Глава 3.10. Исследовательская деятельность в рамках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3.10. Исследовательская деятельность в рамках



                практической работы как условие

                активности профконсультанта.                                 

 

Активизирующий смысл исследовательской деятельности психолога-профконсультанта или школьного психолога в том, что она мобилизует специалиста на осмысление, обобщение и трансляцию своего лучшего опыта другим специалистам. Кроме того, доклад на конференции, научная статья или диссертация могут способствовать карьерному росту самого профконсультанта.

Основы организации профориентационного исследования и профориентационного эксперимента подробно описаны в других работах (см. Вачков, Гриншпун, Пряжников, 2002, С.40-144; Пряжников, 2004, С.40-60; Пряжникова, Пряжников, 2005, С.323-366, Пряжников, 2009, С.143-166 и др.). В дополнение к этому ниже будут представлены проблемные моменты, связанные с организацией и проведением профориентационного исследования, а также – соответствующие рекомендации по преодолению этих проблем:

1. Опасение исследовать проблему, которая может не понравиться начальству (например, вскрывающая недостатки психолого-педагогической работы в данном учебном заведении или муниципальном образовании). С одной стороны, следует быть осторожным и думать о последствиях. С другой стороны, смысл любого исследования – в выявлении проблемных моментов и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию работы… В этом случае можно порекомендовать, просто накапливать информацию и впечатления о сложившейся ситуации и ждать своего часа… В идеале, можно данную информацию представить в корректной форме (чтобы не переходить на личности руководителей) и выбрать момент для конфиденциально разговора с предложениями о совершенствовании работы. Ведь и среди руководителей есть немало таких, которые искренне стремятся к совершенствованию свое деятельности.

2.Опасение исследовать проблемы, касающиеся деятельности высшего руководства (региона или страны), например, проблемы несовершенного рынка труда, проблемы «свободного распределения» выпускников профессиональных учебных заведений, когда больше половины из них не работают по специальности и т.п. Понятно, что и здесь необходима максимальная осторожность и корректность. Но, с другой стороны, игнорировать эти проблемы никак нельзя и необходимо хотя бы ориентироваться в них. Это важно еще и потому, что нередко обвиняют в трудностях, связанных с выбором профессии и трудоустройством профконсультантов. Важно различать свою ответственность и ответственность смежных специалистов (включая и высшее руководство, отвечающее за рынок труда и кадровую политику в стране…).

3.Опасение трудностей, связанных с формальной стороной публикации статей и защитой диссертации. Надо сказать, что здесь есть, чего опасаться. Не секрет, что часто все это превращают в разновидность бизнеса, когда из авторов и соискателей непорядочные люди выкачивают деньги (особенно достается талантливым профконсультантам из провинции). Совет прост: необходимо связывать свои надежды не с любым первым попавшимся научных или учебным центром, а лишь с тем, чья репутация не вызывает сильных сомнений. Выясняется это через знакомых и доверенных лиц. К сожалению, это реальность, с которой приходится считаться… С еще большим сожалением я могу сказать, что немало достойных ученых, которые могли бы реально помогать талантливым психологам-практикам, часто просто не имеют для этого ни времени (вынуждены заниматься подработками), ни организационных возможностях (далеко не всегда они «вхожи» в высшие научные круги…). Поэтому, талантливому профконсультанту-практику, которому есть что сказать в науке, именно здесь необходимо проявлять максимальную активность, чтобы все-таки сделать свои идеи и разработки доступными для других специалистов…

