Развитие у детей и подростков способности к целеполаганию, к содержательному наполнению перспективы своего будущего – это и вопрос психического здоровья детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие у детей и подростков способности к целеполаганию, к содержательному наполнению перспективы своего будущего – это и вопрос психического здоровья детей.



На каждом возрастном этапе нужны свои способы развития личностных способностей и образований. Доказано (Л.А.Кожарина), что развитие волевых процессов у дошкольников оказывает огромное благотворное влияние на весь ход психического и личностного развития ребенка. Поэтому так важно вести работу по единой целостной программе развития способности к целеполаганию, воле, временной перспективе начиная с дошкольного, школьного и даже вузовского обучения.  

На развитие личности ребенка влияют три сферы жизненного пространства: родительское, пространство собственного активного воображения и пространство реальной деятельности.

Смысл всех усилий педагогов и психологов, работающих в начальной школе, должен сводиться к тому, чтобы сохранить в ребенке его «внутреннего ребенка». В школе слишком по­ощряются «взрослые» качества детей, традиционно преобла­дает обучение по образцам, сугубо «детские» проявления не­редко порицаются. Это может привести к потере контакта с «внутренним ребенком» — одной из базовых составляющих полноценной личности. Именно он — Ребенок с большой бук­вы — прокладывает путь к будущему преобразованию чело­века, помогает примирять и синтезировать противоположнос­ти характера, высвобождает новые возможности, укрепляющие жизнеспособность человека.

Целью воспитания должно стать развитие межличностного взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, помощь в осознании своего реального «Я» и повышение самооценки.

Чрезвычайная актуальность проблемы психического здоровья детей до поступления их в школу требует создания программы комплексного развития и коррекции различных сторон психики детей, которая может включать в себя специальные занятия. На занятиях должны решаться конкретные задачи:

· Развитие лучшего понимания себя и других

· Формирование практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой)

· Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния

· Снятие тревожности и предупреждение возможных страхов, внутренних конфликтов и др.

· Повышение самооценки и развитие потенциальных возможностей

· Обучение правилам поведения

· Совершенствование памяти, внимания, мышления

Начало школьного обучения – несет свой особый вклад в развитие личности. Известно, что переход от дошкольного, «игрового», детства к школьному, «учебному», характеризуется сменой ведущего типа деятельности: теперь не игра, а учебная деятельность ведет за собой развитие. Однако эта деятельность не возникает у ребенка в готовом виде при достижении им определенного возраста, она формируется на протяжении всего периода начального обучения под руководством взрослого.

       Особенность психики младшего школьника заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. Многие дети в этот период нуждаются в поддержке и помощи взрослых, поэтому важно, чтобы родители и учителя внимательно вникали в проблемы ребенка, его переживания. Только с помощью поддержки со стороны взрослых может успешно решаться задача школьной адаптации первоклассников. В таком случае у ребенка формируется чувство «Я МОГУ!», проходит боязнь неудачи, появляется уверенность в своих возможностях. В ином же случае дети придут в школу с грузом нерешенных жизненных проблем, а неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребенка, создавая новые субъективные трудности.

      Все это служит основанием для решения задач психологического сопровождения и поддержки детей на пороге школьного обучения. Основной целью сопровождения первоклассников становится формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения и, в первую очередь, произвольности, а также выработка эмоциональной стабильности и положительной самооценки.

Конкретными задачами занятий могут быть:

· Помощь в адаптации к школьным условиям

· Развитие эмоциональной регуляции поведения

· Повышение уверенности в своих силах

· Формирование коммуникативных навыков

· Обучение приемам снятия напряжения

· Активизация познавательных процессов

· Раскрытие творческого потенциала детей

Младшие подростки

Если для учащихся начальной школы проблемы чаще всего связаны со школьной успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжен с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят, а это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей - повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач.

Общение в жизни детей подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, поэтому в работе с подростками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения психологических занятий. Младший подростковый возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.

Общение со сверстниками воспринимается подростками, как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует и потребность благоприятного, доверительного общения со взрослыми. Эта потребность зачастую не получает своего удовлетворения из-за недооценки педагогами возрастных особенностей психического развития детей и неумения соотносить взаимоотношения с методами и формами работы. Все это усугубляется, если и в семье у детей отсутствует благоприятное общение.

Как показывает наш опыт работы, особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушения межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, что формирует у него чувство тревоги, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности.

Целью программы с младшими подростками становится развитие эмоционально-личностной сферы детей и формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме. В целом программа занятий призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой.

