Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа формирования у детей эмоционально-волевой регуляции, как основы сохранения здоровья
Предлагаемая программа предназначена для работы с учащимися начальной школы, рассчитана на 4 года, и направлена на сохранение психического здоровья детей. Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они полезны не только с коррекционной целью для проблемных учащихся, но и для всех детей, как профилактика и предупреждение неблагоприятных процессов, и формирования психологического здоровья. Сценарии занятий составлены по единой схеме работы с детьми по усвоению приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков. Схема работы по каждой теме предполагает определенную последовательность: · Формирование понятия и потребности в овладении навыком · Расширение представления и отработка умений · Отработка навыка, включающая задание для родителей В зависимости от особенностей и проблем конкретной группы детей, количество занятий по расширению и отработке навыков можно увеличивать или сокращать, но не желательно нарушать общую структуру отработки навыков. Формирование стрессоустойчивости подразумевает умение ребенка вступать в равноправные партнерские отношения с людьми разного возраста, поэтому мы считаем целесообразным начинать работу с формирования навыков общения. На занятиях учащиеся получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. Опыт показывает, что эффективность подобных занятий выше, когда учащиеся ощущают полную безопасность и доверие к ведущему. Ведущий занятий должен служить одним из образцов правильного поведения, которое демонстрируется ученикам. Несмотря на существование конкретного плана каждого занятия, в намеченный замысел могут вноситься изменения, прямо по ходу ведения, или накануне в связи с возникшим запросом (со стороны учащихся, преподавателей или родителей). Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эффективного общения. Однако название «тренинг» не прижилось среди наших учащихся, и чаще мы используем название - «уроки общения». На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
Перед началом работы (на первом занятии) обязательно вместе с детьми принимаются правила (групповые нормы) поведения на занятиях, где учитываются все пожелания участников. Используемые на занятиях диагностические процедуры служат для учащихся инструментом самопознания. Интерпретировать и комментировать полученные данные желательно в целом для всей группы участников или представлять обработку результатов теста для каждого в письменном виде. Основные задачи занятий направлены на: · обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций; · развитие умения слушать других людей; · обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности; · обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания; · негативных импульсов; · формирование позитивной моральной позиции. Нетрадиционная форма проведения занятий, разнообразие содержания, использование большого количества игр, отсутствие напряженности, связанной с боязнью получить плохую отметку – создает у ребят особый положительный эмоциональный фон и желание выполнять предлагаемые задания. На таких занятиях учащиеся не только имеют возможность сидеть свободно, но и достаточно много двигаться, играя в подвижные игры такие как: «Петухи», «Толкалки без слов», «Да и нет», «Разожми кулак» и другие. Игры способствуют снятию напряжения и, в то же время, дисциплинируют, организуют ребят благодаря необходимости выполнять правила.Игры можно проводить как в начале занятия, для привлечения внимания ребят, так и в середине и в конце занятия, для закрепления, поднятия интереса к обсуждаемой теме, снятия напряжения. В играх ребята охотнее выполняют то, что кажется им трудным в жизненных ситуациях. Младший школьник еще находится на той переходной ступени, когда внутреннее лучше обретается через внешнее и идет прежде всего через действие. Поэтому занятия по усвоению культуры поведения проводятся, как правило, в форме сюжетно-ролевых игр. Учащиеся с помощью ведущего воспроизводят деятельность взрослых, их взаимоотношения и упражняются совершать действия в соответствии с логикой развертывания событий. Ведущий участвует в играх в качестве одного из действующих лиц, особенно это важно при проведении новой игры. Ученикам сообщается, как нужно поступать в том или ином случае. Чтобы игры носили творческий характер, руководство игрой младших подростков чаще всего осуществляется в форме советов, предложений и помощи в развитии замысла игры.
