Глава II. От навыков общения к жизненным навыкам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава II. От навыков общения к жизненным навыкам



Глава II.   От навыков общения к жизненным навыкам     

1. Характеристика жизненных навыков ………………………… …….43

2. Организация и условий и технология обучения

   формированию основ эмоционально-волевой регуляции

   учащихся……………………………………………………………….45

 3. Тренинговые формы проведения занятий…………….……………..48

 

Заключение …………………………………………………………………54                                                                                 

          

Приложение: Программа «Шаг навстречу»

                      формирование эмоционально-волевой регуляции детей,

                       как основы сохранения психического здоровья.

           

1. Тематическое планирование занятий (1-4 класс)………………….59-60        

2. Конспекты занятий (первый класс)………………………………..61-84

3. Конспекты занятий (второй класс)       ………………………..85-102     

4. Конспекты занятий (третий класс)………………………… …….103-114

5. Конспекты занятий (четвертый класс)……………………… …….115-123

Литература…………………………………………………………………..124

 

Введение

Положение в семье

  Влияние родителей на развитие детей очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками.

  Распадается практически каждый второй из вновь заключенных браков. За этим стоит психическая травматизация детей, различные нарушения в развитии их характера и формировании личности. Современная семья стала малодетной, и в полной семье на одного ребенка, как правило, приходится несколько взрослых, далеко не всегда воспитывающих его согласованно и последовательно.

       Исследования специалистов различных областей знаний (юристов, медиков, социологов и др.) убедительно свидетельствуют о низкой правовой, медицинской, психологической культуре родителей и о необходимости специальной планомерной работы в этих направлениях по разъяснению родителям особенностей возрастного развития детей, их индивидуальных особенностях, причинах родительского недовольства детьми. Практика показывает, что многие родители не могут понять причин недовольства собственными детьми, не могут самостоятельно решить возникающие проблемы и хотят получить консультацию специалистов. Конечно, отдельные консультации и мероприятия не в состоянии решить все проблемы, поэтому необходимы комплексные программы по защите ребенка.

  Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, поэтому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско-родительских отношений. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение по этой причине свободного времени для общения с детьми приводят к ухудшению физического и психического здоровья самих родителей, повышенной утомляемости, стрессам и раздражительности. Свои состояния родители часто выплескивают на детей (дошкольников и младших школьников), которые не могут понять, почему взрослые сердятся. Дети попадают в ситуации полной зависимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей, что сильно сказывается на их психическом здоровье.

Одним из серьезных факторов, провоцирующих жестокость к детям, является пьянство одного или обоих родителей.

Большое влияние на взаимоотношения в семье оказывает культ жестокости современного общества. Ребенок растет и формируется под влиянием родителей и общества в целом. Часто кино, компьютер и телевидение целиком заменяют родителей, а результаты такого воспитания не всегда удается предусмотреть и исправить.

Достаточно высоким является уровень эмоционального отвержения ребенка современными родителями. Родителям, эмоционально отвергающим своего ребенка более свойственен жесткий контроль за его поведением и требование безоговорочного послушания и дисциплины. Ребенок им представляется неприспособленным, неуспешным и подверженным чужому влиянию. Такие родители не помогают ребенку и низко оценивают его интеллектуальные способности. 

На характер взаимоотношений детей и родителей влияет и уровень образования последних. Родители с более низким уровнем образования чаще практикуют физические наказания, а родители с высоким уровнем образования применяют методы эмоционального отвержения ребенка. Такие методы одинаково вредно сказываются на последующем развитии ребенка.

 Как правило, родители в своих требованиях к ребенку редко учитывают состояние его здоровья, уровень физического и психического развития.

Реализация идеи гуманистического отношения к детям, включающая объединение усилий для оказания реальной помощи семьям направлена на преодоление пассивности общества и создание правовой базы для государственного подхода в решении проблемы их защиты.

Общение со сверстниками

  Когда дети с расстройством поведения подрастают, то большинство их не находит поддержки и дружбы среди своих сверстников, хотя некоторые из них могут стать довольно популярными. Начав ходить в школу, некоторые дети с расстройством поведения становятся хулиганами, и это продолжается в подростковом возрасте и в зрелости. 

