Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основания науки и современные модели. Идеалы и нормы исследования.Содержание книги
Поиск на нашем сайте По мысли главного методолога науки (Степина -?) существует 3 главных компонента оснований науки: 1) Идеалы и нормы исследования. 2) Научная картина мира. 3) Философские основания науки. 1. Идеалы и нормы исследования. Выделяют: 1) собственно познавательные установки; 2) социальные нормативы (наука как социальный институт). Познавательные установки определяются по следующим позициям (формам): 1) Идеалы и нормы описания и объяснения – достаточно изменчивы. 2) Идеалы и нормы доказательности и обоснованности знания. 3) Идеалы и нормы построения и организации знания. Описание: всеобъемлющее, всестороннее, воспроизводимое, объяснительное и т.д. Требования к доказательности меняются в течение времени. Доказательство может быть либо логическое, либо эмпирическое. Т.е. доказать означает либо доказать факты, либо доказать логически. Сегодня доказать – значит сослаться на законы, т.е. свести конкретный частный случай к всеобщему. Древние греки применительно к закону оперировали понятием logos – необходимое, судьба, закон. Идеалы и нормы науки могут быть конкретизированы к конкретным областям научной деятельности (математике, физике, химии, биологии). В биологии, в науках об обществе одним из основных идеалов является рассмотрение в историческом аспекте (идеи эволюции). Нормы: принципы экспериментального обоснования; идеал объяснения явлений с помощью небольшого числа фундаментальных законов; идеалы организации теорий как дедуктивных схем; установка на описание законов на языке математики. 2. Научная картина мира – см. отдельный вопрос. 3. Философские основания науки – это общие принципы, из которых явно или неявно исходит любой ученый или научное сообщество при построении той или иной теории. Взаимоотношения философии и науки противоречивы, хотя все науки родом из философии. Важнейшая черта философии – целостность, поэтому все науки по отношению к философии являются частными: науки, которая изучала бы всеобщее, нет. Философские принципы, признаваемые наукой: 1) Принцип закономерного устройства мира. 2) Принцип причинности. 3) Принцип материального единства мира (мир един и материален). Существует также принцип двойственности. 4) Принцип развивающегося мира. Различают 2 взаимосвязанные формы философских оснований науки: 1) Онтологическая система категорий: связи, следствия, отношения, причинности, необходимости, случайности. 2) Гносеологическая подсистема философских оснований науки – понятия, характеризующие познавательную процедуру – истина, знание, опыт, доказательность, объяснимость. Философские основания науки по отношению к науке выполняют 3 основные функции: 1) Они есть средства адаптации научных знаний к господствующим в культуре мировоззренческим установкам (задача философии – сформировать единую цельную, непротиворечивую картину). Наука иногда добывает такие знания, которые не укладываются в обыденное привычное (в т.ч. и науке) мировоззрение и задача философских оснований науки – «вписать» эти знания, обеспечить восприятие этих явлений – адаптивная функция философских оснований науки (открытия, что земля имеет шарообразную форму, а не плоская и т.д.). 2) Функция эвристики научного поиска («эвристика» - творческий потенциал мышления, учение о творческом мышлении). Пример: атеистическая концепция картины (структуры) мира (первая принадлежит Демокриту – V в. до н.э.) – весь мир состоит из неделимых частиц – логический вывод, постулат, направленный на снятие противоречий (например, неограниченный отрезок можно поделить на неограниченное число частей). Мы и сегодня считаем, как Демокрит: это фундамент классической науки Нового времени – из неограниченного числа неделимых атомов можно построить неограниченное разнообразие Вселенной – это и есть функция эвристики научного поиска. В качестве примера можно также привести идею развития и наследственности (Ч. Дарвин): эмпирических данных нет, это теоретическое построение, которое затем начинает находить подтверждения различными фактами. 3) Рефлексия логики и методологии науки (рефлексия – способность нашего мышления анализировать свои собственные основания и предпосылки, мышление о мышлении, о самом себе). Рефлексия логики и методологии науки – это познание наукой самой себя. Этим вопросом занимается философия. 7. Научная картина мира, ее содержание, исторические формы и функции. Научная картина мира может быть 2 видов: специальная (физическая, химическая, биологическая) и общая. Термин «специальная научная картина мира» следует признать неудачным, так как мир – это все, а не только физическое, химическое и т.д. Специальная научная картина мира – это картина части реальности, которая исследуется определенными науками. Специальная научная картина мира включает представления: 1) о фундаментальных объектах, из которых все построено; 2) о типологии изучаемых объектов; 3) об общих законах их взаимодействия; 4) о пространственно-временной структуре реальности. Пример: классическая и неклассическая физические картины мира. Научная картина мира – это компонент в структуре научного познания. Функции специальной научной картины мира: 1) систематизирующая; 2) функции исследовательской программы (норматива). Общая научная картина мира – обобщенное представление об устройстве мира, созданное усилиями все на конкретную историческую эпоху наук. Выделяют: 1) некое теоретическое ядро (теория эволюции, квантовая теория и т.д.) какой либо концепции, теории; 2) принципы, допущения, которые условно принимаются за неопровержимые; 3) частные теоретические модели; 4) философские установки. Функции: 1) Систематизирующая. Противоречия: возрастание энтропии, в социальном мире – возрастание упорядоченности – это и есть пример противоречия. 2) Нормативная. Исторические формы научной картины мира. В отечественной практике принято выделять 3 основные формы: классическая (17 – 19 вв.), неклассическая (19 – 20 вв.) и постнеклассическая (конец 20 в.). Можно также выделить и натурфилософскую научную картину мира (до 17 в.). Лекция № 11 (20.02.08). Тема V. Динамика науки как процесс порождения нового знания.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.01 с.) |