Анализ принципа перевоплощения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ принципа перевоплощения



Прежде чем приступить к анализу идеи перевоплощения я должен сказать, что этим самым затрагиваются самые глубокие идеологические основы не только буддийской религии, но и вообще всех религиозных систем, родившихся в Индии и распространившихся в разных странах, у различных народов в иных формах, у истоков которых стояли Рама, Кришна, Будда. Это обязывает меня быть предельно осторожным.

Моя цель вовсе не заключается в том, чтобы как-то “опорочить” или “обесценить” ту или иную религиозную систему. Мне кажется, что уже сам анализ Бардо Тёдол показал несовершенство религий, восходящих к Индии. Но этого совершенно недостаточно для полного понимания.

Напротив, мне представляется важным понять все самое существенное, что может быть использовано в грядущей единой религии мира, которая тем самым станет духовным и психологическим стержнем, объединяющим народы мира. Необходимость такой религии вполне очевидна. Сегодня религии, которые должны быть основой механизма служения Богу, не выполняют своей главной функции, состоящей, как я понимаю, в спасении душ людей. Об этом я говорил много.

Ситуация сложилась так, что помимо национального разобщения одним из самых существенных разъединяющих компонентов стала религиозная одержимость. Протестанты с оружием в руках сражаются с католиками. Христианство раздробилось на такое количество ветвей, что можно подумать, что все они вышли не из одного единственного побега, т.е. не от Христа. Вахаббиты воюют не только с “неверными”, т.е. с иноверцами, но и с мусульманами. Да и вообще мусульманская религия, подобно христианской, раздробилась на ряд самостоятельных течений.

Происходит это потому, что человек в принципе имеет несовершенную функцию отражения, а знания человечества в целом и/или отдельного индивида далеки от совершенства. Это происходит потому, что каждый человек волен толковать все по своему усмотрению. При этом несогласные с его мнением объявляются неверными независимо от вероисповедания (в том числе и в науке, которая на основе естественного знания сама стала своеобразной религией).

Все это стало тормозом в духовном развитии человечества. Это, в свою очередь, породило и кризис научно-технический, социальный, экологический. Сегодня влияние информационного ада, в котором мы живем, заметно усилилось. В этих условиях дальнейшее сохранение и развитие человечества возможно лишь при условии возникновения духовного единства всех народов, что возможно лишь при условии духовного единения народов под крылом единой, всеми признаваемой религии.

Может быть, кто-нибудь скажет: возможно ли это? Мне кажется, что это возможно при условии, если теология перестанет быть только философской системой и станет вполне научной. Кроме того, роль и функции религии в обществе должны несравненно расшириться как раз с учетом нового понимания самой религии и изменения понимания психологии как таковой.

Я, по мере своих сил, стараюсь подвести читателя как раз к этому. По этим причинам я провожу достаточно тщательный анализ всего, что связано с психологическими основами религии. Более того, я уже давно пришел к выводу, что религию без психологии, а психологию без религии вообще невозможно воспринять соответствующим образом: в этом случае всегда будет сохраняться хотя бы маленькое зерно атеизма.

Вместе с тем, я отдаю себе отчет, что, затрагивая основы такой древнейшей религии, какой, например, является религия Браманов и других, произошедших из нее, я могу встретить серьезные и сердитые возражения со стороны очень многих читателей. Поэтому мои аргументы должны быть достаточно корректными, чтобы читатель сам смог разобраться в остальном.

Кроме того, в свое оправдание я могу сказать следующее. Прежде чем я приступил к анализу влияния религии в жизни общества, была разработана единая модель психических функций, в которую модель души входит как составная и неотъемлемая часть. Это означает, что религия на начальном этапе практически не использовалась. Именно на основе этой модели я преодолел множество препятствий при исследовании механизма возникновения речи человека, возникновения труда и чисто человеческой социализации. Дальнейшее исследование привело меня к выводу о существовании коллективной функции отражения. От этих аналитических выводов оставался один шаг до формирования концепции Святой Троицы и всего остального. Именно эти же принципы я предполагаю использовать и при анализе идеи перевоплощения.