Надо отметить, что дети с проблемами поведения все же заводят себе друзей. К сожалению их дружба зачастую основана на взаимной симпатии одинаково антисоциально настроенных подростков   Сочетание раннего проявления антисоциального поведения и связи с другими сверстниками-хулиганами – единственный наиболее сильный показатель проблем поведения в подростковом возрасте. Дружба с антисоциальными сверстниками укрепляется в возрасте 9 – 12 лет и помогает переходу от принуждающего поведения в детстве к подростковым преступлениям, таким как воровство, злоупотребление наркотиками или прогулы школы. В действительности около двух третей всех зафиксированных преступлений молодежи совершаются кампанией из двух или трех сверстников Участие сверстников-хулиганов также способствует автономии в подростковом возрасте и ранней сексуальной активности. 

  «Дружба» между антисоциальными мальчиками как правило, характеризуется неустойчивостью и не приносит им удовлетворения. Когда все же отношения носят положительный характер, они все равно осложнены стремлением одного подростка подчинить себе другого. Антисоциальные дети могут поощрять друг друга за нарушение социальных норм, но редко когда поддерживают социальное поведение друг друга.

Агрессивные дети также не в состоянии полностью переработать информацию в социальных ситуациях. Они недооценивают свою собственную агрессивность и ее негативное влияние на других и переоценивают агрессию, направленную на них самих. В их поведении проявляется склонность к приписыванию враждебности и негативных намерений другим людям, в особенности, когда намерения других им не ясны. Агрессивные дети склонны ценить социальное доминирование и месть, а не дружбу. Им не хватает заботы о других людях и их способы решения социальных проблем неадекватны и неприемлемы для окружающих.

Важно помнить, что многие дети с проблемами поведения живут в очень неблагоприятных условиях. В некоторых случаях их «предубеждение» видеть угрозу и агрессию у других людей является точным отражением их пребывания во враждебном социальном мире, а агрессивный стиль реагирования оказывается адаптивной реакцией на этот мир.

Очевидна тесная взаимосвязь между процессами умственного развития и развития личности, их взаимное влияние друг на друга. Для реализации интеллектуального и личностного потенциала ребенка имеют большое значение и условия воспитания и обучения, и индивидуальные психологические (а иногда и патологические, т.е. обусловленные болезненными отклонениями) черты характера ребенка, темп созревания его когнитивных способностей, его физиологические ресурсы (состояние здоровья, работоспособность и т д.). Анализ взаимодействия факторов, приводящих к школьной дезадаптации, важен в каждом индивидуальном случае, так как клинический «фасад» состояния часто определяется вторичными нарушениями, имеющими более яркие проявления и социальные последствия. К примеру, замедление созревания регуляторных структур ствола и коры головного мозга, которое мы наблюдаем при состоянии психофизического инфантилизма, может в такой степени отягощаться невротическими и психопатоподобными нарушениями, возникающими у ребенка при неадекватных его уровню развития школьных требованиях, что реальные, физиологически обусловленные учебные трудности как бы уходят на второй план, а на первый план выступают нарушения поведения. Однако нормализовать поведение ребенка, помочь ему адаптироваться к школе без формирования содержательной учебной мотивации и создания ситуации успешного обучения невозможно.

 Для решения организация целостного процесса обучения, необходимо учитывать тот факт, что разнообразные факторы – биологические, социальные, педагогические, – как правило, взаимно связаны и влияют друг на друга, усугубляя негативные тенденции в индивидуальном развитии ребенка.

Чтобы полностью понять проблемы в поведении детей и выработать пути их преодоления и предупреждения нам необходимо хорошо представлять механизмы их нарушений.

I Глава

    Нарушения поведения у детей

Эмоциональные расстройства

Эмоции человека – важнейшая часть его психики. Сопровождая практически любые проявления активности, эмоции служат одним из главных регуляторов психической деятельности и поведения. Они развиваются в процессе эволюции от простейшего реагирования простейших существ на раздражители (амеба, отползающая от капли кислоты в пробирке) к так называемым высшим эмоциям человека, таким, как сопереживание, чувство дол- га и ответственности, альтруизм. Эмоции служат наиболее тонкому приспособлению человека к окружающему миру, к жизни в обществе, к контактам с другими людьми, в конечном счете они служат не только приспособлению и выживанию одного индивида, но и сохранению человеческого рода в целом. Тонкий и сложный механизм человеческих эмоций вызывает восхищение своим совершенством, но, как сложный музыкальный инструмент, он не гарантирован от «расстройки». Эмоциональная реакция на те или иные события может быть чрезмерной, она может «вырваться из - под контроля», затянуться и изменить все состояние человека в целом. В конце концов эмоции могут «заболеть» и стать неадекватными потребностям человека и событиям его жизни. Изменение эмоционального фона – тонкий индикатор общего состояния психики. Специалистам известно, что оно может оказаться первым «звонком» начинающейся душевной болезни.