4.Проблемы, связанные с авторским правом. К сожалению, немало примеров, когда автор разрабатывает что-то ценное и полезное для практического использования, но движим он при этом лишь желанием «хорошо заработать». И это можно понять: всем давно надоело жить в нищете! Но часто бывает так, что хорошо продать свои наработки сразу и не получается. И тогда всю оставшуюся жизнь такой талантливый автор посвящает усилиям по продаже своих находок. А ведь мог бы что-то новое придумывать!... Совет простой и жестоки: если Вы чувствуете, что у Вас получилось что-то достойное использования в других школах или профориентационных центрах, то, конечно же, попробуйте сначала это выгодно продать (но и здесь имейте чувство меры). А вот если не получится, то отдайте даром (или почти даром)! Ведь нет ничего приятнее, чем осознавать то, что твоими разработками вообще кто-то пользуется, да еще и благодарит тебя… Тем более, что в условиях уже сформировавшегося «рынка психологических услуг» уже давно выделились те, кто умеет дорого продавать даже такие разработки, которые уважающему себя профконсультанту даром не нужны. Например, многое из того, что «разрабатывается» по дорогостоящим договорам или грантам (которые все чаще называют «гранты-кормушки» для предприимчивых людей от науки и образования). Конкурировать с такими «деятелями» сложно и бесполезно, ведь они выступают достаточно сплоченно. Вероятно, лучшим способом борьбы с такой ситуацией было бы бескорыстное (или почти бескорыстное) методическое творчество, тем более, что у любого настоящего практика возможностей для творчества гораздо больше, чем у давно оторванных от реальности «светил».

 

Часть 4. ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СОСТАВЛЕНИЯ

           ПРОФОРИНЕТАЦИННЫХ ПРОГРАММ.

            ПРИМЕРЫ ПРОГРАММ                            

                                                                                              

Глава 4.1. Самостоятельное планирование работы как условие

               активности профконсультанта               

 

Каждый психолог-профконсультант в той или иной мере должен уметь планировать свою работу. Можно выделить примерно следующие основные советы при разработке программы профориентационойработы в школе:

1. Понять цель данной работы: определить цель-максимум и цель-минимум в работе с данным классом, с данной группой или в данной школе (психологическом центре)…

2. Выделить перечень основных проблем и приоритетных направлений работы (с учетом специфики данной группы).

3. Расписать все занятия по дням и часам.

4. Разбросать все темы (проблемы) по этим дням (по принципу: от общеориентирующих проблем – к более конкретным).

5. Составить перечень практических методик, иллюстрирующих теоретические вопросы (желательно, чтобы по времени они занимали даже большую часть, чем «теория» – это важно для работы со школьниками).

6. Распределить практические занятия по дням, соотнеся их с теоретическими проблемами (важен принцип «чередования»: немного теории – практика, немного теории – практика…).

7. Подобрать разные методики: тесты, опросники, анкеты, игры, игровые упражнения, разбор ситуаций, дискуссионные формы работы и т.п. (использовать принцип «разнообразия»: кому-то больше нравится работать с тестами, кому-то – больше играть…).

8. Рассчитать все по времени…

9. На всякий случай, подобрать несколько теоретических вопросов и практических методик «про запас» (на случай, когда вдруг какие-то темы и методики в данном классе «не пойдут» или когда какие-то методики и процедуры пройдут слишком быстро и останется свободное время, которое «нечем заполнить»).

10. Составить небольшие конспекты для всего курса.

 

Кроме того, постараться подобрать некоторые методики так, чтобы учащиеся могли обсудить результаты со своими родителями … Также мы рекомендуем чаще использовать со школьниками активизирующие формы работы (игры, дискуссии, обсуждение ситуаций…), но при этом не превращать занятия в «сплошную игру», т.к. даже детям это надоедает или же они могут начать воспринимать Вашу работу как сплошное «развлечение». По нашему опыту, игровые методы вполне могут занимать в работе со старшеклассниками около 25-30% общего времени занятий. Не следует увлекаться «сложным» и обширным материалом – лучше пусть вопросов будет меньше, но они будут «понятными» и «значимыми» для подростков и именно эти вопросы обсуждать более подробно.

Наконец, сложные ценностно-смысловые вопросы обсуждать следует ненавязчиво, обязательно включая их в более обширный и этически «нейтральный» материал, чтобы не вызывать недоумение некоторых учащихся и администраторов. Например, на вопрос, «а чем это Вы там занимаетесь на уроках?», психолог, который «осмеливается» касаться ценностно-нравственных вопросов самоопределения (быть может самых важных для полноценного развития подростков), может просто сказать с простоватым выражением лица: «Занимаемся чем положено, исследуем память, внимание, интеллект, рассказываем о профессиях и играем в занимательные игры... Ну а о нравственности и совести мы лишь немного поговорили, как бы нечаянно. А так у нас программа «правильная», такая как «положено»…

Основные правила при подготовке и проведения конкретных занятий и профконсультаций мы также предлагаем в виде кратких советов:

1. Определить цель данного занятия (консультации): цель для учащихся (внешняя цель – в виде доступных для понимания инструкций) и цель – для себя (внутренняя цель).

