Основания науки и современные модели. Идеалы и нормы исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основания науки и современные модели. Идеалы и нормы исследования.



По мысли главного методолога науки (Степина -?) существует 3 главных компонента оснований науки:

1) Идеалы и нормы исследования.

2) Научная картина мира.

3) Философские основания науки.

1. Идеалы и нормы исследования. Выделяют:

1) собственно познавательные установки;

2) социальные нормативы (наука как социальный институт).

Познавательные установки определяются по следующим позициям (формам):

1) Идеалы и нормы описания и объяснения – достаточно изменчивы.

2) Идеалы и нормы доказательности и обоснованности знания.

3) Идеалы и нормы построения и организации знания.

Описание: всеобъемлющее, всестороннее, воспроизводимое, объяснительное и т.д.

Требования к доказательности меняются в течение времени. Доказательство может быть либо логическое, либо эмпирическое. Т.е. доказать означает либо доказать факты, либо доказать логически.

Сегодня доказать – значит сослаться на законы, т.е. свести конкретный частный случай к всеобщему.

Древние греки применительно к закону оперировали понятием logos – необходимое, судьба, закон.

Идеалы и нормы науки могут быть конкретизированы к конкретным областям научной деятельности (математике, физике, химии, биологии). В биологии, в науках об обществе одним из основных идеалов является рассмотрение в историческом аспекте (идеи эволюции).

Нормы: принципы экспериментального обоснования; идеал объяснения явлений с помощью небольшого числа фундаментальных законов; идеалы организации теорий как дедуктивных схем; установка на описание законов на языке математики.

2. Научная картина мира – см. отдельный вопрос.

3. Философские основания науки – это общие принципы, из которых явно или неявно исходит любой ученый или научное сообщество при построении той или иной теории.

Взаимоотношения философии и науки противоречивы, хотя все науки родом из философии. Важнейшая черта философии – целостность, поэтому все науки по отношению к философии являются частными: науки, которая изучала бы всеобщее, нет.

Философские принципы, признаваемые наукой:

1) Принцип закономерного устройства мира.

2) Принцип причинности.

3) Принцип материального единства мира (мир един и материален). Существует также принцип двойственности.

4) Принцип развивающегося мира.

Различают 2 взаимосвязанные формы философских оснований науки:

1) Онтологическая система категорий: связи, следствия, отношения, причинности, необходимости, случайности.

2) Гносеологическая подсистема философских оснований науки – понятия, характеризующие познавательную процедуру – истина, знание, опыт, доказательность, объяснимость.

Философские основания науки по отношению к науке выполняют 3 основные функции:

1) Они есть средства адаптации научных знаний к господствующим в культуре мировоззренческим установкам (задача философии – сформировать единую цельную, непротиворечивую картину). Наука иногда добывает такие знания, которые не укладываются в обыденное привычное (в т.ч. и науке) мировоззрение и задача философских оснований науки – «вписать» эти знания, обеспечить восприятие этих явлений – адаптивная функция философских оснований науки (открытия, что земля имеет шарообразную форму, а не плоская и т.д.).

2) Функция эвристики научного поиска («эвристика» - творческий потенциал мышления, учение о творческом мышлении). Пример: атеистическая концепция картины (структуры) мира (первая принадлежит Демокриту – V в. до н.э.) – весь мир состоит из неделимых частиц – логический вывод, постулат, направленный на снятие противоречий (например, неограниченный отрезок можно поделить на неограниченное число частей). Мы и сегодня считаем, как Демокрит: это фундамент классической науки Нового времени – из неограниченного числа неделимых атомов можно построить неограниченное разнообразие Вселенной – это и есть функция эвристики научного поиска.

В качестве примера можно также привести идею развития и наследственности (Ч. Дарвин): эмпирических данных нет, это теоретическое построение, которое затем начинает находить подтверждения различными фактами.

3) Рефлексия логики и методологии науки (рефлексия – способность нашего мышления анализировать свои собственные основания и предпосылки, мышление о мышлении, о самом себе). Рефлексия логики и методологии науки – это познание наукой самой себя. Этим вопросом занимается философия.

7. Научная картина мира, ее содержание, исторические формы и функции.

Научная картина мира может быть 2 видов: специальная (физическая, химическая, биологическая) и общая. Термин «специальная научная картина мира» следует признать неудачным, так как мир – это все, а не только физическое, химическое и т.д.

Специальная научная картина мира – это картина части реальности, которая исследуется определенными науками. Специальная научная картина мира включает представления:

1) о фундаментальных объектах, из которых все построено;

2) о типологии изучаемых объектов;

3) об общих законах их взаимодействия;

4) о пространственно-временной структуре реальности.

Пример: классическая и неклассическая физические картины мира.

Научная картина мира – это компонент в структуре научного познания. Функции специальной научной картины мира:

1) систематизирующая;

2) функции исследовательской программы (норматива).

Общая научная картина мира – обобщенное представление об устройстве мира, созданное усилиями все на конкретную историческую эпоху наук.

Выделяют:

1) некое теоретическое ядро (теория эволюции, квантовая теория и т.д.) какой либо концепции, теории;

2) принципы, допущения, которые условно принимаются за неопровержимые;

3) частные теоретические модели;

4) философские установки.

Функции:

1) Систематизирующая.

Противоречия: возрастание энтропии, в социальном мире – возрастание упорядоченности – это и есть пример противоречия.

2) Нормативная.

Исторические формы научной картины мира.

В отечественной практике принято выделять 3 основные формы: классическая (17 – 19 вв.), неклассическая (19 – 20 вв.) и постнеклассическая (конец 20 в.). Можно также выделить и натурфилософскую научную картину мира (до 17 в.).

Лекция № 11 (20.02.08).

Тема V. Динамика науки как процесс порождения нового знания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.007 с.)