В реализации эмоций задействованными оказываются и подкорковые структуры мозга, и вегетативные, двигательные механизмы, и, естественно, кора головного мозга. Причем чем младше ребенок, тем менее дифференцированы у него эти структуры, тем больше «разливается» проявление переживания, тем сильнее захвачены те сферы, которые мы обычно не связываем с эмоциональными переживаниями: двигательная активность, сон, аппетит, работа кишечника, регуляция температуры и т.п. Все это приводит к тому, что у детей гораздо чаше, чем у взрослых, встречаются нетипичные проявления эмоциональных расстройств, которые затрудняют их правильное распознавание и лечение. Изменение эмоционального фона может быть почти незаметным за разными фасадами: за нарушением вегетативных функций, имитирующих те или иные заболевания, за расстройствами поведения, за снижением школьных успехов. Однако выявление эмоциональ- ного расстройства необходимо для правильного лечения.

Депрессия недетское слово. Ощущение печали, тоски, ослабление интересов, снижение общего тонуса, уход от контактов, иногда чувство собственной измененности, заторможенности – типичные проявления «взрослой» депрессии. У детей, не достигших переходного возраста, трудно выделить подобные признаки не только из-за их нечеткости, но и из-за того, что ребенок, как правило, не может дать подробный отчет о своих эмоциональных переживаниях. По этой причине среди психиатров до сих пор нет единого мнения относительно того, насколько распространены среди детей депрессивные состояния и в чем они проявляются, если не принимают форму, характерную для «взрослой» депрессии. Однако в том, что эмоциональные расстройства встречаются у детей чаще других проявлений душевного неблагополучия, врачи не сомневаются.

Эмоциональные колебания у детей, как у совсем маленьких, так и у более старших, чаще бывают вызваны неблагоприятной ситуацией, но в редких случаях могут происходить самопроизвольно (по крайней мере, мы не видим конкретной причины изменившегося состояния). Видимо, в склонности к таким расстройствам большое значение имеет генетическая предрасположенность к колебаниям эмоционального фона – более или менее выраженная, она свойственна многим людям.

У маленького ребенка в таких случаях родители обращают внимание на снижение аппетита, остановку в прибавке веса, подверженность заболеваниям и, как правило, почти не замечают беспричинного изменения его общего состояния: капризности, отказа от общения, временной приостановки в развитии.

После трех лет «настроение» начинает звучать более отчетливо. Но еще длительное время, вплоть до переходного возраста, когда эмоции «вырвутся» вперед, станут осознаваемыми, насыщенными, как бы реальными для самого ребенка, мы не услышим типичных депрессивных жалоб на печаль и тоску. В дошкольном возрасте на первый план обычно выступают изменения в состоянии здоровья: расстройства сна, аппетита, потливость, ознобоподобная дрожь, покраснение или побледнение кожи, могут внезапно появиться энурез (ночное недержание мочи) или энкопрез (ребенок, давно приученный к туалету, начинает вдруг пачкать штанишки). Общее состояние его может быть или вялым, заторможенным, или беспокойным, тревожным, плаксивым. Вместе с тем в движениях, манере говорить и держать себя могут проявиться типичные депрессивные признаки: тихий голос, печальное выражение лица, старческая осанка (ребенок ходит, опустив голову, волоча ноги, не двигая руками). Уже в этом возрасте он может ощущать и описывать измененность своего состояния («все как в тумане, как во сне»).

