Профессьянс «Кто? Что? Где?». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессьянс «Кто? Что? Где?».



Цель методики. Методика предназначена для ориентировочного определения наиболее привлекательных для оптанта профессий. Общая логика использования основана на построении консультируемым «образа себя» как будущего профессионала и сопоставлении этого образа с «образом» желаемых характеристик будущего труда.

Условия проведения. Данный профессьянс рассчитан на индивидуальную работу с клиентом и занимает в среднем около часа совместной работы. Данная методика предполагает определенную готовность клиента и психолога-консультанта к творческому взаимодействию. Даже несмотря на то, что на карточках имеются некоторые ответы-подсказки, от психолога требуется и хорошая ориентировка в мире профессий, и развитые комбинаторные умения, и наконец, свежая голова. При соблюдении этих условий данная методика может оказаться эффективным средством не только для решения вопроса о конкретном профессиональном выборе, но и вопроса о перспективах своего личностного развития в будущем труде.

Данная методика включает 84 карточки, разбитые на три группы: 1) 27 карточек «профессионально важных качеств» (ПВК) (см. Рисунок 2-А); 2) 27 карточек типичных трудовых действий (см. Рисунок 2-Б) и 3) 27 карточек типичных организаций (мест работы) (см. Рисунок 3). На отдельной карточке можно представить схему раскладывания данного «профессьянса» на столе. Предпочитаемый размер карточек: 6 на 9 см. Для удобства работы можно также приготовить три отдельных листа (примерно 9 на 12 см.), на которых в виде перечней выписываются ПВК, трудовые действия и места работы. Эти перечни могут значительно облегчить поиск карточек в ходе корректировок и замен в процессе работы. Сами перечни по всем трем группам карточек,  представленные в специальных приложениях  и рисунках (см. ниже в данном разделе), позволят самостоятельно изготовить данную методику.

Предлагаемая ниже процедура использования методики может показаться слишком подробной и громоздкой. Но опыт ее использования показывает, что в реальной работе она выглядит вполне простой и понятной для большинства учащихся 9-11 классов. Оправдывается столь подробное описание методики ее необычностью и важностью отдельных нюансов работы.

Общая процедура методики следующая:

1.На подготовительном этапе все карточки должны быть разложены по соответствующим группам, а все красные текстовые обозначения перевернуты вверх.

2.Клиенту (оптанту) предлагается примерно следующая инструкция: «Наша с Вами задача – определить наиболее привлекательные профессии. Сначала с помощью карточек, обозначающих различные качества человека, Вы построите «идеальный образ» такого работника, каким бы сами хотели стать в будущем. Затем Вы выделите карточки с наиболее привлекательными трудовыми действиями, а после - карточки с наиболее привлекательными местами работы. После этого мы посмотрим, насколько выбранные действия и места работы позволят Вам стать, таким, каким бы Вы хотели. И, наконец, по выбранным карточкам постараемся определить сами эти профессии. В итоге мы постараемся разобраться, каким бы Вы хотели стать (Кто?), какие действия хотели бы выполнять в своей работе (Что?) и где хотели бы работать (Где?), что и позволило бы нам уточнить конкретную выбираемую профессию».

3.Далее клиент раскладывает карточки с профессионально важными качествами (ПВК), ориентируясь на то, каким бы он хотел стать в будущем. Схема раскладывания следующая:

1) Карточки выстраиваются в ранговый ряд, по принципу: слева – наиболее привлекательные качества, справа – менее привлекательные или отвергаемые. Чтобы не занимать много места на столе этот ранговый ряд из 27 карточек раскладывается как бы в «три этажа» (три ряда): верхний ряд – менее привлекательные карточки, средний – неопределенная привлекательность и нижний ряд – наиболее привлекательные. Опыт показывает, что практически все консультируемые подростки прекрасно понимают, как раскладывать карточки. При этом в каких-то рядах может оказаться не по 9 карточек, а больше или меньше 9-ти. Это не имеет принципиального значения, т.к. фактически это один ранговый ряд, лишь для удобства выстроенный в «три этажа».

2) Психолог проверяет обоснованность сделанных раскладов, используя для этого уточняющие вопросы, при мерно следующего содержания: «Почему эти похожие карточки (например, «владение мимикой» и «красота») лежат так далеко друг от друга?», или «Что общего в этих, казалось бы, столь противоположных карточках (например, «здоровье» и «гуманность»), которые Вы положили совсем радом? И т.п. Клиент может попытаться обосновать свои расклады и, таким образом, не только раскрывает свои некоторые «секреты» и становится боле понятным для психолога-консультанта, но он становится и самому себе более понятным.

