Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура научного знания, его эмпирический и теоретический уровни. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.Стр 1 из 12Следующая ⇒
Доц. Юдин В.В. Лекция № 9 (06.02.08). Тема IV. Структура научного знания. Структура научного знания, его эмпирический и теоретический уровни. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. Признаки знания: 1) Знание есть истинная информация, ложная информация не может быть знанием. 2) Достаточная обоснованность. Информация, угаданная случайно знанием не является, даже если она верная. 3) Убежденность – доверие к той информации, которая претендует на истинность. Структура – ключевое понятие при системном подходе. Базируется на понятии системы. Структура есть способ взаимодействия элементов системы. Элементы (структурные компоненты) научного знания: 1) факты (должны быть установлены); 2) закон (совокупность схожих фактов) – есть всеобщая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь между сторонами явления, применительно к которому этот закон устанавливается; 3) научная проблема – всегда связана с какими-либо противоречиями, которые обнаруживаются в действии практически любого закона; 4) гипотеза – предположительное знание, направленное на объяснение проблемы; 5) методы (анализ, синтез, индукция, дедукция); 6) теория – высшая форма организации научного знания, которой при помощи системы законов более-менее полно объясняется та или иная сторона объективного мира; 7) научная картина мира – это обобщенное представление, образованное совокупностью наиболее общих знаний всех существующих на конкретный момент наук; 8) философские основания науки; 9) нормы (образцы, эталоны) научного исследования; 10) уровни научного познания: эмпирическое и теоретическое знание. Объект изучения – на эмпирическом уровне объект всегда реален. На теоретическом уровне имеют дело с идеализированным объектом (например, в физике – идеальный (?) газ, различные формулы; в математике – геометрические линии (не имеют толщины и т.д.)). Функциональный уровень: на эмпирическом уровне – задача состоит в фиксации факта; на теоретическом уровне – в объяснении фактов. От эмпирического уровня к теоретическому нет прямого перехода. Для того, чтобы выстроить теорию нужно перестроить факты таким образом, чтобы они логично вписывались в нее, порой абстрагируясь от видимых фактов и кажущихся на первый взгляд истинных, основанных только на наблюдениях этих фактов, представлений.
Эмпирический и теоретический уровни отличаются и применяемыми методами. Эмпирический уровень имеет дело с реальными объектами. Основные методы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Преобладает индуктивный способ познания – движение от частного к общему. На теоретическом уровне преобладает дедукция – движение от общего к частному. Методы: идеализирование, систематизация, структурирование, абстрагирование – отвлечение от всего несущественного, выделение существенного. Способ обобщения: 1) эмпирический уровень – абстрактный, всеобщий; 2) теоретический уровень – конкретный, всеобщий – нечто такое всеобщее (неформальное), от чего потом можно построить схему, вплоть до концепции (например, производство человеком орудий труда). Еще в XVII в. в поисках решения данной проблемы появилось 2 философских направления: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). Лекция № 10 (13.02.08). Лекция № 11 (20.02.08). Тема V. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Лекция № 12 (27.02.08). Лекция № 13 (05.03.08). Лекция № 14 (12.03.08). Лекция № 15 (19.03.08). Лекция № 16 (26.03.08). Лекция № 17 (02.04.08). Изменение мировоззренческих ориентаций (установок) в постнеклассической науке и современной техногенной цивилизации. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. 1) Глобальный эволюционизм – новая установка. 2) Принцип системности (мир организован системно). 3) Учение о нестабильности, неуравновешенности, нелинейности мира, в котором мы живем. Хаос – это закономерное состояние, из которого может зародиться порядок. 4) Коэволюция – параллельная, взаимосогласованная эволюция. 5) Упразднение социо-культурной автономии науки и принятие идей ее социо-культурной обусловленности. 6) Признание неизбежности нерационального аспекта познания. Сегодня наука потихоньку уходит от чистой рациональности. Современная наука более терпимо стала относиться к вненаучным формам знания (паранауке, религии и т.д.), ибо очевидно, что возможности рационального метода познания ограничены.
Идеология – это определенная система идей (система знаний). Функции: интегративная, аксеологическая. В некоторых случаях идеология не может претендовать на определение науки. Если о научной концепции можно сказать, истинная она, или ложная, то об идеологической концепции такого сказать нельзя вследствие наличия определенной системы ценностей. Идеологизация науки. Проблема возникает тогда, когда идея – определенная система знаний пытается возомнить себя наукой (пример – марксизм) и начинает навязывать себя остальным сферам, что ведет к негативным последствиям, поскольку для науки критичность – это норма, в идеологии же критичность признается только на словах. Если идея считает себя наукой, то она считает себя единственно верной, устанавливает всеобщий контроль, в т.ч. над научным поиском, что деформирует, притормаживает развитие науки. Наука же предполагает свободу идеологии. Доц. Юдин В.В. Лекция № 9 (06.02.08). Тема IV. Структура научного знания. Структура научного знания, его эмпирический и теоретический уровни. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. Признаки знания: 1) Знание есть истинная информация, ложная информация не может быть знанием. 2) Достаточная обоснованность. Информация, угаданная случайно знанием не является, даже если она верная. 3) Убежденность – доверие к той информации, которая претендует на истинность. Структура – ключевое понятие при системном подходе. Базируется на понятии системы. Структура есть способ взаимодействия элементов системы. Элементы (структурные компоненты) научного знания: 1) факты (должны быть установлены); 2) закон (совокупность схожих фактов) – есть всеобщая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь между сторонами явления, применительно к которому этот закон устанавливается; 3) научная проблема – всегда связана с какими-либо противоречиями, которые обнаруживаются в действии практически любого закона; 4) гипотеза – предположительное знание, направленное на объяснение проблемы; 5) методы (анализ, синтез, индукция, дедукция); 6) теория – высшая форма организации научного знания, которой при помощи системы законов более-менее полно объясняется та или иная сторона объективного мира; 7) научная картина мира – это обобщенное представление, образованное совокупностью наиболее общих знаний всех существующих на конкретный момент наук; 8) философские основания науки; 9) нормы (образцы, эталоны) научного исследования; 10) уровни научного познания: эмпирическое и теоретическое знание. Объект изучения – на эмпирическом уровне объект всегда реален. На теоретическом уровне имеют дело с идеализированным объектом (например, в физике – идеальный (?) газ, различные формулы; в математике – геометрические линии (не имеют толщины и т.д.)). Функциональный уровень: на эмпирическом уровне – задача состоит в фиксации факта; на теоретическом уровне – в объяснении фактов. От эмпирического уровня к теоретическому нет прямого перехода. Для того, чтобы выстроить теорию нужно перестроить факты таким образом, чтобы они логично вписывались в нее, порой абстрагируясь от видимых фактов и кажущихся на первый взгляд истинных, основанных только на наблюдениях этих фактов, представлений.
Эмпирический и теоретический уровни отличаются и применяемыми методами. Эмпирический уровень имеет дело с реальными объектами. Основные методы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Преобладает индуктивный способ познания – движение от частного к общему. На теоретическом уровне преобладает дедукция – движение от общего к частному. Методы: идеализирование, систематизация, структурирование, абстрагирование – отвлечение от всего несущественного, выделение существенного. Способ обобщения: 1) эмпирический уровень – абстрактный, всеобщий; 2) теоретический уровень – конкретный, всеобщий – нечто такое всеобщее (неформальное), от чего потом можно построить схему, вплоть до концепции (например, производство человеком орудий труда). Еще в XVII в. в поисках решения данной проблемы появилось 2 философских направления: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.014 с.) |