Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иконографические явления и назначение икон

Поиск

С психологическим феноменом Христа непосредственно связано то, что следует назвать как чудо, творимое иконами. Но, прежде всего, я скажу и о других, менее частых чудесах, которые также можно назвать как иконографические чудеса, которые связаны не с самими иконами, но с появлением перед несколькими (иногда это единицы, иногда тысячи людей) образа Святой Девы Марии. Трудно сказать, почему в таких случаях народу является только Девы Мария, но подобное чудо, несомненно, связанное с психологическим феноменом Христа, не перестает быть чудом.

Здесь же будет рассказано лишь об одном из таких случаев.

“В этот день (13 мая 1917 года. О. Ю.) три маленьких пастушка из деревушки Фатима, что в двухстах километрах от Лиссабона, девятилетний Франсишку Марту со своей семилетней сестрой Жасинтой и их двоюродная сестра, десятилетняя Лусия душ Сантуш, как обычно, пасли свое небольшое стадо, когда ровно в полдень им было явлено чудо: они увидели Богородицу. “Прекрасная Госпожа”, как ее называют португальцы, поговорила с ними, попросила их молиться и сказала, чтобы каждое 13-е число они приходили на это место.

Каждый раз Мадонна сначала являлась Лусии, а уже затем Франсишку и Жасинте, причем Лусия не только видела и слышала Богородицу, но и могла разговаривать с ней, Жасинта видела и слышала, а Франсишку мог лишь созерцать ее. Последняя, шестая, встреча состоялась 13 октября. К тому времени о фатимском чуде стало широко известно, и кроме трех пастушков к месту святыни пришли еще 60 тысяч паломников. Девы Мария была милостива, явила чудо всем – волей своей она вдруг переместила солнце в небе. Еще Девы Мария рассказала Лусии о трех своих видениях. Первая касалась полыхавшей тогда мировой войны. Богородица предсказала время, когда она закончится, но предрекла вторую мировую войну и страшный катаклизм в самом ее конце.

При этих ее словах небо вдруг озарилось странным свечением. В 45-м году, когда после взрыва атомной бомбы страшное свечение покроет небо, вспомнят о видении Богородицы в Фатиме. Второе видение касалось России. Причем Лусия поначалу даже не поняла, что за Россия такая. Она решила, что это какая-то нехорошая женщина, которая предастся какому-то коммунизму, отпадет от церкви и будет преследовать веру и верующих. Но затем она раскается, пройдет через “освящение непорочным сердцем Марии” и даже примет католичество. Пройдет несколько месяцев, и, действительно, власть в неведомой России захватят какие-то коммунисты, начнут разрушать церкви и преследовать верующих.

Мадонна рассказала и о третьем видении, но строго-настрого предупредила Лусию, что открыть ее людям можно будет лишь после 1960 года. “Прекрасная Госпожа” сообщила еще одну печальную весть: Жасинта и Франсишку умрут еще в детском возрасте. Действительно, через полтора года вспыхнет мировая эпидемия страшного гриппа “испанки”, от которой погибнут миллионы людей, и в том числе брат и сестра Марту. Это объясняет, почему Богородица доверила свои пророчества только их троюродной сестре…

Действие своим ходом пошло дальше. В 1928 году Лусия приняла фамилию душ Жезуш и ушла в монастырь кармелиток. Говорила, что иногда общается с “Прекрасной Госпожой”. Тайну третьего откровения берегла свято. Но в 1955 году, за пять лет до назначенного срока (возможно, она испугалась, что не доживет до этого и “третья тайна Фатимы” уйдет вместе с ней, а может, просто решила бремя ответственности, которое несла уже почти сорок лет, переложить на более крепкие плечи), сестра Лусия подробно изложила все три видения Богородицы на бумаге и отправила запечатанным письмом по церковной иерархической цепочке самому папе (им тогда был Пий XII).

Прочитав письмо (он понимал португальский), понтифик пришел в большое волнение. Но, ничего никому не объяснив, запечатал письмо в новый конверт и отправил на самое секретное хранение. Все последующие понтифики, заступив на свой пост, первым делом знакомились с письмом сестры-кармелитки, но содержание его никому не открывали. В 1978 году письмо легло на стол Иоанна Павла II. В этот год впервые за четыре с половиной века папой был избран не итальянец, а поляк, Кароль Войтыла. Рука Провидения не оставляла его с первых дней и за треть века довела его до папского престола. Новый понтифик ознакомился с письмом, но тоже, не открыв никому содержания, вернул его в архив” (Евгений Федотов “Третий кусочек Апокалипсиса”, газета “Оракул”, № 7, 2000 г., стр. 8).