Иногда вопросы психолога заставляют клиента корректировать свои выборы и тогда, просто наблюдая за перекладыванием соответствующих карточек психологу становится более понятно, что происходит в сознании клиента. При этом, чтобы уточнить, насколько клиент осуществляет эти перекладывания осознанно, можно даже сказать: «А может, лучше эту карточку все-таки оставить на месте?...». Бывает и так, что клиент занимает негибкую позицию, по принципу «положил карточку – отрезал», т.е. никаких корректировок не делает, хотя психолог видит, что эти выборы явно необоснованные. Но здесь следует выполнять важное правило: последнее слово – за клиентом. А психолог-профконсультант может с помощью своих вопросов лишь проверять такие расклады и заставлять дополнительно задумываться самого клиента.

3) После этого клиент выбирает наиболее важные для себя 7-10 качеств (ПВК), которые и станут основой его «идеального образа себя» как будущего профессионала. Эти карточки для удобства дальнейшей работы откладываются отдельно (отодвигаются к верхней, дальней части стола), а остальные на время убираются.

4.Далее клиент делает похожий расклад из карточек с различными трудовыми действиями (см. Рисунок 2а):

1) Выстраивает их в «три этажа» по степени привлекательности для себя. Аналогично в ходе таких раскладов психолог-профконсультант задает уточняющие вопросы и позволяет клиенту лучше осознать свои выборы и подкорректировать их.

2) В итоге клиент отбирает только 5 действий наиболее значимых для себя.

3) После этого психолог совместно с клиентом пытаются определить, в какой степени отобранные трудовые действия позволят или не позволят развивать в себе уже отобранные ранее качества (ПВК). Для этого на карточках с качествами (см. Рисунок 1, верхний ряд цифр) выписаны номера карточек с теми трудовыми действиями, которые предполагают использование данного качества и способствуют его развитию. Например, берется карточка с действием под номером Ч-7 – «Работать с текстами» - и подсчитывается, сколько раз цифра 7 встречается на всех карточках с качествами. Допустим, клиент отобрал всего 8 карточек с качествами и на этих карточках цифра 7 встретилась всего три раза. На общем фоне этого обычно оказывается мало для того, чтобы данное действие (под номером 7) позволило бы реализовывать и развивать большинство привлекательных для клиента качеств, т.е. это действие, скорее всего, не позволят клиенту стать таким, каким бы он хотел. В этом случае карточка с действием также может быть заменена на другое действие и новый выбор так же соотнесен с качествами. Если же данное действие встречается хотя бы на большинстве карточек с качествами, то степень соответствия высокая.

Бывает так, что иногда клиент не согласен с ответами-подсказками на карточках с качествами. В этом случае не следует его сразу переубеждать, а лучше выслушать его аргументы и если они разумны, согласиться с ними. Чем больше клиент будет чувствовать, что сам принимает участие в рассуждениях и выборах, тем лучше – это один из верных признаков полноценной профконсультации. Тем более, что и выписанные на карточках ответы-подсказки очень приблизительные, предназначенные для начала разговора (для «затравки», для «провоцирования» совместных с клиентом рассуждений).

5.После этого аналогично тому, как отбирались карточки с трудовыми действиями, отбираются 5 карточек с наиболее привлекательными местами работы (см. Рисунок 2б). И так же аналогично, отобранные карточки соотносятся с выбранными карточками с качествами (ПВК). Для этого на карточках с ПВК, внизу выписаны номера тех карточек с местами работы, где эти качества могут пригодиться и развиваться (см. Рисунок 1, вторая строчка сверху).

9. После того, как были отобраны 5 наиболее привлекательных трудовых действий и 5 наиболее привлекательных мест работы, определяются соответствующие профессии. Из этих карточек составляются «молекулы профессии» и делается это примерно следующим образом. Все 10 отобранных карточек (5 + 5 = 10) выкладываются на столе. Далее эти карточки группируются по сходству. Причем делает это все сам клиент при небольших подсказках психолога. Критерии для сходства могут быть самые различные – это в дальнейшем можно специально обсудить. И тем не менее. На интуитивном уровне понятно, что такие карточки как «Обслуживать посетителей», «Преподавать», «Играть на сцене». «Учебное заведение»… более близки, чем карточки «Ремонтировать, настраивать», «Делать чертежи», «Обрабатывать с помощью механизмов», «Промышленное предприятие», «Служба быта»… Кроме того, сами карточки на столе также располагаются по степени близости.