Для меня, как для человека, бывшего практически сорок лет убежденным атеистом и занимавшимся всю инженерную жизнь прикладной наукой, отход от идеи материализма является серьезным психологическим поворотом. Но, отказавшись от философии материализма, я не мог оставаться более атеистом. И, может быть, по этой причине передо мной открылись такие дали и глубины знания, что от одного предчувствия возможных ближайших и скорейших перемен для человечества в технической области, в медицине, в деле воспитания детей и так далее у меня захватывает дух. Но для этого все человечество должно пересмотреть свое отношение ко всему, в том числе и свое отношение к Богу.

Сделав такое предварительное отступление, я могу переходить к анализу идеи перевоплощения. Для этого рассмотрим, как она излагается, скажем, у Чаттерджи (Браман Чаттерджи “Сокровенная религиозная философия Индии”, Калуга, Типография Губернской Земской Управы, 1905 г., получено в рукописи через Internet, взят с JAPANSerwer www.japanserwer.ay.ru). Любые иные источники (например, любых европейских исследователей) в этом случае, безусловно, не годятся. Кроме того, для этих целей непригодна и цитировавшаяся выше книга Бардо Тёдол, поскольку в ней нет никаких философских разъяснений, а имеется лишь квинтэссенция, в частности, буддийской религии, возникшей в своей основе из древней религии Браманов (браманизма).

Начнем свое исследование с системы принципиальных, основополагающих положений браманизма, чтобы после анализа и отказа от всего ошибочного, четко сформулировать концепцию о Царстве Небесном.

“Итак, в человеческом организме различаются тело и мысль, или, выражаясь более употребительным словом, тело и душа” (Чаттерджи).

(Здесь автор явно ошибается, поскольку из дальнейшего мы увидим, что понятие “душа” в браманизме вообще отсутствует. Кроме того, мы уже знаем, что мысль не есть душа, а душа никак не может быть отождествлена с мыслью. Но каждая мысль запоминается в структурах души, что уже не позволяет отождествлять мысль с самой душой никогда. Мы увидим у Чаттерджи гораздо более сложное построение, совершенно не привязанное непосредственно к тому, что провозглашено, т.е. к мысли).

“Мы замечаем, что тело подвержено постоянным изменениям: в течение семи лет, приблизительно, оно возобновляется вполне до последней частицы. А между тем, не сохраняет ли оно свою тождественность. Под изменяющимся покровом тела есть, следовательно, нечто относительно неизменное, остается свидетель всех произошедших перемен. Если бы это было не так, мы не знали бы об изменениях нашего тела. Если бы наш ум возобновлялся, как и тело, и притом с той же быстротой, он не мог бы сознавать этих перемен. Чтобы проследить движение, наблюдатель должен оставаться в покое, или, по крайней мере, двигаться с меньшей быстротой. Этот закон относительности управляет всем, что мы знаем: все понимается с помощью контрастов. Один уже тот факт, что мы сознаем перемены нашего тела, заставляет признать, что помимо тела есть некто, кто заносит в списки все эти изменения” (Чаттерджи).

(Следует заметить, что ум в общепринятом понимании не только возобновляется, но развивается, причем достаточно часто с гораздо большей скоростью, нежели развивается, или изменяется наше тело. Это можно, например, пронаблюдать на детях. Поэтому в данном случае закон относительности, или, точнее, закон контрастов неприемлем).

“Но кроме этих физических изменений, есть еще и другие, более тонкие, которые происходят безостановочно, и о которых мы обыкновенно вовсе не думаем. Так, восприятие внешнего объекта происходит вследствие непрерывного ряда быстрых изменений, иначе вибраций, действующих на существо воспринимающего. Эти изменения систематически связываются между собой тем, что мы называем нашим сознанием (Чаттерджи).

(Сознание, как было установлено ранее, отражает лишь то, как мы в данный момент воспринимаем внутренние и внешние процессы, что позволяет нам связать сам термин “сознание” с термином “внимание”. Внешнее или внутреннее внимание отражают степень адекватности нашей реакции на происходящие процессы. Следовательно, в данном случае сопоставление с сознанием самого улавливания связи между процессами – внутренними или внешними – неправомерно. Это есть продукция мышления как совершенно необходимого процесса принятия решений на основе соответствующего уровня понимания ситуации).

