Составление кодекса вежливости. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составление кодекса вежливости.



В течение пяти минут участники составляют правила вежливости для учеников школы. Можно предложить придумать систему штрафов для тех, кто нарушает правила вежливости.

Все желающие зачитывают свои кодексы поведения и обосновывают целесообразность их выполнения.

Добрые слова для каждого»

Участникам предлагается сказать каждому что-то доброе. Сначала выходят желающие, но упражнение полезно проделать всем участникам. Можно вспомнить, как учились говорить комплименты.

Анализ занятия

-Почему в компаниях между ребятами не принято быть вежливыми и говорить друг другу добрые слова?

-Трудно ли говорить добрые слова друг другу?

-Запишите высказывание: «Если одно-два приветливых слова могут сделать человека счастливым, надо быть негодяем, чтобы отказать ему в этом».

                                                    

4.Домашнее задание

Проанализируйте часто ли (и с кем) вы бываете вежливы?

Много ли среди ваших знакомых истинно вежливых людей.

Приобрести книгу по правилам этикета и подготовить представление своей книги Какие главы и по каким темам).

 

Занятие 17. Зачем нужен этикет

Цели: - формирование положительной установки к этикету и общепринятым формам поведения

Материалы: выставка книг по этикету, атрибуты для игры «День рождения», карточки с названием ролей.   

 

  Ход занятия

1.Анализ домашнего задания

 Поделитесь своими наблюдениями о вежливых проявлениях окружающих вас людей и ваших собственных.

Работа по теме занятия

Сюжетно-ролевая игра «День рождения»

Участники выбирают роли и обговаривают характеристики своих персонажей. Затем раздаются карточки с названием ролей (именинник, помощник именинника, всезнайка, недовольный, крикливый, забияка).

Выбирается 3-4 человека – эксперты, которые будут оценивать исполнение ролей. Важно, чтобы эксперты отгадали у кого какая роль по выразительному исполнению.

Как правило, во время игры стоит шум и неразбериха (этого и нужно добиться выразительным исполнением), поэтому по сигналу ведущего (колокольчик) нужно остановиться.

2. Обсуждение игры проводится с помощью следующих вопросов:

-Получился ли праздник? Почему?

-Кто главный участник на празднике?

-Нужно ли постоянно уделять внимание имениннику?

-Может ли внимание к имениннику привести его к зазнайству?

(нет, т.к. день рождение один раз в году у каждого)

-Что нужно сделать, чтобы всем было хорошо?

-Что означает слово «ЭТИКЕТ»?

-Зачем придумали этикет? 

Ведущий предлагает подумать, что было бы, если бы правила этикета не выполнялись (в магазине, в школе, в больнице и т.д.)

 3. Презентация книг по этикету.

 Ведущий обращает внимание на различные книги по этикету и представляет одну из них, а затем предлагает участникам представить свои книги. 

 

  3.Анализ занятия

Вопросы для обсуждения:

-Знаете ли вы правила этикета?

-Какие правила чаще всего используются вами в повседневной жизни?

-Когда вам особенно трудно выполнять правила этикета и почему?

 

 

  Умение понимать себя и других

Занятие 18. Мои внутренние друзья и мои внутренние враги

Цели: - познакомить учащихся с эмоциями;

           - научить определять эмоциональное состояние других людей;

           - тренировать умение владеть своими эмоциями.

Материалы:

- плакат со схематичным изображением эмоций,

 - карточки с заданиями,

 - бланки с названиями эмоций,

 - мяч.

Ход занятия  

Вступление

 Все люди иногда бывают злыми и раздражительными, а иногда добрыми и веселыми, внутри нас «живут» наши друзья и наши враги – ЭМОЦИИ.

 

Работа по теме

Обсуждение понятия «ЭМОЦИИ»

Ведущий предлагает ученикам дать определение понятию «эмоции»

 Обобщая ответы детей, ведущий дает следующее определение:

ЭМОЦИИ – это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас.

Предлагается рассмотреть плакать с изображением разных эмоциональных состояний мальчика и девочки. Ребят только двое, а изображений 17. Кажется, что и ребят гораздо больше. Почему?

-Могут ли эмоции нанести человеку вред? Какой вред? (потеря друзей, любви близких, одиночество, болезнь)

Привлекайте ребят к обсуждению и объяснению всех ответов.

-Перечислите, какие эмоции можно назвать нашими врагами (злость, агрессия, насмешка и т.д.)

Посмотрите на плакате хорошо видно, что даже выражение лица становится неприятным, когда человек находится под властью отрицательных эмоций. Общаться с такими людьми тоже неприятно.

- Положительные эмоции помогают бороться с нашими «врагами», поэтому положительные эмоции можно назвать нашими друзьями.

-Назовите положительные эмоции (радость, нежность, доброжелательность, спокойствие, уверенность и т.д.)

-Как еще можно побороть своих внутренних врагов? (досчитать до 20, побыть одному, улыбнутся, подумать о чем-то хорошем, написать на бумаге и разорвать).

 

 2. Игра «Угадай эмоцию»

      Участники угадывают какие эмоции изображены на плакате.

