Именно это позволяет мне сделать вывод о том, что учение православной церкви было и остается, пожалуй, самым верным религиозным учением. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Именно это позволяет мне сделать вывод о том, что учение православной церкви было и остается, пожалуй, самым верным религиозным учением.



Правда, имеет смысл рассмотреть содержание “Тибетской книги мертвых”, чтобы вынести окончательное заключение. Это сделать необходимо, поскольку, с одной стороны, мы можем сопоставить “модели”. С другой стороны, материалы этой книги затрагивают ряд идеологических вопросов о судьбе души, без понимания которых никогда не произойдет “примирения” религий между собой. Это, как я понимаю, одна из самых насущных задач сегодняшнего момента в жизни планеты.

5. “ТИБЕТСКАЯ КНИГА МЕРТВЫХ”

Православная Церковь сформировала свою концепцию о Царстве Небесном на основе обобщения откровений, дававшихся различным святым отцам церкви.

“Православие имеет точное учение о загробной жизни, начиная с момента смерти, которое содержится в Священном Писании, толкуемом в контексте всего христианского учения, в святоотеческих сочинениях и, особенно, в том, что касается конкретного опыта души после смерти – в многочисленных житиях святых и в сборниках, посвященных подобному опыту. Этому, в частности, посвящена четвертая книга “Бесед” св. Григория Двоеслова, папы Римского (ум. В 604 г.)” (Иеромонах Серафим (Роуз) “Душа после смерти”, “Современный посмертный опыт в свете Православного учения о загробной жизни”, в книге “Тибетская книга мертвых”, предисловие К.-Г. Юнга, Санкт-Петербург, изд. “Амфора”, 1999 г., стр. 199).

Совсем иначе, насколько я это воспринял, изучен опыт “блуждания” души после смерти в тибетских уложениях. Технология “получения” информации о Царстве Небесном в тибетской религии основана на использовании техники глубокой медитации. При этом сами сведения о свойствах “потустороннего мира” получаются вполне конкретными, но их интерпретация не всегда соответствует истинному положению дел.

“Тот же, кого гуру наставлял о встрече с Реальностью еще при жизни, но кто не привык к ней, - самостоятельно осознать Бардо не сумеет. Такого человека должен вразумить гуру или собрат по вере” (“Тибетская книга мертвых”, предисловие К.-Г. Юнга, Санкт-Петербург, изд. “Амфора”, 1999 г., стр. 45).

Отсюда как раз и следует, что все знания о том, что здесь называется Реальностью, получены именно на основе практического изучения свойств “Реальности” задолго до конца жизни. К этому отрывку имеется (в сноске) примечание Юнга.

“Человек мог слышать подробное описание плавания, но сам никогда не пробовал плавать. Если его бросить в воду, он убедится, что плавать не умеет. То же самое происходит с тем, кто теоретически знает, как вести себя после смерти, но никогда не применял свои знания в йогической практике: он не способен сохранить непрерывность сознания. Его сбивают с толку изменившиеся условия существования: ему не удастся продвинуться вперед и воспользоваться возможностью, предоставленной смертью, если его не поддержит и не направит оставшийся на земле гуру. Но если у него плохая карма, то, несмотря на старания гуру, он не сумеет познать гуру” (там же).

Именно различие опыта, если так можно выразиться, в “извлечении” информации о потустороннем мире привело к тому, что понимание мира Бардо получилось совершенно иным, чем в учении Православной Церкви. Более того, на основе ошибок при толковании этой информации возникли и соответствующие ошибки идеологического характера.

Например, возникла теория кармы, теория перевоплощений.

Наша задача состоит, во-первых, проанализировать саму суть представлений о “том свете”, излагаемых в “Тибетской книге мертвых”. Во-вторых, проанализировать и объяснить ошибки, которые, к сожалению, имеют большое распространение в современном мире.

Тем не менее, важно понять, что тибетская (буддийская) религия так или иначе признает наличие именно того, что в учении Православной Церкви обозначено как Царство Небесное. Более того, есть и достаточно большие совпадения в описании явлений “потустороннего мира”, что, безусловно, подтверждает лишь то, что от проблем существования души после смерти никак нельзя отмахнуться. Кроме того, сама йогическая практика позволяет “заметить” некоторые моменты, исчезающие при иных формах “странствия” души в ином измерении пространства-времени.

