Синдром гиперактивности с дефицитом внимания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания



Высокая двигательная активность свойственна детям, но в отдельных случаях она достигает патологической степени выраженности, нарушает адаптацию его к социальным условиям, мешает обучению. Такая повышенная двигательная активность, достигающая степени расторможенности, является одним из множества симптомов, сопровождающих нарушения развития ребенка. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь «фасад» в виде беспокойства и излишней активности ребенка. Но врачи выделяют состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность ребенка является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка. Это состояние получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, нередко его называют также гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом.

У детей с подобным расстройством повышенная активность проявляется чрезвычайно ярко: ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно суетится, отвлекается. С началом обучения в школе выясняется, что ребенок не может спокойно сидеть на уроке, отвлекается, встает, ходит по классу. Черты, характеризующие синдром гиперактивности, – общее двигательное беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, недостаточная целенаправленность и импульсивность поступков, повышенная воз- будимость – часто сочетаются с трудностями в усвоении школьных навыков (чтение, счет, письмо).

Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, не хочет подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не «не хочет», а не может вести себя соответственно школьным правилам поведения из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем. Ученые связывают это состояние прежде всего с недостаточностью тех систем, которые ответственны за локальную активацию определенных зон мозга, обеспечивающую целенаправленное внимание, и за общий уровень бодрствования, необходимый для полноценного включения в деятельность. Ребенок как бы не может ни на чем сконцентрироваться, последовательно и целенаправленно что-либо выполнять. Естественно, что учебная деятельность, требующая прежде всего целенаправленности, планирования и самоконтроля выполняемых действий, оказывается для него особенно трудной.

Синдром гиперактивности встречается при различных заболеваниях и нарушениях развития. Чаще всего он наблюдается при отдаленных последствиях органического поражения мозга и сочетается с нарушениями памяти, работоспособности, высших корковых функций. Подобное поражение может быть обусловлено воздействием неблагоприятных факторов на развивающийся мозг во внутриутробном или перинатальном периодах, в раннем возрасте, и иметь своими последствиями минимальные, субклини- ческие повреждения мозга. Эти нарушения могут не выявляться при обычном неврологическом обследовании, однако на электроэнцефалограмме могут отмечаться нарушения регуляторных функций ствола головного мозга, очаги патологической активности в коре или подкорковых структурах головного мозга.

Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим, т.е. синдромом повышенной двигательной активности, основным дефектом в его структуре является дефект внимания. У такого ребенка сильно страдают объем и концентрация внимания, он может сосредоточиться на чем-либо лишь на несколько мгновений, у него чрезвычайно повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение в классе.

Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Как правило, им свойственна импульсивность поступков («сначала сделает, а потом подумает»). Это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации, опасные для него, например, бежит по улице, не глядя на приближающийся транспорт, занимается физически опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях. Раздражительность, импульсивность, неумение управлять своим поведением в игре и общении затрудняют контакты со сверстниками, приводят к агрессивному и деструктивному поведению (в состоянии возбуждения ребенок может сломать попавшийся ему в руки предмет, разорвать тетрадь и т.д.)

Эмоциональная напряженность, свойственная таким детям, склонность остро переживать трудности, которые возникают при обучении в школе, приводят к тому, что у него легко формируют ся и фиксируются негативная самооценка и враждебность ко всему, связанному со школьным обучением, протестные реакции, неврозоподобные и психопатоподобные расстройства. Эти вторичные расстройства усугубляют картину, усиливают школьную дезадаптацию, ведут к формированию негативной «Я-концепции» ребенка. Развитие вторичных нарушений в значительной степени зависит от среды, которая окружает его, определяется тем, насколько взрослые способны понять трудности, возникающие из-за болезненно повышенной активности и эмоциональной неуравновешенности ребенка, и создать условия для их коррекции в атмосфере доброжелательного внимания и поддержки.

Первые проявления синдрома гиперактивности могут беспокоить родителей с первых дней жизни ребенка: дети часто имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны ко всем раздражителям (свету, шуму), плохо спят, во время бодрствования подвижны и возбуждены. В 3 – 4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно заниматься чем-либо, он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер. Особенно ярко нарушения поведения ребенка видны в ситуациях, требующих организованного поведения: например, на занятиях и утренниках в детском саду.