2. Подобрать методики и теоретический материал – в соответствие с целью.

3. Спланировать все занятие по времени (по минутам), при этом желательно:

- в начале – как-то заинтриговать учащихся (подобрать соответствующие методики или вопросы для обсуждения);

- далее – предложить что-то серьезное;

- ближе к концу – опять больше интриги;

4. Не обязательно стремиться к полной определенности (использовать «эффект незавершенного действия»);

5. Но при этом важно сделать занятие целостным и логически завершенным (в соответствие с внешней целью, т.е. формальная инструкция методики или цель занятия должны быть выполнены);

6. Также важно подобрать «резервные» темы для обсуждения или резервные методики (например, вдруг учащиеся не захотят играть…);

7. Подбирать только те методики, которыми психолог владеет, а также учесть общий уровень готовности работать с методиками самих учащихся;

8. При планировании группового занятия помнить, что часто его естественным продолжением является индивидуальная профконсультация (для желающих), т.е. все проблемы в классе не решаются…

9. Приемы поддержания дисциплины:

- высокая динамика проведения занятий (чтобы даже отвлекаться не успевали);

- особое внимание лидерам класса (чаще давать «особые» задания, просить в чем-то помочь, предлагать главные игровые роли в сложных играх и т.п.);

- ввести необычные правила (например, «можно громко смеяться и даже ржать, но только стоя»…);

- если дисциплина не удовлетворительная (особенно при проведении игровых занятий), то данная форма работы (например, игра) прекращается и учащимся просто «устно излагается материал» или предлагается какая-то письменная работа…;

- использовать вербальные и, главное, невербальные средства воздействия (естественно, если психолог ими владеет…).

10. Советы по самостоятельному освоению сложных методик:

- сначала провести методику на себе (разобраться со всеми процедурными тонкостями);

- затем – на близком человеке (прочувствовать всю процедуру);

- только после этого – на подростках (сначала – на тех, у кого простые проблемы, и лишь затем – на тех, у кого сложные проблемы или недостаточно доверительные отношения)…;

- лучше в начале использования сложной методики – составить краткую «шпаргалочку» с основными этапами и конкретными действиями (дословные планы-выступления своих занятий не рекомендуется делать даже начинающим психологам, особенно, в работе со школьниками).

 

Рекомендации по планированию конкретных профконсультаций отражены в общей концептуальной схеме организации консультации как взаимодействия психолога с клиентом (см. Часть 3, Главу 3.3). Заметим, что не всегда получается организовать работу с клиентом в активизирующем режиме и тогда приходится, либо проводить консультацию в более директивной форме, либо специально предварительно формировать у клиента готовность к взаимодействию…

 

                                                                                              

Глава 4.2. Варианты профориентационных программ на уровне

              полноценных курсов (включенных в расписание или

              в форме факультативных занятий)         

 

Интересный опыт профориентационной работы накоплен в Японии, где школьных психологов как таковых нет. Профессор С.Фукуяма разработал систему «профессиональных проб», позволяющих школьникам в течение трех лет (в основном за период 12-14 лет, когда, по мнению многих японских специалистов,  и должна вестись профориентационная работа) попробовать свои возможности в 16 основных видах труда (Фукуяма, 1992). По специальной системе школьники оценивают свои успехи. Также их успехи оцениваются педагогами. При этом происходит перенос акцента с диагноза в целях прогноза успешности будущего труда на диагноз в целях совершенствования обучения (см. Укке Ю.В., 1990). В целом, данная система («система Фукуяма-тест») является развитием «трехфакторной модели Ф.Парсонса», только вместо традиционного третьего фактора (или принципа) – рекомендации о профпригодности, используются «профессиональное пробы» в условиях реальной профессиональной деятельности (в специальных учебных мастерских, максимально приближенных к реальному производству). К сожалению, полноценная реализация системы «профессиональных проб» возможна лишь при реальном внимании государства и производства к школе, т.е. не все это для РФ.