При этом может так оказаться, что одна карточка попадает в разные группы. Например, карточка «Руководить» может быть отнесена и к первой и ко второй из представленных выше групп. Некоторые карточки могут вообще не соотнесены ни с какими группами. Так или иначе, в ходе подобных группировок постепенно образуются своеобразные «молекулы» профессий из сходных карточек. В приложениях к данному разделу приводится пример составления «молекулы профессий» (см. Рисунок 3).

10. И далее остается совместно угадать эти профессии. При этом одна молекула может быть соотнесена с разными профессиями. Эти варианты выписываются на листочке и отдельно обсуждаются. В ходе такого обсуждения учитывается:

1) сколько карточек с данной профессией соотносятся;

2) можно также обсудить, насколько наиболее привлекательные действия и места работы, соотносимые с профессиями. Вызывают у самого клиента сомнения относительно того, сможет ли он эти действия успешно выполнять и сможет ли работать в тех или иных организациях. Если таких карточек, соотносимых с обсуждаемыми профессиями окажется много, то тогда это может вызвать определенные сомнения по данным профессиям. И наоборот, если клиент уверен, что и действия и организации не вызовут у него затруднений, то и соответствующие профессии также могут рассматриваться как более предпочтительные;

3) естественно, учитывается и общее отношение к данным профессиям клиента, ведь даже если по всем раскладам какая-то профессия вырисовывается, а у клиента к ней откровенное отвращение, то это не есть правильный выбор. Но все-таки это также является материалом для размышлений и тогда следует понять, почему же эта профессия не желательна.

 

 

Перечень карточек профессионально важных качеств – ПВК (К).

 

Цифрами в первом ряду обозначены номера соответствующих данному качеству трудовых действий – что делать («Ч»), а во втором ряду – номера соответствующих мест работы – где работать («Г»).

 

К-1.Специальные знания – хорошая ориентировка в конкретной области, в «своем» деле

1.3.4.5.6.7.8.13.19.23.24.27.

1.2.8.9.13.15.16.18.21.27.

К-2.Общая эрудиция – умение ориентироваться в различных вопросах и областях знания

1.3.4.5.9.10.12.21.

3.6.7.10.16.17.27.

К-3.Творческое воображение, интуиция

1.4.5.7.9.11.12.13.19.21.

3.6.7.16.17.

К-4.Жизненный опыт, мудрость

2.3.4.5.9.10.14.20.21.23.25.

1.2.3.5.10.11.12.14.17.18.19.24.26.27.

К-5.Умение общаться: обаяние, воспитанность, находчивость

2.4.5.8.10.11.21.23.25.26.

1.2.3.4.6.7.14.17.18.19.22.24.26.27.

К-6.Гуманность, доброта, бескорыстность

2.4.5.9.10.11.21.22.23.

1.6.7.12.13.14.17.18.19.27.

К-7.Активность, инициативность, предприимчивость

4.5.8.14.19.20.25.

2.11.14.19.24.26.

К-8.Воля, смелость, принципиальность

4.5.8.9.12.18.20.24.

1.2.3.4.7.11.18.19.21.22.25.27.

К-9.Самокритичность – умение признаваться в собственных ошибках

2.4.5.9.11.12.13.21.

1.2.3.10.14.16.17.19.21.25.27.

К-10.Достоинство и честь, порядочность, репутация

2.4.5.9.11.18.20.23.24.

1.2.3.12.14.17.18.19.20.21.25.26.27.

К-11.Уравновешенность – способность сдерживать себя и не впадать в отчаяние

1.2.4.5.6.7.10.14.15.16.17.19.21.22.23.24.27.

1.8.12.14.15.17.19.21.23.24.26.27.

К-12.Оптимизм, чувство юмора

2.4.9.10.11.12.21.23.25.

1.3.7.16.17.19.26.

К-13.Логичность, строгость мышления

1.3.5.6.7.12.15.17.19.20.24.27.

1.2.4.9.15.16.18.19.20.25.

К-14.Умение сосредоточиваться на конкретном деле

1.3.5.6.12.15.16.17.19.23.24.27.

8.9.10.15.16.18.21.23.24.

К-15.Умение переключать внимание, быстро улавливать изменения в ситуации

2.4.5.7.8.11.12.14.15.17.19.20.21.23.24.27.

2.3.4.9.12.14.15.16.17.18.19.21.24.26.

К-16.Хорошая память

1.3.4.5.7.10.11.16.17.19.21.23.24.25.26.27.

