Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «актуарные расчеты» в узком смысле слова обозначает расчет страховых тарифов по видам страхования, относящимся к страхованию жизни.

Поиск

Актуарные расчеты представляют собой систему математических и статистических методов, с помощью которых определяются размеры страховых тарифов и доля участия каждого страхователя в создании страхового фонда, его величина (размер) и достаточность для страховых выплат, финансовая устойчивость и рентабельность страховых операций, эффективная страховая защита интересов страхователей.

Страховой платеж как основной источник доходов страховщика определяется на основе страхового тарифа (тарифной ставки). Тарифная ставка — это цена страхового риска и других расходов, адекватное денежное выражение обязательств страховщика по заключенному договору. Совокупность тарифных ставок по конкретному виду страхования носит название страхового тарифа. Целенаправленная деятельность страховщика по установлению, уточнению и упорядочению страховых тарифов в интересах успешного и безубыточного развития страхования определяет тарифную политику страховой компании. Выделяют следующие основные принципы расчета тарифных ставок:

эквивалентность взаимоотношений страховщика и страхователя: совокупный размер тарифной ставки должен быть достаточен для формирования страховых фондов и последующих страховых выплат из них;

доступность страховых тарифов;

стабильность размеров страховых тарифов;

обеспечение самоокупаемости и рентабельности страховых операций.

Тарифная ставка, по которой заключается договор страхования, носит название брутто-ставки и состоит из двух частей: нетто-ставки и нагрузки.

Нетто-ставка — основная часть тарифной страховой ставки, предназначенная для формирования страховых фондов и выплат страхового возмещения в имущественном страховании и страховых сумм в личном страховании - выражает цену страхового риска: пожара, наводнения, несчастного случая, дожития и т.п.

Нагрузка покрывает расходы страховщика по организации и проведению страхового дела, проведению превентивных мероприятий, содержит процент прибыли.

В мировой практике расходы на ведение дела подразделяются на организационные, аквизиционные, инкассационные, ликвидационные, управленческие и др. В актуарных расчетах уточняется размер расходов по отдельным видам страхования; в рамках каждого вида страхования — по отдельным группам с учетом их характера.

Величина тарифной ставки (нетто-ставки) отражает ту меру риска, которую представляет собой данный застрахованный объект для страховщика. Количественной оценкой этого риска является вероятная стоимость (математическое ожидание) выплаты по данному договору.

В качестве объекта купли-продажи на страховом рынке между страховщиком и страхователем в настоящее время употребляется понятие «страховая услуга». Являясь, по сути, внешней формой внутренней аквизиционной работы страховщика, страховая услуга в своей основе выступает подготовленным к продаже на страховом рынке комплексным страховым продуктом.

Особенности формирования продукта в страховании связаны с рисковым, вероятностным характером страховой деятельности. При расчете стоимости страхового продукта страховщик только приблизительно может ориентироваться на закладываемую в тариф цену страховой защиты, так как в случае наступления страхового события реальная стоимость тарифа может достичь размера полной страховой суммы.

В связи с этим первоосновой формирования страхового продукта выступает математический принцип, предполагающий расчет стоимости риска, принимаемого страховщиком на свою ответственность. Количественная оценка этой стоимости происходит в актуарных расчетах, оперирующих, в свою очередь, основным свойством риска — функцией распределения вероятности наступления случайной величины. Таким образом, единица страхового продукта опирается на законы теории вероятностей.

Следующим принципом его формирования является экономический, в котором единица страхового продукта корректируется законами стоимости, рентабельности, спроса и предложения и др. С экономической точки зрения страховой продукт отражает рыночную стоимость страховой защиты, предоставляемой страховой компанией своим клиентам и складывающейся из необходимой стоимости (количественной оценки риска) и дополнительной (прибавочной) стоимости. Первая составляющая обеспечивает самоокупаемость страховой деятельности путем формирования страховых резервов для обеспечения выплат страхователям при наступлении страховых случаев, вторая — рентабельность и прибыльность деятельности страховщика как необходимое условие деятельности коммерческого предприятия в условиях рынка.

Формирование страхового продукта с учетом математического и экономического принципов определяет его количественные характеристики, выраженные в стоимости страховой защиты — страховом тарифе. При этом математический принцип служит основой для определения размера нетто-ставки, экономический — для определения нагрузки и совокупной брутто-ставки. Экономический принцип позволяет установить размеры будущих расходов страховщика на ведение дела, комиссионное вознаграждение, превентивные мероприятия, а также заложить норму прибыли в страховой тариф.

Далее имеющий базисную количественную оценку страховой продукт дополняется другими характеристиками, например путем установления льгот, скидок, дифференцирования условий страхования, включения данного продукта в комбинированные виды страхования, установления порядка уплаты страховых взносов, что происходит в рамках институционального принципа, характерного для страхования как финансового института. Таким образом, количественно определенный страховой продукт дополняется необходимыми качественными характеристиками инфраструктуры страхования.

Следующий принцип — правовой — обеспечивает страховому продукту юридическую основу с учетом требований действующего законодательства. Согласно этому принципу оформляются основные документы страхования: правила, договор, полис; определяются основные юридические условия договоров: права и обязанности сторон, порядок выплаты страхового возмещения, процедуры разрешения споров и т.п. На этом этапе результат внутренней аквизиционной работы страховщика по разработке и формированию страхового продукта в виде набора необходимых документов (правил страхования, бизнес-плана страхования по данному виду, плана по перестрахованию, др.) направляется на лицензирование в государственный страховой надзор и, пройдя проверку на соответствие требованиям страхового законодательства, страховая компания получает лицензию на право проведения страхования по данному виду (страховому продукту).

Сформированный таким образом страховой продукт — «полуфабрикат» страховой услуги. С учетом различных факторов: финансового положения, стратегии и опыта работы по данному виду страхования, маркетинговой политики и т.п., он трансформируется в страховую услугу, которая в дальнейшем и будет выступать объектом купли-продажи на страховом рынке.

В целом такой подход к формированию страхового продукта является первичным при разработке и внедрении нового вида страхования, однако понимание основных принципов формирования этого продукта, стадий его комплексного определения позволяет системно рассматривать процесс разработки страховых продуктов, их внедрения и пересмотра.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.83 (0.006 с.)