“Без этой непрерывности познавательной способности восприятие было бы невозможно. Все воспринятые факты связаны между собой и сохраняются памятью. Где же находится эта память? Можем ли мы признать ее в границах одного физического мозга? Если да, то отчего происходит, что давно забытые вещи вспоминаются так отчетливо? Отчего в гипнотическом состоянии всплывают на поверхность факты, забытые с самого детства? Известны случаи, когда человек вспоминает язык, который он слышал только один раз в молодости.

Все эти наблюдения указывают на то, что по ту сторону физического тела есть некто, запоминающий наши физические наблюдения; этому элементу, заносящему в памятные списки все нами воспринимаемое, мы дадим временно название “ментального”*, употребив это выражение в самом широком смысле. (Сохраняю это иностранное слово потому, что смысл его не имеет подобного русского выражения, оно объединяет собою как рассудок, интеллект, так и чистый разум, интуицию. В индусской философии оба эти элемента высшего сознания строго различаются, но оба, и “Манас высший” (бессмертный) и “Манас низший” (преходящий), действуют на “ментальном плане” вселенной. “Ментальный план” - область мысли и интуиции, оттого - невозможность перевести это понятие одним словом “умственный”, или словом “духовный”. Прим. перев.)” (Чаттерджи).

(Замечу, что уже введение термина “ментальность” обнаруживает важный факт – душа как самодвижущая сила организма, вообще не рассматривается. Кроме того, мной было показано, что запоминание всей информации о внешнем и внутреннем, запоминание всех реакций организма, в том числе и эмотивных, осуществляется в биологических структурах организма в полном объеме. По этим причинам нельзя приписывать свойство запоминания информации о жизненном процессе только структурам души. Это совершенно неверно и однобоко).

“Утверждая это, я не намереваюсь основываться на одних рассуждениях: чтобы иметь абсолютное доказательство явления, нужно его знать самому. Чтобы знать, что вы существуете независимо от вашего физического тела, необходимо уметь отделяться от него. Иными словами, нужно проверить эти трансцендентные факты так же, как физик проверяет физические феномены, когда хочет установить закон, ими управляющий…” (Чаттерджи).

(Вот, казалось бы, точка, где можно опереться, как на рычаг, на идею души, на принцип наличия души, отсекая все лишнее прочь. Однако этого не происходит. Более того, здесь выявляется грубая гносеологическая ошибка, которая связана с восприятием в браманизме нашего тела лишь как бесполезной оболочки и, по-видимому, мешающей нам).

“Итак, мы, прежде всего, будем отличать физическое тело от ментального; различие между ними не по существу, но оно, тем не менее, очевидно, по крайней мере, настолько же, насколько очевидна разница между твердым и жидким состоянием материи. Если мы остановимся на минуту и начнем исследовать свойства “ментального” в человеке, мы найдем, что оно также подвергается изменениям, а не остается “неподвижным”. Эмоции приходят и уходят, состояния души, волнующиеся и изменчивые, заменяются одни другими; из года в год умственная жизнь развивается или затемняется; интуитивные способности изменяются, и даже совесть становится более определенной по мере развития человека.

Таким образом, все ментальные элементы изменяются; и так как эти изменения нами замечаются, необходимо допустить, что за ними есть нечто более прочное. И это “нечто” действительно существует; это - элемент духовный, характерными признаками которого являются: способность самопожертвований, любовь, самоотречение и все высшие сферы души, которые отличают человека существенно от животного. Именно эти чувства дают нам ощущения величайшего блаженства, и человек нередко признает именно этот фактор своей душевной жизни за свою истинную суть, за свое “я”. Этот фактор отличается от “ментального”, подверженного постоянным изменениям, в такой же степени, как газ отличается от твердого или жидкого вещества” (Чаттерджи).

(Как видим, мое замечание, высказанное выше, уже начинает подтверждаться устами самого Чаттерджи. “Духовный элемент”, появившийся здесь внезапно, не определен достаточно в своей основе, поскольку его функция, как некоторого контролера, представляется, по меньшей мере, спорной. Спорность эта возникает вследствие того, что таким образом из рассмотрения исчезает, в частности, процесс воспитания, влияющий, как было показано, на информационное и структурное развитие души. Следовательно, возникает грубая ошибка семантического характера).