У младших школьников на первый план чаще всего выступают изменения поведения: пассивность, вялость, замкнутость, безразличие, потеря интереса к играм, нарушение активного внимания, которые приводят к медленному усвоению учебного мате- риала и соответственно к школьным трудностям. До 12 – 13 лет от ребенка редко можно услышать жалобу на «печаль» или «тоску», несмотря на глубину депрессивного состояния. Чаще дети жалуются на то, что им «скучно», ничем не хочется заниматься, «ничего не интересно». У некоторых, особенно у мальчиков, могут появиться раздражительность и обидчивость, которые приводят к уходам из дома и школы, прогулам, драчливости. Проявления могут быть разными, врачи обычно говорят о «масках» депрессии: это и школьная дезадаптации, когда ребенок вдруг перестает успевать в школе, у него нарушаются отношения со сверстниками и учителями, и расстройства здоровья, и тревожное беспокойство за близких или за свое здоровье. Но во всех случаях обращает на себя внимание утрата жизнерадостности, свойственного детям оптимизма, может присутствовать также типичный для депрессивного состояния суточный ритм колебания настроения, когда утром ребенок особенно вял, раздражителен, плаксив, трудно «расходится», а к вечеру становится более активным, его трудно уложить спать, он наконец как бы становится способным что-то делать, например сесть за уроки.

 Годам к 11 –!2 выраженность или, вернее, «высказанность» депрессивного чувства становится более отчетливой, ребенок может высказывать мысли о собственной малоценности, ненужности, виновности («я самый слабый в классе», «никто не хочет со мной дружить», «у меня ничего не получается»), отметить у себя замедленное течение мыслей. Иногда отмечается заторможенность движений, замедленная речь, тоскливое выражение лица. Причем внешние проявления у мальчиков и у девочек могут значительно различаться. У мальчиков чаще встречаются нарушения поведения, связанные с повышенной раздражительностью, недовольством окружающими, с потребностью на ком-либо «сорвать зло», склонностью к реакциям протеста (некоторые психиатры утверждают, что не менее половины детей и подростков с асоциальным поведением имеют депрессивные расстройства); у девочек на первый план чаще выступают пассивность, вялость, задумчивость. Чрезмерное послушание – врачи называют это «синдромом Золушки».

И самую яркую чувственную насыщенность приобретают депрессии у подростков, когда эмоциональная сфера как бы вырывается вперед, становится «руководителем» всей жизни в целом. К чувствам грусти, тоски, печали могут присоединиться идеи собственной никчемности, ущербности, неинтересности для сверстников, болезненности. Проявления могут быть очень разными: подросток может стать вялым и апатичным, как бы заторможенным, может стать грубым и непослушным, потянуться к алкоголю и наркотикам, может тревожно говорить и думать только о своем здоровье или внешности. Иногда появляются идеи самообвинения, собственной греховности, недостойности. Общая подавленность, потеря обычных интересов, снижение успехов в школе должны насторожить близких. Не хотелось бы сгущать краски, но у подростка в депрессивном состоянии наряду со снижением общего тонуса, интереса к окружающему миру нередко притупляется и инстинкт самосохранения. Жить неинтересно и даже мучительно, смерть не пугает – последствия могут быть самыми печальными.

Депрессивные состояния у детей и подростков часто привязаны к тем или иным ситуациям, психологически понятны. Но бывает, что такая реакция выходит за рамки «понятности», начинает развиваться по своим собственным законам. Тогда врачи говорят о депрессивном состоянии, которое нуждается не только в психологической поддержке, но и в достаточно серьезном и длительном медикаментозном лечении. Кстати, возможности лекарственной помощи при депрессивных расстройствах как у взрослых, так и у детей достаточно высоки. Чем раньше ребенку будет оказана помощь, тем легче выйдет он из болезненного состояния, тем меньше возможность неблагоприятных последствий в школе, во взаимоотношениях со сверстниками, риска совершить что-то опасное для себя.

Повышенная тревога или страх могут возникнуть у детей в разных ситуациях: при неврозе страха, когда ребенок, иногда без адекватной причины, боится смерти близких, отрыва от них, это может быть страх животных, темноты и т.д. Внешне такой страх проявляется прежде всего соматическими расстройствами: сердцебиением, головокружением, обмороками, болями в сердце, животе, поносом, рвотой, одышкой, а в дальнейшем – расстройствами сна и аппетита. Именно на эти расстройства и обращают в первую очередь внимание родители, все это приводит к тому, что ребенок попадает на прием к педиатру. Бывает так, что его долге обследуют, безуспешно лечат, и он постепенно убеждается, что тяжело (и возможно, неизлечимо) болен и обречен на страдания в будущем. Он начинает все больше прислушиваться к себе, и своим ощущениям, все меньше интересоваться окружающим, Формируется личность, которой будет трудно вырваться из замкнутого круга истинных и мнимых страданий.