1.2.3.6.7.8.10.11.13.14.16.17.18.19.20.21.24.26.27.

К-17.Умение оперативно искать информацию – через Интернет, пользоваться записными книжками, картотеками, каталогами, справочниками

1.3.4.5.9.12.15.19.23.24.25.

1.2.3.6.8.10.11.15.16.

К-18.Владение мимикой, позами, жестами – умение выглядеть изящно, привлекательно и убедительно

2.4.5.10.11.20.21.22.23.

1.3.7.13.17.26.27.

К-19.Владение телом – ловкость, координация движений

2.4.8.11.14.18.20.

3.7.11.18.19.21.22.25.

К-20. «Золотые руки» - отличная координация кистей и пальцев рук, умение работать все быстро и качественно

6.7.13.16.17.19.27.

8.9.12.20.

К-21.Физическая сила

2.8.16.18.20.22.

4.5.7.11.13.14.17.18.19.20.22.24.25.

К-22.Внешние достоинства, красота

2.4.10.11.21.23.26.

1.3.7.25.26.27.

К-23.Здоровье – отличная работа различных систем организма

2.8.11.14.15.18.20.22.25.26.

4.5.7.11.13.18.19.21.22.24.25.26.

К-24.Выносливость и работоспособность – умение работать с постоянными нагрузками, надолго мобилизовывать свои силы

2.4.5.7.8.9.11.14.17.18.20.25.26.27.

2.3.4.5.7.11.13.14.17.18.19.21.22.23.24.25.26.27.

К-25.Быстродействие, хорошая реакция

2.8.14.17.18.20.22.24.

4.5.6.7.9.12.15.17.18.19.20.21.23.24.25.26.

К-26.Владение голосом: интонациями, тембром, высотой, силой

2.4.5.8.10.11.21.

1.3.7.14.17.18.19.27.

К-27.Развитые органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, кожно-мышечная чувствительность, вестибулярный аппарат, чувство времени

6.8.14.20.

13.18.19.21.23.24.25.

 

 

Перечень карточек трудовых действий – Что делать («Ч»):

 

Ч-1.Работать с текстами. Много читать, писать, печатать, редактировать, корректировать

Ч-2.Обслуживать посетителей. Торговать, давать справки, оказывать услуги

Ч-3.Составлять планы, программы. Обрабатывать информацию, вести расчеты

Ч-4.Преподавать, выступать перед аудиториями. Обучать, воспитывать, читать лекции

Ч-5.Руководить, организовывать взаимодействие. Командовать, контролировать, налаживать деловые «связи»

Ч-6.Ремонтировать, настраивать, регулировать. Готовить технику и оборудование; ремонтировать помещения

Ч-7.Делать чертежи, конструировать

Ч-8.Сооружать что-либо. Возводить объекты; собирать, монтировать крупные блоки

Ч-9.Постоянно работать над собой. Непрерывное образование и самообразование; тренировки, репетиции

Ч-10.Беседовать с людьми (клиентами, пациентами, посетителями). Консультировать, помогать решать трудные вопросы

Ч-11.Играть на сцене, в кино, выступать в концертном зале, по радио, на телевидении. Быть профессиональным артистом

Ч-12.Творить, создавать новое, изобретать. Отстаивать новые идеи, доказывать свою правоту невеждам

Ч-13.Художественно оформлять что-либо, создавать уют

Ч-14.Управлять транспортным средством

Ч-15.Преобразовывать вещества (с помощью температуры, в химико-биологических и кулинарных процессах)

Ч-16.Обрабатывать объекты и материалы вручную (использовать простые ручные приспособления)

Ч-17.Обрабатывать что-либо с помощью механизмов. Управлять станком, технологической установкой, автоматической линией

Ч-18.Демонстрировать силу и ловкость. Танцы, акробатика, спортивные соревнования

Ч-19.Исследовать, изучать, экспериментировать

Ч-20.Быстро ориентироваться (соображать) в ситуациях стресса и риска

Ч-21.Воспитывать, обучать детей

Ч-22.Ухаживать за животными и растениями

Ч-23.Лечить, предупреждать болезни

Ч-24.Оценивать, контролировать, ставить диагноз

Ч-25.Много двигаться, разъезжать. Командировки, рейсы, путешествия, экспедиции, длительные обходы больших территорий

Ч-26.Обслуживать помещения и объекты. Следить за порядком

Ч-27.Выполнять высокоточную и ответственную работу. Хирургические операции, реставрация шедевров культуры, ювелирные работы, обработка дорогих деталей

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.055 с.)