Метода характеристических интервалов. 1. Согласно диагностической психологической методике составляется таблица с 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метода характеристических интервалов. 1. Согласно диагностической психологической методике составляется таблица с



1. Согласно диагностической психологической методике составляется таблица с интервалами шкалы психологического признака. В каждую шкалу заносится соответствующее число наблюдений (испытуемых).

2. По таблице процентов и их ошибок определяем чувствительность каждой шкалы психологического признака (Р m), то есть процент и его ошибку.

3. Для принятия решения о статистической значимости, интересующего исследователя значения психологического признака сопоставляются полученные проценты и их ошибки (В. С. Генес, 1967) в 2 выборках по формуле:

,

где  и – проценты наблюдений, в которых имеется исследуемый признак в первой и второй выборках.

 и  – ошибки процентов Р, их находят по числу наблюдений с исследуемым признаком всех наблюдений, принятых за 100, пользуясь таблицей процентов и их ошибок (В. С. Генес, 1967).

Если число всех наблюдений больше 100 – ошибка процента уменьшается в 10 раз.

По таблице «Критические значения t (критерия Стьюдента)» находим уровень достоверности для t:

Рассмотрим применение метода характеристических интервалов на конкретных примерах

Пример 1

По методике «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Ч. Д. Спилбиргер, Ю. Л. Ханин) был изучен уровень личностной тревожности у стедентов-психологов двух групп: n1 =30 и n2 =30.

Интерпретация результатов уровня личностной тревожности у студентов-психологов в двух группах представлена в табл. 1.

Таблица 1

Уровень личностной тревожности у студентов-психологов в двух группах (n1 =30; n2 =30)

 

Показатель личностной тревожности, в баллах

Первая группа

(n1 = 30)

Вторая группа (n2 = 30)

число % число %
низкий (до 30) 12 40 12 40
умеренный (31-45) 15 50 6 20
высокий (46 и более) 3 10 12 40
Суммы 30 100 30 100

Как следует из таблицы, низкий уровень личностной тревожности одинаково часто встречается как у студентов-психологов первой, так и у второй групп (40% и 40%), умеренный – чаще в первой группе (50% и 20%) и высокий – чаще во второй группе (50% и 20%) и высокий – чаще во второй группе (40% и 10%).

Для установления достоверности различий умеренного и высокого уровня тревожности в двух группах студентов-психологов необходимо выбрать метод математической обработки полученных данных.

Задача: Выявить достоверность различия в уровне исследуемого психологического признака – личностная тревожность.

Условие: 2 выборки испытуемых (n1 =30 и n2 =30).

2 уровня (умеренный и высокий) личностной тревожности.

Метод математической обработки – метод характеристических интервалов, т.к. позволяет определить чувствительность (частоту) различных значений уровня личностной тревожности по P m.

Составляем таблицу для определения чувствительности (процент и его ошибка) каждой градации шкалы «умеренный и высокий уровень личностной тревожности» для каждой группы испытуемых (табл. 2).

Рассчитываем t для умеренного и высокого уровня личностной тревожности по формуле:

 

Таблица 2

Показатель личностной тревожности, в баллах

Первая группа

(n1 = 30)

Вторая группа

(n2 = 30)

t (p )

число % ошибка(P m) число % ошибка(P m)
умеренный (31-45) 15 50 9 6 20 7 2,63 (р <0,01)
высокий (46 и более) 3 10 6 12 40 9 2,78 (р <0,01)

 

t умеренный = = = = 2,63

t умеренный = 2,63 (р <0,01)

t высокий = = = = 2,78

t высокий = 2,78 (р <0,01)

Эмпирические значения t умеренный и t высокий превышают табличные значения (), значит принимается гипотеза Н0.

Таким образом, умеренный уровень личностной тревожности достоверно чаще встречается в первой группе студентов-психологов (р <0,01), а высокий – во второй (р <0,01).

 

Пример 2

Для проведения психокоррекционной работы выбираем вторую группу студентов-психологов, где достоверно чаще (р <0,01) выявляется высокий уровень личностной тревожности.

Рассмотрим вариант 1: объект сопоставлений – одни и те же испытуемые до и после проведения психокоррекционной работы при отсутствии контрольной группы.

С 12 испытуемыми экспериментальной группы была проведена психокоррекционная работа, направленная на снижение уровня личностной тревоги. После проведения психокоррекционной работы 12 испытуемых были повторно протестированы по методике «Личностная шкала проявления тревоги».

Результаты полученных данных по данной группе испытуемых до и после проведения психокоррекционной работы представлены в табл. 3.

Рассчитываем t для каждой шкалы по формуле:

Таблица 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.006 с.)