Встречается и третий вариант расстройств здоровья, в основе которых лежат особенности эмоционального реагирования. Это те состояния, когда проявления болезни помогают найти выход из трудной ситуации, непереносимой для ребенка. Боли в животе утром, когда нужно идти в ненавистный детский сад, головные боли и бледность на уроке в школе, когда задание кажется невыполнимым. 

«Механизм условной приятности», – говорят специалисты о таких состояниях, которые помогают человеку найти выход из непереносимой для него ситуации, и называют их истерическими. Это сигнал для взрослых: что-то здесь не так, есть веская причина, которая приводит к этим расстройствам. Не найдя эту причину, помочь ребенку нельзя. Если школьное задание не будет восприниматься неодолимым, не будет при его предъявлении кружиться голова и тошнить. Если в детском коллективе есть друзья, тебя любят и признают, не будет болеть живот, когда надо идти в школу или детский сад. Не стоит спешить с преждевременными выводами, а стоит подумать, почему его пугают какие-либо события и хочется их избежать.

Значительно реже, чем снижение эмоционального фона, отмечается его болезненное повышение – маниакальное состояние. Проявления маниакальных состояний в детском возрасте еще более атипичны, чем проявления депрессии. В младшем школьном возрасте они проявляются преимущественно на уровне психомоторного реагирования: ребенок может быть расторможен, суетлив, импульсивен (быстро переключается с одной деятельности на другую, не заканчивает начатое), его настроение однообразно при- поднято. Могут усилиться инстинкты и влечения: повышенный аппетит, онанизм, стремление к бродяжничеству, иногда в высказываниях звучит переоценка своей физической силы, достижений.

О болезненном происхождении такого повышенного оживления необходимо думать в тех случаях, когда нарушается поведение ребенка, его адаптация к школьным условиям, причем эти изменения очерчены во времени: можно более или менее определенно отметить начало подобного состояния.

В более старшем возрасте в проявлениях мании становится заметным повышенный фон настроения, но по-прежнему на первом плане находятся нарушения поведения, которые могут быть еще более грубыми. У подростка в маниакальном состоянии повышается двигательная активность, он становится многоречивым, агрессивным, способным переоценивать свои возможности, утратить чувство дистанции по отношению к взрослым, у него может повыситься аппетит и сексуальность, он может быть всем доволен, эйфоричен (состояние благодушия, когда все представляется в розовом свете). Реже встречается «гневливая мания» с повышенной раздражительностью, требовательностью, несдержанностью. О возможности эмоционального расстройства у подростка стоит задуматься тогда, когда его поведение значительно изменилось, стало нетипичным для него самого.

Эмоциональные колебания, склонность к спадам настроения свойственны многим людям, и значительная часть из них вполне способна более или менее успешно с этим справляться. Ребенок, не умеющий еще управлять собой, не способный в силу возрастных особенностей объяснить, что с ним происходит, и обратиться за помощью, нуждается в поддержке взрослого, понимающего, что жизнь не так безрадостна, как это кажется «изнутри» депрессивного состояния. Понимание взрослых поможет ему и в том случае, если его состояние вызвано реакцией на травмировавшие его события, и в том, когда оно обусловлено самопроизвольными колебаниями эмоционального фона.

Сохраняя и тренируя способность ребенка к «открытому», индивидуальному восприятию мира, его творческую свободу в поведении, мы, однако, не должны забывать о том, что эта свобода во многом зависит и от владения ребенком способами самовыражения. Организации себя в контакте с внешним миром.

Наряду с когнитивной стороной развития и формированием навыков существует другая жизненно важная линия развития – формирование у ребенка психотехнических приемов эмоциональной регуляции поведения, выработка аффективных стереотипов на основе которых организуется поведение человека.  

Защита здоровья ребенка

Общество начинает все больше и больше понимать, что его основы закладываются в детстве и психическое здоровье – одно из наиболее ценных приобретений.

Обеспечение атмосферы психологического комфорта необходимо начинать с первых лет рождения, и далее в соответствии с его жизненно важными потребностями. 

Спокойное, уравновешенное состояние матери, ухаживающей за младенцем.