На занятиях решаются задачи:

· обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;

· развитие умения слушать других людей;

· обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;

· обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;

· формирование позитивной моральной позиции.

Таким образом мы обозначили основные направления работы с детьми на разных возрастных этапах с целью обеспечения правильного подхода в оказании помощи и поддержки детям при возникновении личностных проблем и освоении жизненных навыков.

 

II Глава

От навыков общения к жизненным навыкам

       

Отсутствие серьезного, внимательного отношения со стороны взрослых к миру чувств и потребностей ребенка ведет к недоразвитию, а затем и значительному отставанию детей в этой области.

Социальные отношения младших школьников позволяют решать жизненные задачи, которые помогут осуществлять совместную деятельность в школе с людьми разного возраста. Эта деятельность предполагает формирование у детей опыта переживания чувства принадлежности к общей команде и в то же время чувства независимости от нее.

В социальной сфере младшего школьника формируется, с одной стороны - здоровое честолюбие, а с другой - групповые ценности. Уже в этом возрасте ребенок может справиться с такими жизненными задачами, как принятие поражения, радость за чужие успехи, ориентировка в положительной или отрицательной оценке своего поведения и поведения других. При неправильной организации школьной жизни происходят драматические нарушения личностного развития.

Под жизненными навыками понимается набор умений, который характеризует компетентное социальное поведение человека определенного возраста. Это сфера переживаний личности, которая рассматривается не через установление диагнозов, а через описание недостающих жизненных умений.

Большинство учащихся не знают, как вести себя конструктивно в тех или иных обстоятельствах.

Проблемы учащихся, как учебные, так и коммуникативные, связаны с отсутствием определенного навыка или навыков в поведенческом репертуаре. Поэтому этим необходимым навыкам нужно учить детей, расширяя репертуар навыков по мере приобретения жизненного опыта. Начинать учить так же, как можно научить писать и читать. 

Жизненные навыки, или личностные проблемы давно существуют в культуре человеческих отношений. Они опираются на логику человеческих чувств и потому достаточно устойчивы. Это иерархия мотиваций и понимание того, что делать с переживаниями в каждом возрастном периоде.

Работа с детьми в этом направлении может строиться в несколько этапов, согласно возрастным особенностям детей.

Для младшего школьного возраста речь пойдет о создании базы для отношений доверия. Для этого важно противопоставить детской тревожности и неуверенности чувство безопасности.

На этапе младшего подросткового возраста мы говорим о полноценном проживании жизни – о том, как радоваться и горевать, печалиться и любить.

Старших подростков мы знакомим с тем, что нужно делать и как формируется чувство долга, может ли быть оно приятно, что нам понадобится для принятия решений и воплощения их в жизнь, что такое мужество и решимость.

Логика чувств находит воплощение в жизненных навыках, которые могут быть прообразами личностных действий. Освоив их сначала как учебный курс, ребенок сможет в будущем адекватно использовать их в своей жизни. На занятии, знакомя детей с навыком, нужно обсудить все его плюсы и минусы, проработать его в безопасной обстановке. Опираясь на логику поэтапной работы, составляется примерный тематический план каждого курса занятий, который может меняться в зависимости от того какие навыки являются наиболее актуальными в данном возрасте и для конкретной группы детей.

Примерный перечень необходимых навыков

1. Умение общаться со взрослыми и ровесниками (включая этикет)

2. Умение понимать себя и других

3. Умение выражать свое эмоциональное состояние

4. Умение контролировать свое поведение и эмоциональное состояние

5. Умение оценить свои потенциальные возможности

6. Умения снимать эмоциональные напряжения (включая гнев и агрессивность)

7.  Умение выходить из конфликтных ситуаций.

8.  Умение слушать других людей 

9.  Умение быть терпимым и доброжелательным к другим

10.   Умение делиться положительными чувствами

11.   Умение вести диалог

12.   Умение просить и принимать помощь

13.   Умение приходить на помощь

14.   Умение ставить и добиваться цели

15.    Умение верить в свои силы

16.     Умение проявлять волевые усилия и подавлять негативные желания

 

 2. Организация условий формирования эмоционально-волевой

регуляции учащихся

     Цели и задачи

При определении целей и задач занятий необходимо исходить из понимания той роли, которую играет данный конкретный период возрастного развития, и ставить задачу, адекватную потенциалу развития на данном этапе онтогенеза, ценностей данного возраста в целостном поступательном процессе становления личности.

Основная цель психологической работы в пространстве нормального развития, как содействия полноценному психическому и личностному развитию ребенка. Отсюда вытекает основная задача коррекции – это исправление отклонений в психическом развитии человека на основе создания оптимальных психологических условий для развития индивидуального творческого потенциала каждой личности.