“Если мы начнем анализировать духовную природу человека, то мы найдем, что и она в свою очередь изменяется. Духовность может расти; кто упражняется в самоотречении и любви, может развить в себе эти свойства до высокой степени. Ощущение блаженства может посетить и покинуть нас. Отметим, что и эти перемены мы способны подмечать, следовательно, духовная природа не есть еще истинное Я (Эго) человека. Позади нашей духовной природы есть некто, познающий изменения даже в высшей сфере нашего существа. Этот “некто” и есть Я (Эго) человека, единственный свидетель, который заносит в списки все изменения состояния духа, тела и мысли. Таким образом, тело, мысль, духовный элемент и, наконец, Эго, свидетели всего, что изменяется. Таковы четыре фактора, которые мы отличаем путем непосредственного анализа человеческой природы” (Чаттерджи).

(Теперь сложность возросла настолько, что сам человек и человеческое общество, влияющее на его развитие, вообще исчезли. Одна ошибка порождает массу других, поскольку исходная ошибка, как краеугольный камень, определяет все строительство философского здания. Но, оказывается, и это еще не все. О. Ю.).

“Мимоходом упомяну, что этот процесс постепенного отделения своего высшего Я (при медитации. О. Ю.) вызывает то состояние, которое носит название “экстаза”. Можно покинуть на время свое тело, чтобы собрать опыт и веденье в сверхчувственных областях Природы” (Чаттерджи).

(Здесь уже имеется определенное заблуждение о том, что при медитации непременно можно собрать опыт и веденье в сверхчувственных областях Природы. Укажу, что медитация действительно может способствовать определенному подключению к высшим структурам коллективной функции отражения, что может давать определенные знания. Это нами уже рассматривалось ранее. Кроме того, такая формулировка вообще сделала тело бесполезным придатком к чему-то неуловимому.

Но человек создан Богом для того, чтобы он самостоятельно извлекал новую информацию в процессе своей деятельности, а не получал ее в готовом виде. Следовательно, это в определенной степени грех, поскольку Бога без определенной надобности беспокоить нельзя. За это, в частности, были наказаны атланты. Но и в этом случае знания, получаемые подобным образом, претерпевают жестокое изменение вследствие действия индивидуальной функции отражения; следовательно, полученные идеальные знания также могут быть интерпретированы ошибочно).

“Ничто не звучит так странно для восточного философа, как мысль, что у человека совсем нет бессмертной души. И кто говорит это? Адвокат признается охотно в своей несостоятельности в вопросах медицины; он не посвящал этой науке ни времени, ни сил, и скромность в этом вопросе становится для него обязательной. Но, как это ни странно, никто не удивляется, когда слышит отрицание a priori бессмертной души со стороны людей, которые не посвятили изучению психологических вопросов и тысячной доли времени и энергии, отдаваемой ими на вершение своих дел! Прежде чем отрицать бессмертную душу, следовало бы посвятить исканию ее хотя бы десятую часть той энергии, которая растрачивается повсюду” (Чаттерджи).

(Здесь настал в определенной степени рубежный момент: Чаттерджи неожиданно вводит понятие души, так и не определив ее наличие и ее функции. То, что душа не является тем, что обозначено как дух, совершенно очевидно. Понятие души нельзя ввести походя, только потому, что это кому-то показалось необходимым. Прежде необходимо определить ее назначение. Все это в совокупности выглядит чрезвычайно странно. Но оказывается, что и это не все).

“Теперь мы можем подвинуть наше расследование несколько дальше. Материя нашего тела иная, чем материя неподвижных тел, поэтому ее называют органической, хотя можно с уверенностью предвидеть то время, когда химия признает в каждой материи организацию, в различных только степенях. В теле нашем, так называемая неорганическая материя состоит под влиянием и управлением фактора, который мы называем “жизненным началом”, и который материю эту превращает в организм” (Чаттерджи).

(Такое указание совершенно запутывает решение вопроса о душе. Замечу также, что и в Бардо Тёдол мы постоянно сталкивались с тем, что было совершенно непонятно, с кем общается гуру после смерти конкретного человека – душой или с умершим. Именно тогда было обнаружено, что жизненное начало не есть душа. Однако именно на этих умозаключениях делается вывод о “строении тела” человека).