Известно, что между матерью и младенцем существует тесная эмоциональная связь. Если мать нервничает, чем-то расстроена или подавлена, то и ребенок становится капризным и беспокойным, много плачет и плохо спит. Передающийся от матери эмоциональный дискомфорт влияет на его состояние. Как правило, у нервной и тревожной матери вырастает нервный и тревожный ребенок. Это объясняется психологическим дискомфортом, в котором растет малыш, эмоционально зависимый от матери.

Продление домашнего периода дошкольного детства, т.е. максимальная отсрочка определения малыша в детское учреждение.

Бытует мнение. Что дети до школы обязательно должны ходить в детский сад, чтобы адаптироваться в детском коллективе. Но все дети от природы разные и если ребенок боязлив и не любит шумной компании, то для его неокрепшей нервной системы дошкольное учреждение станет настоящей пыткой. Как показывает практика, ребенок, общительный по природе, без труда входит в детский коллектив, если он готов к школьному обучению. Малообщительным детям детский сад не только не помогает развивать общительность, но и усугубляет их неконтактность из-за полученного в детском саду негативного опыта.

Подготовка ребенка к школьному обучению.

        Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – еще один необходимый момент в осуществлении профилактики психосоматических заболеваний. Готовность к школе проявляется в определенном уровне развития аффективно-потребностной, интеллектуальной и речевой сфер. Главенствующую роль в подготовке ребенка к школе мы отводим его мотивационному развитию, т.к. развитые познавательные и социальные мотивы учения позволяют маленькому школьнику с удовольствием воспринимать новую для него жизнь, в которой он должен исполнять роль ученика со всеми вытекающими отсюда последствиями. Готовый к школе ребенок умеет подчиняться правилам, слушать взрослого, выполнять его задания. Таким образом, сразу же уменьшается вероятность возникновения конфликта между ним и учителем, который может вызвать у него состояние психологического дискомфорта.

Профилактика подобных состояний должна состоять в определении готовности детей к школьному обучению при приеме в школу и в последующей развивающей работе с теми детьми, которые в ней нуждаются. 

К социально-психологическим факторам, влияющим на психическое здоровье детей, относятся и такие, как дисгармония семейных отношений, нарушения в сфере детско-родительских отношений.

Частые ссоры между родителями вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональное напряжение и могут стать источником их психического нездоровья.

Заслуживает внимания и изучение неправильных типов воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. (1987) выделяют три типа неправильного воспитания:

1. Непринятие, эмоциональное отвержение ребенка, присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер.

2. Гиперсоциализирующее восприятие – тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, чрезмерная озабоченность его будущим.

3. Эгоцентрическое – чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли «кумира семьи».

Все перечисленные типы воспитания связаны с проблемой невротизации ребенка.  Этого можно избежать, если родители поверят в уникальность своего ребенка и позволят ему быть самим собой, будут чаще демонстрировать ребенку свою любовь, используя ласку, поощрения. Воздействуя на ребенка просьбами, а не наказаниями можно гораздо более эффективно давать ему инструкции. Важно помнить, что путь к пониманию ребенка лежит через игру.

Взрослым важно помнить, что под влиянием опыта общения не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные.

     Условием успешности обучения должна быть совместная со взрослым деятельность, внутри которой постепенно от ситуации абсолютного успеха ребенок учится переходить к действиям в ситуации неуспеха. Очень важно отметить, что обучение можно прерывать только на положительной эмоции. Эмоциональная поддержка и психологический комфорт – тоже являются компонентами регулирующими психическое развитие.

      Конкретным содержанием работы в данном направлении должна быть, как соответствующая организация учебной деятельности, включающая использование разнообразных форм словесной и несловесной поддержки  детей, включение игровых моментов и элементов психогимнастики на уроках, но и организация специальных занятий-тренингов:

- Поведенческий тренинг: учить детей определять конкретные цели своих поступков; искать и находить средства их достижения; прогнозировать результаты своих действий и поступков; учиться брать на себя ответственность за свои поступки.

- Тренинг эмпатийности: учить улавливать, понимать и различать чужие эмоциональные состояния; отвечать адекватными чувствами (в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение партнерам по общению).

- Тренинг умения учитывать выразительные признаки эмоциональной экспрессии, как сигналы социальной оценки и помощи: выработка умений ориентироваться в ЭВП персонажей картин, фотографий, фильмов; выполнение заданий на проигрывание и анализ ситуаций с определенным эмоциональным сюжетом и прогнозирование реакций окружающих на это.

