Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Об оправдании априорных суждений в релятивистской космологии. 212Содержание книги
Поиск на нашем сайте
10.6. Является ли мир только идеей?...... 215 Глава 11. Критика понятия истины в философии Поппера; понятие истины в исторической теории эмпирических наук...... 218 Критика попперовского метафизического реализма; понятие истины в исторической теории науки 219 11.2. К вопросу об истинности самой исторической теории науки... 225 11.3. Еще несколько критических замечаний по поводу современных направлений в попперианской философии...... 227 Глава 12. Критический анализ теории историко-научных процессов и научного прогресса Снида-Штегмюллера 231 Критические замечания об определении теоретических величин в концепции Снида-Штегмюллера 233 12.2. Критика различия, которое Снид и Штегмюллер проводят между "ядром" и "расширением ядра" теории 234 12.3. Критические замечания о "динамике теорий" Снида-Штегмюллера.. 236 Глава 13. Теоретические основы исторических наук....... 240 Философы понимания.. 240 Философы объяснения. 242 13.3 Всеобщее в исторических науках.... 243 13.4. Внутренняя связь объяснения, понимания и повествования...... 247 13.5. Понятие "теории" в исторических науках.... 249 К вопросу об обосновании принципов в историко-научных теориях. 252 Аксиоматические установления a priori в историко-научных теориях 253 13.8. Оправдательные установления....... 255 13.9. Нормативные установления... 256 13.10. Отношение между априорным и апостериорным...... 257 Так называемый герменевтический круг.. 258 Объяснение экспликаций и мутаций исторических систем, объяснение значений 260 Обоснование теоретических принципов в исторической ситуации.. 264 13.14. Прошлое как функция настоящего....... 267 Типы обоснования теоретических установлений в исторических науках. 274 Часть третья. Мир научно-технический и мир мифологический. 276 Глава 14. Научно-технический мир... 276 Об истории техники 277 Кибернетика как современная техника.. 279 Общество технического века.. 281 14.4. Техника: pro и contra..... 284 Техника и футурология 287 Техника в свете теории исторических системных ансамблей и страсть к изменениям 288 Экскурс в теории рациональных решений.. 294 Глава 15. Значение греческого мифа для научно-технической эпохи... 299 15.1. Проблема обоснования мифа. Связь мифа, нуминозного опыта и искусства.... 300 Условия мифологического опыта. 303 15.3. Развитие науки и разрушение мифа...... 317 15.4. Отношение между наукой и мифом...... 320 Смена методологических парадигм Читатель, который, ориентируясь на название книги, ожидает найти в ней ставшие модными в масс-медиа околонаучные размышления по поводу таинственных и непостижимых явлений, наверняка будет разочарован. Книга К.Хюбнера написана с полным уважением к научной рациональности и с ее позиций. Она посвящена кардинальным проблемам философии науки - выяснению особенностей развития научного знания, анализу его социокультурных предпосылок и оснований. Ее автор - профессор К.Хюбнер - известный немецкий философ, автор многих трудов в различных областях философского знания. Книга Хюбнера написана почти двадцать лет назад, и переведена на многие языки. Но она имеет не только историческую ценность. В ней были четко очерчены проблемы, которые двадцать лет назад лишь намечались, а сегодня стали центральными в философии науки. Е годы были переломной эпохой в развитии философско-методологических исследований на Западе. В этот период осуществился переход от доминирования позитивистской традиции к новому пониманию природы и динамики научного знания. Позитивистская традиция ориентировалась на идеал методологии, построенной по образцу и подобию тчных естественнонаучных дисциплин. При этом неявно полагалось, что развитие таких дисциплин осуществляется как взаимодествие теорий и опыта, а все внешнее по отношению к этому взаимодействию факторы должны быть злиминированы как не имеющие прямого отношения к методологическому анализу. Последующее развитие философии науки выявила ограниченность позитивистских идеализаций научного познания. Как альтернативный подход сложилось направление методологических исследований, которое иногда именуют историческим, а чаще постпозитивизмом, поскольку оно пришло на смену ранее доминировавшим позитивистским идеям. Представители этого направления (Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд, Дж.Холтон и др.) развивали различные концепции, полемизируя между собой. Но их объединяло убеждение, что философия науки должна опираться на историконаучные исследования, учитывать исторические изменения науки и воздействие на ее развитие социальных и психологических факторов. Все эти подходы характерны и для книги К.Хюбнера "Критика научного разума". Перекличка названия этой книги и великого труда И.Канта "Критика чистого разума" не случайна. Идея анализа предпосылок и условий познания, восходящая к И.Канту, предполагает выявление структур, которые определяют границы и возможности научного познания. И если затем учесть его историческую размерность, то эти структуры предстают соотнесенными с конкретными историческими этапами социального развития. К.Хюбнер последовательно проводит в своем анализе эту стратегию. В его книге систематически выявляются те скрытые допущения, которые определяют направления роста научного знания и способы его включения в культуру. В самом общем виде науку часто представляют как исследование, добывающие факты и создающее теории, которые опираются на факты, объясняют и предсказывают их. Эти представления конкретизируются в различных методологических концепциях. В философии науки и мышлении естествоиспытателей долгое время господствовала так называемая стандартная концепция. Ее развивала и на нее опиралась позитивистская философия науки. Но она во многих своих положениях выражала здравый смысл ученого, работавшего в эпоху классической науки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.63.176 (0.01 с.) |