Двигательная расторможенность с возрастом имеет тенденцию к уменьшению и может смениться в подростковом возрасте на инертность и безынициативность. Однако неспособность длительное время поддерживать концентрацию внимания и контроль над своими импульсами становится наиболее отчетливой при начале школьного обучения, нарушает усвоение знаний, приводит к дисциплинарным проблемам. Все это может значительно нарушить школьную адаптацию, исказить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, привести к искажению личностного развития. И наоборот, понимание проблем ребенка, своевременная коррекционная помощь могут способствовать практически полной компенсации нарушений поведения и обучения. Практика показывает, что у большинства детей, страдающих синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, к подростковому возрасту двигательная расторможенность значительно уменьшается или исчезает совсем. Могут сохраниться неустойчивость внимания и импульсивность поступков, однако при благополучном личностном развитии эти негрубые остаточные явления позволяют адаптироваться в обществе, вести нормальную трудовую жизнь, адекватно устанавливать межличностные отношения,

Однако нельзя не отметить, что часть детей и подростков с синдромом гиперактивности показывает предрасположенность к антисоциальным действиям, нарушениям поведения и влечений. Чаше это происходит при наличии вторичных (личностных) расстройств, возникающих в неблагоприятных социально-педагогических условиях.

Поэтому наряду с медикаментозной коррекцией лечение состояния гиперактивности обязательно должно включать элементы психотерапии и лечебной педагогики. При организации обучения этих детей особенно важен принцип соответствия учебной нагрузки реальным возможностям ребенка с учетом уровня его познавательных способностей и нарушенной концентрации внимания. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы деятельность ребенка оказывалась успешной, а поставленная цель – достигнутой. Нельзя допускать вседозволенности для гиперактивных детей, они нуждаются в четком определении модели допустимого поведения, включающей поощрение за целенаправленную, сосредоточенную деятельность и наказание за социально неприемлемые поступки.

Гиперактивные дети особенно трудны для учителя, так как постоянно привлекают его внимание, мешают другим ученикам. Если учитель понимает причины неправильного поведения маленького «нарушителя», не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт и помочь ему. Ведь гиперактивный ребенок нуждается в том, чтобы к нему относились так же, как и ко всем остальным детям, понимая при этом его специфические трудности и создавая условия для их преодоления.

Эмоциональные расстройства

Эмоции человека – важнейшая часть его психики. Сопровождая практически любые проявления активности, эмоции служат одним из главных регуляторов психической деятельности и поведения. Они развиваются в процессе эволюции от простейшего реагирования простейших существ на раздражители (амеба, отползающая от капли кислоты в пробирке) к так называемым высшим эмоциям человека, таким, как сопереживание, чувство дол- га и ответственности, альтруизм. Эмоции служат наиболее тонкому приспособлению человека к окружающему миру, к жизни в обществе, к контактам с другими людьми, в конечном счете они служат не только приспособлению и выживанию одного индивида, но и сохранению человеческого рода в целом. Тонкий и сложный механизм человеческих эмоций вызывает восхищение своим совершенством, но, как сложный музыкальный инструмент, он не гарантирован от «расстройки». Эмоциональная реакция на те или иные события может быть чрезмерной, она может «вырваться из - под контроля», затянуться и изменить все состояние человека в целом. В конце концов эмоции могут «заболеть» и стать неадекватными потребностям человека и событиям его жизни. Изменение эмоционального фона – тонкий индикатор общего состояния психики. Специалистам известно, что оно может оказаться первым «звонком» начинающейся душевной болезни.

В реализации эмоций задействованными оказываются и подкорковые структуры мозга, и вегетативные, двигательные механизмы, и, естественно, кора головного мозга. Причем чем младше ребенок, тем менее дифференцированы у него эти структуры, тем больше «разливается» проявление переживания, тем сильнее захвачены те сферы, которые мы обычно не связываем с эмоциональными переживаниями: двигательная активность, сон, аппетит, работа кишечника, регуляция температуры и т.п. Все это приводит к тому, что у детей гораздо чаше, чем у взрослых, встречаются нетипичные проявления эмоциональных расстройств, которые затрудняют их правильное распознавание и лечение. Изменение эмоционального фона может быть почти незаметным за разными фасадами: за нарушением вегетативных функций, имитирующих те или иные заболевания, за расстройствами поведения, за снижением школьных успехов. Однако выявление эмоциональ- ного расстройства необходимо для правильного лечения.