Третье предсказание “Фатимы” касалось именно покушения на жизнь римского папы. Должно было оно осуществиться в день 13 мая, в среду. Год в предсказании не указывался. И это предсказание сбылось 13 мая, в среду, в 1981 году, когда турок-террорист Али Мехмет Агджа выстрелил в Иоанна Павла II.

Римская церковь признала после некоторых колебаний, что третье предсказание Богородицы все-таки сбылось. Кровь понтифика пролилась. И предупреждение, в первую очередь, получила сама католическая церковь за свое вероотступничество.

Этот случай можно трактовать и как очередную попытку Всевышнего предупредить все человечество о грядущем наказании, если человечество, погрязшее в грехах, не откажется от избранного пути насилия, пути разврата, погони за ложным богатством. Предсказание о принятии Россией католичества, скорее всего, является не истинным предсказанием Богородицы, а плодом фантазии Лусии, которая за давностью лет могла исказить воспринятую ею информацию.

Далее речь пойдет об иконах. Благодаря этим творениям рук человеческих, явственно проявляется Божественная сущность, уникальная “нереальная” реальность, ставшая, к сожалению, лишь объектом исследований искусствоведов, что, на мой взгляд, является грехом, о чем я выскажусь более определенно.

Случай, описанный выше, по-своему единственный и ему невозможно дать какое-либо толкование, кроме как проявление воли Всевышнего. Вместе с тем, с именем Богородицы связано не только, скажем, ее явление в разные времена большему или меньшему количеству людей. Эти события относительно редки.

С именем Богородицы связано в гораздо большей мере явление мироточения из икон Божьей Матери. Правда, оговорюсь, мироточат и другие иконы, но именно с иконами Богородицы это явление связано наиболее часто.

“До недавнего времени случаи мироточения тщательно замалчивались, если уж упоминались, то лишь как “церковные фокусы для невежественных людей”… Последние десять лет о “плачущих” иконах пресса сообщает регулярно. Весной 1991 года начиная с четверга Светлой седьмицы в Москве, в храме святителя Николая Николо-Перервенской обители, около двух недель мироточила “Державная” икона Божией Матери… Летом того же года в одном из старинных храмов Вологды на образе Нерукотворного Спаса стали видны две слезные струи, истекавшие из очей Спасителя…

А осенью в Одигитриевском приделе Успенского собора в Смоленске выступили слезы на Казанской иконе Божьей Матери, о чем митрополит смоленский Кирилл сделал сообщение на заседании Священного Синода…

В сентябре 1992 года в уфимском храме Рождества Богородицы стала мироточить икона Христа Спасителя, причем миро струилось с Его рук и страниц Евангелия, изображенного на иконе…

В 1994 году в первый день Великого поста в Успенском соборе Смоленска истекло миро от иконы преподобного Серафима Саровского, оно было заметно на левой щеке, бороде, правом плече и одежде святого…

В 1998 году во время молебна в престольный праздник в Никольском соборе города Вятские Поляны стала “плакать” алтарная икона святителя Николая. Сначала мироточение наблюдалось от усов и бороды изображенного на иконе святителя, а в Крещенский сочельник – и от креста на его одеянии. По словам настоятеля собора протоиерея Алексея Сухих, с помощью миро некоторые из прихожан смогли избавиться от кожных заболеваний и поправить зрение…

1988 год ознаменовался еще одним чудом: в Петрозаводске, в Екатерининском храме, начали мироточить одна за другой сразу 14 икон, в том числе образа Рождества Христова, Святой Троицы, святителя Николая, преподобных Космы и Дамиана, Зосимы и Савватия Соловецких и великомученицы Екатерины…

Плачут иконы не только в России. Благочестивый прихожанин Русской зарубежной церкви иконописец Иосиф Муньоз Кортес, испанец по происхождению, воспитывавшийся в русском приюте для сирот в Чили, привез с греческого Афона икону Иверской Божьей Матери и передал ее в дар Православному храму Монреаля. Вскоре после этого произошло чудо: 24 ноября 1984 года икона стала мироточить, причем она “плакала” в течение 14 лет, до октября 1998 года.

Временами божественной влаги выступало так много, что ее вытирали с иконы тампонами. И эти кусочки ваты творили чудеса: помазание миром исцеляло от всевозможных болезней. Кортес побывал с чудесной иконой в большинстве приходов зарубежной Русской Православной Церкви. Перевозил он ее в специальном покрове, и во время поездок покров весь пропитывался миром. Его разрезали на кусочки и раздавали верующим, которые, помазавшись миром, излечивались от болезней… И совсем уж необъяснимое: порою мироточат даже репродукции икон, отпечатанные типографским способом. А в случае с монреальской иконой Божьей матери – даже ее фотографии!..

