Эмпирическое распределение словесных формулировок, отражающих мотивы «надежды на успех» и «боязнь неудачи». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмпирическое распределение словесных формулировок, отражающих мотивы «надежды на успех» и «боязнь неудачи».



 

Разряды-картины методики

Количество вербальных реакций, отражающих

Всего

«надежда на успех»

«боязнь неудачи»

1 «Мастер измеряет деталь» А 106 138 Б 244
2 «Преподаватель и ученик» В 102 180 Г 282
3 «В цехе у машины» А 108 34 Е 142
4 «У двери директора» Ж 50 87 З 137
5 «Человек в бюро» И 99 57 К 156
6 «Улыбающийся юноша» Л 115 20 М 135

Всего

  580 516   1096

 

Вопрос 1:

Можно ли утверждать, что разные картины методики Хекгаузена обладают разной побудительной силой в отношении мотивов:

· «надежды на успех»;

· «боязнь неудачи».

Для ответа на данный вопрос необходимо принять решение о выборе метода математической обработки.

Так как данные уже получены и представлены в таблице, чтобы ответить на данный вопрос, необходимо принять решение о задаче, условии решения задачи и выборе критерия.

Задача: Выявить различия в распределении признака:

· «надежда на успех»;

· «боязнь неудачи».

Условие решения задачи: Сопоставить эмпирическое распределение реакции признака «надежда на успех» и реакции признака «боязнь неудачи» с теоретическим (равномерным распределением).

Это позволит проверить, равномерно ли распределяются реакции «надежды на успех» по шести картинам и равномерно ли распределяются реакции «боязнь неудачи» по шести картинам.

 

Метод математической обработки: c2 – критерий Пирсона

Количество наблюдений достаточно велико, поэтому можно было бы использовать критерий Колмогорова-Смирнова. Однако в исследовании картины предъявлялись разным испытуемым в разной последовательности, то есть отсутствует однонаправленное изменение признака в какую-либо сторону: все разряды (картины) следуют друг за другом в случайном порядке.

Поэтому методом выбора математической обработки является критерий c2, а не критерий λ.

Расчет критерия c2 при сопоставлении распределения реакций «надежды на успех» по 6 картинам с равномерным распределением представлен в табл. 3.18.

Таблица 12

Расчет критерия c2 при сопоставлении распределения реакций «надежды на успех» по 6 картинам, с равномерным распределением.

Разряды – картины методики

Частоты реакции «надежды на успех»

fэ – fт

(fэ – fт)2

fэмп. fтеор.

1

2 3 4 5 6
1 2 3 4 5 6 «Мастер измеряет деталь» «Преподаватель и ученик» «В цехе у машины» «У двери директора» «Человек в бюро» «Улыбающийся юноша» 106 102 108 50 99 115 96,67 96,67 96,67 96,67 96,67 96,67 9,33 5,33 11,33 -46,67 2,33 18,33 87,05 28,41 128,37 2178,09 5,43 335,99 0,90 0,29 1,33 22,53 0,06 3,48