Депрессия недетское слово. Ощущение печали, тоски, ослабление интересов, снижение общего тонуса, уход от контактов, иногда чувство собственной измененности, заторможенности – типичные проявления «взрослой» депрессии. У детей, не достигших переходного возраста, трудно выделить подобные признаки не только из-за их нечеткости, но и из-за того, что ребенок, как правило, не может дать подробный отчет о своих эмоциональных переживаниях. По этой причине среди психиатров до сих пор нет единого мнения относительно того, насколько распространены среди детей депрессивные состояния и в чем они проявляются, если не принимают форму, характерную для «взрослой» депрессии. Однако в том, что эмоциональные расстройства встречаются у детей чаще других проявлений душевного неблагополучия, врачи не сомневаются.

Эмоциональные колебания у детей, как у совсем маленьких, так и у более старших, чаще бывают вызваны неблагоприятной ситуацией, но в редких случаях могут происходить самопроизвольно (по крайней мере, мы не видим конкретной причины изменившегося состояния). Видимо, в склонности к таким расстройствам большое значение имеет генетическая предрасположенность к колебаниям эмоционального фона – более или менее выраженная, она свойственна многим людям.

У маленького ребенка в таких случаях родители обращают внимание на снижение аппетита, остановку в прибавке веса, подверженность заболеваниям и, как правило, почти не замечают беспричинного изменения его общего состояния: капризности, отказа от общения, временной приостановки в развитии.

После трех лет «настроение» начинает звучать более отчетливо. Но еще длительное время, вплоть до переходного возраста, когда эмоции «вырвутся» вперед, станут осознаваемыми, насыщенными, как бы реальными для самого ребенка, мы не услышим типичных депрессивных жалоб на печаль и тоску. В дошкольном возрасте на первый план обычно выступают изменения в состоянии здоровья: расстройства сна, аппетита, потливость, ознобоподобная дрожь, покраснение или побледнение кожи, могут внезапно появиться энурез (ночное недержание мочи) или энкопрез (ребенок, давно приученный к туалету, начинает вдруг пачкать штанишки). Общее состояние его может быть или вялым, заторможенным, или беспокойным, тревожным, плаксивым. Вместе с тем в движениях, манере говорить и держать себя могут проявиться типичные депрессивные признаки: тихий голос, печальное выражение лица, старческая осанка (ребенок ходит, опустив голову, волоча ноги, не двигая руками). Уже в этом возрасте он может ощущать и описывать измененность своего состояния («все как в тумане, как во сне»).

У младших школьников на первый план чаще всего выступают изменения поведения: пассивность, вялость, замкнутость, безразличие, потеря интереса к играм, нарушение активного внимания, которые приводят к медленному усвоению учебного мате- риала и соответственно к школьным трудностям. До 12 – 13 лет от ребенка редко можно услышать жалобу на «печаль» или «тоску», несмотря на глубину депрессивного состояния. Чаще дети жалуются на то, что им «скучно», ничем не хочется заниматься, «ничего не интересно». У некоторых, особенно у мальчиков, могут появиться раздражительность и обидчивость, которые приводят к уходам из дома и школы, прогулам, драчливости. Проявления могут быть разными, врачи обычно говорят о «масках» депрессии: это и школьная дезадаптации, когда ребенок вдруг перестает успевать в школе, у него нарушаются отношения со сверстниками и учителями, и расстройства здоровья, и тревожное беспокойство за близких или за свое здоровье. Но во всех случаях обращает на себя внимание утрата жизнерадостности, свойственного детям оптимизма, может присутствовать также типичный для депрессивного состояния суточный ритм колебания настроения, когда утром ребенок особенно вял, раздражителен, плаксив, трудно «расходится», а к вечеру становится более активным, его трудно уложить спать, он наконец как бы становится способным что-то делать, например сесть за уроки.

 Годам к 11 –!2 выраженность или, вернее, «высказанность» депрессивного чувства становится более отчетливой, ребенок может высказывать мысли о собственной малоценности, ненужности, виновности («я самый слабый в классе», «никто не хочет со мной дружить», «у меня ничего не получается»), отметить у себя замедленное течение мыслей. Иногда отмечается заторможенность движений, замедленная речь, тоскливое выражение лица. Причем внешние проявления у мальчиков и у девочек могут значительно различаться. У мальчиков чаще встречаются нарушения поведения, связанные с повышенной раздражительностью, недовольством окружающими, с потребностью на ком-либо «сорвать зло», склонностью к реакциям протеста (некоторые психиатры утверждают, что не менее половины детей и подростков с асоциальным поведением имеют депрессивные расстройства); у девочек на первый план чаще выступают пассивность, вялость, задумчивость. Чрезмерное послушание – врачи называют это «синдромом Золушки».