3. Игра «Назови эмоцию»

Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению.

Затем мяч передается в другую сторону, и называются эмоции, помогающие общению.

-Эмоции можно выражать разными средствами: через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.

4. Игра «Изобрази эмоцию»

             Всем участникам раздаются карточки, на каждой написано название эмоции, которую нужно изобразить без слов – через мимику, жест, интонацию, позу и т.д., остальные угадывают, какая эмоция изображалась. На карточках написаны эмоции: радость, грусть, насмешка, обида, страх, удивление и др.

   5. Упражнение: «Поставь балл эмоции»

Все участникам раздаются бланки с перечисленными эмоциям (положительными и отрицательными) и предлагается поставить балл (от 1 до 10) около каждой эмоции, в зависимости от того, как часто ее испытывает отвечающий.

Затем идет обсуждение:

-Если эмоции могут быть нашими врагами, то нужно ли учится управлять ими?

-Как этому научиться?

После всех ответов ведущий делает вывод, который участники записывают в тетрадях.

  3. Анализ занятия

-Что для вас было новым на занятии?

-Что было уже известно?

4. Домашнее задание

До следующего занятия постарайтесь понаблюдать за своим поведением в разных ситуациях общения и отметить, как вы владеете своими эмоциями.  

Запишите свои способы владения эмоциями.

Занятие 19. Мостики дружбы

Цели:

— развивать коммуникативные навыки;

— вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу;

— развивать положительную самооценку.

Материалы:

 — коробка с разноцветными камешками.

Ход занятия:

Вступление

Ведущий задает детям следующие вопросы:

— Как вы считаете, остаетесь ли вы для своих родителей самыми любимыми, лучшими и единственными даже после ваших шалостей?

— А для учителей?

— А для друзей?

— Что, кроме нашей внешности, делает нас непохожими на других? (Наши мысли, наши чувства, наши мечты, надежды и т.д.)

2. Упражнение “Подари камешек”

Ведущий предлагает детям взять из коробки по одному или по два разноцветных камешка и подарить их тому, кому они захотят, но обязательно со словами: “Я дарю тебе камешки, потому что ты самый...” (сказать о том, что тебе нравится в этом человеке)

Тем детям, которым никто не подарит камешек, это нужно сделать ведущему, который обязательно отмечает лучшие качества каждого ребенка, которому он делает подарок.

3. Упражнение “Мостик дружбы”

Ведущий просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, ведущий может сам встать в пару с кем–то из детей и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснувшись головами или ладошками).

Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы “построить” мостик втроем, вчетвером и т.д. до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая “Мост дружбы”.

4. Игра “Если нравится тебе, то делай так!”

Дети стоят в кругу, а стоящий в кругу, показывает любое движение, произнося при этом первые слова песенки “Если нравится тебе, то делай так...”, остальные дети повторяют движение, продолжая песенку: “Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так...”. Затем свое движение показывает следующий ребенок, и так до тех пор, пока каждый побывает в роли ведущего.

5. Домашнее задание

Придумать и нарисовать необыкновенные мостики (дружбы, счастья, радости, мечты и т.д.)

Комментарии для ведущего:

 Упражнение “Мостик дружбы” способствует групповому сплочению, развивает фантазию, умение согласовывать свои действия с другими, способность к совместному творчеству. Дети учатся оценивать не только себя, но и своих друзей. Упражнение “Подари камешек” помогает детям налаживать взаимоотношения, учит анализировать характер других, воспитывает доброжелательность.

 

 

Второй класс

 

 

Второклассники уже знакомы со школьными обязанностями и вполне адаптировались к школьной жизни. Поэтому на занятиях темы, связанные с задачами адаптации детей к школе сменяется обсуждением и утверждением прав и обязанностей школьника.

Общение детей со сверстниками становится во втором классе более значимым, а образ учителя утрачивает в сознании детей свой идеальный образ. Самооценка второклассника все больше начинает зависеть от мнения о них сверстников, поэтому на занятиях ребята активно обсуждают темы взаимоотношений и дружбы.

 Большое место работе на занятиях во втором классе отводится формированию прочных навыков саморегуляции, усвоению новых понятий, анализу внутренних состояний детей Игре, по–прежнему, придается большое значение, однако, все больше внимания уделяется методам обсуждения, дискуссиям, анализу поступков и поведения. Дети учатся отвечать на вопросы и делать выводы, обобщать, анализировать и логически рассуждать.

Умение выражать свое эмоциональное состояние

Занятие 1.  Эмоции и взаимопонимание

Цели:

-ознакомление со способами выражения своего настроения

- обучение умению распознавать чувства других людей

Материалы:

-плакат с изображением эмоций;

- карточки с заданиями

- игра «Азбука настроений»

Ход занятия:

1. Вступление

Ведущий обращает внимание ребят на плакат с изображением эмоций. О каких чувствах мы догадываемся по выражению эмоций? Чувства помогают нам понимать других людей и себя. Важно научиться распознавать чувства и самому правильно выражать их.

Далее детям предлагается вспомнить разные ситуации, которые могут вызвать те или иные, изображенные на плакате чувства.