Суммы

580 580 0 2763,34 28,59
             

АЛГОРИТМ

расчета критерия c2

Расчет критерия c2 Пример
I. Занести в таблицу наименования разрядов и соответствующие им эмпирические частоты (столбец 1,2). I. Таблица №8 (столбец 1,2)
II. Расчет теоретической частоты для равномерного распределения по формуле: где n – количество наблюдений (сумма эмпирических частот психологического признака). k – количество разрядов. (столбец 3) II. где n – количество наблюдений – это количество (сумма эмпирических частот) реакции «надежды на успех» у 113 испытуемых по 6 картинам.   Количество разрядов – это количество картин – 6. (столбец 3)
III. Подсчитать разности между эмпирической и теоретической частотой по каждому разряду (строке) и записать их в столбец 4. III. Столбец 4 (fэ – fт)
IV. Возвести в квадрат полученные разности и занести их в столбец 5. IV. Столбец 5 (fэ – fт)2
V. Разделить полученные квадраты разностей на теоретическую частоту и занести в столбец 6.   V. Столбец 6
VI. Просуммировать значения столбца 6. Полученную сумму обозначить как VI. Сумма столбца 6 равна 28,59  
VII. Определить число степеней свободы по формуле n = k – 1 где k – количество разрядов признака Если n=1, внести поправку на «непереносимость». Это означает, что все расчеты производим по известному алгоритму, но с одним добавлением: перед возведением в квадрат разности частот необходимо уменьшить абсолютную величину этой разности на 0,5: · (fэмп – fтеор 0,5) – столбец 4 · (fэмп – fтеор 0,5)2 – столбец 5 · – столбец 6 Для данного числа степеней свободы n по таблице «Критические значения критерия c2 для уровней статистической значимости р ≤ 0,05 и р ≤ 0,01 при разном числе степеней свободы V» определяем критическое значение . VII. Количество степеней свободы n определяем по формуле: n = k – 1 n = 6 – 1 = 5 Поправка на непереносимость не нужна. По таблице определяем критические значения c2 для n = 5    
VIII. Если  меньше критического значения , то расхождения между распределениями статистически недостоверны. Если  равно критическому значению  или превышает его, расхождения между распределениями статистически достоверны. VIII.  
IX. Построить «ось значимости» IX. Построим «ось значимости»
X. Вывод. X. Распределение реакции «надежды на успех» по шести картинам методики Хекгаузена достоверно отличается от равно-мерного распределения (р < 0,01).

Пример 2

Расчет критерия c2 при сопоставлении распределения реакций «боязнь неудачи» по 6 картинам с равномерным распределением представлен в табл. 13.

Таблица 13

Расчет критерия c2 при сопоставлении распределения реакций «боязнь неудачи» по 6 картинам с равномерным распределением.

Разряды – картины методики

Частоты реакции «боязнь неудачи»

fэ – fт

(fэ – fт)2

fэмп. fтеор.

1

2 3 4 5 6
1   2   3 4 5 6 «Мастер измеряет деталь» «Преподаватель и ученик» «В цехе у машины» «У двери директора» «Человек в бюро» «Улыбающийся юноша» 138   180   34 87 57 20 86   86   86 86 86 86 52   94   -52 1 -29 -66 2704   8836   2704 1 841 4356 31,44   102,74   31,44 0,01 9,78 50,65

Суммы

516 516 0 19442 226,06
             

 

1. Определяем количество степеней свободы n по формуле:

n = k – 1

n = 6 – 1 = 5

Поправка на «непереносимость» не нужна. Производить расчет критерия c2 необходимо по общему алгоритму.

2. Рассчитываем теоретические частоты для равномерного распределения по формуле:

где n – количество наблюдений – это сумма эмпирических частот реакций «боязнь неудачи», n = 516.

k – количество разрядов – это число стимульных картин, k = 6.

3. Подсчитываем разности между эмпирической и теоретической частотой по каждому разряду (строке) и записываем в столбец 4.

4. Возводим в квадрат полученные разности и заносим их в столбец 5.

5. Разделить полученные квадраты разностей на теоретическую частоту и занести в столбец 6.

6. Определяем  по сумме значений столбца 6.

7. По таблице «Критические значения критерия c2» определяем критические значения c2 при n = 5.

8. Построим «ось значимости»

Вывод: распределение проявлений «боязнь неудачи» по шести стимульным картинам достоверно отличается от равномерного распределения (р < 0,01).

Пример 3

Результаты, полученные в эксперименте по заучуванню ряда из 20 чисел для 100 испытуемых предоставлены в таблице. С помощью критерия Пирсона (c2 – критерия) проверить гипотезу о нормальности распределения случайной величины Х – количества заученных чисел.

Таблица 14



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.62.103 (0.013 с.)