Работа с музыкальными отрывками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с музыкальными отрывками



Звучат отрывки веселой, грустной и спокойной мелодий. Дети должны поднять карточку, которая соответствует настроению каждого отрывка.

Завершение занятия

Ведущий предлагает детям станцевать с Топтышкой (см. занятие 1)

5. Домашнее задание

Предложите детям попробовать дома самостоятельно нарисовать Топтышку

Комментарии для ведущего:

Для этого занятия следует заранее приготовить рисунок–раскраску и сделать копии по количеству детей. После окончания работы дети забирают раскраски домой.

Заключительный танец под музыку «Танец утят» может стать своего рода ритуалом завершения занятий.

  Занятие 4. Мысли и настроение

Цели:

— дать представление о связи между мыслями и поведением.

Материалы:

— мягкая игрушка Топтышка

 — баночка с надписью “Я справился”

— фишки.

Ход занятия:

Повторение

Обсуждается предыдущее занятие.

- О каких трех настроениях Топтышки мы узнали?

-Какое настроение у вас чаще всего было на этой неделе?

-Как мы учились исправлять «темное» настроение?

История о том, как Топтышку дразнили

Вот уже несколько дней Топтышка переживает неприятную ситуацию, когда его дразнит медвежонок Задира, который старше и сильнее. Топтышка пробовал не обращать внимания на Задиру. Однако, через несколько дней все же его терпение кончилось, он не выдержал и разозлился. Прибежал домой и стал думать, как выйти из этой ситуации……

Поможем Топтышке

 Дети предлагают различные варианты поведения Топтышки в ситуации, когда его дразнили или обижали.

Чаще всего дети советуют такие варианты:

— тоже дразнить обидчиков;

— пожаловаться взрослым;

— наказать, обратившись к друзьям постарше;

— не обращать внимания и др.

Ведущий вместе с детьми разбирает каждый предложенный вариант.

    3. Обсуждение

— Какой из ваших советов использует Топтышка?

— Как он будет действовать?

— Какие мысли будет использовать Топтышка?

— Что еще ему понадобится, чтобы справиться? (смелость, уверенность, юмор)

Ведущий предлагает вариант выхода их ситуации, когда не придется подражать дразнилке.

-Можно ли проучить обидчика и без применения силы?

 Для этого нужна фантазия, юмор и уверенность. Он рассказывает, как Топтышка разыграл обидчика, что он дразнится неправильно. Этим самым он очень удивил задиру, который его дразнил.

4. Игра “Я справлюсь”

Ведущий предлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, что сможет справиться с предложенной ситуацией — поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода из предложенной ситуации — прячет руки за спину.

Можно предложить следующие варианты:

— тебя дразнят;

— у тебя отобрали любимую игрушку;

— тебе не разрешают смотреть телевизор;

— тебе не подарили обещанный подарок; друг обиделся;

— ты поссорился с братом или сестрой и т.д.

Обсуждение.

Ребята рассказывают, как будут себя вести в названных ситуациях. Если предложенный вариант одобряет большинство детей, то следует положить фишку в баночку “Я справился”.

6. Домашнее задание

До следующего занятия, при каждой победе над трудной ситуацией, опускать фишку (или бусинку, пуговку и т.п.) в баночку с надписью “Я справился”.

Комментарии для ведущего:

На этом занятии очень важно дать возможность всем ребятам высказать свои предложения. Возможно, кто–то продумал свои варианты дома с родителями, у кого–то ответ возник только что, главное — дать поучаствовать в обсуждении каждому

                                

ТЕМА: Умение контролировать свое эмоциональное состояние

    

Занятие 5. Выход из трудной ситуации

Цели:

— учить детей управлять своим настроением;

— учить детей искать выход из трудных ситуаций.

Материалы:

— мягкая игрушка - Топтышка

— сломанная игрушка;

  Ход занятия:

Эмоциональный настрой

Упражнение “Подарим друг другу улыбку”

Ведущий задает вопрос: “Можно ли грустить, когда улыбаешься?” и предлагает, подумав о грустном, улыбнуться. В результате дети должны сделать вывод: когда улыбаешься, настроение меняется само собой, поэтому улыбка может помочь справиться с плохим настроением.

2. Работа сигровым персонажем

Ведущий рассказывает о том, как Топтышка грустит из–за проблем (папы нет дома, уехала мама, взрослые не играют с ним и т.д.).

  3. Обсуждение

Дети обсуждают, как можно изменить описанную ситуацию. Ведущий делает вывод, что бывают ситуации, которые нам не нравятся, которые мы не можем изменить, но зато мы можем изменить свое отношение к этим ситуациям.

4. Опыт “Сломалась игрушка”

Ведущий показывает сломанную игрушку и спрашивает:

— Может ли игрушка вновь стать целой?

— А если долго ждать?

— А если заплакать?

— А если закричать?