“Технология” получения информации о мире Бардо у тибетских лам основывается на технике глубокой медитации. При медитации, приводящей к сознательному ограничению восприятия внешней информации от сенсоров и отключения внутреннего сознания, душа медитирующего человека вследствие особенностей ее существования – обязательного и непрерывного получения новой информации – выходит из тела и совершает самостоятельный поиск необходимой, т.е. новой информации.

В ходе жизненного процесса организм сам получает и, кроме того, формирует много новой информации, “питая” тем самым душу необходимой “пищей”. В этом, кстати, вновь подтверждается то, что Бог создал человека по образу своему и подобию.

При медитации (в зависимости от глубины погружения в отрешенное состояние) степень исхода души из сомы может быть различной. Состояние сомати, когда тело буквально каменеет и становится холодным, является самой сильной степенью исхода души. Тем не менее, и в этом состоянии между окаменевшем организмом и душой сохраняется связь благодаря описанному ранее информационному шнуру. Благодаря этому шнуру душа в состоянии “найти” путь назад при выходе из состояния медитации.

Практика йоги, распространенная в Тибете, как раз и использует медитацию как способ получения информации, в том числе, и о “том” свете. Однако при этом, насколько я понимаю, для столь глубокой медитации, при которой обеспечивается “блуждание” души медитирующего в Царстве Небесном, необходимо участие двух очень сильных йогов. Один из них непосредственно медитирует, а второй – гуру - контролирует состояние первого и, главное, помогает в буквальном смысле возвратиться его душе обратно после сеанса медитации. Эта помощь, как я это понимаю, и как это следует из информационной модели, возможна при условии существовании функции запечатления одного гуру на другого и наоборот.

Для задач достаточно подробного исследования Царства Небесного необходимо обеспечить сеансы медитации продолжительностью порядка сорока суток или чуть более, чтобы “пройти” все этапы странствий души в посмертном состоянии. Другой вариант исследования может состоять в том, что погружение в состояние сомати может быть на ограниченный срок (меньше сорока суток), но “блуждание” души при этом будет осуществляться в иных областях мира Бардо.

Если же состояние сомати продолжается порядка сорока суток, то это означает, что медитирующий не может питаться в течение этого срока медитации. Однако за счет резкого снижения активности физиологических процессов (сильного снижения температуры тела) для организма подобный “пост” не будет опасным. Опасным может быть лишь то, что душа будет увлечена в своих странствиях чем-то или кем-то и навсегда покинет сому. Именно для контроля всего процесса и нужен второй человек.

Сделанные предварительные замечания необходимы, поскольку становится очевидной принципиальная разница в получении информации, заключающаяся в том, что при медитации душа все-таки “знает”, что она может вернуться. Кроме того, осуществляемый контроль со стороны наставника (гуру) позволяет, видимо, сразу же получать информацию через посредничество гуру еще при “блуждании души”.

При посмертном исходе души, как уже было видно из ранее изложенного, душа ищет место успокоения, как птица ищет гнездо. Поэтому и “поведение души” при этом не может быть таким же, как при медитации. Только достаточно большая предварительная практика “блуждания души” в состоянии сомати позволит душе после смерти человека относительно свободно ориентироваться в мире Бардо.

Об этом, в частности, прямо говорится в данной книге “мертвых”. Безусловно, нельзя отрицать и того, что в “Тибетской книге мертвых” учтен также и посмертный опыт или откровения лам, но положенная в основу технология медитации для получения информации явилась основой для составления наставлений “о встрече с Реальностью в Промежуточном Состоянии”.

Прежде чем мы приступим к анализу книги-напутствия, я сделаю некоторые пояснения по терминологии, используемой в практике тибетских лам.

Первый термин – “Реальность” – означает то, что после смерти нас ожидает не “слепая и глухая бесконечность” безмолвия: там наши души ждет новая, но конкретная Реальность. Именно это же самое говорит и Православная Церковь.

