Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация систем распознавания речи.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Классификация по назначению: • командные системы; • системы диктовки текста. По потребительским качествам: • диктороориентированные (тренируемые на конкретного диктора); • дикторонезависимые; • распознающие отдельные слова; • распознающие слитную речь. По механизмам функционирования: • простейшие (корреляционные) детекторы; • экспертные системы с различным способом формирования и обработки базы знаний; • вероятностно-сетевые модели принятия решения, в том числе нейронные сети. Разумеется, относительно проще реализовать программу, способную распознавать только ограниченный, совсем небольшой набор управляющих команд и символов. Это, например, могут быть цифры от 0 до 9, слова «да», «нет», односложные команды типа «открыть», «закрыть», «выйти» и т. п. Такие программы появились первыми и уже давно применяются в компьютерной телефонии для голосового набора телефонного номера или выбора пункта меню. Если в словарь добавить названия букв алфавита, то, в принципе, по буквам можно продиктовать и любое слово или название — например, при заказе билета таким путем можно ввести станцию назначения. Подобные системы могут похвастаться тем, что распознавание происходит без предварительной настройки под конкретного пользователя, т. е. они независимы от диктора (speaker-independent). Применение их для получения автоматической справки и генерации запросов к базам данных позволяет компаниям высвободить большое количество сотрудников, обеспечить круглосуточный доступ к информации, причем зачастую появляется возможность дополнительно расширить сферу предоставляемых услуг. Помимо этого, системы с распознаванием ограниченного набора слов могут применяться и для голосового управления компьютером, а через него и другой техникой. Можно предусмотреть и добавление в базу данных индивидуальных макросов пользователя. При ограниченном словаре также легче реализовать систему распознавания слитной речи, характеризующейся отсутствием специальных пауз между словами. Точность распознавания, как правило, повышается при предварительной настройке на голос конкретного пользователя, причем этим способом можно добиться распознавания даже тогда когда говорящий имеет дефект речи или акцент. Все бы хорошо, но длительное только в том случае, если предполагается индивидуальное применение ПО одним пользователем, в крайнем случае — небольшой группой пользователей, для каждого из которых создается свой индивидуальный «профиль». Программы для диктовки текстов (еще одно очевидное применение функции распознавания речи) первоначально могли понимать только так называемую «раздельную» речь, в которой после каждого произнесенного слова требовалось сделать небольшую паузу. Такая манера говорить неестественна — в процессе обычного человеческого разговора интенсивность звука практически никогда не падает до нуля (в этом можно убедиться, разглядывая спектрограммы). Распознавать диктовку текстов общей тематики, выполняемую в манере слитной речи, коммерческие программы научились только в 1997 г. Разумеется, что словарь подобных пакетов обслуживает так называемую общую тематику и охватывает лишь небольшую часть всей лексики. Значительная часть пользователей этим словарем не ограничивается и подключает еще специализированные (технические, медицинские, юридические и другие) словари. Впрочем, на качество распознавания влияет даже манера ведения разговора — непринужденную беседу с относительно небольшим количеством используемых лексических единиц запротоколировать гораздо сложнее, чем размеренный диктант. Проблема заключается, в основном, в вариативности и наличии большого количества различных смысловых оттенков у самых простых конструкций. Тяжелее всего распознаются короткие слова, в результате по сравнению с многосложными частот ошибок при их обработке несравненно больше. Серьезнейшая проблема — одно – двухбуквенные слова. Заставить компьютер различать английские «а» и «an» можно только обращаясь к контексту всей фразы. Расшифровка диктофонных записей, компьютерное стенографирование конференций и обсуждений — задача, к решению которой создатели ПО для распознавания речи только приблизились. По заявлениям разработчиков компаний Dragon Systems, IBM и Lernout&Hauspie, компьютер (при непрерывной диктовке) способен правильно распознавать до 95 % текста, а меж тем известно, что для комфортной работы точность распознавания требуется довести до 99 %. Требования к оборудованию. Вначале системы для распознавания речи реализовывались, как правило, на специализированном оборудовании и соответствующих платформах. В силу того, что требования, предъявляемые к обработке речи в реальном времени, высоки, слабые центральные процессоры были не в силах взять на себя подобную задачу. Основой компьютерного распознавания речи являлось применение предварительной цифровой обработки сигналов на внешних платах. Производители ПО для распознавания речи, даже перейдя на однопроцессорные компьютеры, некоторое время продолжали применять специальные звуковые карты и микрофоны. Например, популярная программа KurzWeil Voice недавно требовала в обязательном порядке «свою» звуковую карту. Модульные системы компьютерно-телефонных средств распознавания голоса, выполненные в виде плат расширения для компьютера, включают специализированные процессоры цифровой обработки звуковых сигналов (Digital Signal Processor или DSP), берущие на себя ряд операций нижнего уровня и позволяющие снизить требования к быстродействию основного процессора. Например, плата распознавания речи VR/160, поставляемая фирмой Dialogic, поддерживает до 16 каналов одновременно, причем она прекрасно работает совместно с процессором DX-486. Dialogic выпускает и более мощные четырехпроцессорные платы Antares с большим объемом оперативной памяти. Работа в зашумленных помещениях также, разумеется, оказывает самое негативное влияние на качество распознавания. Каждый микрофон имеет свой особый «профиль», поэтому программу требуется «обучить» не только работе с конкретным пользователем, но и с конкретным оборудованием. Подключенному к компьютеру диктофону тоже потребуется свой «профиль». Специальные микротелефонные гарнитуры поставляются вместе с известными программами распознавания речи — Via Voice Gold корпорации IBM Research, Naturally Speaking Preferred фирмы Dragon Systems и Voice Xpress (Lernout&Hauspie Speech Products). На работу с диктовочными программами накладываются и дополнительные ограничения. В большинстве случаев трудно обойтись без гарнитуры с микрофоном. Правда, радиомикрофоны допускают больший радиус действия, однако для контроля результатов пользователь должен видеть экран ПК.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.183 (0.008 с.) |