Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема понимания и объяснения в научном познании.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Методология естественнонаучного познания – объясняющая, а методология гуманитарных наук – понимающая. Винтейс: «природу мы объясняем, а общество понимаем». Понимание – познавание, постижение смысла. Телеология – признание всеобщей целесообразности всех вещей и явлений. В природе нам понимать нечего. Понимание означает чувствование себя другим, по отношению к природным объектам понимания быть не может (можно поставить себя на место какого-либо другого человека, но нельзя представить себя на месте камня или дуба). Под объяснением понимается подведение конкретного факта, явления под обобщение, закон - дедуктивно-номологическая (номос – закон) модель научного знания – выведение частных случаев из общего закона. В гуманитарных науках тоже должны быть законы. К дедуктивно-номологической модели добавляются рациональная и телеологическая формы объяснения. В рациональной форме объяснения наблюдаемый субъект считается разумным, значит его рациональное поведение объясняется мотивами. Добавляется понимание – это постижение, познавание смысла исследуемого объекта. Понимание предполагает существование цели какого-то субъекта. Основные познавательные процедуры: 1) Цикличность (герменевтический круг). Герменевтика – философское учение о понимании. Герменевтический круг – объяснение на основе взаимоотношения части и целого. Чтобы реально понять смысл, нужно знать целое. Например, чтобы понять предмет дисциплины, нужно изучить ее всю. 2) Придание дополнительного смысла тому, что пытаются понять. Например, при чтении текста прибавляется смысл к тому, что туда закладывает автор (например, при чтении Платона). 3) Диалогичность. При объяснении природы взаимодействия субъекта и объекта познания. В гуманитарном познании имеет место добавление смысла – диалог. Типы понимания: 1) В процессе языковой коммуникации. 2) Перевод одного языка на другой. 3) Интерпретация поступков. Тема VII. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. 1. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблема типологии научных революций. Внутридисциплинарные и междисциплинарные факторы революционных преобразований в науке. Научная революция – смена оснований науки. Роль научной революции в научном познании велика (Кун, Лакатос).
По мнению Степина, смена оснований науки может осуществляться в 2 формах: 1) Революции, связанные с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования (Максвелл – мини-революция в физике в XIX в. Электромагнетизм расширил рамки физического учения, но это не глобальная революция). 2) Революция, в период которой вместе с картиной мира меняются идеалы и нормы науки (становление квантовой механики) – меняются представления о взаимоотношении субъекта и объекта познания. VII – VIII вв. – субъект познания не взаимодействует с объектом познания. В квантовой механике, чтобы изучить объект, необходимо воздействовать на него, в результате чего он меняет свойство. Квантовая механика носит вероятностный характер. Вероятность в классической механике берется из какой-то группы событий. К одному объекту вероятность неприменима в классической физике. В квантовой механике все наоборот – вероятность применима к одному объекту. Новая картина исследуемой реальности может оказывать революционное воздействие на другие науки. Пути перестройки оснований научного знания: 1) За счет внутридисциплинарного научного знания (примеры строить на примере конкретного знания). 2) За счет междисциплинарных связей при переходе с одних парадигм и установок к другим (идея эволюции). Общественные изменения наиболее заметны. Идея эволюции от общества переходит в биологию. Середина XX в. – космология Большого взрыва. Физики VII в. принимали атомистическую концепцию. При этом в VII в. начинает формироваться химия – заимствование физической концепции атомарного строения, появление концепции молекулы (состоящей из атомов) – позаимствовано из химии. Революции: частнонаучные – смена специальной научной картины мира конкретных наук и общенаучные (глобальные) – смена общенаучной картины мира. Глобальные революции происходят гораздо реже. По Кохановскому, их было 3: 1) Аристотелевская (IV – III вв. до н.э.) – в результате этой революции рождается сама наука – революция в духовном мире; 2) Ньютоновская (XVII в.): осуществлена Коперником, Галилеем, Кеплером (XVI – XVII вв.), Ньютоном (механика, дифференциальное и интегральное исчисление, оптика); 3) Эйнштейновская (XIX – XX вв.): М. Квант, Н. Бор, А. Эйнштейн и др. – радикально поменялась научная общая картина мира. Возникла теория Большого взрыва.
На экзамене уметь описать научные революции. По другому мнению, научных революций было 4 (Степин): в качестве четвертой научной революции рассматривается становление постнеклассической науки (синергетики). Лекция № 16 (26.03.08).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.76.12 (0.01 с.) |