В процессе проведения занятий ведущий следит за взаимоотношениями участников, старается предупреждать ситуации, ведущие к возникновению конфликтов и формирует дружеские взаимоотношения и необходимые личностные качества. На занятиях учащиеся выполняют множество упражнений, носящих учебно-тренировочный характер. Для достижения развивающего эффекта многие игры и упражнения можно включать в занятия неоднократно и повторять в течение курса. Чтобы предотвратить снижение интереса ребят к выполнению одного и того же упражнения (игры), важно, возвращаясь к одному и тому же заданию, вводить усложнения в знакомые игры. В конце каждого занятия учащиеся получают задания на дом. Нам представляется существенным тот факт, что ребята, получая домашнее задание по соответствующей теме, имеют возможность обсудить это дома с родителями во время полезного общения с близкими, закрепить имеющиеся знания и навыки вне школы, подготовиться к восприятию и обсуждению новой темы. На уроках общения у каждого участника имеется возможность успешно выполнить несколько игровых заданий. Это очень нужно тем, кто плохо справляется с учебными заданиями на предметных уроках. Мы стараемся, чтобы на наших занятиях каждый ученик мог пережить состояние успешности, которое так необходимо для обретения детьми уверенности в своих силах. Известно, что, только опираясь на уверенность ребят в своих силах, имеет смысл ставить перед ними цели, связанные с преодолением трудностей. Планируя занятия, важно учитывать не только возрастные закономерности, но и проблемы и поведение конкретных детей. Занятия предполагают определенную последовательность и взаимосвязь, как в подборе тем, так и в последовательности усвоения учащимися понятий и в приобретении ими навыков общения. Темы занятий могут дублироваться в следующем классе с целью закрепления, расширения и углубления понятий. Однако мы представляем в каждой параллели только новые темы занятий, предполагая, что педагоги сами определять какие темы дублировать или вводить новые в зависимости от особенностей учащихся конкретного класса. По отзывам учителей, после уроков психологического развития ученики более активны на других школьных уроках, внимательнее и успешнее справлялись с учебными заданиями. Косвенным показателем эффективности данных уроков служит повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности учащихся. Кроме того, представляется важным оценка воздействия коррекционно-развивающих занятий с психологом на эмоциональное состояние учеников. Для оценки эмоционального воздействия занятий можно использовать прием цветограммы, т.е. в начале и в конце занятий детям предлагается опустить фишку в соответствующую по цвету коробку, определяя их настроение на конкретный момент. Сравнение результатов в начале и в конце урока, а также изменение предполагаемой цветовой гаммы на протяжении некоторого времени, позволяло наблюдать изменения эмоционального состояния учеников под влиянием психологических занятий. Так выбор красного цвета может свидетельствовать о приподнятом, активном настроении; зеленого - о спокойном, уравновешенном; фиолетового - о тревожности, напряженности; оранжевого - о радостном настроении, а черного - об унынии и упадке сил.
Проверка эффективности, принятых мер (внесение своевременной корректировки по использованию тех или иных методов и рекомендаций, выявление динамики развития) обсуждается на школьных психолого-педагогических консилиумах (ППК). Чтобы успешно решать вопросы социализации и обеспечения решения социально-эмоциональных проблем подростков, необходим комплексный подход к использованию различных психолого-педагогических средств, включение их в развивающую и воспитательную среду. В противном случае трудно рассчитывать на успех.
Тематический план занятий с учащимися 1-4 класса по программе «Шаг навстречу» Первый класс Умение выражать свое эмоциональное состояние · Разные настроения · Учимся менять настроение · Учимся выражать свои эмоции · Мысли и настроение Умение контролировать свое поведение и эмоциональное состояние · Как найти выход из трудной ситуации · Меняем отношение к тому, что нас огорчает · Мысли управляют поступками · Избавляемся от плохих мыслей Умение оценить свои потенциальные возможности · Чем я отличаюсь от других · Гармонизация притязаний на признание · Выработка уверенности в своих силах · Как добиться удачи Умение общаться со взрослыми и сверстниками · Можно не ссорится · Делимся чувствами · Доброта · Вежливость Умение понимать себя и других · Мои внутренние друзья и мои внутренние враги · Мостики дружбы
Второй класс
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.011 с.) |