Игра «Азбука настроений»

Детям предлагаются карточки (настольная игра Белопольской) с изображением зверей в разном настроении. Учащиеся угадывают настроения и пытаются сами передать его мимикой.

Затем обсуждаются все предложенные варианты выражения эмоций. Вводятся понятия мимики и жеста, как средства выражения эмоций.

Угадай эмоцию

      Ведущий предлагает детям ситуацию: «Друг взял у тебя книгу на один день, а не отдает уже давно. Книга тебе очень нужна. Ты звонишь и говоришь реплику, которая у тебя на карточке».

 Примеры ответов детей:

1. Если ты не принесешь мне завтра же книгу, то тебе не поздоровится! Предупреждаю!

2. Извини, но мне очень нужна книга.

3. Немедленно верни книгу!

4. Ты – нахал! Почему не принес мне книгу?!

5. Послушай, что с тобой случилось? Ты здоров? Я волнуюсь, ты не принес мне книгу, может я зайду к тебе?

6. Пожалуйста, принеси мне книгу, она мне нужна. Если захочешь, то я тебе потом дам ее дочитать.

Обсуждение

Предлагается подумать, каким был твой ответ:

«сдержанный» - сделай вид, что не сердишься,

 «агрессивный» - мне плохо, тогда и тебе будет плохо,

 «мирный» - скажи о своих чувствах так, чтобы это никому не причинило вреда

- Выберите самый преемлимый ответ.

Игра «Угадай настроение»

Ведущий предлагает каждому изобразить при помощи позы и мимики эмоцию радости.

Для этого нужно вспомнить какое-то радостное событие из своей жизни. Задание выполняется с закрытыми глазами.

 

        5. Анализ занятия

     Анализируя разные способы выражения эмоций важно подвести детей к выводу, что эмоцииочень трудно подавлять, это необязательно, если человек умеет их выражать

мирно, не разрушая дружеские отношения и не нанося вред своему здоровью. Этому         нужно учиться.    

           Занятие 2. Как победить страх

Цели:

— предупреждение и коррекция страхов.

Материалы:

— рассказ “Ночные страхи”;

— бумага и цветные карандаши.

Ход занятия:

Рисуем свой страх

Ведущий задает детям вопросы:

— Что такое страх?

— Нужен ли страх? (предупреждение об опасности)

— Чего боитесь вы?

Ведущий предлагает детям нарисовать свой страх. Затем все рисунки вывешиваются на доску, и все дети рассматривают их.

2. Работа с текстом

Ведущий читает детям рассказ «Ночные страхи»

 Вот уже несколько ночей подряд Топтышка не спал. Как только выключали свет, и становилось темно и тихо, в углу комнаты, что–то начинало шевелиться и блестеть. Это очень пугало Топтышку, он залезал под одеяло с головой, закрывал глаза и уши, но страх все равно не давал ему уснуть. Но однажды Топтышка не выдержал, встал с кровати и громко сказал:

— Эй, кто там? Ты кто такой? Отвечай сейчас же!

В углу все сразу стихло. Топтышка спросил еще раз:

— Есть там кто–нибудь?

Эти слова помогли ему немного успокоиться, и он уже не так боялся. Через некоторое время в углу снова что–то зашевелилось, и раздался очень тихий, робкий голос:

— Ты не мог бы мне помочь?

— Помочь?! — переспросил Топтышка — разве Привидению нужна помощь?!

Он считал, что привидения могут только пугать.

— Если тебе нужна помощь, то выходи из угла и давай поговорим — сказал Топтышка

— Хорошо, только ты, пожалуйста, не бойся меня, — раздался шепот из угла, и оттуда вышло маленькое пушистое Привидение с добрыми светящимися глазами.

Приведение рассказало Топтышке, что давно хотело познакомиться с кем–нибудь, но почему–то все пугались и убегали от него.

— Меня можно увидеть только в темноте, — сказало Привидение, — но темнота многих пугает, а я так хочу, чтобы кто–нибудь научил меня танцевать.

— Если ты хочешь, — сказал Топтышка,– то я с удовольствием научу тебя танцевать.

Он взял Приведение за руки, и они начали весело кружиться и подпрыгивать.

Обсуждение

— Чего боялся Топтышка??

— Чего боялось Приведение?

— Как им удалось справиться со страхом?

— Можно ли сказать, что страх — это боязнь неизвестности?

— Как справиться с неизвестностью?

— Вам удавалось справляться со страхом?

4. Игра “Найди способ выйти из круга”

Все дети встают в круг, взявшись за руки. Один ребенок стоит внутри круга и должен постараться любым способом выйти из него.

Работа с рисунками

Ведущий предлагает детям нарисовать рядом со своим страхом себя (как можно крупнее), а затем зачеркнуть свой страх и оставить только себя. Если кому–то жаль зачеркивать свой рисунок, можно предложить назвать рисунок по–другому, например, “Чего я уже не боюсь”.

Комментарии для ведущего:

Это занятие направлено на предупреждение и коррекцию детских страхов. Его можно построить на содержании тех страхов, которые характерны для конкретной группы детей (по обращениям родителей).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.087 с.)