Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности.

Поиск

Вспомнить тему смены типов рациональности.

Внутринаучные цели и ценности

 

Субъект познания                               Средство познания            Объект познания

 

Социальные цели и ценности

 

1) Классический тип научной рациональности: субъект познания никакого влияния на объект познания не оказывает.

2) Неклассический тип научной рациональности: когда вы что-то говорите об объекте познания нужно обязательно указать класс приборов.

3) Постнеклассический тип научной рациональности. Нельзя рассматривать процесс познания в отрыве от социальных и внутринаучных целей и ценностей. Объективного, чистого, стопроцентного знания быть не может.

В XVII – XVIII вв. учеными двигало главным образом любопытство. Они при этом не рассчитывали разбогатеть за счет своих открытий.

Для сегодняшнего постнеклассического типа научной рациональности характерны следующие черты:

1) Сегодняшняя развитая наука очень затратная. Ученые черпают средства на исследования за счет общества (налогоплательщиков и т.д.). От бескорыстного поиска чистой истины приходится отказываться. Социальные цели начинают напрямую вмешиваться в выбор новых направлений научного поиска.

2) Прогресс науки, рост научно-технического прогресса ставит под угрозу жизнь общества (за счет ядерного самоуничтожения, отрицательного влияния на окружающую среду – уничтожение биосферы).

3) Возникают разные негативные последствия вмешательства в биосферу человека. Выстраивать генетические, биологические исследования невозможно без учета мнения общества.

4) Не оправдались многие ожидания от науки. Классический тип научной рациональности попытались перенести на общество, что привело к появлению тоталитарных режимов. В основе любого такого режима лежит идея рациональной организации жизни общества (организация народного хозяйства – все заранее просчитывается). Неудача тоталитарных режимов XX в. приводит к тому, что обществознание начинает задумываться – какие социальные цели и ценности давят на ученых, пытающихся построить такое общество.

Изменение мировоззренческих ориентаций (установок) в постнеклассической науке и современной техногенной цивилизации. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки.

1) Глобальный эволюционизм – новая установка.

2) Принцип системности (мир организован системно).

3) Учение о нестабильности, неуравновешенности, нелинейности мира, в котором мы живем. Хаос – это закономерное состояние, из которого может зародиться порядок.

4) Коэволюция – параллельная, взаимосогласованная эволюция.

5) Упразднение социо-культурной автономии науки и принятие идей ее социо-культурной обусловленности.

6) Признание неизбежности нерационального аспекта познания. Сегодня наука потихоньку уходит от чистой рациональности. Современная наука более терпимо стала относиться к вненаучным формам знания (паранауке, религии и т.д.), ибо очевидно, что возможности рационального метода познания ограничены.

Идеология – это определенная система идей (система знаний). Функции: интегративная, аксеологическая. В некоторых случаях идеология не может претендовать на определение науки. Если о научной концепции можно сказать, истинная она, или ложная, то об идеологической концепции такого сказать нельзя вследствие наличия определенной системы ценностей.

Идеологизация науки. Проблема возникает тогда, когда идея – определенная система знаний пытается возомнить себя наукой (пример – марксизм) и начинает навязывать себя остальным сферам, что ведет к негативным последствиям, поскольку для науки критичность – это норма, в идеологии же критичность признается только на словах.

Если идея считает себя наукой, то она считает себя единственно верной, устанавливает всеобщий контроль, в т.ч. над научным поиском, что деформирует, притормаживает развитие науки. Наука же предполагает свободу идеологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.183.34 (0.006 с.)