Более сложное следующее понятие – “Промежуточное Состояние”.

Этот термин как раз выявляет принципиальное отличие от идеологии Православной Церкви, поскольку тибетская религия предполагает то, что после смерти человек (практически всегда по учению буддийской религии) рождается вновь в ином облике, т.е. этот термин отражает идеологию перевоплощения, или нового Воплощения. Отсюда следует и назначение “Тибетской книги мертвых” – дать такую инструкцию умирающему или уже умершему, чтобы он смог избежать повторного Воплощения.

В учении Православной Церкви ничего этого нет, но все заменяет понятие души, которая идет на встречу с Богом.

Еще один важный термин – Освобождение. Значение этого термина кроется в самой сути назначения человека на Земле по идеологии буддизма. И означает Освобождение лишь то, что душа человека сливается с Буддой (восходит и принимается Святым Духом) и избегает повторных Воплощений в какой-либо форме.

Вследствие методики получения информации о мире Бардо через медитацию, в буддийской религии возникло представление о возможности прямого, непосредственного слияния с Буддой благодаря тому, что в момент смерти человек полностью отрешается от земной жизни (разум его становится пуст). Это неверно. Как мы уже знаем, это вообще невозможно, пока человеческая душа не очистится тем или иным образом от загрязнений (почернений) вследствие допущенных при жизни грехов. Кроме того, это неверно и потому, что тело не умирает сразу же, т.е. душа полностью покидает тело лишь по прошествии определенного времени. Поэтому немедленного достижения состояния Будды осуществить невозможно в принципе.

Замечу, что в тибетской религии не выделяется такое понятие как грех, поэтому без тщательного анализа семантики всей книги невозможно вообще понять, почему следует стараться избегать нового Воплощения. Если бы была указана связь между грехами человека и возможным его новым Воплощением, то тогда ценность книги многократно возросла. Но, увы, этого нет ни в содержании книги, ни в комментарии К. Юнга.

Кстати, видно, что европейский перевод заглавия тибетской книги “Бардо Тёдол” как “Тибетской книги мертвых” крайне неудачен по передаче семантики значения и назначения этой книги, поскольку в книге вообще не идет речи о смерти как конечного состояния, но лишь об изменения состояния сознания.

Следовательно, правильнее было бы дать данной книге европейское заглавие примерно такое: “Наставления душе, странствующей в мире Бардо”. Бардо при этом нельзя понимать как посмертное состояние (такое объяснение дал Юнг, что означает, что он не понял этой книги). Бардо, по тибетской идеологии, - это мир, находящийся вне чувственного восприятия, которым мы обладаем при нашей земной жизни.

Но в тибетской религии нет четкого понимания и самой идеи души, но есть понимание того, что после смерти из тела умирающего (или умершего) уходит жизненная сила, что, в контексте всей книги “Бардо Тёдол”, не следует обозначать как душа. Это уже существенное отличие тибетской религии от религии христианской. Теперь обратимся непосредственно к содержанию книги.

Начинается указанная книга со специальных поклонений.

“Божественному Телу Истины, Непостижимому, Беспредельному Свету,

Божественному Телу Совершенного: Лотосу, Мирным и Гневным Божествам,

Лотосорожденному Воплощению, Падма Самбаве, Защитнику всех живых существ,

Гуру, Трем Телам – почтительный поклон” (“Тибетская книга мертвых”, предисловие К.-Г. Юнга, Санкт-Петербург, изд. “Амфора”, 1999 г., стр. 27).

В этом поклонении, несомненно, угадывается, что Тело Истины соответствует в христианской религии Святому Духу; Божественное Тело СовершенногоБогу Отцу; Лотосорожденное Воплощение – Богу Сыну. Не следует думать, что это какая-то натяжка: Три Тела – это и есть Святая Троица. Именно такое соответствие в семантике Бога позволяет сопоставлять и все остальное в содержании книги с Православным учением.

Но здесь имеется уже и принципиальное отличие от христианской религии, заключающееся в том, что к Святой Троице в Бардо Тёдол отнесены так называемые Мирные и Гневные Божества. Это совершенно иное, о чем мы будем в дальнейшем говорить: к Святой Троице эти божества не имеют никакого отношения.

