Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единство количественных и качественных изменений в развитии науки.

Поиск

Существует следующие взаимосвязанные категории: количество – взаимоотношение качественно однородных предметов; качество – совокупность свойств какого-либо объекта, отличного от всех остальных; мера – единство количества и качества – это те границы, внутри которых предмет остается самим собой, основные его качества сохраняются, нарушение границ меры – это скачок (может быть растянуто). Взаимосвязь этих категорий образует устойчивое взаимоотношение, которое в диалектике называется закономерностью. Например, нормальная наука – период накопления количественных изменений, рано или поздно эти изменения превысят допустимые рамки, в результате происходит скачок (научная революция), сопровождающийся сменой качества (парадигмы). Количество и качество – это диалектическое противоречие (одновременное отношение взаимополагания и взаимоотрицания).

Без повседневной рутинной научной работы (накопления фактов) не было бы гениев науки.

Взаимоотношение естествознания / гуманитарных дисциплин.

Естествознание добилось выдающихся успехов в XVII в. с математизацией науки – выражение количественных изменений. В естествознании математизация – неотъемленный признак науки, в гуманитарных науках математики очень мало. При объяснении такого положения вещей встречаются следующие интерпретации:

1) гуманитарная отрасль еще очень молодая и не дошла до таких высот;

2) гуманитарное знание по природе другое, объект гуманитарного познания – человека – нельзя свести к количественным математическим зависимостям.

Какой ответ правильный – науке неизвестно.

Можно обратиться к проблемам применения логико-математического аппарата в личном научном исследовании.

Взаимодействие наук как обмен знаниями и методами исследования.

Все в мире взаимосвязано (системно). Любой элемент любой системы взаимосвязан с другими элементами, поэтому в науке также все знания также должны быть систематизированы, взаимосвязаны. Все разделения в науке абстрактны, нет в реальности отдельного физического, химического мира и т.д., идеального и материального – все едино. Поэтому и в науке все должно быть взаимосвязано. Правда, здесь бывают не совсем адекватные проявления – редукционизм.

Эволюция – необратимое количественное изменение, приводящее к качественным изменениям. В Средневековье эти изменения в обществе трудно было заметить. Значительные изменения произошли в эпоху промышленных революций (XVII – XVIII вв.). Тогда и стали заметны изменения в обществе, научно-технический прогресс, отсюда появились идеи эволюции животного, растительного мира, и как следствие галактики, Вселенной. Решающим прорывом стала концепция Большого взрыва.

Принцип фундаментальности гласит, что основные законы на высших уровнях познания должны найти свое обоснование на низших уровнях познания. Классический пример: периодическая система элементов Д.И.Менделеева. Химические законы в соответствии с принципом фундаментальности нашли свое обоснование на более низком – физическом уровне. Отсюда предположение, что законы социологии должны найти свое фундаментальное обоснование на биологическом уровне – это попыталась объяснить новая дисциплина – социобиология.

Системный метод – общенаучный метод, применяющийся на любом уровне научного познания (можно сослаться на учебник Кохановского).

На стыке любых уровней организации материи могут быть такие явления, которые нельзя объяснить исключительно, например, либо с позиции физики, либо с позиции химии. Переплетение направлено на решение какой-либо проблемы.

Стержнизация: единый принцип системы пронизывает все объекты, уровни.

Лекция № 14 (12.03.08).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.145.168 (0.006 с.)