В России профориентационая работа после долгого перерыва (с середины 30-х годов) возобновилась в широком масштабе с середины 80-х годов. Сначала в подшефных школах крупных предприятий такая работа проводилась на уровне «профориентационных мероприятий», отдельных «исследований» и консультаций, а затем во многих школах был введен курс «Основы производства. Выбор профессии». Вот как выглядел примерный план профориентационных занятий со старшеклассниками в середине 80-х годов, разработанный Е.А.Климовым и С.Н.Чистяковой (1987):

1. Классификация профессий: 1) Общий обзор классификации; 2) Типы профессий; 3) Классы профессий; 4) Отделы и группы профессий; 5) Формула выбора профессии.

2. Человек и профессия: 1) Интересы, склонности, способности, 2) Здоровье и профессия; 3) Профессиональная пригодность; 4) Сознательность и самостоятельность выбора; 5) Самовоспитание и выбор профессии.

3. Слагаемые успеха: 1) Профессиональный план; 2) Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии; 3) Профессиональная консультация; 4) Характеристика профессии – профессиограмма; 5) Где получить профессию?

В целом, такая программа, в силу своей серьезности и даже некоторой «академичности», была больше рассчитана на взрослых людей, знакомящихся с основами профориентации, но не на школьников. Кроме того, в те годы было еще довольно мало активизирующих и игровых методов работы. поэтому занятия проходили не очень интересно и их успех во многом зависел от обаяния преподавателя-профконсультанта.

Во второй половине 80-х годов активно использовались тесты и субтесты способностей. Например, в г. Зеленограде, на базе Центра профориентации молодежи под руководством А.Г.Владимирова была разработана эффективная по тем временам технология, где схема профориентационной работы была примерно следующей. С учащимися 8-10 классов проводились циклы занятий, на которых школьники в специальных «Тетрадях выбора профессии» заполняли бланки ответов по разным психодиагностическим методикам. В итоге, по каждому ученику накапливалась информация, на основе которой можно было выводить профконсультационную рекомендацию.

Интересную программу профориентационной работы с учащимися «Твоя профессиональная карьера» предложил авторский коллектив под руководством С.Н.Чистяковой. В данной программе вместе с теоретическим (общеориентирующим, просветительским) материалом используются различные активизирующие методы (профориентационные викторины, игры, кроссворды, дискуссии). При этом органично сочетаются традиционные формы работы (даже с элементом фольклора в виде пословиц, посвященных труду и выбору профессии) и новые, экспериментальные направления профориентационной помощи (см. Дидактический материал по курсу «Твоя профессинальная карьера». – М., 1998).

Интересный опыт профориентационной работы накоплен на базе Томского городского Центра профориентации молодежи. Благодаря усилим администрации центра группа психологов-энтузиастов, вдохновленных В.Б.Борейшей, разработали оригинальную систему профориентационных занятий и консультаций с подростками. Вот как примерно выглядит план работы с учащимися 10-11 классов:

1 часть – «Мой выбор»: 1) Профессиональный старт: моя исходная ситуация; 2) Профессиональный старт: древо возможностей; 3) Работающее решение; 4) Расширяем пространство выбора; 5) Заказываем желательную работу; 6) Подбираем подходящие профессии; 7) Моя область превосходства; 8) Горячие проблемы; 9) Проясняем внутреннее небо; 10) Взгляд из будущего; 11) Моя роль и безопасность на рынке труда; 12) Рисуем портрет подходящей профессии; 13) Вычисляем самую подходящую профессию; 14) Что подскажет внутренний голос; 15) Насыщаем решение энергией; 16) Планируем профессиональный старт.

2 часть – «Альфаплан-2015»: 1) Победители и неудачники; 2) Мои взаимоотношения со временем; 3) Экстерналы и интерналы; 4) Что такое планирование карьеры; 5) Прояснение жизненных ценностей; 6) Идеальное будущее; 7) Постановка целей; 8) Мои ресурсы; 9) Проблемная карта; 10) План действий; 11) Оформление плана карьеры.

