавливание слов на слух, а также развивает мелкую и крупную моторику малышей. Кроме того, особенностью логоритмических занятий является то, что они развивают интеллектуальное, физическое, психическое начало детей с общим недоразвитием речи.

В 30-е годы ХХ века лечебная ритмика находит применение и в логопедических учреждениях, но не в полном объеме и в несколько специфическом виде. В системе ритмического воздействия на людей с речевой патологией ведущее место занимает слово. В связи с этим формируется особое направление воздействия в реабилитационных методиках – логопедическая ритмика. 

Первоначально логоритмика использовалась в работе с заикающимися дошкольниками. По инициативе В.А. Гиляровского и Н.А. Власовой логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по преодолению заикания у дошкольников и сразу получила высокую оценку специалистов. Следующая, кто заинтересовалась логопедической ритмикой, стала В.А. Гринер, которая разработала материалы для заикающихся детей. Педагог считала, что логопедическая ритмика строится на упражнениях, в которых особое внимание уделяется слову. Логоритмика является уникальным средством, которое в занимательной и непринужденной, обстановке решает ряд задач, а именно – оздоровительных, воспитательных, образовательных и коррекционных. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

В 40-ые годы логопедическая ритмика в нашей стране вошла как необходимая часть и в комплекс воздействия на больных афазией. Ю. А. Флоренская и В. А. Гринер в статье «Музические расстройства в процессе обратного развития афазии и их ритмотерапия» указывают, что логоритмика в отношении больных афазией применяется прежде всего к расстройствам просодической стороны речи. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представлений, активности мысли и развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик; образной – при восприятии наглядного образца движений; словесно-логической – при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения логоритмических заданий; двигательно-моторной – в связи с практическим выполнением заданий; произвольной – без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений. В процессе коррекционной работы логопедическая ритмика опирается на закономерности возникновения и развития патологического процесса, на те специфические методы воздействия, которые разрабатываются дефектологией в отношении лиц с психическими и речевыми расстройствами.

В 80-х годах двадцатого века логопедическая ритмика выделилась как отдельная наука, благодаря Г.А.Волковой, определяет логоритмику как одну из форм активной терапии, которая может быть включена в “любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией”. Педагог расширила область применения логопедической ритмики, предложив конкретные методические рекомендации для комплексной коррекции разных форм нарушений речи. В результате этих усилий логоритмика встала в один ряд с другими разделами логопедии и коррекционной педагогики.

Таким образом, речевой и моторный ритмы относятся к наиболее сложным видам ритмической активности центральной нервной системы, участвуя в реализации важнейшей деятельности человеческого мозга – и восприятии, и порождении, и воспроизведении речи.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.006 с.)