Вывод: ситуацию изменить нельзя, но можно изменить наше отношение к ней.

5. Домашнее задание

Предложите детям подумать над тем, как Топтышка может изменить отношение к ситуациям, которые его огорчают.

Комментарии для ведущего:

В этом задании не обязательно показывать именно сломанную игрушку, можно показать разорванную книгу, разбитую чашку и т.д. Главное — продемонстрировать детям ситуацию, которая подтверждает, что “слезами горю не поможешь”, и настроить детей на поиск выхода из создавшейся ситуации.

 

Занятие 6. Меняем отношение к тому, что нас огорчает

Цели:

— научить детей поиску выхода из трудной ситуации, изменить которую невозможно;

— ознакомить детей с “позитивным переформулированием” как способом изменения отношения к ситуации.

Материалы:

— мягкая игрушка Топтышка

— крупные макеты двух цветков;

  Ход занятия:

Повторение

Дети предлагают свои варианты изменения отношения к ситуациям, которые огорчали Топтышку. Затем ведущий просит ребят привести примеры, когда их что–то огорчает, но изменить это ребята не могут (например поменять имя, стать за один день взрослым т.д.).

  После обсуждения ведущий объясняет детям, что у каждого бывают ситуации, которые нас огорчают, однако, не стоит надолго “застревать” на грустных мыслях. Делается вывод: М ы очень часто не можем изменить ситуацию, но мы всегда можем сами выбирать, о чем и как думать.

Учим правило

Для иллюстрации возможности выбора ведущий просит детей вспомнить, как они собирают цветы на лугу (срывают только те, которые нравятся). И вводит правило: “ Мысли нужно выбирать, как цветы — выбирай только красивые (положительные)”. Затем он показывает два цветка, один из которых будет называться “ Даже если...”, а другой — “ В любом случае...”.

3. Упражнение “Даже если...” — “В любом случае...”

Дети распределяются на группы по трое. Группы выполняют упражнение по очереди.

Первый ученик произносит название первого цветка: “Даже если...”, второй продолжает фразу, называя проблему: “... мне плохо, я невезучий, у меня нет папы...”, третий называет второй цветок: “ В любом случае...”, ведущий заканчивает: “... я что–нибудь придумаю, но плакать и грустить не буду, это бесполезно”.

Каждая следующая группа должна предлагать новую, еще не названную проблему. Упражнение проводится до тех пор, пока в нем не примут участие все дети. После этого ведущий подводит детей к пониманию того, что нет безвыходных ситуаций, и обо всем, что нас огорчает, можно думать по–другому.

4. Домашнее задание

Нарисовать два цветка и потренироваться при помощи фраз “ Даже если...” и “ В любом случае...” изменять свое настроение, искать выход из сложной ситуации.

Комментарии для ведущего:

На данном занятии дети рассматривают сложные ситуации (желательно, чтобы это были реальные ситуации из жизни, с которыми чаще всего сталкиваются дети конкретной группы) и ищут возможные выходы из них. Они ищут ответы на вопрос, что же зависит именно от них в ситуации, которую они сами изменить не в состоянии.

Главный вывод, к которому подводит детей ведущий — многие ситуации мы не можем изменить (родители не живут вместе, в семье не хватает денег, тяжело болен кто–то из близких и т.д.), но мы можем изменить наши мысли о них, а значит и свое настроение, и свое состояние.

Для того, чтобы детям было легче понять достаточно сложную для учеников начальной школы установку на саморегуляцию, объяснения дополняются правилом: “Мысли нужно выбирать, как цветы — выбирай только красивые (положительные)”. Это правило дает наглядно–образную опору, которая поможет сформировать у детей навыки саморегуляции. Важно помочь детям понять, что к любой, даже очень трудной ситуации всегда можно изменить отношение.

После этого занятия плакаты “Такие мысли всегда помогут мне” и “Такие мысли мне мешают”, а также рисунки двух цветков вывешиваются в помещении и остаются там на все время проведения занятий.

 

Занятие 7. Мысли управляют поступками

Цели:

— закрепить навыки работы с “позитивными мыслями”;

— закрепить представление о том, что мысли могут управлять нашими поступками.

  Материал

— мягкая игрушка Топтышка

— баночки с надписями “Я справился”, “Я не справился”;

— фишки;

  Ход занятия:

Повторение

Ведущий спрашивает детей о том, насколько успешно им удается справляться с трудными ситуациями, и задает им следующие вопросы:

— Кто уже положил хотя бы одну фишку в баночку с надписью “Я справился”?

— Кто может рассказать о том, как это было?

2. Обсуждение ситуации «Мне плохо!»

 — Бывали ли вы причиной какого–то происшествия, хотя это случилось нечаянно? Например, разбили что–то, забыли сделать, нечаянно толкнули, что–то сломали или испортили...

— Как вы выходили из этой ситуации?

