Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Единство количественных и качественных изменений в развитии науки.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Существует следующие взаимосвязанные категории: количество – взаимоотношение качественно однородных предметов; качество – совокупность свойств какого-либо объекта, отличного от всех остальных; мера – единство количества и качества – это те границы, внутри которых предмет остается самим собой, основные его качества сохраняются, нарушение границ меры – это скачок (может быть растянуто). Взаимосвязь этих категорий образует устойчивое взаимоотношение, которое в диалектике называется закономерностью. Например, нормальная наука – период накопления количественных изменений, рано или поздно эти изменения превысят допустимые рамки, в результате происходит скачок (научная революция), сопровождающийся сменой качества (парадигмы). Количество и качество – это диалектическое противоречие (одновременное отношение взаимополагания и взаимоотрицания). Без повседневной рутинной научной работы (накопления фактов) не было бы гениев науки. Взаимоотношение естествознания / гуманитарных дисциплин. Естествознание добилось выдающихся успехов в XVII в. с математизацией науки – выражение количественных изменений. В естествознании математизация – неотъемленный признак науки, в гуманитарных науках математики очень мало. При объяснении такого положения вещей встречаются следующие интерпретации: 1) гуманитарная отрасль еще очень молодая и не дошла до таких высот; 2) гуманитарное знание по природе другое, объект гуманитарного познания – человека – нельзя свести к количественным математическим зависимостям. Какой ответ правильный – науке неизвестно. Можно обратиться к проблемам применения логико-математического аппарата в личном научном исследовании. Взаимодействие наук как обмен знаниями и методами исследования. Все в мире взаимосвязано (системно). Любой элемент любой системы взаимосвязан с другими элементами, поэтому в науке также все знания также должны быть систематизированы, взаимосвязаны. Все разделения в науке абстрактны, нет в реальности отдельного физического, химического мира и т.д., идеального и материального – все едино. Поэтому и в науке все должно быть взаимосвязано. Правда, здесь бывают не совсем адекватные проявления – редукционизм. Эволюция – необратимое количественное изменение, приводящее к качественным изменениям. В Средневековье эти изменения в обществе трудно было заметить. Значительные изменения произошли в эпоху промышленных революций (XVII – XVIII вв.). Тогда и стали заметны изменения в обществе, научно-технический прогресс, отсюда появились идеи эволюции животного, растительного мира, и как следствие галактики, Вселенной. Решающим прорывом стала концепция Большого взрыва. Принцип фундаментальности гласит, что основные законы на высших уровнях познания должны найти свое обоснование на низших уровнях познания. Классический пример: периодическая система элементов Д.И.Менделеева. Химические законы в соответствии с принципом фундаментальности нашли свое обоснование на более низком – физическом уровне. Отсюда предположение, что законы социологии должны найти свое фундаментальное обоснование на биологическом уровне – это попыталась объяснить новая дисциплина – социобиология. Системный метод – общенаучный метод, применяющийся на любом уровне научного познания (можно сослаться на учебник Кохановского). На стыке любых уровней организации материи могут быть такие явления, которые нельзя объяснить исключительно, например, либо с позиции физики, либо с позиции химии. Переплетение направлено на решение какой-либо проблемы. Стержнизация: единый принцип системы пронизывает все объекты, уровни. Лекция № 14 (12.03.08).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.145.168 (0.006 с.) |