“Именно это “жизненное начало” и есть организующий фактор нашего физического тела. Определенная эфирная материя, служащая ему основой или проводником, будет носить в наших беседах название “эфирного тела”. (В современной литературе, занимающейся этими вопросами, различные начала человека носят название или “проводник”, или “тело”: эфирное, астральное или ментальное тело. На Востоке они имеют два названия: “Koshas” (ножны), когда эти начала рассматриваются по их отношению к физическому миру, и “Sharira” (тело), когда они рассматриваются в самостоятельной деятельности в видимом и невидимом мире. Прим. перев.) Серьезное изучение законов магнетизма проливает яркий свет на тесное отношение между эфирной материей и жизненным началом. Когда наука подвинется вперед, она узнает, что магнетизм не что иное, как проявление жизненного начала, которое действительно передается от одного существа другому” (Чаттерджи).

(Если бы под жизненным началом понималась именно душа, то тогда следовало бы отказаться от ментального тела и тела эфирного, а также и от Эго, поскольку, как мы знаем, душа выполняет все указанные функции. Но у Чаттерджи этого нет, что и позволяет сказать: введение понятия “душа”, сделанное в ходе европейских лекций, у Чаттерджи является попыткой примирить идеологию европейцев и восточных народов. В итоге Чаттерджи, пытаясь примирить философские системы, только запутал существо проблемы).

“Душевная область, употребляя это слово в самом широком смысле, может, в свою очередь, быть разделена на три вида, все три способные отделяться один от другого. Прежде всего, мы знаем, что в каждом из нас имеются страсти, эмоции, чувствования. Эти явления представляют собой видоизменения душевной жизни, начиная с ощущения животного до самых сложных волнений и чувствований развитого человека. Эту сторону нашей душевной природы можно назвать “чувствующей”; по-санскритски она называется “Kama” - желание, материя же, служащая основой или проводником для названных явлений (ощущения, чувства, страсти, волнения), материя, более тонкая, чем эфир, получила на Западе название “астральной” вследствие ее свойства светиться в темноте. И действительно, в глазах ясновидящего, способного ее различать, в этом состоит ее отличие от физической материи” (Чаттерджи).

(Как видно, у Чаттерджи в организме человека для хранения информации о пережитых эмоциях нет места. Но тогда снова приходится говорить, что идея сомы как оболочки – непонятно для чего – сугубо ошибочная идея).

“За ним стоит другой, который не оспаривает и не рассуждает, а только утверждает: я знаю, что это - правда, а то - неправда; не знаю почему, но внутренне убежден, что это так. Это начало - чистый разум. Оно-то и образует индивидуальность человека и может быть названо также совестью. По-санскритски это - высший вид “Mens”, или “высший Манас”. Таким образом, в душевной области мы различаем три элемента: - Природу страстей и эмоций или чувствований, Кама; - Природу рассудочную или интеллект, Манас низший; - Начало утверждающее, бессмертную суть души* или совесть, Манас высший” (Чаттерджи).

(Информационно-отражательная модель немедленно обнаруживает несостоятельность приведенного утверждения. Само понятие “чистый разум” должно быть изъято из употребления ввиду его совершенного отсутствия. Кроме того, введение понятия – чистый разум – предполагает наличие исходно в каждом человеке бесконечной мудрости, уже заложенных кем-то знаниях, а также и некоторого “грязного” разума. Тем более, совесть человека является продуктом сугубо воспитательного процесса, но не следствие априорно имеющегося элемента психики. Этого, как мы уже знаем, нет и не может быть. Но тогда исчезнут и варианты Манаса, и исчезнет Kama).