Теперь следует сказать, для чего предназначена данная “Книга” по идеологии буддийских монахов.

“Великое Учение об Освобождении Слушанием, что дарует в Промежуточном Состоянии духовную свободу последователям, наделенным обычным умом…

Сначала ищущий Освобождения должен пройти подготовительную ступень Руководств. С помощью Руководств человек с исключительно развитым умом, несомненно, достигнет Освобождения; если же он не будет освобожден, тогда в Промежуточном Состоянии Момента Смерти необходимо осуществить Перенос сознания; одно воспоминание об этом процессе даст Освобождение.

Человек, наделенный обычным умом, может достичь Освобождения таким же образом; если он не будет освобожден, тогда в Промежуточном Состоянии Реальности необходимо усердно внимать Великому Учению об освобождении Слушанием” (там же, стр. 28 - 29).

Укажем, что Руководства – это книги, в которых даются практические указания для души (хотя об этом в Бардо Тёдол нет ни слова) на Пути Бодхи, ведущем через земной мир и Бардо (т.е. мир иной реальности) или к новому рождению или к Нирване (к воссоединению со Святым Духом, по христианской идеологии). Путь Бодхи – это, по-видимому, путь движения души (в книге в прямом и переносном смыслах само понятие “душа” никак не присутствует). Это, иначе говоря, в определенном смысле, методическое пособие по изучению свойств потустороннего мира.

Поясним термин “Перенос сознания”. По буддийской религии это означает, что сознание умирающего должно быть непрерывным и сохранять то, что здесь обозначено как пустота разума. Действительно, если умирающий в состоянии (еще при жизни) отключить свое сознание от реальностей этого мира, т.е. начать медитировать, то в момент смерти разум останется пуст и произойдет Перенос сознания.

Задача гуру, читающего Бардо Тёдол, заключается в том, чтобы помочь умирающему, а затем помочь и его душе осознать новое состояние души, или жизненного потока (согласно Бардо Тёдол), при выходе души из тела. Если перерыва в понимании ситуации не происходит в момент смерти, то, по мнению тибетских лам, происходит мгновенное Освобождение, т.е. восхождение к Духу Святому. Именно об этом говорится в Чигай Бардо, когда умирающий самостоятельно в Промежуточном Состоянии Момента Смерти (Чигай Бардо) или с помощью гуру (первая и вторая ступени Чигай Бардо) осуществляет Перенос сознания, т.е. душа осознает смерть соматического основания.

Но снова следует сказать, что даже при успешном выполнении Переноса сознания нет и не может быть перехода в состояние Будды (слияния с Святым Духом), так как душа не покидает тело одномоментно. Здесь же дополнительно необходимо как-то учитывать и “загрязненность” души грехами. Это в Бардо Тёдол никак не учитывается, что делает указанные Руководства неполноценными.

Именно в этом проявляется некорректность идеологии тибетской религии. Душа полностью сможет отделиться от соматического основания далеко не сразу. Как уже говорилось ранее, в первые три дня душа странствует по разным местам, но остается связанной с телом непрерывно (сохраняется информационный шнур).

Поэтому в момент смерти не может произойти окончательное восхождение души к Святому Духу. Это восхождение будет далеко неполным, что и не позволит душе умершего сразу же (даже если это абсолютно святой человек) перейти в состояние Будды, т.е. именно слиться с Духом Святым. Кстати, именно об этом упоминается и в Бардо Тёдол, но состояние умершего почему-то обозначается как обморочное.

Вполне возможно, что гуру в определенной степени должен обладать ясновидением, чтобы иметь возможность буквально наблюдать наличие информационного шнура, связывающего сому умирающего с уходящей душой. Именно поэтому, видимо, это состояние и называется как обморочное. Дело в том, что при определенных усилиях (если для смерти еще не подошел срок) гуру может возвратить умирающего к жизни, т.е. возвратить душу обратно в тело, чем и вернуть человека к жизни, вывести из обморока. Но в тибетской религии целью жизни является не сама жизнь, а восхождение души к состоянию Будды, Освобождение (от жизни), поэтому подобного оживления, как правило, не делают.