Данная программа, разработанная уже в первой половине 90-х годов включала в себя многие интересные наработки, неизвестные отечественным психологам в 80-е годы, а также проводилась с активным использованием различных игровых методов и дискуссий. Таким образом, в отечественной профориентации накапливается достаточно интересный опыт, который еще предстоит по-настоящему осмыслить и использовать в дальнейшем.

Интересный опыт профоринетационной работы накапливается в регионах России. Например, в работе А.В.Мордовской «Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников» (2000) описывается опыт профориентационной работы с учетом этно-национальных особенностей народов, проживающих в Саха (Якутия). Предлагаемая автором программа профориентационной работы опирается на определенные национальные традиции и строится с учетом особенностей трудовой деятельности в условиях этого непростого Восточно-Сибирского региона.

Чтобы показать трагичность школьной профориентации в современной РФ, мы приведем пример деятельности одного нашего знакомого, обаятельного и инициативного человека из г.Самары, искренне поверившего в то, что в условиях «рынка» все решается легко и просто. Им была разработана программа работы с подростками (куда были включены и наши игровые методики, благодаря чему мы и познакомились). Эту программу он проводил со старшеклассниками, учащимися лицеев и колледжей, со студентами вузов и с практическими психологами в самых разных городах страны (иногда даже встречаясь с губернаторами и их замами). В начале программы он обычно спрашивал у обучающихся: «Нужна ли вам стипендия?», и естественно, получал ответ: «Конечно, нужна! Денег не хватает!». В конце проведения программы он задавал тот же вопрос и обычно ему так же дружно отвечали: «Теперь мы знаем,  как зарабатывать деньги! Теперь мы не пропадем в условиях рынка!». Закончилось все это тем, что ему самому задолжали многие фирмы и организации, с которыми он работал и, он вынужден был просто пойти работать обычным учителем физики в обычный колледж.

В современной РФ издается много пособий, где реализуется традиционна западная модель построения карьеры, берущая начало еще со времен Д.Карнеги и ориентированная на успех в конкурентной борьбе со своими соперниками (Малинин Е.Д., 1999; Поляков В.А., 1995 и др.). В одной из таких известных работ (см. Поляков В.А. «Технология карьеры». – М., 1995) автор откровенно пишет, ссылаясь на американского бизнесмена Х.Маккея: «Вы – товар. Если этот товар не берут, значит, пора подумать об изменении стратегии маркетинга, произвести собственную переоценку так, чтобы увидеть себя в ином свете. Вам следует пересоздать себя и окружающий мир». Далее В.А.Поляков предлагает перейти к «конкретным рекомендациям по организации саморекламы»… При всей сомнительности такой «профориентации» следует признать, что для решения ряда задач, связанных с трудоустройством и построением профессионального успеха многие из советов подобных авторов оказываются эффективными и полезными для определенных групп клиентов (ориентированных на ценности «массового сознания» и «цивилизованного потребления»).

И все-таки, как ни вспомнить Э.Фромма, который, рассуждая об «отчужденном характере» и «рыночной личности», выделял главную жизненную позицию таких людей: «Я такой, какой я Вам нужен для решения Ваших проблем… Я такой, кокой изволите»… Именно такая позиция позволяет человеку с «отчужденным характером» стать «ходким товаром» на «рынке личностей» (Фромм Э., 1992, С.70-84)…

В целом же, приходится с сожалением констатировать, что ни зарубежный, ни отечественный опыт в необходимой мере пока еще не изучен. Прежде всего, из-за финансовых ограничений реально работающие профконсультанты крайне мало встречаются на различных конференциях и семинарах, а те выдающиеся руководители и великие ученые, которые часто бывают за границей и которые могли бы полноценно изучать имеющийся там опыт, обычно рассказывают о том, какие достопримечательности они посмотрели и в каких саунах побывали… Хотя можно предположить (и для этого есть основания), что этот зарубежный и отечественный опыт может оказаться весьма полезным не только в плане ценных находок, которые можно было бы использовать, но и в плане анализа разнообразных ошибок и просчетов, зная которые, можно было бы не повторять их в будущем. И еще неизвестно, какой опыт важнее.

