Структура научного знания, его эмпирический и теоретический уровни. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура научного знания, его эмпирический и теоретический уровни. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.



Доц. Юдин В.В.

Лекция № 9 (06.02.08).

Тема IV. Структура научного знания.

Структура научного знания, его эмпирический и теоретический уровни. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Признаки знания:

1) Знание есть истинная информация, ложная информация не может быть знанием.

2) Достаточная обоснованность. Информация, угаданная случайно знанием не является, даже если она верная.

3) Убежденность – доверие к той информации, которая претендует на истинность.

Структура – ключевое понятие при системном подходе. Базируется на понятии системы. Структура есть способ взаимодействия элементов системы.

Элементы (структурные компоненты) научного знания:

1) факты (должны быть установлены);

2) закон (совокупность схожих фактов) – есть всеобщая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь между сторонами явления, применительно к которому этот закон устанавливается;

3) научная проблема – всегда связана с какими-либо противоречиями, которые обнаруживаются в действии практически любого закона;

4) гипотеза – предположительное знание, направленное на объяснение проблемы;

5) методы (анализ, синтез, индукция, дедукция);

6) теория – высшая форма организации научного знания, которой при помощи системы законов более-менее полно объясняется та или иная сторона объективного мира;

7) научная картина мира – это обобщенное представление, образованное совокупностью наиболее общих знаний всех существующих на конкретный момент наук;

8) философские основания науки;

9) нормы (образцы, эталоны) научного исследования;

10) уровни научного познания: эмпирическое и теоретическое знание.

Объект изучения – на эмпирическом уровне объект всегда реален. На теоретическом уровне имеют дело с идеализированным объектом (например, в физике – идеальный (?) газ, различные формулы; в математике – геометрические линии (не имеют толщины и т.д.)).

Функциональный уровень: на эмпирическом уровне – задача состоит в фиксации факта; на теоретическом уровне – в объяснении фактов.

От эмпирического уровня к теоретическому нет прямого перехода. Для того, чтобы выстроить теорию нужно перестроить факты таким образом, чтобы они логично вписывались в нее, порой абстрагируясь от видимых фактов и кажущихся на первый взгляд истинных, основанных только на наблюдениях этих фактов, представлений.

Эмпирический и теоретический уровни отличаются и применяемыми методами. Эмпирический уровень имеет дело с реальными объектами. Основные методы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Преобладает индуктивный способ познания – движение от частного к общему.

На теоретическом уровне преобладает дедукция – движение от общего к частному. Методы: идеализирование, систематизация, структурирование, абстрагирование – отвлечение от всего несущественного, выделение существенного.

Способ обобщения:

1) эмпирический уровень – абстрактный, всеобщий;

2) теоретический уровень – конкретный, всеобщий – нечто такое всеобщее (неформальное), от чего потом можно построить схему, вплоть до концепции (например, производство человеком орудий труда).

Еще в XVII в. в поисках решения данной проблемы появилось 2 философских направления: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт).

Лекция № 10 (13.02.08).

Лекция № 11 (20.02.08).

Тема V. Динамика науки как процесс порождения нового знания.

Лекция № 12 (27.02.08).

Лекция № 13 (05.03.08).

Лекция № 14 (12.03.08).

Лекция № 15 (19.03.08).

Лекция № 16 (26.03.08).

Лекция № 17 (02.04.08).

Изменение мировоззренческих ориентаций (установок) в постнеклассической науке и современной техногенной цивилизации. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки.

1) Глобальный эволюционизм – новая установка.

2) Принцип системности (мир организован системно).

3) Учение о нестабильности, неуравновешенности, нелинейности мира, в котором мы живем. Хаос – это закономерное состояние, из которого может зародиться порядок.

4) Коэволюция – параллельная, взаимосогласованная эволюция.

5) Упразднение социо-культурной автономии науки и принятие идей ее социо-культурной обусловленности.

