Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глобальные революции и смена типов научной рациональности. Сущность классического, неклассического и постнеклассического типов рациональности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Научная рациональность (разумное, мыслительное). Рациональность – определенный стиль (тип) мышления, базирующийся на нескольких постулатах: 1) Убежденность в упорядоченности, закономерности, иногда целесообразности устройства мироздания в целом. 2) Убежденность в том, что упорядоченная закономерность мироздания может быть постигнута человеческим разумом. 3) Признание доказательства (главным образом, логико-математического) главным средством обоснованности знания. Предпосылки впервые появились в античном древнегреческом мире. В основе классической рациональности лежит принцип тождества мышления и бытия (парменид бытия) – проблема бытия: бытие есть, небытия нет, следовательно, ничто не может возникнуть и исчезнуть, никаких изменений нет. Поэтому рождается представление, что мир не такой, каким мы его видим, в самую суть бытия можно проникнуть с помощью мышления. Парменид: мысль и то, о чем она есть – это одно и то же – это и есть тождество мышления и бытия – парменид бытия. Отсюда берется рациональность. Поэтому мир устроен именно так, как мы его представляем в своей мыслительной логико-математической когнитивной понятийной деятельности. Поэтому все развитие науки состоит из смены типов научной рациональности. Глобальные научные революции и меняющиеся основания науки меняют и типы научной рациональности. По Степину, выделяется 3 типа научной рациональности: классический, неклассический и постнеклассический. Существуют субъект, средства и объект познания.
Внутринаучные цели и ценности
Субъект познания Средство познания Объект познания
Социальные цели и ценности
1) Классический тип рациональности – просуществовал до конца XIX в. – до третьей научной революции. Рефлексия – наука начинает сама себя анализировать с помощью философии. Для классического типа научной рациональности характерно противопоставление субъекта и объекта познания. Идеал познания предполагает, что можно создать одну мысленную конструкцию изучаемого объекта, которая будет одинаковая, универсальная для всех. 2) Неклассический тип научной рациональности: первая половина XX в. (после Эйнштейновской научной революции) – последняя четверть XX в. Происходит объединение средств и объекта познания. Невозможно отделить влияние средств на объект познания от объекта познания. Можно проиллюстрировать корпускулярной теорией волнового дуализма. Для познания объекта квантовой механики нужно рассмотреть этот объект и как волну и как частицу. Чтобы познать микрообъекты, нужно заставить взаимодействовать их с научными приборами (макрообъектами), при взаимодействии происходит кардинальное изменение свойств объектов: на одном классе приборов они будут одни, а на другом классе приборов – совсем другие. Идеал объекта познания в классическом типе рациональности не осуществим в принципе. Познание стало: а) релятивистским (относительным); б) вероятностным. 3) Конец XX в. – постнеклассический тип рациональности – неразрывное соединение всех трех компонентов: объектов, средств, субъектов познания. Наука переходит к человекомерным объектам, т.е. объектом познания становится сам человек. «Чистота» объекта познания невозможна в принципе, поскольку мы сами – заинтересованная сторона. Рефлексия научного познания – это осознание неотъемленности процесса познания, на него влияют как внутринаучные цели и ценности, так и социокультурные ценности (влияние социальных ценностей на характер человеческого познания). Проблема выбора направления действия средств на какие-либо фундаментальные или прикладные (практические) научные исследования. Вмешиваются также этические соображения в процесс организации научного поиска Для современного этапа характерна также проблема выбора направления денежных средств на какие-либо фундаментальные или прикладные (практические) научные исследования. Вмешиваются также этические соображения в процесс организации научного поиска (этическая сторона вопроса о клонировании человека). Еще одна черта постнеклассического типа рациональности: исследование сложных саморазвивающихся систем. Каждый тип привязан к конкретной глобальной научной революции. Тема VIII. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.104.106 (0.008 с.) |