Г.В.Резапкина предлагает следующую программу профессионального самоопределения подростков (см. Резапкина Г.В., 2000), где выделяются следующие темы: 1) что я знаю о своих возможностях; 2) свойства нервной системы; темперамент; 3) особенности мышления; 4) память и внимание; 5) эмоциональное состояние и приемы саморегуляции; 6) что такое характер; «Необитаемый остров» (тренинг для выработки навыков социально приемлемого поведения); 7) склонности и интересы в выборе профессии: 8) что я знаю о мире профессий; 9) ошибки в выборе профессии; 10) способности и профессиональная пригодность; 11) личный профессиональный план; 12) навыки самопрезентации.

О.А.Махаева и Е.Е.Григорьева предлагают практический курс «Я выбираю профессию» (Махаева О.А., Григорьева Е.Е., 2002), включающий следующие занятия: 1) давайте познакомимся (беседа, знакомство с программой, упражнения); 2) кто я, или что я думаю о себе; 3) мир профессий4 дороги, которые мы выбираем; 4) на пути к профессиональной цели; 5) гамма способностей; 6) влияние темперамента на профессиональное самоопределение; 7) мир профессий и твое место в нем; 8) типичные ошибки при выборе профессии; 9) стратегия выбора профессии; 10) мои личные и профессиональные планы; 11) перспективы твоего профессионального старта; 12) итоговое занятие.

А.П.Чернявская предлагает программу формирования профессиональной зрелости (Чернявская А.П., 2001), где выделяются следующие темы: 1) психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения; 2) межличностное взаимодействие; 3) развитие умений по принятию решения; 4) эмоциональное отношение к выбору профессии; 5) умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей; 6) роль жизненных ценностей при выборе профессии; 7) умение учитывать сильные и слабые стороны своей личности при выборе профессии; 8) планирование профессионального пути; 9) применение полученных знаний в решении ситуации выбора профессии; 10) профессиональная зрелость.

Интересную программу профориентационной работы предлагает Л.М.Митина с сотрудниками (Митина Л.М., 2002). В целом, делается верный акцент не столько на развитие «знаний-умений-навыков», сколько на «личностные характеристики будущего работника». Предлагается тренинг-семинар, включающий: 1.Краткий курс «В поисках своего призвания»; 2. Практический курс «В поисках своего призвания» и 3. Тренинг профессионального самоопределения. Ниже представлены названия тем по всем этим блокам.

Краткий курс «В поисках своего призвания»: 1) Профессиональное самоопределение – одна из главных возрастных задач подростков; 2) Самоанализ профессиональных предпочтений учащихся; 3) Способности и темперамент как наиболее значимые индивидуальные характеристики в процессе профессионального самоопределения; 4) Стратегии успеха и препятствия. Мешающие реализовать профессиональные замыслы человека; 5) Учебно-профессиональное пространство города (Митина Л.М., 2002, с.321-325).

Практический курс «В поисках своего призвания»: 1) Давайте познакомимся! 2) Образ «Я», или «Что я думаю о себе»; 3) Дороги, которые мы выбираем; 4) В мир профессий – по компасу; 5) Палитра ваших способностей; 6) Тест Р.Амтхауера; 7) Беседа о способностях и обсуждение результатов теста; 8) В «круге Айзенка»; 9) «Формула» темперамента; 10) Мир профессий и твое место в нем. Обзорная психологическая классификация профессий по Е.А.Климову; 11) Стратегия профессионального выбора (включая ошибки, сопутствующие выбору профессии); 12) Твои перспективы (самоанализ готовности к профессиональному старту) (Митина Л.М., 2002, с.325-357).

Тренинг профессионального самоопределения: 1) Помечтаем о будущей карьере; 2) Тайны собственного «Я»; 3) Мое видение будущей профессии; 4) Профессия на «языке тела», или Ни слова о профессиях; 5) Ваши мнения о профессиях; 6) У меня все получится; 7) нет проблем! 8) Поговорим о жизненных ценностях; 9) На пути к цели; 10) Пожелайте мне доброго пути! (Митина Л.М., 2002, с. 357-373).