И самую яркую чувственную насыщенность приобретают депрессии у подростков, когда эмоциональная сфера как бы вырывается вперед, становится «руководителем» всей жизни в целом. К чувствам грусти, тоски, печали могут присоединиться идеи собственной никчемности, ущербности, неинтересности для сверстников, болезненности. Проявления могут быть очень разными: подросток может стать вялым и апатичным, как бы заторможенным, может стать грубым и непослушным, потянуться к алкоголю и наркотикам, может тревожно говорить и думать только о своем здоровье или внешности. Иногда появляются идеи самообвинения, собственной греховности, недостойности. Общая подавленность, потеря обычных интересов, снижение успехов в школе должны насторожить близких. Не хотелось бы сгущать краски, но у подростка в депрессивном состоянии наряду со снижением общего тонуса, интереса к окружающему миру нередко притупляется и инстинкт самосохранения. Жить неинтересно и даже мучительно, смерть не пугает – последствия могут быть самыми печальными.

Депрессивные состояния у детей и подростков часто привязаны к тем или иным ситуациям, психологически понятны. Но бывает, что такая реакция выходит за рамки «понятности», начинает развиваться по своим собственным законам. Тогда врачи говорят о депрессивном состоянии, которое нуждается не только в психологической поддержке, но и в достаточно серьезном и длительном медикаментозном лечении. Кстати, возможности лекарственной помощи при депрессивных расстройствах как у взрослых, так и у детей достаточно высоки. Чем раньше ребенку будет оказана помощь, тем легче выйдет он из болезненного состояния, тем меньше возможность неблагоприятных последствий в школе, во взаимоотношениях со сверстниками, риска совершить что-то опасное для себя.

Повышенная тревога или страх могут возникнуть у детей в разных ситуациях: при неврозе страха, когда ребенок, иногда без адекватной причины, боится смерти близких, отрыва от них, это может быть страх животных, темноты и т.д. Внешне такой страх проявляется прежде всего соматическими расстройствами: сердцебиением, головокружением, обмороками, болями в сердце, животе, поносом, рвотой, одышкой, а в дальнейшем – расстройствами сна и аппетита. Именно на эти расстройства и обращают в первую очередь внимание родители, все это приводит к тому, что ребенок попадает на прием к педиатру. Бывает так, что его долге обследуют, безуспешно лечат, и он постепенно убеждается, что тяжело (и возможно, неизлечимо) болен и обречен на страдания в будущем. Он начинает все больше прислушиваться к себе, и своим ощущениям, все меньше интересоваться окружающим, Формируется личность, которой будет трудно вырваться из замкнутого круга истинных и мнимых страданий.

Встречается и третий вариант расстройств здоровья, в основе которых лежат особенности эмоционального реагирования. Это те состояния, когда проявления болезни помогают найти выход из трудной ситуации, непереносимой для ребенка. Боли в животе утром, когда нужно идти в ненавистный детский сад, головные боли и бледность на уроке в школе, когда задание кажется невыполнимым. 

«Механизм условной приятности», – говорят специалисты о таких состояниях, которые помогают человеку найти выход из непереносимой для него ситуации, и называют их истерическими. Это сигнал для взрослых: что-то здесь не так, есть веская причина, которая приводит к этим расстройствам. Не найдя эту причину, помочь ребенку нельзя. Если школьное задание не будет восприниматься неодолимым, не будет при его предъявлении кружиться голова и тошнить. Если в детском коллективе есть друзья, тебя любят и признают, не будет болеть живот, когда надо идти в школу или детский сад. Не стоит спешить с преждевременными выводами, а стоит подумать, почему его пугают какие-либо события и хочется их избежать.