23 июля 1995 года в московской церкви Троицы Живоначальной одновременно замироточили сразу восемь икон, а через несколько дней – еще две. Продолжалось это целых два года, одна “плачущая” икона была металлическая, а другая – репродукция на бумаге” (Сергей Демкин “Лептонное чудо”, газета “Оракул”, № 6, 2000 г., стр. 5).

Здесь прекращу цитирование достаточно большой, содержательной и интересной статьи. В ней также сообщается: при исследовании миро, источавшегося из икон, учеными было определено, что по своему составу оно представляет собою смесь, сходную с оливковым маслом и обычным церковным миро, однако по целому ряду параметров – не совпадает.

Как следует понимать это явление? Просто как чудо Божие? Но тогда – зачем? Может быть, мироточение следует воспринимать как некоторое предупреждение? Но снова мы должны констатировать, что чудо мироточения икон семантически связано именно с Иисусом Христом.

Я хочу в этом явлении увидеть и нечто иное, чем просто чудо. Являя данное чудо людям, Всевышний раз за разом демонстрирует, между прочим, и то, что в его “руках” находится абсолютно все в нашем мире.

Сегодня Он творит миро, вчера Он сотворил человека, завтра Он может и “убрать” Человека с исторической арены.

Ведь слезы – это всегда печаль. И, может быть, Всевышний плачет о заблудшем Человеке, желая возвратить его на путь истинный. Недаром же миро исцеляет. Однако лечить человечеству необходимо свои души. Если моя догадка верна, то это означает, что мироточение имеет и тайный, эзотерический смысл, понять который непросто.

Тем не менее, с иконами связаны и иные “чудеса”. Дело в том, что уже давно люди поняли свойство большинства икон излечивать разнообразные заболевания и даже совершать настоящие чудеса, если около этих икон совершается определенный обряд. Около одних икон сила воздействия больше, около других – меньше. Поэтому мне хочется рассказать как раз о совершении определенного обряда моления, свидетелем которого я был сам.

Вильнюс, глубоко любимый мною город, где я себя всегда чувствовал как дома, очень красивый, как и вся Литва. Литовцы знают и хранят свою историю. Они не разорили свои костелы и соборы и стараются их поддерживать в хорошем состоянии. Так вот, во многих из них есть иконы-исцелительницы, около которых родственники тяжело заболевшего человека совершают особую молитву, целью которой является просьба вылечить больного. В самом центре Вильнюса, в черте Старого Вильнюса, есть костел, в котором для такой чудотворной иконы сделан специальный пристрой.

Я присутствовал на обряде коллективного моления родственников заболевшего человека и даже сделал несколько фотоснимков “скрытой камерой” этого процесса, боясь помешать совершению обряда. Меня до глубины души потрясла уверенность людей в силе их “семейной” молитвы. Причем молившиеся о своем родственнике люди, стоявшие, кстати, на коленях перед иконой, совершенно не обращали внимание, что в самом приделе толпятся посторонние люди – туристы из других городов и весей, просто любопытные. Молились все они, негромко повторяя один общий текст. Но сила эмоционального воздействия от процесса моления была очень мощной.

Около этой иконы, обладающей, по-видимому, особой энергетикой, наиболее часто совершаются подобные обряды. То, что молитва, совершенная около этой иконы реально помогает, я мог убедиться по тому, сколько было в этом пристрое символов исцеления.

Дело в том, что после исцеления каждый выздоровевший заказывает изображение излеченного органа (сердце, голова, нога и т.д.), выполняемое церковным чеканщиком из листового серебра. Этот символ исцеления укрепляется около чудотворной иконы. Около этой иконы, о которой я здесь рассказываю, таких символов так много, что они практически заполнили все стены всего пристроя.

Но такая чудотворная икона, естественно, может помочь только в том случае, если у молящегося или молящихся нет каких-либо корыстных помыслов, а молитва - искренна и глубока по духовной концентрации.

Кстати, встреча с этой иконой, произошедшая в 1983 году, для меня была той “каплей”, которая, как-то дополнив мои представления о Боге, позволила мне (не сразу, конечно) возвратиться к Богу. Я так много размышлял над силой, которая, несомненно, была в этой иконе, так долго задумывался над самим процессом моления, на котором мне довелось присутствовать, что вывод для меня в результате был однозначен - без Бога нельзя жить.