В этих и других подобных программах в последние годы активно используются не только тесты и опросники, но и тренинговые, и игровые формы работы, что делает эти программы довольно привлекательными для подростков. Например, разные авторы часто включают в эти программы и активизирующие методы, представленные в настоящем пособии (см., например, Зеер, Павлова, Садовниками, 2005; Резапкиена, 2000; Чистякова, 2007). Как видно из приведенных выше примеров программ, большинство из них ориентированы на традиционные психологические курсы, с рассмотрением «роли темперамента в выборе профессии», с рассмотрением особенностей памяти, внимания и т.п. Объясняется это тем, что реально во многих российских школах отдельных психологических курсов почти не читается, поэтому профориентационные курсы частично компенсируют этот пробел, фактически, являясь не только профориентационными, но и общепсихологическими.

Мы также считаем, что «чистая» профориентация малоэффективна: проблемы профессионального самоопределения необходимо рассматривать в более широких контекстах планирования своей жизни и нахождения своего места в обществе. Мы считаем также, что хорошая профориентационная программа в большей степени должна быть проблемной, когда в дискуссионной форме обсуждаются не только проблемы «трудоустройства» в этом мире, но и улучшения этого мира через основное дело своей жизни, т.е. через свою профессию.

Естественно, такие дискуссии в подростковых классах должны быть управляемыми и контролируемыми со стороны психологов-профконсультантов. А для этого важно разрабатывать принципиально новые методы и формы работы, а не просто тестировать школьников, выдавая им рекомендации или ублажая их на «миленьких» и «веселеньких» тренингах и группочках. Такие группочки и тренинги, конечно же, по своему, важны и полезны для здоровья (например, для установления контакта с классом и снятия напряжения). Но есть и более интересные формы работы, когда самоопределяющийся подросток постепенно начинает чувствовать свою сопричастность культурно-историческому процессу, видеть себя будущим социальным субъектом, гражданином своей страны, а не просто предприимчивым малым, который сумел «неплохо устроиться», сумел «не упустить свое» и выгодно отличается от всяких там «лохов»…

В целом, основные преимущества систематических профориентационных занятий (проводимых, еженедельно в течении е одного-двух лет) позволяют более «спокойно» и «обстоятельно» знакомить школьников с основами профессионального самоопределения. На таких занятий возможно создавать условия для постепенной подготовки, «созревания» учащихся для ответственного и самостоятельного выбора. Кроме того, преподаватель имеет возможность наблюдать за самоопределяющимися подростками и вовремя корректировать их развитие (вместе с другими педагогами и родителями школьников).

Главные сомнения в систематических курсах следующие: 1) если преподаватель плохо знаком с основами профориентации (неопытен, больше интересуется другими разделами психологии…), то ему сложно бывает поддерживать интерес у учащихся к проблематике профессионального самоопределения на каждом занятии, и тогда, он обычно либо просто «тянет» время, либо занимается другими вопросами (по другим направлениям практической психологии); 2) часто во многих школах «не находится» достаточно времени для систематических профориентационных курсов (хотя, частично, эту проблему в последние годы решает профильное обучение); 3) пока еще наблюдается слабая увязка профориентационных занятий с преподаванием других предметов, в рамках которых также можно было знакомить школьников с соответствующими этим дисциплинам профессиями, и вообще иногда говорить со школьниками об их будущем трудоустройстве (хотя, и здесь в последние годы предпринимаются определенные позитивные изменения).

Иногда возникает вопрос: с какого времени следовало бы вести профориентационную работу с детьми? – Наш ответ следующий. Идеально, было бы начинать такую работу еще с дошкольниками, учитывая высокую степень сенситивности (особой восприимчивости) этого возраста. Опыт показывает, что даже в этом возрасте дети способны многое понять. Конечно, и с дошкольниками, и с учащимися младшей и средней школы проводить систематические профориентационные занятия (еженедельно) нецелесообразно, поэтому занятия здесь должны быть больше эпизодическими (об этом будет сказано в последующих разделах данной главы). Но наиболее актуальны профориетационные вопросы именно для подростков.