Значительно реже, чем снижение эмоционального фона, отмечается его болезненное повышение – маниакальное состояние. Проявления маниакальных состояний в детском возрасте еще более атипичны, чем проявления депрессии. В младшем школьном возрасте они проявляются преимущественно на уровне психомоторного реагирования: ребенок может быть расторможен, суетлив, импульсивен (быстро переключается с одной деятельности на другую, не заканчивает начатое), его настроение однообразно при- поднято. Могут усилиться инстинкты и влечения: повышенный аппетит, онанизм, стремление к бродяжничеству, иногда в высказываниях звучит переоценка своей физической силы, достижений.

О болезненном происхождении такого повышенного оживления необходимо думать в тех случаях, когда нарушается поведение ребенка, его адаптация к школьным условиям, причем эти изменения очерчены во времени: можно более или менее определенно отметить начало подобного состояния.

В более старшем возрасте в проявлениях мании становится заметным повышенный фон настроения, но по-прежнему на первом плане находятся нарушения поведения, которые могут быть еще более грубыми. У подростка в маниакальном состоянии повышается двигательная активность, он становится многоречивым, агрессивным, способным переоценивать свои возможности, утратить чувство дистанции по отношению к взрослым, у него может повыситься аппетит и сексуальность, он может быть всем доволен, эйфоричен (состояние благодушия, когда все представляется в розовом свете). Реже встречается «гневливая мания» с повышенной раздражительностью, требовательностью, несдержанностью. О возможности эмоционального расстройства у подростка стоит задуматься тогда, когда его поведение значительно изменилось, стало нетипичным для него самого.

Эмоциональные колебания, склонность к спадам настроения свойственны многим людям, и значительная часть из них вполне способна более или менее успешно с этим справляться. Ребенок, не умеющий еще управлять собой, не способный в силу возрастных особенностей объяснить, что с ним происходит, и обратиться за помощью, нуждается в поддержке взрослого, понимающего, что жизнь не так безрадостна, как это кажется «изнутри» депрессивного состояния. Понимание взрослых поможет ему и в том случае, если его состояние вызвано реакцией на травмировавшие его события, и в том, когда оно обусловлено самопроизвольными колебаниями эмоционального фона.

Сохраняя и тренируя способность ребенка к «открытому», индивидуальному восприятию мира, его творческую свободу в поведении, мы, однако, не должны забывать о том, что эта свобода во многом зависит и от владения ребенком способами самовыражения. Организации себя в контакте с внешним миром.

Наряду с когнитивной стороной развития и формированием навыков существует другая жизненно важная линия развития – формирование у ребенка психотехнических приемов эмоциональной регуляции поведения, выработка аффективных стереотипов на основе которых организуется поведение человека.  

Защита здоровья ребенка

Общество начинает все больше и больше понимать, что его основы закладываются в детстве и психическое здоровье – одно из наиболее ценных приобретений.

Обеспечение атмосферы психологического комфорта необходимо начинать с первых лет рождения, и далее в соответствии с его жизненно важными потребностями. 

Спокойное, уравновешенное состояние матери, ухаживающей за младенцем.

Известно, что между матерью и младенцем существует тесная эмоциональная связь. Если мать нервничает, чем-то расстроена или подавлена, то и ребенок становится капризным и беспокойным, много плачет и плохо спит. Передающийся от матери эмоциональный дискомфорт влияет на его состояние. Как правило, у нервной и тревожной матери вырастает нервный и тревожный ребенок. Это объясняется психологическим дискомфортом, в котором растет малыш, эмоционально зависимый от матери.

Продление домашнего периода дошкольного детства, т.е. максимальная отсрочка определения малыша в детское учреждение.

Бытует мнение. Что дети до школы обязательно должны ходить в детский сад, чтобы адаптироваться в детском коллективе. Но все дети от природы разные и если ребенок боязлив и не любит шумной компании, то для его неокрепшей нервной системы дошкольное учреждение станет настоящей пыткой. Как показывает практика, ребенок, общительный по природе, без труда входит в детский коллектив, если он готов к школьному обучению. Малообщительным детям детский сад не только не помогает развивать общительность, но и усугубляет их неконтактность из-за полученного в детском саду негативного опыта.

Подготовка ребенка к школьному обучению.

        Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – еще один необходимый момент в осуществлении профилактики психосоматических заболеваний. Готовность к школе проявляется в определенном уровне развития аффективно-потребностной, интеллектуальной и речевой сфер. Главенствующую роль в подготовке ребенка к школе мы отводим его мотивационному развитию, т.к. развитые познавательные и социальные мотивы учения позволяют маленькому школьнику с удовольствием воспринимать новую для него жизнь, в которой он должен исполнять роль ученика со всеми вытекающими отсюда последствиями. Готовый к школе ребенок умеет подчиняться правилам, слушать взрослого, выполнять его задания. Таким образом, сразу же уменьшается вероятность возникновения конфликта между ним и учителем, который может вызвать у него состояние психологического дискомфорта.