6) Признание неизбежности нерационального аспекта познания. Сегодня наука потихоньку уходит от чистой рациональности. Современная наука более терпимо стала относиться к вненаучным формам знания (паранауке, религии и т.д.), ибо очевидно, что возможности рационального метода познания ограничены.

Идеология – это определенная система идей (система знаний). Функции: интегративная, аксеологическая. В некоторых случаях идеология не может претендовать на определение науки. Если о научной концепции можно сказать, истинная она, или ложная, то об идеологической концепции такого сказать нельзя вследствие наличия определенной системы ценностей.

Идеологизация науки. Проблема возникает тогда, когда идея – определенная система знаний пытается возомнить себя наукой (пример – марксизм) и начинает навязывать себя остальным сферам, что ведет к негативным последствиям, поскольку для науки критичность – это норма, в идеологии же критичность признается только на словах.

Если идея считает себя наукой, то она считает себя единственно верной, устанавливает всеобщий контроль, в т.ч. над научным поиском, что деформирует, притормаживает развитие науки. Наука же предполагает свободу идеологии.

Доц. Юдин В.В.

Лекция № 9 (06.02.08).

Тема IV. Структура научного знания.

Структура научного знания, его эмпирический и теоретический уровни. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Признаки знания:

1) Знание есть истинная информация, ложная информация не может быть знанием.

2) Достаточная обоснованность. Информация, угаданная случайно знанием не является, даже если она верная.

3) Убежденность – доверие к той информации, которая претендует на истинность.

Структура – ключевое понятие при системном подходе. Базируется на понятии системы. Структура есть способ взаимодействия элементов системы.

Элементы (структурные компоненты) научного знания:

1) факты (должны быть установлены);

2) закон (совокупность схожих фактов) – есть всеобщая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь между сторонами явления, применительно к которому этот закон устанавливается;

3) научная проблема – всегда связана с какими-либо противоречиями, которые обнаруживаются в действии практически любого закона;

4) гипотеза – предположительное знание, направленное на объяснение проблемы;

5) методы (анализ, синтез, индукция, дедукция);

6) теория – высшая форма организации научного знания, которой при помощи системы законов более-менее полно объясняется та или иная сторона объективного мира;

7) научная картина мира – это обобщенное представление, образованное совокупностью наиболее общих знаний всех существующих на конкретный момент наук;

8) философские основания науки;

9) нормы (образцы, эталоны) научного исследования;

10) уровни научного познания: эмпирическое и теоретическое знание.

Объект изучения – на эмпирическом уровне объект всегда реален. На теоретическом уровне имеют дело с идеализированным объектом (например, в физике – идеальный (?) газ, различные формулы; в математике – геометрические линии (не имеют толщины и т.д.)).

Функциональный уровень: на эмпирическом уровне – задача состоит в фиксации факта; на теоретическом уровне – в объяснении фактов.

От эмпирического уровня к теоретическому нет прямого перехода. Для того, чтобы выстроить теорию нужно перестроить факты таким образом, чтобы они логично вписывались в нее, порой абстрагируясь от видимых фактов и кажущихся на первый взгляд истинных, основанных только на наблюдениях этих фактов, представлений.

Эмпирический и теоретический уровни отличаются и применяемыми методами. Эмпирический уровень имеет дело с реальными объектами. Основные методы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Преобладает индуктивный способ познания – движение от частного к общему.

На теоретическом уровне преобладает дедукция – движение от общего к частному. Методы: идеализирование, систематизация, структурирование, абстрагирование – отвлечение от всего несущественного, выделение существенного.

Способ обобщения:

1) эмпирический уровень – абстрактный, всеобщий;

2) теоретический уровень – конкретный, всеобщий – нечто такое всеобщее (неформальное), от чего потом можно построить схему, вплоть до концепции (например, производство человеком орудий труда).

Еще в XVII в. в поисках решения данной проблемы появилось 2 философских направления: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.014 с.)