                                                                                              

Глава 4.3. Варианты программ эпизодически проводимых

              профориентационных занятий                

 

«Этипозидические» занятия имеют право на существование в тех случаях, когда в школе отсутствует систематическая профориентационная работа. Такие занятия можно проводить не только в школах, но и любых других заведениях, где работают со школьниками (на базе библиотек, разнообразных психологических центров, даже в детских лагерях и больницах).

Особыми преимуществамаи этизодических занятий являются: 1) относительно малое время для их проведения; 2) как правило, большой «охват» учащихся (недостаток времени часто вынуждает работать сразу с двумя или тремя классами одной параллели); 3) большая степень конкретности результатов работы (здесь психологи часто «вынуждены» использовать те методики, которые позволяют за короткое время и на больших аудиториях получать такие результаты).

Основными недостатками эпизодической профориентационной работы являются: 1) слабые возможности для индивидуального подхода к каждому школьнику (здесь приходится работать с целой аудиторией); 2) невозможность отслеживать развитие учащихся; 3) невозможность получения конфиденциальной информации об учащихся, помогающей психологу лучше понять ситуацию их самоопределения (для этого нужен постоянный контакт и индивидуальные беседы); невозможность реализовывать обучающий и формирующий подход, когда школьник смог бы научиться самостоятельно решать какие-то свои проблемы (для этого как раз и нужно немалое время); 5) невозможность глубоко рассматривать многие важные вопросы самоопределения.

Чтобы частично компенсировать многие из этих недостатков психологи могут чаще проводить с подростками индивидуальные профконсультации, а также больше подключать к этой работе родителей ребят и других специалистов (классных руководителей. некоторых учителей-предметников). Но раз уже в данной школе не хватает времени на систематическую работу, то обычно времени нет и на индивидуальные профконсультации, и тогда родители подростков вынуждены обращаться за помощью в другие учреждения. Хотя все зависит от конкретных специалистов, работающих в данной школе, которые иногда могут проявлять инициативу, и даже безвозмездно заниматься с наиболее нуждающимися в этом школьниками профориентационной работой за рамками официальных программ и выделенного времени.

Как уже отмечалось, важной особенностью эпизодических занятий является невозможность глубоко рассматривать многие важные вопросы самоопределения. Все это заставляет проводить занятия, используя методики с более конкретными результатами, которые можно было использовать сразу для принятия профориентационного решения. Ниже мы предлагаем несколько вариантов таких «эпизодических» программ, которые можно составить с методиками, представленными в настоящем пособии.

 

Программа для учащихся 8-9 классов, рассчитанная на один день (1,5-2 часа) [5]:

 

1) Знакомство.

2) «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» (с решением 2-3 задач);

3) Опросник «За и против – 1 часть» (школьники сами обрабатывают результаты, а психолог кратко объясняет, какие предварительные выводы можно сделать на их основе);

3) Заключительное слово.

Даже эта короткая программа предполагает, что психолог, обработав результаты опросника (а в идеале, и впечатления от разговоров с учителями данных школьников), каждому даст письменную рекомендацию с двумя-тремя предложениями. Хотя, конечно, для более обоснованных и качественных рекомендаций требуется гораздо большее время.

 

 

Программа, рассчитанная на работу с учащимися 8-9 классов (в течение трех дней по два урока).

 

1. День первый (1,5-2 часа):

1) общее знакомство, объяснение смысла предстоящей работы;

2) «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» (с решением 2-3 задач);

3) Бланковая игра с классом «Бизнес-риск-мен»;

 

2. День второй (1,5-2 часа):

1) Игра «Угадай профессию»;

2) Игровое упражнение «Советчик»;

3) 3) Профориентационная игра «Ассоциация» (вариант работы с целым классом).

 

3. День третий (1,5-2 часа):

1) Опросник «За и против – 1 часть» (школьники сами обрабатывают результаты, а психолог кратко рассказывает, какие выводы можно сделать на их основе);

2) Схема альтернативного выбора (психолог просто рассказывает о логике выбора конкретного варианта и показывает на одном-двух примерах, как такой выбор можно сделать).

3) Заключительное слово.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.077 с.)