 Затем ведущий рассказывает, как Топтышка нечаянно разрушил построенный совместно с другими детьми песочный домик и никто не смог поиграть. Из-за этого он очень огорчился, убежал от ребят, грустил и постоянно повторял: «Мне плохо!» 

— Что бы вы ему посоветовали?

— Как мы себя чувствуем, если не можем, что–то изменить?

— О чем нужно подумать Топтышке, чтобы не погрузиться в плохие мысли?

— Всегда ли помогает нам жалость к себе?

— Бывало ли так, что вы уставали от жалости к себе?

— Как избавиться от жалости к себе? (Заняться чем–то интересным, почитать, погулять, порисовать.)

Упражнения

Ведущий предлагает детям проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. С этой целью дети выполняют следующее упражнение.

Ведущий подходит по очереди к каждому ребенку и просит его вытянуть вперед руку. Затем он старается опустить руку ребенка вниз, нажимая на нее сверху. Ребенок должен удержать руку, говоря при этом вслух: “Я сильный!” На втором этапе выполняются те же самые действия, но уже со словами “ Я слабый”.

Попросите детей о том, чтобы они произносили слова с соответствующей их смыслу интонацией. Затем обсудите, в каком случае им было легче удерживать руку и почему.

Постарайтесь подвести детей к выводу о том, что поддерживающие слова помогают нам справляться с трудностями и побеждать.

4. Домашнее задание

Попросите детей поразмышлять о том, как наши мысли влияют на наши возможности.

Комментарии для ведущего:

Мышечный тренинг очень хорошо демонстрирует, как слова и мысли влияют на действия человека. Важно, следить за тем, чтобы дети произносили фразы с соответствующей интонацией (уверенности или, наоборот, неуверенности, сомнения). Дети должны почувствовать влияние слов и внутренней установки: при словах “я слабый” рука словно слабеет и наоборот, слова “я сильный” повышают уверенность в своих силах и помогают противостоять воздействию.

 

Занятие 8. Избавляемся от плохих мыслей

Цели:

— учить детей применять полученные навыки изменения отношения к ситуации;

— учить детей способам саморегуляции.

Материалы:

 — баночки с фишками;

— наклейки–поощрения;

— аудиокассета с записью спокойной, медленной музыки;

  Ход занятия:

Повторение

Ведущий спрашивает:

— У кого в баночке с названием “Я справился” уже много фишек?

— Можете ли вы рассказать хотя бы о некоторых случаях, когда вам удалось справиться с непростой ситуацией?

— Что для этого потребовалось?

 2. Игра–упражнение “Мусорное ведро”

Дети пишут на листах бумаги: “Мне плохо”, “Мне жаль себя” и пр. столько раз, сколько они смогут и захотят. Затем читают вслух и обсуждают:

— Какие это мысли?

— Нужны ли они нам?

— Помогают ли эти мысли нам жить?

— Зачем же их читать?

— Зачем же их хранить?

Учитель просит детей скомкать листочки, порвать их со словами: “Эти мысли мне мешают, они мне не нужны!” и выбросить в мусорное ведро.

3. Упражнение “Рисуем картинки в уме”

Под спокойную музыку ведущий тихим голосом медленно говорит:

Сядьте удобно, плечи опущены, руки свободно лежат на коленях, голова чуть наклонена вниз. Дышите ровно и свободно. Представьте, что вы справились с трудной ситуацией. Вы испытали гордость. Вам приятно, и вы говорите себе: “Я справился”. Вам приятно ощущать себя сильнее ситуации. Вы мысленно говорите: “Я умею владеть собой”. От этих слов силы наполняют вас еще больше, и ваши плечи выпрямляются, голова гордо поднимается, вы словно растете. Откройте глаза и скажите три раза: “Я умею владеть собой”.

4. Домашнее задание

Предложите детям попробовать использовать прием “Мусорное ведро” у себя дома тогда, когда им будет плохо, и поучиться перед сном рисовать “картинки в уме”.

Комментарии для ведущего:

Игра–упражнение “Мусорное ведро”, как показала практика, очень нравится детям. Они его быстро осваивают и используют чаще, чем другие приемы саморегуляции. Ребятам, которые не достаточно хорошо овладели письмом, можно предложить рисовать ситуации на тему “мне плохо”.

Важно обратить внимание детей на то, что события и обстоятельства, огорчающие нас, будут всегда, но нельзя слишком увлекаться жалостью к себе, лучше попытаться найти выход из ситуации и помочь себе.

Перед выполнением упражнения, включающего в себя элементы релаксации, ведущему необходимо научить детей правильному дыханию. Для этого надо предложить им сделать глубокий и медленный вдох, а затем — медленный и полный выдох (3 раза). Следует объяснить, что “картинки в уме” будут более четкими, если ребята научатся правильно дышать.

Для релаксации подходит любая музыка, используемая обычно в таких целях (спокойная, приятная).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.043 с.)