Цель и задачи психологической работы четко обозначают принципиальную позицию по отношению к ребенку: не ученика подгонять под определенные обстоятельства, а актуализировать те его внутренние резервы, которые дадут возможность ребенку адаптироваться в тех или иных меняющихся обстоятельствах жизни.

 Психологическая работа должна строится не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целая осмысленная деятельность, органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений ребенка.

Психолого - развивающая работа предназначена как для здоровых детей, имеющих проблемы, так и, находящихся в пограничном состоянии, т.е. детей с дезадаптированным поведением и формирующимся невротическим реагированием. Эта работа должна носить опережающий характер с учетом перспективы развития.

Цели психологической работы должны быть реалистичны и соотнесены по времени. Важно помнить, что эффекты психолого - развивающая и коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного времени, поэтому необходимо предусмотреть закрепление позитивных результатов.

При составлении развивающих и коррекционных программ необходимо соблюдать определенные требования:

· Четко формулировать цели работы

· Определить круг задач, конкретизирующих цели работы

· Определить стратегии и тактики проведения коррекционно-развивающей работы

· Отобрать конкретные методики и техники 

· Подготовить необходимый материал и оборудование

· Определить форму работы (индивидуальная, групповая или смешанная)

· Определить время для реализации всей развивающей программы

· Определить частоту встреч (1 раз в неделю, 2 раза в неделю или раз в две недели)

· Определить длительность каждой встречи (от 10-15 минут в начале программы до 1,5 – 2 часов на заключительном этапе)

· Разработать и определить содержание каждого занятия и всей программы

·  Определить форму контроля за динамикой и ходом проводимой работы

· Предусмотреть изменения и дополнения по ходу работы по программе

· Проверить эффективность реализованной программы

 

Специфика групповой формы работы

Групповая психолого-развивающая работа представляет специфическую форму, при которой используется групповая динамика, т.е. вся совокупность взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы.

В тренинговой группе все участники объединены целями межличностного научения и самораскрытия. Это взаимодействие «здесь и теперь», при котором участники изучают происходящие с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте.

Задачи групповой работы фокусируются на трех составляющих самосознания:

1. Самопонимание ( когнитивный аспект)

2. Отношение к себе (эмоциональный аспект)

3. Саморегуляция (поведенческий аспект)

Задачи психологической работы в эмоциональной и поведенческой сферах охватывают следующие аспекты:

- получение эмоциональной поддержки и формирование более благоприятного отношения к себе;

- непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе;

- точное распознавание и вербализация собственных эмоций;

- переживание заново и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального опыта в группе;

Групповая форма работы помогает участникам:

- Увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы.

- Приобрести навыки более искреннего, глубокого, свободного общения.

- Преодолеть неадекватные формы поведения, проявляющиеся в группе, в том числе связанные с избеганием субъективно сложных ситуаций.

- Развивать формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью.

- Закрепить новые формы поведения, в частности, те, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни.

- Вырабатывать и закреплять адекватные формы поведения и реагирования на основе достижения в познавательной и эмоциональной сферах.

В групповой работе основным инструментом воздействия выступает группа, позволяющая выйти на понимание и отреагирование проблем ребенка за счет межличностного взаимодействия и групповой динамики.

Основные принципы занятий важно оговорить с участниками заранее:

- Активность на занятии

- Открытая обратная связь

- Следование принципу «здесь и теперь»

- Доверительность в общении

- Добровольность и конфиденциальность

- Равенство позиций и признание личностных норм каждого

- Беспристрастность

- Одобрение и взаимоподдержка участниками друг друга

Вместе с этим каждая конкретная группа может устанавливать свои нормы поведения на занятии (сквозные навыки):              

  - Выполнять распорядок групповых занятий

- Говорить в группе обо всем открыто и искренне

- Не выносить за пределы группы того, что происходит во время групповых занятий

- Помогать товарищам по группе осознавать и изменять свой способ поведения, если он противоречит общепринятым нормам

- Говорить всегда конкретно и по принципу «здесь и теперь»

- Выслушивать мнение членов группы, но принимать решение самостоятельно.

Каждое занятие включает четыре этапа:

1. Вступление, которое предусматривает создание единого психологического пространства.

2. Основная часть, которая состоит из дискуссии для создания рефлексии и непосредственного тренинга по овладению навыками и умениями.

3. Заключение, включающее релаксационные и восстановительные упражнения.

4. Подведение итогов, направленное на закрепление и получение обратной связи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.07 с.)