Более интересным для нас является то, что сообщает Бардо Тёдол о встрече с изначальным Чистым Светом, созерцаемым в момент смерти, и вторичным Чистым Светом, видимым, согласно тибетской религии, сразу после смерти. Этого совершенно нет в христианской религии. Но отвергать этого совершенно нельзя.

Разница же возникла, на мой взгляд, именно потому, что сведения о мире Бардо в тибетской религии были получены в процессе медитации, что и позволяет получить, по-видимому, некоторую дифференциацию Чистого Света, всегда упоминаемого и в христианской религии.

Поскольку душа, выходя из тела, всегда первоначально возносится к Святому Духу, то можно лишь предположить, что первичный Чистый Свет обусловлен, по христианской идеологии, именно Святым Духом, а вторичный – Богом Сыном. Тогда это будут действительно два различных Сияния, ускользнувших из идеологии христианской религии. Встречи с Богом Отцом в форме Чистого Света никогда не происходит.

Технология получения информации в буддийской религии позволила в совершенно определенном смысле разглядеть и то, что в данной работе названо коллективной функцией отражения. Это представляет особый интерес. О встрече души с этой структурой говорится в части 2 “Бардо Тёдол”, а именно на третьей ступени Бардо – Чёнид Бардо –“появляются кармические явления”.

На этом этапе странствий души в мире Бардо обнаруживаются явления, до сих пор не описанные детально в христианской религии, так и те, что уже известны.

Вот как описывается момент истинной смерти (т.е. полного отделения души от сомы) в Бардо Тёдол.

“О благороднорожденный, три с половиной дня ты пробыл в обмороке и, едва очнувшись, подумал: “Что со мной случилось?” Постарайся осознать Бардо. В это время Сансара (мир земного обитания и мир космоса. О. Ю.) примет иной облик, и ты будешь созерцать все явления в виде света и божеств, а небо станет темно-синим” (там же, стр. 52 – 53).

Именно с этого момента, т.е. с третьей ступени Бардо – Чёнид Бардо, согласно Бардо Тёдол, человек считается истинно мертвым, и с этого момента начинается отсчет дней блуждания души в мире Бардо.

На первый день скитаний в мире Бардо, по тибетской идеологии, душа встречает Бхагаван Вайрочана. Как указывается, это – “материя, пребывающая в своем изначальном состоянии, которое есть голубой свет”. А из сердца Отца-Матери Вайрочаны “появится Мудрость Дхарма-Дату, голубая, сияющая, великолепная, ослепительная…” “Это свет Татхагаты (в сноске указано: санскр. Татхагата“Тот, кто прошел тем же путем”, “Тот, кто достиг Цели (Нирваны)”, Будда), называемый Светом Мудрости Дхарма-Дату”.

Но комментарий К. Юнга совершенно неверен, поскольку это не Будда, т.е. не Бог. Совершенно точным представляется другой вариант: тот, кто прошел тем же путем, но не достиг состояния Будды.

При таком понимании – это одна из сфер коллективной функции отражения, с которой встречается душа, странствующая в Бардо. Это тем более согласуется с пониманием того, что Дхарма-Дату – Рассеивающий семена (всех вещей). Иначе говоря, Дхарма-Дату в состоянии раздать всем любые мысли и идеи для решения любых проблем.

Согласно модели, отрабатываемой здесь, на данном уровне коллективной функции отражения сохраняются все позитивные мыслеформы, когда-либо сформированные человечеством, а также души тех людей, которые, можно сказать, при жизни были почти святые. Иначе говоря, эта информационная структура, близкая к Богу и, видимо, активно взаимодействующая с Ним, является во многих случаях посредником с живыми людьми. Она, в частности, дает им (буквально – дарит) идеи для решения сложнейших проблем.