Сейчас мне хочется привести некоторые соображения, которые, как мне кажется, раскрывают возникновение обрядов моления около икон. Дело в том, что создав, скажем икону, человек должен был как-то понять, что изображение на доске или на иной плоскости какого-либо конкретного лица может определенным образом в чем-то помогать человеку. Мне кажется, что понимание этого дает ключ ко многим секретам психологических основ религии как таковой. Поэтому сначала несколько углубимся в историю.

В главе, посвященной анализу механизмов появления Homo sapiens, было (надеюсь, достаточно убедительно) показано, что религиозные представления человека возникли вовсе не по каким-либо экономическим причинам. Кроме того, религиозные представления у человека возникли как раз тогда, когда он еще и не был Homo sapiens. Наоборот, именно религия (в ее первоначальном состоянии) как раз создала определенные экономические предпосылки для социального и духовного развития человека. Поэтому на заре человечества (на стадии неандертальца) невозможно выявить какой-либо момент экономического характера, поскольку тогда решалась всего-навсего задача выживания.

Но религия, возникнув как особое миропонимание, позволила, во-первых, объединить перволюдей (протолюдей), т.е. явилась истоком возникшей особой формы социализации, которая никак не могла появиться у других представителей живого мира. Благодаря религии у человека возник труд, как форма деятельности не случайными, а особыми, “заряженными” орудиями, которые и превратились в орудия труда. Именно в этом и заключается действие религии как самостоятельного фактора, стимулирующего социальное и духовное развитие человека (человечества).

Во-вторых, как было показано, религия помогла преодолеть барьер психической депривации. Это произошло на основе закрепления за выделенными предметами, предназначенными для определенных действий, специфических звуковых символов, преобразовавшихся со временем в развитую речь. На ее основе возникли особые формы деятельности, преобразовавшиеся впоследствии в то, что мы сегодня обозначаем как труд.

Только у человека речь существует как потребность более высокого уровня, чем у иных животных: первая сигнальная система соответствует уровню потребностей второго порядка, а речь человека - это потребность третьего и четвертого уровней потребностей.

Таким образом, религия в той ее первоначальной форме, в какой она была доступна проточеловеку (до Homo sapiens), явилась центром кристаллизации истинно человеческого интеллекта.

После этого у Бога и появилась возможность приступить к созданию человека разумного, которому первичная религия досталась просто “по наследству”, ставшая рычагом в аморфном мире случайностей. Именно с использованием религии действия проточеловека стали более целенаправленными, причем цели деятельности, по мере развития религиозных представлений становились все более и более отдаленными. Именно на основе этого и возникла впоследствии экономика человеческого сообщества, как система хозяйствования.

Приведя эти соображения, я хотел бы определенным образом отвергнуть идеи ученых о том, что, скажем, возникновение современных монотеистических религий следует увязывать с экономическими причинами. Скорее наоборот: экономические обстоятельства не мешали развитию этих религий и не являлись определяющими. Более того, весь материал, приведенный выше, показывает, что без возникновения определенных и необходимых психологических предпосылок возникновение и становление какой-либо религии просто невозможно. Эти психологические предпосылки никак не могут быть связаны с экономическими или политическими обстоятельствами.

Человек на всем своем историческом пути – от своего появления (возникновения) до сего дня - жил, опираясь не на Бога, а на религию, т.е. на вере в существование чего-то такого, что стоит над ним. Вследствие этого религиозность - это еще одна черта, еще одно свойство личности, которое может иметь тот или иной знак в своей ориентации.

Таким образом, религии - это не просто определенное духовное наследие, но и организующий момент в жизни человечества с самого начала возникновения Homo sapiens и даже еще раньше - начиная, по крайней мере, с неандертальцев. Иначе говоря, религия как форма особого, духовного поклонения высшим силам - это то, что и создало совершенно особые формы социализации, с использованием которых человек достиг всего из того, что имеется на сегодня в его распоряжении. С использованием религии человек разумный создал все, что было необходимо для успешной деятельности в те времена, начиная от “заряженных” инструментов и кончая наскальной живописью.

Предтечей наскальной живописи было раскрашивание “заряженных” орудий охоты (труда) особыми стойкими красками, обозначавшими степень и характер “заряженности” данного орудия или назначение этого “заряженного” орудия. Первые “образцы” изобразительного искусства - наскальная живопись – возникли как прямое следствие первого этапа и также имели сугубо ритуальный, т.е. религиозный характер. Правда, и просто ритуальными их вряд ли можно назвать, поскольку древние художники все-таки стремились достаточно достоверно изобразить силуэты животных, предполагая, очевидно, что успех в охоте будет тем больше, чем точнее они изобразят объект грядущей охоты.

