Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский.



Прежде всего, необходимо сказать, что автор этой краткой заметки, будучи в неволе в СССР, не имел возможности знакомиться с литературой по вопросу. В его распоряжении была только, уже упомянутая выше, автобиография схи-епископа Петра. Сам схи-епископ Петр не мог быть свидетелем многих событий, которые затрагивает в своих воспоминаниях, а черпал их из разных устных источников. Вот и в данном случае он дает подробности, которых, очевидно, нет в иных материалах. В этом повествовании очень пожилого иерарха (он умер 94-х лет) возможны неточности, но нельзя допустить, чтобы всё было лишено исторической верности. Мы делаем эту оговорку по той причине, что в числе дающих информацию по истории Церкви имеются такие, которые совершенно отрицают этот источник, автобиографию схи-епископа Петра. В особенности те, которые играли известную роль в обновленчестве. И вот как раз по теме, которой мы коснемся, их информация не совпадает, – с той, которую мы даем на основании “автобиографии”. Не вступая в дебри полемики, мы считаем, что ещё не настало то время, когда можно отсеять достоверное от ошибочного или ложного.

2 мая 1922 года Святейший Патриарх Тихон был арестован за то, что издал указ, поясняющий декрет советского правительства о том, что все христианские храмы должны сдать государству всё золото и серебро. Патриарх разъяснил, что золотые и серебряные сосуды, в которых совершалось уже таинство св. Евхаристии, по правилам церковным, не подлежат сдаче. Можно сдать только те, которые не были в евхаристическом употреблении... Но нашлись три епископа, которые объявили о своем несогласии с решением Святейшего. Это – Евдоким, Антонин и Леонид, как и священники – Введенский, Красницкий, Боярский, Белков и др., которые выступили с опровержением решения Патриарха и подписали в этом смысле акт, что Патриарх назаконно запрещает, а “мы” де разрешаем... При этих обстоятельствах Патриарх Тихон и был арестован и посажен в тюрьму...

При таких условиях Святейший передал правление первому Местоблюстителю, утвержденному Поместным Собором – митрополиту Ярославскому Агафангелу. Митрополит Агафангел принял правление 3-го мая. Одновременно с оповещением всех архипастырей, пастырей и мiрян о своем вступлении в права Местоблюстителя, митрополит Агафангел сообщал, что впредь каждый правящий архипастырь должен вести свою паству по архиерейской совести и присяге, которую каждый дал при святой хиротонии. А в недоуменных вопросах обращаться к его, митрополита Агафангела, смирению. Но как только митрополит издал такой указ, его сразу же арестовали и сослали в Сибирь. А бывшие епископы – Евдоким, Антонин и Леонид сразу присвоили себе звание “митрополитов” и сделали “митрополитами” упомянутых священников. Одновременно с этим самозванцы-“митрополиты” учредили Высшее Церковное Управление (В.Ц.У.). Советская власть сразу их признала и утвердила. И это “Управление” стало управлять церковными делами всей России.

Они составили программу из 28 пунктов, в которой утверждалось, что Господь Иисус Христос не есть Бог, а только одаренный человек...

Пресвятая Богородица, во-первых, не “Богородица”, а, во-вторых, конечно, не “Дева”, а просто – “женщина”... И так далее, прочие пункты в том же еретическом духе.

Яcно, что это лжеучение было повторением ереси Ария, со всеми её подразделениями, неоднократно осужденной Святыми Вселенскими Соборами. И эти новые ариане направили свой первый удар на Москву. “Страха ради иудейска”, они добились там значительного успеха. ВЦУ требовало ото всех принятия “28 пунктов” программы. Менее, чем за месяц, к 27 мая, они окончили свои “дела” в Москве. Кто из священства не принял их “28 пунктов”, того со дня на день ждал, со стороны советсткой власти, арест, тюрьма.

28 мая они прибыли в Петроград. Проделав необходимую подготовку “в местах не столь отдаленных”, сотрудники ГПУ к вечеру явились к митрополиту Петроградскому Вениамину. Предложили ему программу из “28 пунктов”.

Мудрый иерарх на это ответил:

– Я избран на эту кафедру народом. Без народа – я не могу решать. Завтра – воскресенье, народ свободен. Созовем верующих. Вы им разъясните Ваши установки и всю программу “Живой Церкви”. И если народ примет, то тогда я уже смогу давать ответ...

Прибывшие согласились. В воскресенье митрополит Вениамин служил в Александро-Невской Лавре. Там и было назначено собрание верующих для рассмотрения программы “Живой Церкви”...

По окончании литургии митрополит Вениамин, обращаясь к народу, сказал:

– Прибыли из Мocквы представители “Живой Церкви”. Они предлагают принять их программу и учение. Слушайте внимательно. Без вас я не могу решать. Но вы решите за себя, принять или отвергнуть это учение. А потом выскажу свое мнение и я!

К десяти часам утра уже начал сходиться народ. Вce пожелавшие присутствовать на этом собрании расписывались в тетрадях. Собралось около 12 000 народу и священства от каждого петроградского храма.

Митрополит предложил избрать президиум. В него вошли: сам митрополит, четверо от духовенства и три мiрянина. Святитель открыл заседание. Вышел на амвон самозванный “митрополит” Введенский. Он говорил о том, что:

– До сих пор мы подчинялись Государю... А теперь мы свободны. Сам народ должен править Церковью. Поэтому мы желаем разобраться в том, что нам навязано в прошлом... Вот уже прошло более 1900 лет, как нам было предписано, что Господь Иисус Христос – Сын Божий и Бог, что Он родился от Девы Марии... Но кто может с этим согласиться?! Конечно, Он не Бог! Это всякому ясно... Мы признаем Бога. Да, это и есть Господь Бог Саваоф. Об этом свидетельствует вся Библия. Все пророки писали об этом. И мы всё это признаем... Но Иисус Христос, конечно, не Бог. Он просто очень умный человек... И посудите сами, как может быть Девою та, которая Его родила. Раз она родила, то уже не может быть и Девою...

