Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура научного знания, его эмпирический и теоретический уровни. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Доц. Юдин В.В. Лекция № 9 (06.02.08). Тема IV. Структура научного знания. Структура научного знания, его эмпирический и теоретический уровни. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. Признаки знания: 1) Знание есть истинная информация, ложная информация не может быть знанием. 2) Достаточная обоснованность. Информация, угаданная случайно знанием не является, даже если она верная. 3) Убежденность – доверие к той информации, которая претендует на истинность. Структура – ключевое понятие при системном подходе. Базируется на понятии системы. Структура есть способ взаимодействия элементов системы. Элементы (структурные компоненты) научного знания: 1) факты (должны быть установлены); 2) закон (совокупность схожих фактов) – есть всеобщая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь между сторонами явления, применительно к которому этот закон устанавливается; 3) научная проблема – всегда связана с какими-либо противоречиями, которые обнаруживаются в действии практически любого закона; 4) гипотеза – предположительное знание, направленное на объяснение проблемы; 5) методы (анализ, синтез, индукция, дедукция); 6) теория – высшая форма организации научного знания, которой при помощи системы законов более-менее полно объясняется та или иная сторона объективного мира; 7) научная картина мира – это обобщенное представление, образованное совокупностью наиболее общих знаний всех существующих на конкретный момент наук; 8) философские основания науки; 9) нормы (образцы, эталоны) научного исследования; 10) уровни научного познания: эмпирическое и теоретическое знание. Объект изучения – на эмпирическом уровне объект всегда реален. На теоретическом уровне имеют дело с идеализированным объектом (например, в физике – идеальный (?) газ, различные формулы; в математике – геометрические линии (не имеют толщины и т.д.)). Функциональный уровень: на эмпирическом уровне – задача состоит в фиксации факта; на теоретическом уровне – в объяснении фактов. От эмпирического уровня к теоретическому нет прямого перехода. Для того, чтобы выстроить теорию нужно перестроить факты таким образом, чтобы они логично вписывались в нее, порой абстрагируясь от видимых фактов и кажущихся на первый взгляд истинных, основанных только на наблюдениях этих фактов, представлений. Эмпирический и теоретический уровни отличаются и применяемыми методами. Эмпирический уровень имеет дело с реальными объектами. Основные методы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Преобладает индуктивный способ познания – движение от частного к общему. На теоретическом уровне преобладает дедукция – движение от общего к частному. Методы: идеализирование, систематизация, структурирование, абстрагирование – отвлечение от всего несущественного, выделение существенного. Способ обобщения: 1) эмпирический уровень – абстрактный, всеобщий; 2) теоретический уровень – конкретный, всеобщий – нечто такое всеобщее (неформальное), от чего потом можно построить схему, вплоть до концепции (например, производство человеком орудий труда). Еще в XVII в. в поисках решения данной проблемы появилось 2 философских направления: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). Лекция № 10 (13.02.08). Лекция № 11 (20.02.08). Тема V. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Лекция № 12 (27.02.08). Лекция № 13 (05.03.08). Лекция № 14 (12.03.08). Лекция № 15 (19.03.08). Лекция № 16 (26.03.08). Лекция № 17 (02.04.08). Изменение мировоззренческих ориентаций (установок) в постнеклассической науке и современной техногенной цивилизации. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. 1) Глобальный эволюционизм – новая установка. 2) Принцип системности (мир организован системно). 3) Учение о нестабильности, неуравновешенности, нелинейности мира, в котором мы живем. Хаос – это закономерное состояние, из которого может зародиться порядок. 4) Коэволюция – параллельная, взаимосогласованная эволюция. 5) Упразднение социо-культурной автономии науки и принятие идей ее социо-культурной обусловленности. 6) Признание неизбежности нерационального аспекта познания. Сегодня наука потихоньку уходит от чистой рациональности. Современная наука более терпимо стала относиться к вненаучным формам знания (паранауке, религии и т.д.), ибо очевидно, что возможности рационального метода познания ограничены. Идеология – это определенная система идей (система знаний). Функции: интегративная, аксеологическая. В некоторых случаях идеология не может претендовать на определение науки. Если о научной концепции можно сказать, истинная она, или ложная, то об идеологической концепции такого сказать нельзя вследствие наличия определенной системы ценностей. Идеологизация науки. Проблема возникает тогда, когда идея – определенная система знаний пытается возомнить себя наукой (пример – марксизм) и начинает навязывать себя остальным сферам, что ведет к негативным последствиям, поскольку для науки критичность – это норма, в идеологии же критичность признается только на словах. Если идея считает себя наукой, то она считает себя единственно верной, устанавливает всеобщий контроль, в т.ч. над научным поиском, что деформирует, притормаживает развитие науки. Наука же предполагает свободу идеологии. Доц. Юдин В.В. Лекция № 9 (06.02.08). Тема IV. Структура научного знания. Структура научного знания, его эмпирический и теоретический уровни. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. Признаки знания: 1) Знание есть истинная информация, ложная информация не может быть знанием. 2) Достаточная обоснованность. Информация, угаданная случайно знанием не является, даже если она верная. 3) Убежденность – доверие к той информации, которая претендует на истинность. Структура – ключевое понятие при системном подходе. Базируется на понятии системы. Структура есть способ взаимодействия элементов системы. Элементы (структурные компоненты) научного знания: 1) факты (должны быть установлены); 2) закон (совокупность схожих фактов) – есть всеобщая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь между сторонами явления, применительно к которому этот закон устанавливается; 3) научная проблема – всегда связана с какими-либо противоречиями, которые обнаруживаются в действии практически любого закона; 4) гипотеза – предположительное знание, направленное на объяснение проблемы; 5) методы (анализ, синтез, индукция, дедукция); 6) теория – высшая форма организации научного знания, которой при помощи системы законов более-менее полно объясняется та или иная сторона объективного мира; 7) научная картина мира – это обобщенное представление, образованное совокупностью наиболее общих знаний всех существующих на конкретный момент наук; 8) философские основания науки; 9) нормы (образцы, эталоны) научного исследования; 10) уровни научного познания: эмпирическое и теоретическое знание. Объект изучения – на эмпирическом уровне объект всегда реален. На теоретическом уровне имеют дело с идеализированным объектом (например, в физике – идеальный (?) газ, различные формулы; в математике – геометрические линии (не имеют толщины и т.д.)). Функциональный уровень: на эмпирическом уровне – задача состоит в фиксации факта; на теоретическом уровне – в объяснении фактов. От эмпирического уровня к теоретическому нет прямого перехода. Для того, чтобы выстроить теорию нужно перестроить факты таким образом, чтобы они логично вписывались в нее, порой абстрагируясь от видимых фактов и кажущихся на первый взгляд истинных, основанных только на наблюдениях этих фактов, представлений. Эмпирический и теоретический уровни отличаются и применяемыми методами. Эмпирический уровень имеет дело с реальными объектами. Основные методы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Преобладает индуктивный способ познания – движение от частного к общему. На теоретическом уровне преобладает дедукция – движение от общего к частному. Методы: идеализирование, систематизация, структурирование, абстрагирование – отвлечение от всего несущественного, выделение существенного. Способ обобщения: 1) эмпирический уровень – абстрактный, всеобщий; 2) теоретический уровень – конкретный, всеобщий – нечто такое всеобщее (неформальное), от чего потом можно построить схему, вплоть до концепции (например, производство человеком орудий труда). Еще в XVII в. в поисках решения данной проблемы появилось 2 философских направления: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт).
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.01 с.) |