“Итак, мы нашли в человеке 7 деятельных начал: 1. Три высшие начала, рассматриваемые нами как единое, истинный субъект в человеке, единственный свидетель всех переживаемых человеком изменений. В современных комментариях его обозначают словом Атма, но в древнейших священных индусских книгах встречается название Махатма - великая душа. Атма означает то, что со всем соприкасается, все в себе содержит. 2. Духовный элемент – Буддхи, что означает - Мудрость. 3. Бессмертная душа, интуиция - Манас высший. (Манас означает то, что распространяется.) 4. Интеллект - Манас низший. 5. Чувствование - Кама, - что означает Желание. 6. Жизненное начало - Прана, - что означает Жизнедеятельность. 7. Физическая материя, твердая, жидкая и газообразная - Стхула Бхута, - что означает Грубое Превращение” (Чаттерджи).

На этом я прерву цитирование рукописи Чаттерджи для общего комментария по данной части его лекций.

Ранее я рассмотрел структурную организацию души, которая в своей основе не зависит от уровня соматической сложности, но соответствует ей по количеству уровней, оживляющих организм, или уровней гомеостаза (простейшие, насекомые, растения, теплокровные животные). Представленная там модель резко и существенно отличается от структуры тел, принятых в индусской религии.

Вместе с тем, я не хотел бы быть неблагодарным критиканом, отвергающим все лишь потому, что это не укладывается в мою модель. Напротив, если исходить из того, что знания, сохраненные в древнейшей индусской философии, пришли к нам непосредственно через Раму от Бога, то, следовательно, в них, несомненно, содержится в чем-то здоровое рациональное зерно. Все искажения, возникшие в объяснении данного чистого знания, были искажены вследствие многократного устного переложения Вед, в которых (в устной форме) содержалась исходная и точная информация.

Следует также учесть, что вообще все, связанное с пониманием структуры и функций души, непросто для восприятия. Поэтому такое искажение истины, какое обнаруживается у Чаттерджи, является итогом специфического восприятия знаний при несовершенной функции отражения.

Кто же прав?

Ответ на этот вопрос достаточно прост. Приняв назначение души в организме для “оживления” этого организма с целью приобретения и накопления самим организмом информации обо всей жизни данного организма, я отделяю организм (при таком подходе) от души, заставляя его самостоятельно выживать. При таком понимании становится востребованной функция разума, принадлежащая непосредственно уже оживленной соме.

Следовательно, организм не выпадает ни на секунду из рассмотрения: пока он жив, на основе формирования всего комплекса психических функций в нем осуществляются необходимые реакции на внешнее и внутреннее на основе формирования полной функции отражения, т.е. создается и накапливается новая информация. Это и является продуктом мышления.

В процессе мышления решаются интеллектуальные задачи, что не зависит от уровня соматической сложности организма. Процессы выработки полной функции отражения сопровождаются формированием эмоций независимо от решаемой в какой-либо момент проблемы. И все это становится объектом запоминания в структурах души. Следовательно, нет того разделения на уровни, которые у индусов выполняют Манас высший, Манас низший, Кама, Прана. Этим самым можно полностью отвергнуть низшие структуры “тел”, описываемых индусской философией.

Но все-таки мне придется дать сравнительное сопоставление моей модели и модели души по философии Браманов. Хотя это будет с моей стороны некоторым насилием, но без этого никак не обойтись.

Итак, эфирному телу по модели индусской в моей модели соответствует сразу два уровня структур души – клеточное и органов. В этом нет никакой натяжки. Затем жизненному началу, или Пране в моей модели соответствует уровень структуры души, относящийся к системам (кровоснабжения, лимфатической и т.п.). Этот уровень структуры души действительно можно назвать как жизненное начало (пусть даже – тело), поскольку, как было показано, системы в организме являются информационными интерфейсами, осуществляющими связь с центральной нервной системой.

Совершенно очевидно (выше я делал соответствующие комментарии), что интуиция - Манас высший, интеллект - Манас низший и чувствование - Кама, - что означает Желание, относятся все без исключения к структуре души, связанной с центральной нервной системой. Но относятся сюда все сразу, одновременно, без какого-либо разбиения на классы или виды. Именно это, на мой взгляд, и преподавал Рама в свое время. Но объяснить все это достаточно сложно.

Несколько сложнее обстоит дело с разъяснением структур Буддхи и Атма. Дело в том, что мудрость древних индусов, на мой взгляд, проникла далеко за пределы души отдельного человека. Она выявила высшие ее структуры, которые здесь обозначены как коллективная функция отражения (Буддхи) и структура души, о наличии которой высказывалось предположение при обсуждении психологического наследия Христа. Эта структура души, имеющаяся лишь у отдельных, буквально – избранных – имеет прямую связь с Богом. Именно эта структура и обозначается у индусов как Атма.

