Глава 3.8. Особенности активизации родителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3.8. Особенности активизации родителей



              самоопределяющихся подростков.                              

 

Известно, что позиция родных и близких, их реальная помощь (или противодействие) оказывают сильгнейшее воздействие на самоопределение подростков. Поэтому, организация сотрудничества с родителями является важным условием повышения эффективности профориентационной работы. Само сотрудничество может быть организовано как в активизирующем режиме, так и в обычном, не предполагающем значительной активизации. Понятно, что не все родители в одинаковой степени и готовы с эффективному взаимодействия с профконсультантами. Например, у кого-то просто не хватает времени (заняты работой), кто-то не готов к сотрудничеству в силу своих характерологических особенностей (несдержан, упрям, опирается на общественные предрассудки, ориентирует своих детей на сомнительные виды труда…), а кто-то просто не верит в эффективность профконсультационной помощи и, быть может, обращается к другим консультантам… Но в любом случае, попробовать организовать эффективное взаимодействие нужно хотя бы попробовать.

Взаимодействие с родителями в активизирующем режиме предполагает:

1.Объяснить родителям цели и задачи профориентационной работы с их детьми. В школе это можно делать на родительских собраниях и индивидуально. Следует помнить, что сразу, за один раз такое «просвещение» почти невозможно. Поэтому, следует систематически уточнять и конкретизировать эти цели, в зависимости от вовлеченности родителей совместную работу.

2.Привлекать родителей к составлению планов совместной профориентационной работы. При этом следует распределять задачи между психологом (профконсультантом), педагогами и родителями. Естественно, надо учитывать реальную готовность конкретных родителей выполнить эти задачи. Здесь следует выделить из общего числа родителей в классе (или даже в школе) наиболее активных родителей, которые сами готовы предложить свою помощь, и именно на них делать в начале работы основную ставку.

3.Сам план профориентационной работы может включать разнообразные мероприятия, например: 1) рассказы некоторых родителей о своей профессии (опыт показывает, что дети таких родителей начинают особенно гордиться своими папами и мамами); 2) содействие в организации экскурсий в организации, где работают родители школьников; 3) участие родителей в подготовке профориентационных праздников и мероприятий (выставок, дней профессий, профориентационных викторин и КВНов и т.п.).

4.Обсуждать на родительских советах (или собраниях) дальнейшие судьбы наиболее проблемных подростков, например, по вопросам их дальнейшего обучения, содействия в помощи и поступлении в другие учебные заведения и т.п. Поскольку данный вопрос довольно деликатный, то предварительно психолог (профконсультант) должен сам поговорить с родителями таких проблемных подростков и обязательно получить согласие этих родителей на обсуждение судьбы их детей с привлечением родительского комитета или родительского собрания.

5.С родителями, не проявляющими особой активности по вопросам профориентации своих детей, психолог-профконсультант может проводить индивидуальную работу. Либо он приглашает таких родителей на консультацию (или просто – беседу), либо, в крайнем случае, он сам просит родителей принять их в удобном месте и в удобное время для разговора о будущем детей.

Эти и другие варианты вовлечения родителей в профориентационную работу со школьниками в перспективе могут активизировать и менее активных родителей. Желательно, чтобы определенные форм профориентационной работы с родителями учащихся носили обязательный характер, например, участие в родительских собраниях, а по возможности – и в профориентационных мероприятиях, где такие (пока еще пассивные) родители были хотя бы в роли наблюдателей и для начала, просто увидели, насколько интересны разговоры о профессиях, о карьере, о профессиональном и жизненном успехе их детей.

                                                                                                                  

Глава 3.9. Самостоятельная модификация и конструирование

               методов самоопределения подростков как условие

               активности профконсультанта                                   

 

Психолог-профконсультант, пытающийся активизировать самоопределяющихся клиентов сам должен стремиться к тому, чтобы занимать активную, творческую позицию в своей профессиональной деятельности. В частности, он должен стремиться не только использовать уже готовые (разработанные кем-то) методы, но и привносить в работу (и в уже имеющиеся методы) что-то от себя. Поэтому разговор об активизирующей профконсультации будет не полным, если не затронуть вопросы, связанные с самостоятельной разработкой и модификацией профконсультационных средств. К сожалению, процессы профессионального творчества остаются еще мало изученными. Но, поскольку вопросы эти крайне важные и обсуждать их надо обязательно, то можно воспользоваться хотя бы образами, метафорами профессионального творчества, которые могут помочь хотя бы некоторым психолгам-профконсультантам.,

Известный психофизиолог Г.Селье в несколько шутливой форме так выделял основные этапы и общиймеханизм творческого процесса ученого (по аналогии с физиологическим процессом чуда-рождения): 1 - любовь (или хотя бы желание что-то сделать в науке); 2 - оплодотворение (фактами, явлениями, впечатлениями); 3 - созревание (“вынашивание” идеи); 4 - родовые схватки (“знаю, но сказать пока не могу”...); 5 - рождение (в науке - это скорее радость, чем боль); 6 - обследование (осмысление “рожденного”). При этом Г.Селье признавался, что больше всего пятого этапа («рождения идеи»), когда хочется рассказать об этом всему миру, но вокруг «не находится никого, кто мог бы оценить значение моей находки» (см. Селье, 1987, с. 75-81). Таким образом, подлинное творчество нередко связано с внутренней готовностью к одиночеству и первоначальному непониманию.