Много лет прошло с поры возникновения наскальной живописи, пока не появились образцы живописи совершенно другого толка, когда человеку потребовалось как-то воздать долг памяти своим ушедшим родственникам. Он начал изображать их на специальных досках, используя достаточно стойкие краски с широкой цветовой палитрой.

Примером такой живописи, имевшей, несомненно, характер поклонения и предназначенной для специальных молений (для поминовения), являются так называемые Фаюмские портреты, найденные в Египте и относящиеся к древнейшим временам (задолго до явления Христа). Отличает эти работы высокая степень проработки деталей и высокая достоверность портретов (Музей изобразительных искусств, г. Москва). Можно полагать, что Фаюмские портреты являются своего рода первыми иконами, еще не отражавшими задач религиозного поклонения богам, но отражавшими религиозный характер поклонения ушедшим родственникам.

Кроме того, само изображение Бога было не столько невозможно, сколько кощунственно и опасно для человека: в Библии прямо говорится, что Бога видеть нельзя. Более того, у человека до определенного момента вообще не было никакого представления о Боге (его образе). Например, по Библии Моисею Бог являлся, как правило, в виде облака или огненного факела, столба, вихря.

Если пройти по залам Музея изобразительных искусств, обращая внимание на изменение характера живописи во времени, то можно увидеть, как постепенно расходились по духовному наполнению живописные картины для церковных задач (иконопись и живопись на религиозные темы для церкви) и для бытовых целей. Церковная живопись постоянно становилась все более и более аскетичной, все более и более ритуальной, все более и более стилизованной, приспособленной для молений.

Поэтому, скажем, в иконе не следует искать каких-либо художественных достоинств, поскольку любое такое достоинство будет грех, будет отвлекать от задач богослужения, т.е. не позволит сформировать те “белые” мыслеформы, которые и могут реально помочь человеку.

Здесь я, пожалуй, должен сделать оговорку.

Дело в том, что такое понимание икон, как я здесь указал, свойственно лишь Православной Церкви. У католиков скорее наблюдается обратное: иконы, как правило, это произведение светского искусства, что, на мой взгляд, снижает уровень их духовного предназначения. Но это мое индивидуальное впечатление, и оно не является категоричным или абсолютным.

Можно полагать, что сами по себе иконы, как объекты, перед которыми человек стал совершать определенные религиозные обряды, выливавшиеся в сотворение молитвы, появились после Христа - Богочеловека, Бога, лично явившегося к людям для того, чтобы в очередной раз предостеречь человечество от падения. И конкретно – первой иконой (прообразом иконы) было изображение лика Христа, созданное самим Христом на полотенце (Спас Нерукотворенный).

Только после этого события и появились иконы как объекты моления, как своеобразные “окна”, для общения не просто с богами, а с конкретным Богом. Вот после этого и стали появляться чудотворные иконы, о чем история последних двух тысячелетий говорит буквально на каждом шагу. Заметим, что ни у одной религии, кроме христианской, нет ничего подобного христианской иконописи.

Известно, что икону может написать далеко не всякий художник: на это он должен получить соизволение Свыше. Только иконы, исполненные людьми с чистыми помыслами, с особым настроением, как можно полагать, по велению Божьему и не запятнавшими себя чем-либо противоречащим, скажем, заповедям Библии, имеют совершенно особую энергетику.

Это и позволяет нередко, в определенном смысле, с их помощью совершать невозможное с обычной, житейской точки зрения, т.е. совершать “чудо”: вылечивать людей от неизлечимых недугов, одолевать неприятеля, отводить беду. Можно полагать, что “белая” мыслеформа, сцепленная с подобными иконами, открывает канал прямого общения с Богом, что и создает указанную особую энергетику таких икон.

Поэтому функция молитв около икон состоит не только в том, чтобы сформировать ту или иную “белую”, “защитную” или иную “охранную” мыслеформу, но и в том, чтобы через посредство физического вакуума получать канал непосредственного общения с Богом. Отсюда уже прямой канал к молитве, совершаемой, в том числе и без посредства икон.

Почти две тысячи лет прошло, как в обиход человека вошли иконы, являющие собой особый вид реальности и ставшие столь привычными, что ученые и не замечают в них ничего особенного, кроме тех или иных особенностей живописи, художественных приемов и прочего, не связанного с религией. Но, как видно из изложенного выше, само появление икон не является случайным: оно “подсказано” самим Богом. На эту особенность икон никто не обращал какого-либо внимания.

С этими словами я предоставляю вам, читатель, сделать самому вывод о реальности пришествия Христа и самому ответить на иные вопросы, если они у вас возникнут. Для меня в этом нет никакого вопроса – реальность пришествия Христа несомненна.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.191 (0.019 с.)