На второй день странствий душа встречает Бхагаван Акшобью в облике Ваджара-Сатвы. “Прообраз твоего сознания – Мудрость, подобная Зеркалу, - засияет ярким лучезарным светом из сердца Ваджара-Сатвы, Отца-Матери…”

И снова следует сказать, что это не есть Будда (Бог), а всего лишь другой уровень коллективной функции отражения. Здесь также сохраняются позитивные мыслеформы и души людей, близких к первым, т.е. достаточно чистых помыслов и почти непорочных при жизни. Этот уровень коллективной функции отражения дарит людям (при надлежащих условиях) новые идеи, чем-то отличающихся от первых.

Третий день странствий души в мире Бардо дарит встречу с Бхагаван Ратна-Самбава. “Прообраз осязания поразит тебя ослепительным желтым светом Мудрости Равенства…”

Здесь уже очевидно, что этот уровень коллективной функции отражения несет в себе информацию о позитивных социальных идеях. Здесь также сохраняются позитивные идеи в виде мыслеформ и души людей, отдавших свою жизнь за эти идеи.

На четвертый день душа встречает Бхагаван Амитабу. “Прообраз чувств, исходя из сердца Божественного Отца-Матери Амитабы в сиянии ореолов и вторичных ореолов, поразит твое сердце красным светом Всеразличающей Мудрости…”

Это, как можно предполагать, Мудрость Человеческого Общения – следующий уровень коллективной функции отражения. Здесь, как и ранее, сохраняются позитивные мыслеформы и души людей, посвятивших свои жизни этим проблемам и задачам.

Пятый день блуждания души в мире Бардо дарит встречу с Бхагаван Амога-Сидхи. “Прообраз воли, сияя зеленым светом Мудрости Свершения, ослепительным, ясным, лучезарным, величественным, устрашающим, украшенным ореолами и вторичными ореолами…” “Не бойся, это – естественная энергия мудрости твоего собственного разума”.

Итак, как видно, и здесь нет признаков Будды, но имеется лишь следующая форма коллективной функции отражения.

Может быть, кому-то покажется, что я слишком вольно трактую то, что слагалось веками и тысячелетиями, что имеет, по мнению тибетских лам, уже определенное значение.

Тем не менее, на следующих этапах мы можем найти подтверждение скорее тому, о чем говорю я, но не тому, что излагается в Бардо Тёдол.

Однако проследим за следующими блужданиями души в мире Бардо.

На шестой день происходит информационная встреча со всеми указанными выше уровнями коллективной функции отражения.

“О благороднорожденный, до сегодняшнего дня Божества Пяти Родов появлялись перед тобою один за другим, и ты был наставляем о встрече с Реальностью; но под влиянием дурных пристрастий испугался и устрашился их и до сих пор находишься здесь” (там же, стр. 68)

Прервемся для небольшого комментария. Как видим, здесь на участь души в мире Бардо, так или иначе, оказывают свое влияние дурные пристрастия, или грехи. Следовательно, уже становится очевидным несовершенство идеологии тибетской религии, поскольку действительно никакие наставления не в состоянии исключить влияние на судьбу души именно грехов, совершенных при жизни. Поэтому Православная Церковь, выполняя многодневный обряд специальных молений (например, сорокоуст), оказывает душе большую помощь в преодолении (или ослаблении) действия грехов. Душе необходимы раскаяние и смирение оставшихся на Земле, но не наставления о правилах поведения в мире Бардо. Последнее справедливо лишь для медитирующего.

Теперь продолжим цитату.

“Если бы ты осознал, что свет каждого из Пяти Родов Мудрости проистекает из твоих собственных мыслей, ты бы стал Буддой в Самбхога-Кайе, слившись с радужным ореолом одного из Пяти Родов Будд. Теперь смотри внимательно: свет всех Пяти Родов, называемый Светом Единства Четырех Мудростей, появится перед тобой” (там же, стр. 68).

И еще (в этой встрече шестого дня странствий).

“Эти сорок два божества, наделенные совершенством, появятся из твоего сердца; они порождение твоей чистой любви. Познай их” (там же, стр. 71).

В данной работе было много уделено внимания функции запечатления. Было показано, что при наличии (сформированности) этой функции, она не может исчезнуть бесследно при смерти объекта запечатления, но переключается именно на коллективную функцию отражения высокого уровня, о которой как раз и идет речь на данном этапе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.05 с.)