Профилактика подобных состояний должна состоять в определении готовности детей к школьному обучению при приеме в школу и в последующей развивающей работе с теми детьми, которые в ней нуждаются. 

К социально-психологическим факторам, влияющим на психическое здоровье детей, относятся и такие, как дисгармония семейных отношений, нарушения в сфере детско-родительских отношений.

Частые ссоры между родителями вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональное напряжение и могут стать источником их психического нездоровья.

Заслуживает внимания и изучение неправильных типов воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. (1987) выделяют три типа неправильного воспитания:

1. Непринятие, эмоциональное отвержение ребенка, присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер.

2. Гиперсоциализирующее восприятие – тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, чрезмерная озабоченность его будущим.

3. Эгоцентрическое – чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли «кумира семьи».

Все перечисленные типы воспитания связаны с проблемой невротизации ребенка.  Этого можно избежать, если родители поверят в уникальность своего ребенка и позволят ему быть самим собой, будут чаще демонстрировать ребенку свою любовь, используя ласку, поощрения. Воздействуя на ребенка просьбами, а не наказаниями можно гораздо более эффективно давать ему инструкции. Важно помнить, что путь к пониманию ребенка лежит через игру.

Взрослым важно помнить, что под влиянием опыта общения не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные.

     Условием успешности обучения должна быть совместная со взрослым деятельность, внутри которой постепенно от ситуации абсолютного успеха ребенок учится переходить к действиям в ситуации неуспеха. Очень важно отметить, что обучение можно прерывать только на положительной эмоции. Эмоциональная поддержка и психологический комфорт – тоже являются компонентами регулирующими психическое развитие.

      Конкретным содержанием работы в данном направлении должна быть, как соответствующая организация учебной деятельности, включающая использование разнообразных форм словесной и несловесной поддержки  детей, включение игровых моментов и элементов психогимнастики на уроках, но и организация специальных занятий-тренингов:

- Поведенческий тренинг: учить детей определять конкретные цели своих поступков; искать и находить средства их достижения; прогнозировать результаты своих действий и поступков; учиться брать на себя ответственность за свои поступки.

- Тренинг эмпатийности: учить улавливать, понимать и различать чужие эмоциональные состояния; отвечать адекватными чувствами (в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение партнерам по общению).

- Тренинг умения учитывать выразительные признаки эмоциональной экспрессии, как сигналы социальной оценки и помощи: выработка умений ориентироваться в ЭВП персонажей картин, фотографий, фильмов; выполнение заданий на проигрывание и анализ ситуаций с определенным эмоциональным сюжетом и прогнозирование реакций окружающих на это.

- Тренинг групповой сплоченности и выработка умений поддерживать друг друга.

       Таким образом мы можем наполнить мир детей не только заучиванием формул и скучных параграфов, а творчеством и эмоциями. Изменять способ подачи учебного материала, используя новейшие технологии на уроках, вовлекая детей и подростков в кружки, театральные студии, формируя специальные группы, где они могли бы почувствовать и осознать все богатство своего внутреннего мира.

       Эмоциональный голод, духовная пустота шаг за шагом формируют у ребят безразличие, апатию, либо уводят в мир вечных грез. Наш многолетний опыт работы в школе, постоянные беседы с учащимися постоянно выявляют, что большое количество ребят не посещают никаких учреждений дополнительного образования, не любят читать.

 Развалившиеся детские организации оставили детей в подъездах, подвалах, где они делают все, что почерпнули из просмотренных накануне боевиков, детективов и рекламы.

После бесед даже с успевающими и благополучными учениками остается ощущение инфантилизма, непонимания целей своего существования в обществе людей.

Проблема поиска смысла своего существования, определения жизненных целей важна для сохранения психического здоровья человека в любом возрасте. Особенно остро этот вопрос стоит у старших школьников, стоящих на пороге взрослой жизни и составляет «аффективный центр» всей их внутренней жизни (Божович Л.И.). И проблема помощи подросткам в поиске себя и определении своего места в мире очень актуальна. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.036 с.)