- Тренинг групповой сплоченности и выработка умений поддерживать друг друга.

       Таким образом мы можем наполнить мир детей не только заучиванием формул и скучных параграфов, а творчеством и эмоциями. Изменять способ подачи учебного материала, используя новейшие технологии на уроках, вовлекая детей и подростков в кружки, театральные студии, формируя специальные группы, где они могли бы почувствовать и осознать все богатство своего внутреннего мира.

       Эмоциональный голод, духовная пустота шаг за шагом формируют у ребят безразличие, апатию, либо уводят в мир вечных грез. Наш многолетний опыт работы в школе, постоянные беседы с учащимися постоянно выявляют, что большое количество ребят не посещают никаких учреждений дополнительного образования, не любят читать.

 Развалившиеся детские организации оставили детей в подъездах, подвалах, где они делают все, что почерпнули из просмотренных накануне боевиков, детективов и рекламы.

После бесед даже с успевающими и благополучными учениками остается ощущение инфантилизма, непонимания целей своего существования в обществе людей.

Проблема поиска смысла своего существования, определения жизненных целей важна для сохранения психического здоровья человека в любом возрасте. Особенно остро этот вопрос стоит у старших школьников, стоящих на пороге взрослой жизни и составляет «аффективный центр» всей их внутренней жизни (Божович Л.И.). И проблема помощи подросткам в поиске себя и определении своего места в мире очень актуальна. 

Младшие подростки

Если для учащихся начальной школы проблемы чаще всего связаны со школьной успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжен с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят, а это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей - повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач.

Общение в жизни детей подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, поэтому в работе с подростками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения психологических занятий. Младший подростковый возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.

Общение со сверстниками воспринимается подростками, как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует и потребность благоприятного, доверительного общения со взрослыми. Эта потребность зачастую не получает своего удовлетворения из-за недооценки педагогами возрастных особенностей психического развития детей и неумения соотносить взаимоотношения с методами и формами работы. Все это усугубляется, если и в семье у детей отсутствует благоприятное общение.

Как показывает наш опыт работы, особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушения межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, что формирует у него чувство тревоги, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности.

Целью программы с младшими подростками становится развитие эмоционально-личностной сферы детей и формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме. В целом программа занятий призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой.

На занятиях решаются задачи:

· обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;

· развитие умения слушать других людей;

· обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;

· обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;

· формирование позитивной моральной позиции.

Таким образом мы обозначили основные направления работы с детьми на разных возрастных этапах с целью обеспечения правильного подхода в оказании помощи и поддержки детям при возникновении личностных проблем и освоении жизненных навыков.

 

II Глава

От навыков общения к жизненным навыкам

       

Отсутствие серьезного, внимательного отношения со стороны взрослых к миру чувств и потребностей ребенка ведет к недоразвитию, а затем и значительному отставанию детей в этой области.

Социальные отношения младших школьников позволяют решать жизненные задачи, которые помогут осуществлять совместную деятельность в школе с людьми разного возраста. Эта деятельность предполагает формирование у детей опыта переживания чувства принадлежности к общей команде и в то же время чувства независимости от нее.

В социальной сфере младшего школьника формируется, с одной стороны - здоровое честолюбие, а с другой - групповые ценности. Уже в этом возрасте ребенок может справиться с такими жизненными задачами, как принятие поражения, радость за чужие успехи, ориентировка в положительной или отрицательной оценке своего поведения и поведения других. При неправильной организации школьной жизни происходят драматические нарушения личностного развития.

Под жизненными навыками понимается набор умений, который характеризует компетентное социальное поведение человека определенного возраста. Это сфера переживаний личности, которая рассматривается не через установление диагнозов, а через описание недостающих жизненных умений.

Большинство учащихся не знают, как вести себя конструктивно в тех или иных обстоятельствах.

Проблемы учащихся, как учебные, так и коммуникативные, связаны с отсутствием определенного навыка или навыков в поведенческом репертуаре. Поэтому этим необходимым навыкам нужно учить детей, расширяя репертуар навыков по мере приобретения жизненного опыта. Начинать учить так же, как можно научить писать и чит



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.061 с.)