Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основания науки и современные модели. Идеалы и нормы исследования.
По мысли главного методолога науки (Степина -?) существует 3 главных компонента оснований науки: 1) Идеалы и нормы исследования. 2) Научная картина мира. 3) Философские основания науки. 1. Идеалы и нормы исследования. Выделяют: 1) собственно познавательные установки; 2) социальные нормативы (наука как социальный институт). Познавательные установки определяются по следующим позициям (формам): 1) Идеалы и нормы описания и объяснения – достаточно изменчивы. 2) Идеалы и нормы доказательности и обоснованности знания. 3) Идеалы и нормы построения и организации знания. Описание: всеобъемлющее, всестороннее, воспроизводимое, объяснительное и т.д. Требования к доказательности меняются в течение времени. Доказательство может быть либо логическое, либо эмпирическое. Т.е. доказать означает либо доказать факты, либо доказать логически. Сегодня доказать – значит сослаться на законы, т.е. свести конкретный частный случай к всеобщему. Древние греки применительно к закону оперировали понятием logos – необходимое, судьба, закон. Идеалы и нормы науки могут быть конкретизированы к конкретным областям научной деятельности (математике, физике, химии, биологии). В биологии, в науках об обществе одним из основных идеалов является рассмотрение в историческом аспекте (идеи эволюции). Нормы: принципы экспериментального обоснования; идеал объяснения явлений с помощью небольшого числа фундаментальных законов; идеалы организации теорий как дедуктивных схем; установка на описание законов на языке математики. 2. Научная картина мира – см. отдельный вопрос. 3. Философские основания науки – это общие принципы, из которых явно или неявно исходит любой ученый или научное сообщество при построении той или иной теории. Взаимоотношения философии и науки противоречивы, хотя все науки родом из философии. Важнейшая черта философии – целостность, поэтому все науки по отношению к философии являются частными: науки, которая изучала бы всеобщее, нет. Философские принципы, признаваемые наукой: 1) Принцип закономерного устройства мира. 2) Принцип причинности. 3) Принцип материального единства мира (мир един и материален). Существует также принцип двойственности. 4) Принцип развивающегося мира.
Различают 2 взаимосвязанные формы философских оснований науки: 1) Онтологическая система категорий: связи, следствия, отношения, причинности, необходимости, случайности. 2) Гносеологическая подсистема философских оснований науки – понятия, характеризующие познавательную процедуру – истина, знание, опыт, доказательность, объяснимость. Философские основания науки по отношению к науке выполняют 3 основные функции: 1) Они есть средства адаптации научных знаний к господствующим в культуре мировоззренческим установкам (задача философии – сформировать единую цельную, непротиворечивую картину). Наука иногда добывает такие знания, которые не укладываются в обыденное привычное (в т.ч. и науке) мировоззрение и задача философских оснований науки – «вписать» эти знания, обеспечить восприятие этих явлений – адаптивная функция философских оснований науки (открытия, что земля имеет шарообразную форму, а не плоская и т.д.). 2) Функция эвристики научного поиска («эвристика» - творческий потенциал мышления, учение о творческом мышлении). Пример: атеистическая концепция картины (структуры) мира (первая принадлежит Демокриту – V в. до н.э.) – весь мир состоит из неделимых частиц – логический вывод, постулат, направленный на снятие противоречий (например, неограниченный отрезок можно поделить на неограниченное число частей). Мы и сегодня считаем, как Демокрит: это фундамент классической науки Нового времени – из неограниченного числа неделимых атомов можно построить неограниченное разнообразие Вселенной – это и есть функция эвристики научного поиска. В качестве примера можно также привести идею развития и наследственности (Ч. Дарвин): эмпирических данных нет, это теоретическое построение, которое затем начинает находить подтверждения различными фактами. 3) Рефлексия логики и методологии науки (рефлексия – способность нашего мышления анализировать свои собственные основания и предпосылки, мышление о мышлении, о самом себе). Рефлексия логики и методологии науки – это познание наукой самой себя. Этим вопросом занимается философия. 7. Научная картина мира, ее содержание, исторические формы и функции.
Научная картина мира может быть 2 видов: специальная (физическая, химическая, биологическая) и общая. Термин «специальная научная картина мира» следует признать неудачным, так как мир – это все, а не только физическое, химическое и т.д. Специальная научная картина мира – это картина части реальности, которая исследуется определенными науками. Специальная научная картина мира включает представления: 1) о фундаментальных объектах, из которых все построено; 2) о типологии изучаемых объектов; 3) об общих законах их взаимодействия; 4) о пространственно-временной структуре реальности. Пример: классическая и неклассическая физические картины мира. Научная картина мира – это компонент в структуре научного познания. Функции специальной научной картины мира: 1) систематизирующая; 2) функции исследовательской программы (норматива). Общая научная картина мира – обобщенное представление об устройстве мира, созданное усилиями все на конкретную историческую эпоху наук. Выделяют: 1) некое теоретическое ядро (теория эволюции, квантовая теория и т.д.) какой либо концепции, теории; 2) принципы, допущения, которые условно принимаются за неопровержимые; 3) частные теоретические модели; 4) философские установки. Функции: 1) Систематизирующая. Противоречия: возрастание энтропии, в социальном мире – возрастание упорядоченности – это и есть пример противоречия. 2) Нормативная. Исторические формы научной картины мира. В отечественной практике принято выделять 3 основные формы: классическая (17 – 19 вв.), неклассическая (19 – 20 вв.) и постнеклассическая (конец 20 в.). Можно также выделить и натурфилософскую научную картину мира (до 17 в.). Лекция № 11 (20.02.08). Тема V. Динамика науки как процесс порождения нового знания.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.007 с.) |