Отталкиваясь от приведенных выше рассуждений (и несколько видоизменив их) можно предложить образную модель творческого процесса при разработке активизирующих профконсультационных методик. Условно эту модель можно назвать “Циферблатом творческого процесса”(основные действия психолога-проектировщика), где выделяются следующие основные этапы действий (см. Рис.2):

1) Желание работать хорошо (и сделать что-то существенное) в данном направлении практической психологии;

2) Накопление эмпирического и теоретического опыта по данной проблеме (или просто в ходе своей практической работы);

3) Осознание проблемы (как несоответствие между имеющимися частями опыта, или несоответствие между своими профессиональными целями и средствами);

4) Возникновение идеи (образа, первого варианта новой методики, позволяющей решать выявленное противоречие);

5) Начало практической проверки методики (идеи), часто предполагающее преодоление первых (неизбежных) неудач и превращение пока еще неуклюжей идеи в более-менее работающее средство; на данном этапе желательно не очень-то «афишировать» свой рискованный поиск, чтобы не стать преждевременно объектом насмешек и «всеуничтожающей» критике, т.е. самому стремиться к некоторому «одиночеству» (почти по Г.Селье – см. выше);

6) Доведение методики до совершенства (в практической деятельности, а также в обсуждении с коллегами-психологами, но уже тогда, когда в целом методика признана полезной и перспективной…);

7) Неизбежное накопление отрицательного опыта (корректный, опытный специалист как правило обнаруживает недостатки даже в самых «удачных» методах работы, т.к. «идеальных» методов не бывает);

8) Либо отказ от методики, либо желание усовершенствовать ее и переход к последующему накоплению опыта и т.д. (повторение цикла проектировочных действий).

Все это можно представить в виде образной модели (см. Рис. 2).

 

                                                 Либо отказ от дальнейшей работы

         

 Либо дальнейшее совершенствование идеи

    8     1      
                   
    7         2    
                   
  6         3    
                   
      5     4      
                   
                   

 

Рисунок 2. «Циферблат» творческого процесса: большая стрелка показывает этап, на котором находится психолог-проектировщик (в соответствии с выделенными этапами процесса разработки активизирующей профконсультационной методики – см. в тексте); маленькая стрелка показывает, какая по счету попытка при разработки методики.

 

Можно также обозначить общую логику конструирования конкретных активизирующих профконсультационных методик:

1) Определение цели методики (какая проблема моделируется, какой смысл методики) - на примере профориентационной игры;

2) Конструирование подготовительного (доигрового) этапа;

3) Определение общей игровой ситуации;                                        

4) Определение игровых условий;

5) Определение процедурных дополнений;

6) Конструирование после-игрового этапа (обсуждение, рефлексия игры);

7) Практическая проверка и постоянное совершенствование данной игровой процедуры.

 

Основное направление поиска психолога-проектировщика выстраивается в соответствие с общим пониманием практической методики как совокупности внешних и внутренних средств деятельности психолога, разрабатываемой и используемой с учетом уровня развития клиентов и общей ситуации работы (см. Пряжников, 1999, с. 50-51). Реально редко удается совершенствовать методику по всем позициям (имитационная модель, психотехническая модель, своя собственная готовность, повышение готовности к участию в методике самих школьников и т.п.). И тогда при проектировании и использовании методики часто срабатывает принцип «компенсации»: что не получается в одном - компенсируется в другом (например, не удается развить свое обаяние, и тогда это компенсируем веселой, интригующей процедурой, когда самому можно оставаться по-прежнему угрюмым, а дети будут думать, какой у них «веселый» и «жизнерадостный» психолог, как с ним «интересно» и «хорошо»….). Нередко психолог вынужден придумывать какое-то средство улучшения своего труда по причине неудач в своей работе: либо ты что-то придумываешь, либо тебе лучше вообще поменять профессию… И не нужно бояться таких откровений, ведь известно, что с осознания своего несовершенства часто вообще начинается настоящее творчество.

Нередко само конструирование методики можно сравнить с построением дома из отдельных «кирпичиков» (конструктивных элементов). Конечно, при этом должна уже быть общая идея и замысел методики, но сами конструктивные элементы нередко помогают существенно доработать методику. А иногда отдельные такие элементы («кирпичики») вообще могут стать основой всей методики (вся методика как бы «наращивается», «кристаллизуется» вокруг этого внешне скромного элемента).

