Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вспомнить тему смены типов рациональности. Внутринаучные цели и ценности
Субъект познания Средство познания Объект познания
Социальные цели и ценности
1) Классический тип научной рациональности: субъект познания никакого влияния на объект познания не оказывает. 2) Неклассический тип научной рациональности: когда вы что-то говорите об объекте познания нужно обязательно указать класс приборов. 3) Постнеклассический тип научной рациональности. Нельзя рассматривать процесс познания в отрыве от социальных и внутринаучных целей и ценностей. Объективного, чистого, стопроцентного знания быть не может. В XVII – XVIII вв. учеными двигало главным образом любопытство. Они при этом не рассчитывали разбогатеть за счет своих открытий. Для сегодняшнего постнеклассического типа научной рациональности характерны следующие черты: 1) Сегодняшняя развитая наука очень затратная. Ученые черпают средства на исследования за счет общества (налогоплательщиков и т.д.). От бескорыстного поиска чистой истины приходится отказываться. Социальные цели начинают напрямую вмешиваться в выбор новых направлений научного поиска. 2) Прогресс науки, рост научно-технического прогресса ставит под угрозу жизнь общества (за счет ядерного самоуничтожения, отрицательного влияния на окружающую среду – уничтожение биосферы). 3) Возникают разные негативные последствия вмешательства в биосферу человека. Выстраивать генетические, биологические исследования невозможно без учета мнения общества. 4) Не оправдались многие ожидания от науки. Классический тип научной рациональности попытались перенести на общество, что привело к появлению тоталитарных режимов. В основе любого такого режима лежит идея рациональной организации жизни общества (организация народного хозяйства – все заранее просчитывается). Неудача тоталитарных режимов XX в. приводит к тому, что обществознание начинает задумываться – какие социальные цели и ценности давят на ученых, пытающихся построить такое общество. Изменение мировоззренческих ориентаций (установок) в постнеклассической науке и современной техногенной цивилизации. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. 1) Глобальный эволюционизм – новая установка. 2) Принцип системности (мир организован системно). 3) Учение о нестабильности, неуравновешенности, нелинейности мира, в котором мы живем. Хаос – это закономерное состояние, из которого может зародиться порядок. 4) Коэволюция – параллельная, взаимосогласованная эволюция. 5) Упразднение социо-культурной автономии науки и принятие идей ее социо-культурной обусловленности. 6) Признание неизбежности нерационального аспекта познания. Сегодня наука потихоньку уходит от чистой рациональности. Современная наука более терпимо стала относиться к вненаучным формам знания (паранауке, религии и т.д.), ибо очевидно, что возможности рационального метода познания ограничены. Идеология – это определенная система идей (система знаний). Функции: интегративная, аксеологическая. В некоторых случаях идеология не может претендовать на определение науки. Если о научной концепции можно сказать, истинная она, или ложная, то об идеологической концепции такого сказать нельзя вследствие наличия определенной системы ценностей. Идеологизация науки. Проблема возникает тогда, когда идея – определенная система знаний пытается возомнить себя наукой (пример – марксизм) и начинает навязывать себя остальным сферам, что ведет к негативным последствиям, поскольку для науки критичность – это норма, в идеологии же критичность признается только на словах. Если идея считает себя наукой, то она считает себя единственно верной, устанавливает всеобщий контроль, в т.ч. над научным поиском, что деформирует, притормаживает развитие науки. Наука же предполагает свободу идеологии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.183.34 (0.006 с.) |