Мы должны соединиться все вместе – православные и католики и евреи – во единую живую (а не мертвую!), общенародную Церковь!...

Когда он это сказал, весь народ закричал:

Не надо нам такую “церковь”!... Мы верим, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий и Бог, а Матерь Божию признаём за Деву!...

Затем говорил живоцерковный “митрополит” Красницкий. Он отверг крещение младенцев, как безсознательное... Надо сперва вырасти, а потом уже принимать крещение, с ясным сознанием того, что принимаешь... Отверг он и таинство брака. Брак нельзя заключать вслепую. Надо сперва сойтись гражданским браком. Узнать – подходят ли один другому брачующиеся. Если не подходят, разойтись. А кто ужился, тот и может принять церковный брак...

– Мы не признаём никаких святых и никаких мощей... Не признаём и монашества; мужчина не может быть без женщины, а женщина – без мужчины... Архиереи должны иметь жён... Священник вдовый может жениться и второй и третий раз...

Вышел и “митрополит” Боярский. Он начал с возражения Введенскому:

– Хотя Введенский и сказал, что Иисус Христос не Бог, а умный человек, а Матерь Божия – не Дева!... Я не согласен с ним. Я признаю, что Иисус Христос – Сын Божий, а Матерь Божия – Дева... Но крещение, брак, святые мощи, монашество, – я не признаю!...

Когда он это сказал, народ закричал:

Нам не нужны ваши объяснения... Мы не желаем вашей новой, “живой церкви”... П o з op, позор!...

Председательствовавший митрополит Вениамин поднялся и успокоил народ. А потом он сказал:

– Вот все вы слышали от представителей так называемой “Живой церкви” их объяснения, что эта “церковь” собой представляет. Вы слышали, что “Живая Церковь” в нашей Святой Соборной и Апостольской Церкви опровергает и отвергает. И что она, эта “Живая Церковь”, принимает, как “истину”, богохульнейшее лжеучение... Тем из вас, кто согласился с ними и готов перейти к ним, соединиться с говорившими, я, как архипастырь ваш, как поставленный в Церкви Святой блюсти чистоту веры и оберегать Её от всех “ волков, губящих ю (её)”, я обязан сказать то, что должен. Это – волки в одеждах овчих! Святый Апостол Павел пророчески говорил:

Аз бо вем сие, яко по отшествии моем (по смерти моей) внидут волцы тяжцы в вас, не щадящии стада. И от вас самех возстанут мужие глаголющии развращенная, еже отторгнути ученики в след себе. Сего ради бдите!...” (Деян. 20, 29-30).

И вот, и я свидетельствую перед вами, – продолжал Митрополит Вениамин, – что эти волки вошли ныне к нам для того, чтобы сделать и здесь свое волчье дело. Вошли они в наших одеждах, но они – не наши... Берегитесь, берегитесь их!.. Я, как архипастырь ваш, сказал вам это...

Это богохульство, которое вы слышали, было уже проповедано Арием и его последователями. Но Арий и его последователи осуждены Святыми Вселенскими Соборами и преданы анафеме, отлучению от Церкви Христовой. В таком случае и я, недостойный, согласно правилам Святых Апостолов и Святых Вселенских Соборов, обязан предать всех руководителей этой новой, еретической “Живой Церкви” и всех их последователей – анафеме!

После этих слов он повернулся к Царским Вратам и произнес:

– Именем Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия и Пречистыя и Пренепорочныя Его Матери, Приснодевы Марии, Богородицы, предаю анафеме так называемую “Живую Церковь” с её руководителями и пасомыми!

И тут же протодиакон провозглашает анафему всем учителям и последователям “Живой Церкви”. Но пока пели: “Анафема, анафема, анафема!”, Введенский, выбежав через боковую дверь в алтаре во двор Александро-Невской Лавры, сообщил по телефону о происшедшем в ГПУ. А митрополит Вениамин начал проповедь об этой ереси. Пока он говорил, явились представители советских властей и арестовали митрополита Вениамина и с ним весь президиум. И сразу увезли их на Гороховую улицу, где помещалось ГПУ. Весь народ, бывший в Лавре и около Лавры, пошел туда и требовал освобождения. Но взятых власти не освободили. Народ всё собирался и к вечеру на площади перед ГПУ и прилегающих улицах собралось около 30 тысяч. Толпа не расходилась, требовала освобождения... Тогда вечером пустили конную часть прямо на народ и начали топтать подковами лошадей. Сколько там погибло народу! По суду прошло около сотни человек. А сколько было арестовано и репрессировано, этого и приблизительно сказать нельзя. Десять человек приговорили к расстрелу. Шести заменили высшую меру сроком. Как и остальным давали разные сроки. Из президиума был расстрелян митрополит Вениамин, архимандрит Сергий (бывший член Государственной Думы), безстрашно говоривший всю правду палачам, и другие. Все держались с большим достоинством. Но сам митрополит Вениамин всех потряс своей кротостью, смирением и в то же время полной преданностью на волю Божию и несокрушимой твердостью христианского исповедания!... Мученическую кончину он и его сподвижники приняли в ночь с 12 на 13 августа 1922 года (или с 30 на 31 июля старого стиля).

 

Святый священномучениче, святителю Вениамине и иже с ним за Христа пострадавшии, молите Бога о нас!

 

Так сообщает об этих событиях и о кончине митрополита Вениамина архиепископ Питирим, в схиме – Петр.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.013 с.)