Обе указанные структуры души не связаны непосредственно с соматическим основанием и, соответственно, не осуществляют никакого прямого управления организмом, т.е. не выполняют непосредственно функции оживления. Но при соответствующих условиях человек может получить необходимую подсказку в сложной ситуации, получить информационную или, даже, физическую поддержку благодаря тому, что у данного конкретного человека имеются эти информационные структуры.

Следовательно, существование высших структур души у человека реально. Но сам человек, если не будет в определенной степени заботиться о их развитии и сохранении, может лишиться этих структур за счет различных форм психической депривации, одной из которых является разрушение функции запечатления (импринтинга).

Таким образом, все знания, полученные человечеством от древних в качестве информации об устройстве Царства Небесного, не являются вымыслом или отвлеченным моментом. Это реальность. Однако всему этому есть место и в информационно-отражательной модели.

Как итог сказанному, принятых в индусской философии тел человека просто не существует. Имеется лишь соматическое основание и душа, уровень развития которой зависит от жизни конкретного человека.

Теперь мы можем переходить к следующему этапу анализа, где мы обнаруживаем еще более странные умопостроения в философии браманов, связанные с изложением модели продолжительности существования разных тел человека.

“Начиная наше наблюдение сверху, мы найдем, что Совершенное (Атма) под тремя своими ипостасями есть единственное начало в нас, которое вечно. Элемент духовный не вечен; хотя и несравненно продолжительнее всех последующих. Спускаясь вниз, со ступени на ступень, до физического тела, мы встречаемся с началами все менее прочными, жизнь которых становится все короче и короче” (Чаттерджи).

Здесь в основе положено то, что какая-то часть души все-таки бессмертна. По учению Православной Церкви этому соответствует то, что душа, слившись с Духом Святым, обретает вечность. Но мы знаем, что достичь этого уровня для души обычного человека очень даже непросто.

В модели Поднебесного Царства, описанного здесь и соответствующего структурам коллективной функции отражения, душа может существовать сколь угодно долго, если человеческое общество своими действиями не разрушит эту структуру. Но само существование Поднебесного Царства зависит от всего человечества. Можно даже сказать, что чем шире уровень Царства Зла и Гнева, тем уже слои Поднебесного Царства. И наоборот.

Следовательно, греховная человеческая деятельность человечества на Земле способна уничтожить само Поднебесное Царство и, тем самым, сократить время жизни души в Поднебесном Царстве (если она оказалась именно там).

Теперь следим за моделью Браманов.

“Итак, наше наиболее грубое тело (твердое, жидкое и газообразное) из всех факторов, образующих наше существо, в то же время и наименее прочное. После смерти мы его сбрасываем, как только от него отделится его эфирный двойник. На самом деле, смерть не что иное, как разобщение физического тела от эфирного своего двойника, проводника жизненного начала. Даже частичного выделения этого “двойника” достаточно, чтобы вызвать бесчуственное состояние. Это явление можно наблюдать при действии анестезирующих средств.

Когда больному дают вдыхать хлороформ, ясновидящий* может наблюдать эфирный двойник отчасти выделяющийся в виде голубоватого облака. (* Под этим именем каждый раз подразумевается человек, способный видеть астральным зрением.) Полное разъединение вызывает неминуемую смерть: жизненное начало не может более воздействовать на физическое тело без своего проводника, и физико-химические силы свободно вступают в деятельность и приводят тело к постепенному разложению.

Вскоре после смерти (обыкновенно спустя около трех дней) эфирный двойник в свою очередь покидается, как второй труп. Этот второй труп, лишенный жизни, носится поблизости от физического трупа. Он рассеивается по мере того, как последний разлагается. Увидеть эфирный двойник нетрудно, так как нервного возбуждения, вызванного страхом, иногда достаточно, чтобы усилить восприимчивость и сделать эфирные формы видимыми. Но если тело подвергается сожжению, по обычаю индусскому, эфирный двойник выделяется немедленно. Оставляя оба эти внешних покрова, человек сохраняет все остальное. Никакого изменения в его действительной личности смерть не производит” (Чаттерджи).