Например, в основе проектировании активизирующего шутливого профориентационного опросника «Моды» (см. Пряжников, 1997, с. 334-339) лежало желание автора методики как-то солидно обставить использование появившегося тогда термина «эпоха СШАизма», характеризующего сущность переживаемого Россией периода. И в итоге получилась методика, позволяющая в шутливой форме рассматривать сложнейшие проблемы, связанные с прогнозом изменения престижности многих профессий в ближайшие годы, где престижность профессий анализировались по каждой эпохе (в том числе и по настоящей эпохе – «эпохе СШАизма»).

Заметим, что реально при проектировании методики важно не только объективное («правильное» и понятное для окружающих) стремление усовершенствовать свою работу, но и стремление психолга-разработчика как-то заявить о том, что его волнует как специалиста и как гражданина своей страны, но что не обязательно сразу будет с восторгом принято и одобрено окружающими (мы вновь обращаемся к теме одиночества и непонимания, о которой говорил Г.Селье, рассматривая творческий процесс – см. выше).

Для облегчения проектирования (или модификации, доработки) профориентационных игровых методик выделяются основные конструктивные элементы профориентационных игр:

1) Цели игры выделяются в соответствии с моделью профессионального самоопределения, например, с основными компонентами схемы построения ЛПП (см. Пряжников, 1999, с. 21-24);

2) Общие игровые ситуации(основная схема игры):

- конференция (когда все задают вопросы главным игрокам, например, в профориентационной игре «Пришельцы» у предсавителей другой цивилизации спрашивают, чем занимаются жители их планеты, какие у них имеются профессии, каково соотношение профессионального труда и досуга и т.п.);

- соревнование, конкурс, викторина (когда какая-то команда демонстрирует лучшее время, количество заработанных очков и т.п.);

- обсуждение конкретной ситуации (по схеме «общего собрания»);

- придумывание новых ситуаций или новых игр в рамках уже обозначеной игры (например, необходимость придумать какую-то игровую ситуацию и предложить ее разыграть другой команде);

- ситуация «зеркала» (проигрывание ролей партнеров по игре);

- передача эстафеты (последовательно разворачивающееся игровое действие);

- совместная работа по группам (типа «деловой игры»);

- игры-отгадывания (типа «ассоциации» и т.п.);

- игры-демонстрации (представления)…

3) Игровые условия (привносят “изюминку” в общие игровые ситуации):  

- воображаемые перемещения во времени;

- воображаемые перемещения в пространстве;

- необычный внешний вид игрока или какого-либо объекта (или его изображение);

- необычные называния обычных вещей (например, через ассоциативную связь);

- игровая ответственность за жизнь и здоровье других игроков;

- обмен ролями в ходе игры;

- чередование ролей;

- определенные правила игрового взаимодействия (в зависимости от конкретной игры);

-  неожиданное введение новых правил и условий игры и т.п.

4) Процедурные дополнения(позволяют еще больше «доработать» игровые ситуации и еще больше расширяющие импровизационные возможности игры):

- ограничения временем;

- игровые штрафы и наказания и специальные поощрения;

- необходимый реквизит и костюмы;

- специально организованное пространство («кружочки-пузыречки», когда все рассаживаются по кругу; организуется общий рабочий стол, организуется пространство для каждой игровой группы отдельно и т.п.);

- музыкальное сопровождение;

- специальные паузы...

Для стимулирования и оптимизации методического творчества будущих психологов-профконсультантов может быть использована специальная учебная игра «Ведущий». Общая логика организации учебной игры «Ведущий» следующая:

1) Сначала демонстрируются несколько разнообразных игровых методик;

2) Некоторые простые методики предлагается провести (повторить) самим обучающимся (естественно, на добровольной основе);

3) Знакомство с основами самостоятельного конструирования игр и с конструктивными элементами (желательно на примере продемонстрированных игр);

4) После этого каждый на листочке придумывает 1-2 варианта своих игр (или «идей» игр, ил модификаций уже известных игр, включая и только что продемонстрированные профориентационные игровые процедуры);

5) Далее организуется работа в 2-4 командах по 5-7 человек (листочки с идеями участников пускаются по кругу, каждый оценивает все эти идеи, выбирается 1-2 наиболее удачных идей и готовятся выступающие от данной команды);

6) После этого организуются выступления-обсуждения от каждой команды (на этом этапе важно не столько «критиковать» и «осуждать», сколько выделять удачные моменты и общими усилиями развивать их);

7) Если представленные игры получаются почти завершенные, можно попросить авторов провести данные игры со всей группой, после чего можно вновь обсудить игру и предложить новые идеи по ее дальнейшей доработке.

В игре «Ведущий» важно не столько непременно разработать новую игру, сколько показать участникам саму возможность такой работы, а также вселить в них некоторую уверенность в том, что и сами они (при некоторой смелости и желании) также могут выступать в роли психологов-проектировщиков, а не только в роли «добросовестных исполнителей» уже кем-то придуманных методик.

                                                                                                                  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.048 с.)