(Здесь очевидна логическая ошибка: личностью обладает лишь живой человек; в крайнем случае, душа, реинкарнированная в другого человека сохраняет свойства личности погибшего человека, реализуя эти свойства умершего человека через оболочку человека, подвергшегося реинкарнации).

“Он остается таким же живым, даже более живым, чем мы с вами, только он не может дать о себе знать, потому что лишился физического проводника. Он существует в форме более тонкой, недоступной для восприятия человека, живущего в физической среде. Но эта форма, тем не менее, реальна, как колебания инфракрасных и ультрафиолетовых лучей в солнечном спектре, хотя они и невидимы для нашего телесного зрения. Следовательно, те, кого мы называем мертвецами, существуют, живут, только как проводники гораздо более тонких колебаний. Мы не можем отвечать на такие колебания, вот почему их существование ускользает от нас. Как невидимый эфир проникает всю видимую физическую вселенную, точно так же более тонкие формы проходят, не оставляя следа, через грубые формы нашего земного мира, которые одни доступны нашим земным органам чувств.

Первое явление, которое происходит с человеком, когда он сбрасывает свою двойную физическую оболочку, это - преобразование его астрального тела, или его начала “чувствования”, которое с этих пор становится для него проводником в новой среде. (Так же как физическое тело человека было проводником его бытия в земной среде, в этом смысле нужно все время слово “проводник”). В астральном мире человек задерживается более или менее долго, смотря по большей или меньшей силе его страстей.

Если вся его жизнь была посвящена только тому, чтобы служить своим страстям, тогда его пребывание в этой области, которая соответствует чистилищу Христиан, будет очень продолжительное. Астральное тело соткано из самой субстанции волнений и страстей, и если во время земной жизни мы работаем над укреплением этого тела, оно скажется для нас - после смерти - оболочкой прочной, крепко построенной тюрьмой с толстыми стенами. Но все преходящее имеет свой конец, и рано или поздно человек покидает и свою астральную оболочку.

Когда очищение свершилось, дурные эмоции изжиты и отброшены, человек переходит в следующую сферу, на “ментальный план” или в небесный мир, унося с собой туда из астральной природы только наклонности или скрытые зародыши, развитие которых последует по его возвращении, перед новым воплощением, на “астральный план”; эти зародыши определят состав его астрального тела в последующем воплощении” (Чаттерджи).

(На данном этапе возникает ошибка, связанная с возможностью очищения без каких-либо внешних условий от последствий совершенных грехов. Только при жизни человек может самостоятельно очиститься от грехов. В посмертном состоянии это может произойти лишь за счет духовных усилий его родственников и близких благодаря молитвам. Тем более, что сама душа уже не переживает те эмоции, которые сопровождали земную жизнь человека. Все, принятое философией Браманов, совершенно не соответствует действительности).

“И здесь, в высшем мире, пребывание его будет продолжительным или кратковременным, судя по тому, чем была его жизнь на земле. Если его умственная жизнь была сильна и благородна, если он выработал в себе высокие человеческие чувства; если он посвящает свои мысли науке и искусству и, в особенности, если он вел самоотверженную жизнь, он будет жить очень долго в этой сфере, которую можно назвать сферой мысли.

Именно здесь, те из живущих на земле, которые умеют подняться выше физических ощущений, услышат Бетховена, наполняющего пространство звучащими волнами своего вдохновения; именно здесь мы воспринимаем неизреченную гармонию сфер и войдем в сношение с ангелами; именно здесь мы можем осушить до полного насыщения чашу познания...” (Чаттерджи).

(Следовательно, по представлениям Браманов, ментальный план небесных сфер – это своеобразное место “отстоя” человеческих душ. Если бы это были те структуры, что мной обозначены как Поднебесное Царство, то тогда бы и вопроса не возникло. Но смысл пребывания в ментальном плане у Браманов совершенно иной: дождаться этапа очередного воплощения. Это невозможно, поскольку воплощения как такового вообще не бывает, но может произойти реинкарнация греховной души в тело какого-либо живого организма).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.057 с.)